Adventurer
#01
31 декабря 1995 |
|
Система - О старых и новых системных программах: VU-3D - построение фигур по плоскостям; Mega Screen v1.8 - графический редактор.
С И С Т Е М А ▒ ▒ ▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒ В этом разделе вы будете иметь удо- вольствие читать как о новых, так и о старых ситемных программах, о разных хит- ростях и улучшениях, а так же о всем, что связано с системными программами и прог- раммированием. * * * (C) Котов А.В. Сегодня разговор пойдет о двух прог- раммах, одна из них относится к давнему 1982 году, вторая же совсем свежая. Итак... Начнем мы наш обзор со старой доброй программы VU-3D фирмы PSION. Год выпуска 1982-й. Это программа, вообще-то говоря,была для своего времени очень крутая. Да и се- годня я не видел ничего лучше нее из этой области.( Кроме, по слухам, CAD+3D Plot ). Многие скажут : "Что это он нам пытается всучить старье какое-то..." и будут не правы. Эта система хоть и медленно рабо- тает, но зато позволяет получать любой об'ект, собранный из линий, стирать линии невидимого контура, задавать два источни- ка освещения. И все это на 48 килобайтах памяти ! (Если вспомнить историю, то мно- гими любимая IBM PC тогда только появи- лась в Америке и не имела не то что цвет- ного изображения, а вобще работала только с текстом). Итак,это было кратенькое вступление, а теперь я опишу меню программы и принци- пы работы, в конце описания приведу нес- колько рабочих экранов программы. VU-3D --------------------- (C) 1982 Psion Software Программа производит построение фи- гур по плоскостям, т.е. вы создаете об'ем из сечений (см. рисунок). Загрузка программы производится в режиме 48 килобайт (для машин с 128К). После загрузки появляется запрос о созда- нии новых об'ектов или загрузке старых с внешнего носителя. 1) Create a new figure 2) Load a data file После выбора пункта 2, программа загрузит их с внешнего носителя и выйдет в главное меню ( MAIN MENU ). При выборе опции Create вы попадаете в режим создания об'ектов. В данной программе все действия выполняются или при нажатии на букву, ко- торая соответствует первой букве команды, или на цифру, стоящую перед командой. Программа вводит любой об'ект как сово- купность Z-плоскостей (ось Z направлена вглубь экрана). Экран при команде Create имеет сле- дующую структуру : В верхней части экрана находятся : -индикатор текущего режима (выведен в инверсном виде), -команды, -клавиши управления. С левого края и снизу экрана проведены оси X и Y с разметкой. В самой последней строке показываются текущие координаты по X,Y и какая Z-плос- кость в данный момент является текущей. (Все построения происходят на текущей плоскости). Команды меню Create : Open, Close, Figure, Magnify, Reduce, Next Z, Quit. 1. Open - начало создания об'екта. После выбора этой команды список команд меняется и появляется курсор. Курсор управляется клавишами 5,6,7,8 и эти же клавиши с Caps Shift обеспечивают более медленное пере- мещение курсора. Команды, доступные в Open : Start, Line, End, Delete. Start-отмечает начальную точку фигуры Line - нарисовать линию от последней построеной точки до курсора. Еnd - окончить построение и выйти в предыдущее меню. Delete - удаление последней линии из буфера. 2. Next Z - переход к следующей Z- плоскости. В новой плоскости сохраня- ются фигуры с предыдущих плоскостей, их можно изменять командами Magnify и Reduce. 3. Figure - переход к следующей фигу- ре (если построено больше, чем одна фигура). Выбранная фигура выделяется пунктирной линией. После этого ее можно изменять клавишами 5,6,7,8 и командами Magnify и Reduce. 4. Magnify - увеличивает нарисованую фигуру в размерах. 5. Reduce - уменьшает нарисованую фигуру в размерах. 6. Close - заканчивает текущий об'ект 7. Quit - заканчивает ВСЕ об'екты и осуществляет выход в главное меню. Команды главного меню : ----------------------- MAIN MENU 1) Modify a figure 2) Abandon 3) Load a date file 4) Create a new figure 5) Save a data file 6) Display 7) Change colors Modify - изменение размеров и расположе- ния фигур. Аbandon - стереть ВСЕ фигуры. Load - загрузить данные. Save - сохранить данные. Display - работа с об'ектами. Change colors - смена цветов. Display - этот режим позволяет получить перспективное изображение об'екта, скрыть невидимые ли- нии, получить залитый об'ект. Кoманды режима Display : Far,Near,Magnify,Reduce,Quit,Picture. Клавишами 5,6,7,8 вы можете повернуть об'ект вокруг осей. Near - приближает наблюдателя к об'екту. Far - удалает наблюдателя от об'екта. Маgnify - увеличивает изображение об'екта. Reduce - уменьшает изображение об'екта. Quit - выход в