ZX Format
#03
29 февраля 1996 |
|
Железо - о турбировании Спектрум-машин.
Возвращаясь к напечатанному. (C) Nemo 1996 ________________________________ "...К концу третьего меся- ца у Джонатана появилось еще шесть учеников - все шестеро Изгнанники, увле- ченные новой странной идеей: летать ради радос- тей полета. Но даже им легче было выполнить самую сложную фигуру, чем понять, в чем заключается сокровенный смысл их упражнений." Ричард Бах, "Чайка по имени Джонатан Ливингстон." Судя по реакции, статья о турбировании Спектрум-машин не прошла незамеченной. Спектр от- зывов самый широкий. От просто- душного "что это было?" до вкрадчиво-едкого "всякая лягушка свое болото хвалит". Действи- тельно это так. Нахваливать свою продукцию и поругивать конкурен- тов - это вполне нормальное раз- деление труда. Для пользователя это единственный способ получить объективную информацию. Внимание же следует обращать на то, нас- колько веские и обоснованные приводятся аргументы, и не явля- ются ли они просто голословными утверждениями и общими замечани- ями. Отступая несколько в сторону, замечу, что метод ДММЦ - итог четырехлетней работы (первые опыты с турбированием проводи- лись еще по рекламе в книге под редакцией Н. Родионова "Систем- ные программы для ZX-Spectrum" (1993); полученные тогда резуль- таты по ряду причин никого не устраивали). Попутно отвечу на вопрос - зачем этот тормоз (ZX- Format N1). Устройство создава- лось для лабораторного исследо- вания влияния способов и степе- ней турбирования на программную совместимость. В журнал материал попал чуть ли не по ошибке, из- за царившей тогда неразберихи. Вместе с тем некоторые чита- тели откровенно признаются, что ничего не поняли. Автор усматри- вает в этом свой промах. Науко- образное изложение ненаучной те- мы оказалось чересчур наукоем- ким. Автор извиняется за причи- ненные неудобства. Возможно, из- ложенное ниже окажется более по- нятным. Оставив в стороне расшаркива- ния на дипломатических паркетах, приступим к делу и попробуем практически сравнить реальные скорости работы. 1. Берем наручные часы Montana, ставим их в режим секундомера и загружаем программу "TESTSC". 2. Нажимаем клавишу "4" (опция RAM SINGLE TEST), одновременно запуская секундомер. 3. Меряем время выполнения оп- ции до выхода в основное меню в турбо и в обычном режимах. 4. Подводим итоги. ┌────────┬──────────┬──────────┐ │ │ KAY │ Scorpion │ │параметр├────┬─────┼────┬─────┤ │ │norm│turbo│norm│turbo│ ├────────┼────┼─────┼────┼─────┤ │время │ │ │ │ │ │выполне-│20.1│10.6 │20.0│14.0 │ │ния, сек│ │ │ │ │ ├────────┼────┼─────┼────┼─────┤ │метод │ M1 │ДММЦ │ M1 │АПОФ.│ ├────────┼────┼─────┼────┼─────┤ │Kт │1.0 │1.9 │1.0 │1.43 │ ├────────┼────┼─────┼────┼─────┤ │Fт │3.5 │7.0 │3.5 │7.0 │ ├────────┼────┼─────┼────┼─────┤ │Fэфф │3.34│6.34 │3.34│4.77 │ ├────────┼────┼─────┼────┼─────┤ │КПД про-│0.95│0.91 │0.95│0.68 │ │цессора │ │ │ │ │ └────────┴────┴─────┴────┴─────┘ Kт - коэффициент турбирования; Fт - F тактирования; Fэфф - F эффективная. Для тех, кто не совсем пони- мает смысл чисел в графе Kт, представляю их в виде соотноше- ний: ┌ │1.9=1.47+1.43 │1.9=1.33*1.43 └ Можно, конечно, делать вид, что ничего не произошло, заты- кать уши и прятать голову в пе- сок. Но тогда не совсем понятна та помпа, с которой преподносят- ся эти самые 43%. Ни дать ни взять - скандал в благородном семействе. Так вот, статья как раз о том, почему это произошло. Теперь поясню, почему другие тесты дают заниженный для KAY коэффициент турбирования. В KAY все пространство портов обслужи- вается нетурбированным IORQ нор- мальной длительности. В других машинах IORQ обычно короткий. Это дает определенный выйгрыш в быстродействии, пропорциональный частоте обращения к портам. Соб- ственно говоря, вопрос не стоил бы и выеденного яйца, если бы не шина. Чтобы обеспечить надежное обслуживание шины, нужно иметь длинный IORQ. Трудно предполо- жить, что захочет установить на шину конкретный пользователь или фирма. Памятуя о том, что бу- терброд всегда падает маслом вниз, можно быть уверенным, что будет выбрано как раз неработос- пособное решение. Приведу один из вариантов. Популярные 580 чи- пы при коротком IORQ начинают заниматься изощренным вреди- тельством, проявляя при этом признаки искусственного интел- лекта. Так, например, пути пове- дения 55 порта на шине с корот- ким IORQ окажутся неисповедимы- ми. Дальнейшие коментарии считаю излишними. P.S. Фирма Nemo весьма поль- щена тем вниманием, которое фир- ма Scorpion уделила концепции KAY-шины, реализовав ее половин- чатый суррогат в своих новых платах. Если мы не будем обделе- ны такого рода вниманием и в дальнейшем, то с удовольствием польстим фирме Scorpion, заим- ствовав теневой монитор. ________________________________
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября