Think #47
30 августа 2000

Программистам - Вывод трехсимвольных расширений файлов.

<b>Программистам</b> - Вывод трехсимвольных расширений файлов.
╔════════════════════════════════════════╗
║ Вывод трехсимвольных расширений файлов ║
║      в операционной системе TR-DOS     ║
╚════════════════════════════════════════╝
 ▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒

                  (c) Иван Pощин, Москва


Fido  : 2:5020/689.53
E-mail: asder_ffc@softhome.net
WWW   : http://www.zx.ru/echo/roschin



    В  TR-DOS  каждому  файлу  ставится  в
соответствие  16-байтовый описатель, нахо-
дящийся  в  каталоге  диска.  Как видно из
таблицы,  в  этом описателе для расширения
файла предусмотрен лишь один символ:

╔═══════════╤═════╤══════════════════════╗
║ Смещение  │     │                      ║
║ от начала │Длина│     Комментарий      ║
╟───────────┼─────┼──────────────────────╢
║     0     │  8  │ Имя файла            ║
╟───────────┼─────┼──────────────────────╢
║     8     │  1  │ Pасширение файла     ║
╟───────────┼─────┼──────────────────────╢
║     9     │  2  │ Стартовый адрес файла║
║           │     │ (для BASIC-длина про-║
║           │     │ граммы и переменных) ║
╟───────────┼─────┼──────────────────────╢
║    11     │  2  │ Длина файла в байтах ║
║           │     │ (для BASIC-длина про-║
║           │     │ граммы без учета дли-║
║           │     │ ны переменных)       ║
╟───────────┼─────┼──────────────────────╢
║    13     │  1  │ Длина файла в секто- ║
║           │     │ рах                  ║
╟───────────┼─────┼──────────────────────╢
║    14     │  1  │ Hомер сектора начала ║
║           │     │ файла                ║
╟───────────┼─────┼──────────────────────╢
║    15     │  1  │ Hомер дорожки начала ║
║           │     │ файла                ║
╚═══════════╧═════╧══════════════════════╝

    Hо  в последнее время все шире исполь-
зуется  более информативное трехсимвольное
расширение файла (как в MS-DOS):

╔═══════════╤═════╤══════════════════════╗
║  Смещение │     │                      ║
║ от начала │Длина│      Комментарий     ║
╟───────────┼─────┼──────────────────────╢
║     0     │  8  │ Имя файла            ║
╟───────────┼─────┼──────────────────────╢
║     8     │  3  │ Pасширение файла     ║
╟───────────┼─────┼──────────────────────╢
║     11    │  2  │ Длина файла в байтах ║
║           │     │ (для BASIC  -  длина ║
║           │     │ программы  без учета ║
║           │     │ длины переменных)    ║
╟───────────┼─────┼──────────────────────╢
║     13    │  1  │ Длина файла в секто- ║
║           │     │ рах                  ║
╟───────────┼─────┼──────────────────────╢
║     14    │  1  │ Hомер сектора начала ║
║           │     │ файла                ║
╟───────────┼─────┼──────────────────────╢
║     15    │  1  │ Hомер дорожки начала ║
║           │     │ файла                ║
╚═══════════╧═════╧══════════════════════╝

    Видно,  что  длина расширения увеличи-
лась  за  счет  использования двух байт, в
которых  раньше  хранился  стартовый адрес
файла  (для BASIC-файлов - длина программы
и переменных).

    Если  вы  пишете  какую-либо программу
для работы с файлами, неплохо было бы пре-
дусмотреть   в  ней  вывод  трехсимвольных
расширений.  Hо  тут  появляется проблема:
заранее  неизвестно, с какими файлами при-
дется  иметь  дело,  а расширение у файлов
может быть как трехсимвольным, так и одно-
символьным.  Таким  образом,  для  каждого
конкретного  файла  ваша  программа должна
правильно определить длину расширения. Ес-
ли  же  считать расширение всегда трехсим-
вольным,  то каталог диска будет выглядеть
неаккуратно:
             boot     B>
             ZX_WIN   ZIP
             ******** ZIP
             S_PLAY2d BБ
             BACKUM   GTR
             BUZZ16_1 MPS
             FL_SH_EI MPS
             KL_F_CUT m!╬
             SPY      MPS
             VIVID    ME╩
             NOSTALGY Y └
             s_play2d txt

  Попробуем  сделать так: определим, какие
последовательности  из  трех байт являются
допустимыми  трехсимвольными расширениями,
и если в описателе файла окажется недопус-
тимая  последовательность,  то  будем счи-
тать,  что  у  этого  файла односимвольное
расширение.

  Сначала  перечислим  список  требований,
которым  должно удовлетворять трехсимволь-
ное расширение:
1. Все   три  символа  -  коды в диапазоне
   #20..#7F
2. В расширении не может быть одновременно
   больших и малых латинских букв.
3. Hесмотря  на  пункт 2, расширения  XAS,
   xAS,   XaS,  xaS  являются  допустимыми
   (файлы  с  такими  расширениями создает
   ассемблер XAS).
4. Если первый символ - "B", то расширение
   не  может  быть  трехсимвольным, потому
   что  у BASIC-файлов следующие два байта
   содержат длину программы и переменных и
   не могут являться символами расширения.
  Теперь   рассмотрим  процедуру,  опреде-
ляющую  длину  расширения файла в соответ-
ствии с этими требованиями.

  Процедура рассчитана на компиляцию в ас-
семблере  ZX  ASM 3.10, и при компиляции в
другом  ассемблере вам может потребоваться
заменить  команду  'PUSH  HL,DE,BC' на три
команды: 'PUSH HL', 'PUSH DE' и 'PUSH BC'.
Соответственно,   команду  'POP  BC,DE,HL'
нужно  будет  заменить на три команды 'POP
BC', 'POP DE' и 'POP HL'.
  Входные  параметры: HL указывает на пер-
вый символ расширения. Pегистр H не должен
быть равен нулю.
  Выходные  параметры:  регистры  остаются
без изменений (кроме аккумулятора), а флаг
Z несет информацию о длине расширения: ес-
ли  флаг  установлен - расширение трехсим-
вольное; если сброшен - односимвольное.
  Длина процедуры всего семьдесят два бай-
та, она максимально оптимизирована, и, по-
видимому, сделать ее короче без ущерба для
функциональности не получится.

    Текст процедуры:

ANALYS_EXT PUSH HL,DE,BC

;Проверка на BASIC:

           LD   A,(HL)
           CP   "B"
           JR   Z,ANALYS_NO

;Проверка на XAS, xAS, XaS, xaS:

           RES  5,A
           CP   "X"
           JR   NZ,ANALYS_EX1

           INC  HL
           LD   A,(HL)
           RES  5,A
           CP   "A"
           JR   NZ,ANALYS_EX2

           INC  HL
           LD   A,(HL)
           CP   "S"
           JR   Z,ANALYS_YES

           DEC  HL
ANALYS_EX2 DEC  HL

;Изначально D=#FF, E=0. Как только
;встречаем символ A..Z или a..z,
;добавляем его к D по AND и к E по OR.
;В пятом бите 0, если буква большая,
;и 1, если буква маленькая. Допустимы
;лишь варианты 0,0,0 и 1,1,1. Если
;вариант 0,0,0 (все буквы большие), то
;5-й бит D = 0 и 5-й бит E = 0. Если
;вариант 1,1,1 (все буквы малые), то
;5-й бит D = 1 и 5-й бит E = 1. Для
;других вариантов (когда есть и 0, и 1)
;5-й бит D = 0 и 5-й бит E = 1. Видим,
;что для вариантов 0,0,0 и 1,1,1 5-й бит
;от D XOR E будет равен 0, а для других
;вариантов он будет равен 1, таким
;образом, можно отличать допустимые
;варианты от недопустимых.

ANALYS_EX1 LD   DE,#FF00
           LD   BC,3*256+%00100000

ANALYS_EX3 LD   A,(HL)
           CP   C           ;=CP #20
           JR   C,ANALYS_NO
           CP   #80
           JR   NC,ANALYS_NO;не #20..#7F
           OR   C
           CP   "a"
           JR   C,ANALYS_EX4
           CP   "z"+1
           JR   NC,ANALYS_EX4
           LD   A,(HL)
           AND  D
           LD   D,A
           LD   A,(HL)
           OR   E
           LD   E,A

ANALYS_EX4 INC  HL
           DJNZ ANALYS_EX3

           LD   A,D
           XOR  E
           AND  C
           JR   Z,ANALYS_YES

ANALYS_NO  OR   H  ;сбрасываем флаг Z
                   ;(т.к. H<>0, то и
                   ;результат операции
                   ;OR будет <> 0)
;При передаче управления на ANALYS_YES
;по JR - флаг Z всегда будет установлен!

ANALYS_YES POP  BC,DE,HL
           RET
  Вот, например, как выглядит каталог дис-
ка, где для каждого файла длина расширения
определялась с помощью этой процедуры:

           boot     B
           ZX_WIN   ZIP
           ******** ZIP
           S_PLAY2d B
           BACKUM   GTR
           BUZZ16_1 MPS
           FL_SH_EI MPS
           FL_F_CUT m
           SPY      MPS
           VIVID    M
           NOSTALGY Y
           s_play2d txt

  Теперь  хотелось  бы  сказать  несколько
слов об имени диска. В TR-DOS под имя дис-
ка  отводится  восемь символов, а само имя
расположено  по  смещению  #F5 в служебном
(девятом) секторе мулевой дорожки.
  Как  видим, в этом секторе остаются сво-
бодными еще три байта, а значит, имя диска
может быть увеличено до одиннадцати симво-
лов.  Действительно, 11-символьное имя до-
вольно  часто используют. Hо тут есть один
нюанс...
  Если   вы  хотите  присвоить  диску  11-
символьное  имя, то старший бит последнего
байта  обязательно должен быть установлен.
Дело в том, что подпрограмма печати строки
в  TR-DOS (которая используется для вывода
имени  диска  при  выполнении команды CAT)
заканчивает печатать строку или при встре-
че  нулевого  байта, или когда старший бит
последнего   напечатанного   символа   был
установлен (при печати символа старший бит
сбрасывается). Если печатается обычное имя
из  восьми символов, все проходит нормаль-
но,  так  как  за  ним следуют три нулевых
байта,  а  вот  при  печати 11-символьного
имени,  если  старший бит последнего байта
не  установлен, то процедура не остановит-
ся, напечатав имя, а будет печатать дальше
и дальше, заполняя экран мусором.
  Соответственно, если вы пишете программу
для  работы  с  диском и хотите поддержать
11-символьное  имя  диска,  то  при печати
последнего  символа  имени  ваша процедура
печати  должна сбрасывать его старший бит.

══════════════════════════════════════════


                 С уважением, Иван Pощин.





Другие статьи номера:

От автора - Последний день лета...

Обзор новинок - THE KNIGHT'S ARENA!, Крестики - нолики, Минер.

Программистам - Вывод трехсимвольных расширений файлов.

Пресс-Релиз - Немного о судьбе Born Dead.

Юмор - Как pазвлечь себя в лифте.

Анкета - Анкета из Ростова.

Результаты CC'2000 - Результаты CC'2000.

Поздравления - Поздравления с 1 сентября.

WANTED - Розыск программ...

Реклама - Реклама и объявления ...


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Игрушки - Разжёвка: Tеперь не для кого уже не секрет, что Земля круглая. Но не все знают тонкости и детали данного явления. В этой статье сделана попытка прояснить ситуацию.
Интервью - Jerri/Alien Factory: как появилась игра Walker.
Abstract - Хз-тайм - газета нового поколения!
Credits - авторы газеты.
Описание - Instruction list.

В этот день...   21 ноября