главное меню. Picture - после входа в эту опцию, вы увидите несколько команд для работы с экранным изоб- ражением рисунка. Команды режима Pictute : Hidden line, Shade, Colour, Print, Keep, Quit. Hidden line - удаление невидимых ли- ний контура. Shade - построение светотеневого ри- сунка. После выбора этой ко- манды спрашивается о распо- ложении сначала первого ис- точника света, а затем - вто- рого. Возможные ответы на первый вопрос: А - сверху, B - внизу , C - в центре; на второй вопрос: L - слева , R - справа , C - в центре. Colour - выбор цвета фона и рисунка. Print - печать рисунка на принтер. Keep - запись экранного файла на вне- шний носитель. Quit - выход из режима Display. Теперь рассмотрим пример создания простой фигуры. Для примера мы возьмем куб. Итак, начали... Запустим программу VU-3D (cм.прило- жение). Вывеберем пункт 1 ( Create a new figure, т.е. клавиша "1" и Enter ) - по- падем в меню создания об'ектов. Выберем команду Open, появится новое меню и курсор в виде крестика. Поставим курсор клавишами 5,6,7,8 в левый верхний угол нашего будущего куба. (Просто отве- дите курсор от начального положения на несколько пунктов влево и вверх, ориенти- руясь по осевым линейкам). Нажмите клави- шу "S" (Start) - это начало построения. Отведите курсор вправо так, чтобы было симметрично начальной точке.(Вобще-то это не обязательно, но так будет лучше смот- реться). Нажмите клавишу "L" (Line) - у вас появится линия от начальной точки до курсора. Отведите курсор вниз на такое же расстояние, (У куба все стороны равны), и опять нажмите "L". Проделайте эту опе- рацию для оставшихся двух сторон квадрата основания, затем нажмите клавишу "E" (Еnd) для завершения построения фигуры. После этого мы возвращаемся в меню Create. Здесь вы можете получить нужный вам размер фигуры клавишами "M" (Мagnify) и "R" (Reduce), Теперь с помощью клавиши "N" (Next Z) добейтесь, чтобы значение Z (внизу справа ) стало равным, к приме- ру, 30 или 40. (Но лучше, чтобы это зна- чение было равно размеру ребра квадрата). При нажатии клавиши "Q" (Quit) фигура считается завершенной, и программа пере- ходит в главное меню (MAIN MENU). В нем вам нужно выбрать режим Display. Войдя в этот режим, вы можете увеличить или уменьшить об'ект,приблизить или удалить точку наблюдения, повернуть об'ект (клавишами 5,6,7,8 или 5,6,7,8 с Caps Shift ). При входе в режим Picture (клавиша "P") можно проделать ряд манипу- ляций над изображением об'екта : убрать невидимые линии, получить светотеневой рисунок, записать изображение как экран. Эти манипуляции с нашим кубом я, надеюсь, вы проделаете сами без моих подсказок. * * * Tеперь перейду к описанию самой свежей на сегодняшний день программы для работы с графикой. Называется она MEGA SCREEN. На настоящий момент мне известна полная рабочая версия редактора и одна DEMO версия. Версия 1.8 является полной рабочей версией и о ней пойдет разговор. MEGA SCREEN v1.8 ------------------ Ни для кого не секрет, что в компью- тере ZX-Spectrum обычными средствами вы- водятся только ДВА цвета в знакоместе из набора в 8 цветов. Долгое время это счи- талось аксиомой. И вот появился редактор, в котором можно получить ВСЕ шестнадцать цветов, доступных компьютеру. Такого, возможно, не представлял и сам создатель этой машины. Итак, краткое описание редактора : После запуска редактора на экране появится рабочее меню, поле редактирова- ния и окно, в котором выводится вся кар- тинка. Экран разделен на три части. В ниж- ней находится поле редактирования, в вер- хней левой части - поле индикации выбран- ных цветов, яркости, мерцания. Клавиши управления цветами : 1,2 - изменение цвета INK 3,4 - изменение цвета PAPER B - включить/отключить BRIGHT F - тоже дла FLASH T - включения режима Transparent В верхней средней части экрана нахо- дится поле, в котором отображается ВЕСЬ рисунок. При нажатии клавиши [Пробел],по- является рамка, с помощью которой можно выбрать участок для редактирования. В верхней правой части находися меню подсказок по командам. Вот эти команды: Clear - очистить окно или экран Inverse - инвертировать окно или экран Q - увеличить цвет A - уменьшить цвет Load - загрузить экран с диска Save - записать экран на диск Remove - копировать окно из любого другого экрана в текущий Выход из режима - клавиша [Пробел]. -/+ позволяют настроить систему под компьютер. Клавиша М позволяет переключать экра- ны (25 экранов для 128к машин). Вместе с редактором поставляется компилятор экранов. Он подсоединяет про- цедуру, подключающую вывод экрана, ко второму режиму прерываний (IM2). * * *
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября