Adventurer #01
31 декабря 1995
  Железо  

Обмен опытом - О достижениях в области освоения ATM-Turbo.

<b>Обмен опытом</b> - О достижениях в области освоения ATM-Turbo.
                                       
         О Б М Е Н   О П Ы Т О М        ▒
                                        ▒
 ▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒

     В этой рубрике вы можете узнать что-
то новое, поделиться своими достижениями.
     В первом выпуске нашего журнала сво-
ими достижениями в области освоения  ATM-
TURBO с вами делится наш главный техник.

                   * * *
(C) ЗАВОДЧИКОВ КОНСТАНТИН  

       ┌──────────────────────────┐
       │ ЭКРАНЫ пк (ATM-)TURBO 2+ │
       └──────────────────────────┘

     Сегодня мы поговорим об экранах,реа-
лезованных на пк (ATM-)TURBO 2+(далее TU-
RBO 2). Кто-то скажет, мол, зачем все это
любителям SPECCY, ведь эти экраны выходят
за  рамки  простого  SPECTRUMа. Трудно не
согласиться. Но раз уж есть такие компью-
теры, то нельзя забывать про их возможно-
сти, да и в основе их лежит старый добрый
SPECCY. К тому же, читатели  ZX-РЕВЮ  на-
верное  заметили  в  одном из журналов за
1995 год, статью об очередной  разработке
для  SPECCY в области графики - графичес-
ком  процессоре с большими возможностями.
Так  что  пока  SPECCY  жив, к нему будут
изобретать всякие устройства, а мы поста-
раемся рассказать вам о их работе.
      И так,в TURBO 2 реализованы  четыре
основных экрана:
   1) экран высокого цветного разрешения
   2) экран высокого разрешения
   3) SPECTRUM-экран
   4) текстовый экран.
    Первый - экран высокого цветного раз-
решения 320х200 точек,каждая точка своего
цвета.Одновремен-
но на экране воз-
можны 16 цветов
из палитры 64
цвета(аналог EGA).

Он занимает около
32 кБ,и располага
ется в  2-х стра-
ицах ОЗУ: первой
 пятой.   Каждая
страница поделена
а две половины,
т.е. получается 4
области памяти, в
которых  хранятся
данные.Так как на
одну точку отводится 4 бита, то один байт
содержит информацию о двух точках. За ну-
левую  точку,  (которая находится слева),
отвечают 0,1,2 и 6 биты, а за первую-3,4,
5 и 7.
     Теперь  вновь вернемся к четырем об-
ластям экрана. Для более понятного объяс-
нения рассмотрим,  для примера,  горизон-
тальную линию N-ной длины, проведенную из
начала  координат   (верхний левый угол).
Первые  две  точки этой линии принадлежат
нулевой  половине  первой  страницы  ОЗУ.
Следующие точки - нулевой половине  пятой
страницы. Четвертая и пятая точки лежат в
первой половине первой страницы, а шестая
и  седьмая в той же  половине,  но  пятой
страницы.Очередная пара точек снова будет
принадлежать нулевой половине первой стра
ницы,но с адресом большим на единицу (ад-
реса см. на рис.). Т.е. если  1-ю страни-
цу расположить с  адреса  #0000, а 5-ю  с
#4000,то 0-я  и  1-я точки будут по адре-
су #0000, 2-я и 3-я  по адресу #4000, 4-я
и  5-я в #2000, 6-я и 7-я  в #6000, точки
8-я  и  9-я с адреса #0001 и т.д.
      Теперь перейдем ко второму  экрану.
Его размеры 640х200 точек.Памяти занимает
он столько же, сколько и экран 320х200, и
страницы также разделены пополам.Но здесь
уже другая организация экрана. Теперь пя-
тая страница от-  
вечает только за
пикселы,а первая
за цвет,т.е. ат-
рибты(почти как
в  экране SPECT-
RUMа).Здесь цвет
задается для од-
ного  знакоряда,
т.е. для 8х1 пи-
кселов.   Четыре
бита задают цвет
INK  (включенные
точки): нулевой,
1-й, 2-й  и 6-й.
Оставшиеся биты
задают  цвет  PAPER (выключенные  точки).
Шестой  и  седьмой  биты можно, хотя и не
совсем  верно,  назвать битами яркости. С
количеством  цветов ситуация та же, что и
в экране 320х200 : те же 16 цветов из па-
литры 64 цвета. Теперь о половинках этого
экрана. В нулевой половине находятся чет-
ные столбцы (0,2,4,..), а в первой, соот-
ветственно, нечетные (1,3,..).  Это отно-
сится и к атрибутам, и к пикселам.
        SPECTRUM-  
экран  рассматри-
вать не будем,т.к.
его   организация
известна  всем, а
кому не  известна
советую прочитать
книги   ИНФОРКОМА
по графике  SPEC-
TRUMа.
      Вот  и ос-
тался  текстовый
экран.Он практи-
чески  повторяет
экран   640х200
точек.Только ат-
рибуты  теперь  задают  цвета  для одного
знакоместа,в пятой странице вместо данных
о пикселах  находятся коды символов. Зна-
когенератор  этого  экрана  содержит  256
символов,  и  "прошит" в ПЗУ РФ-2,так что
если  кому-то  шрифт  в этом режиме не по
душе, может его "перешить".  Преимущества
этого экрана перед предыдущими в том, что
он занимает мало памяти (меньше 4 кБ),  и
прост  в работе с текстами, т.е. в нем не
надо  воротить процедуры печати, при раз-
мере  80х25  символов (и читается текст в
этом  экране во много раз лучше, чем ана-
логичная печать на экране SPECTRUMа, т.к.
реализована не программным путем).
      В заключение хочу сказать,что как и
в SPECTRUMe здесь каждого экрана по два.
Переключаются они  3-им битом  порта 
#7FFD , при этом страницы 5 и 1 заменяют-
ся на 7 и 3 страницы.

                 *  *  *  




P.S. 
         Разговор об экранах TURBO 2 не
         закончен,т.к. есть еще четыре
         скрытых экрана.



Другие статьи номера:

Автора - Адреса и телефоны авторов статей журнала.

Интерфейс - Рубрика посвящена письмам читателей. Информация к размышлению о жизни SPECCY.

Между прочим - В этом разделе вы найдете различные "хитрости", обнаруженные при работе с программами и POKES.

Обзор - О новинках программного обеспечения в г.Рыбинске : Octopus, Lords of Chaos, Pipe Dream, 48 Утюгов, Поле чудес. Лучшая десятка.

Обмен опытом - О достижениях в области освоения ATM-Turbo.

Объявления - Реклама и объявления.

Презентация - О новых игре жанра Adventure - "Талисман".

Презентация - О новых игре жанра Adventure "Ship of Doom".

Система - О старых и новых системных программах: VU-3D - построение фигур по плоскостям; Mega Screen v1.8 - графический редактор.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
BBS - список Минских BBS.
Fantasm - о музыке в стиле Черный Металл.
Обзор демо - С этого номера журнала ААА будет для тебя мой, маленький друг рассказывать новости демосцены.
Мысли - Навеяные MSF: Болезнь.
Поиск - поиск игр, программ.

В этот день...   21 ноября