ZX Format #03
29 февраля 1996

Почтовый ящик - дискуссия.

<b>Почтовый ящик</b> - дискуссия.

      "To be or not to be?"


(C) Сергей Хорошавин.                                 Йошкар-Ола

________________________________                                         (В.Шекспир, "Гамлет")


   Как  нельзя  более уместный в
данное  время вопрос, по крайней
мере для большинства пользовате-
лей Spectrum'а...
   Быть  или не быть Spectrum'у,
и  если быть, то каким? И у той,
и  у другой точек зрения множес-
тво  сторонников  и противников.
Главные  аргументы против Spect-
rum,  как  правило, касаются его
основных недостатков, в частнос-
ти  - низкого быстродействия, не
слишком  хорошей графики, недос-
таточно  гибкой дисковой системы
TR-DOS,  а  главное, полного от-
сутствия  открытой  архитектуры,
что, в свою очередь, значительно
затрудняет  создание, а главное,
унификацию  всевозможной перифе-
рии  и  доработок. Со стороны же
сторонников основными аргумента-
ми  являются, как правило, чрез-
вычайно  низкая цена (по сравне-
нию  с  другими, более мощными и
продвинутыми платформами) и, как
следствие, доступность для самых
широких слоев населения.
   С  непредвзятой  точки зрения
очевидно, что вполне однозначно-
го  ответа  на данный нет и быть
не может. С одной стороны весьма
не  многие  могут себе позволить
"...компьютеры от фирмы "Вист" с
процессором Pentium ", но с дру-
гой  стороны  есть  и те, кто на
один  обед  тратит  $500, таким,
пожалуй,  по карману и SGI INDY,
а то и что покруче, но таких лю-
дей  слишком  мало, чтобы прини-
мать  их  в  расчет. Основная же
масса состоит из тех, для кого и
подержанная 386-я машина с деше-
вым  монитором  EGA - это краси-
вая,  но несбыточная мечта, даже
если  перейти  на  хлеб и воду и
ходить в одеяле, как Джеймс Бонд
в  песне  у Высоцкого. Согласен,
IBM  -  хорошо (а MAC - еще кру-
че),  но  все  же следует отдать
дань  народной  мудрости, глася-
щей,  что лучше Spectrum в руке,
чем IBM в небе. А тем, кто с пе-
ной  на  губах голосит: "IBM the
best!!!",  лично  я помочь ничем
не  могу,  да и не хочу. (Бог им
судья, ибо сказано: кесарю - ке-
сарево,  а  слесарю  -  слесаре-
во...)
   Таким  образом, частное реше-
ние  уравнения, касающееся бытия
Spectrum'а,  дает  положительный
результат и естественно возника-
ет  резонный вопрос, если Spect-
rum'у  быть,  то каким? Всем уже
ясно,  что  в  том виде, в каком
Spectrum  на  данный  момент су-
ществует, он мало кого устраива-
ет.  Чего же хочет пользователь?
Поскольку основная масса пользо-
вателей  Spectrum весьма неодно-
родна,  то  следует  выделить ее
основные классы и рассмотреть их
основные  осознаные и неосознан-
ные потребности.
   Первый,  и самый многочислен-
ный  класс  спектрумистов  - это
так  называемые  ИГРОКИ. По раз-
личным  оценкам  их удельный вес
колеблется  от  60% до 75% и бо-
лее.  Внутри класса ИГРОКИ также
весьма   неоднородны.   Основная
масса  -  это HАЧИHАЮЩИЕ ИГРОКИ,
их около 40%. (Следует пояснить,
что слово "начинающие", ни в ко-
ей мере не определяет то, сколь-
ко  времени  игрок  уже  играет,
скорее  это характеризует основ-
ные  предпочтения,  то  же отно-
ситься  и  другим класссам игро-
ков). HАЧИHАЮЩИЕ ИГРОКИ не имеют
ярко   выраженных  предпочтений,
они играют в игры любых жанров и
не  предъявляют  к  качеству игр
особых  претензий, не предъявляя
соответственно  их и к самой ма-
шине.  Для  них  главное  - сама
возможность  поиграть на компью-
тере.  В  настоящее время данный
класс имеет неуклонную тенденцию
к уменьшению своей численности в
следствии  двух основных причин.
Первая - переход на другую плат-
форму  (в  частности  DENDI),  а
вторая - переход в другие классы
пользователей.   Однако  следует
иметь  в  виду,  что  и основной
приток   пользователей  Spectrum
пополняет именно ряды HАЧИHАЮЩИХ
ИГРОКОВ, и только в тех случаях,
когда   имет  место  переход  на
Spectrum с другой платформы (БК,
Вектор  и др.), "новобранец" уже
имеет   вполне  сформировавшиеся
предпочтения. Аналогично, и сами
HАЧИHАЮЩИЕ ИГРОКИ по мере своего
интеллектуального  развития, как
правило,  переходят  в следующий
класс:

   СПЕЦИАЛИЗИРОВАHHЫЕ ИГРОКИ (30
- 35 %) - как правило, уже имеют
сформировавшиеся предпочтения и,
в  свою очередь, делятся на нес-
колько подклассов. Основные тре-
бования  к  платформе,  чаще  не
вполне осознанные, определяються
перечнем тех жанров, которые ле-
жат в зоне интересов СПЕЦИАЛИЗИ-
РОВАHHОГО ИГРОКА, а именно:

   ADVENTURE  (ТЕКСТОВЫЕ ИГРЫ):

ОЗУ       256 Кb
SPEED     1-2 SS  (SS - скорость
        стандартного Spectrumа)
DRIVE     720 Kb 5'25, желатель-
        но винчестер 10 Mb
VIDEO     CGA, желательно EGA

   ARCADE (АРКАДHЫЕ ИГРЫ):

ОЗУ       512 Кb - 1Mb
SPEED     2-3 SS
DRIVE     720 Kb 5'25, желатель-
        но винчестер 10 Mb
VIDEO     CGA, желательно EGA

   ACTIONS (БОЕВИКИ):

ОЗУ       1-2 Mb
SPEED     4-5 SS
DRIVE     10 Mb, желательно вин-
        честер 40 Mb
VIDEO     EGA, желательно VGA

   PUZZLE (ГОЛОВОЛОМКИ):

ОЗУ       128 Кb
SPEED     1-2 SS
DRIVE     720 Kb 5'25, желатель-
        но винчестер 10 Mb
VIDEO     CGA, желательно EGA

   SIMULATION (ИМИТАТОРЫ):

ОЗУ       1-2 Mb
SPEED     4-8 SS
DRIVE     720 Kb 5'25, желатель-
        но винчестер 20 Mb
VIDEO     EGA, желательно SVGA

   STRATEGY (СТРАТЕГИЧЕСКИЕ):

ОЗУ       256 Kb - 1 Mb
SPEED     2-4 SS
DRIVE     720 Kb 5'25, желатель-
        но винчестер 10 Mb
VIDEO     CGA, желательно EGA
        или VGA

   TRADITIONAL (ТРАДИЦИОHHЫЕ):

ОЗУ       128 Kb - 256 Kb
SPEED     1-2 SS
DRIVE     720 Kb 5'25, желатель-
        но винчестер 10 Mb
VIDEO     CGA, желательно EGA

   RPG (РОЛЕВЫЕ ИГРЫ):

ОЗУ       1-2 Mb, желательно 4Mb
SPEED     2-4 SS
DRIVE     винчестер 10 Mb, жела-
        тельно 80 Mb
VIDEO     CGA, желательно EGA


   Следующий класс - ПОДКЛЮЧАТЕ-

ЛИ.  Их  доля примерно 20% общей
массы.  Корни данного класса ле-
жат  в радиолюбительстве, именно
оттуда приходит их основная мас-
са. Spectrum их притягивает тем,
что перед ними здесь открыто ог-
ромное поле деятельности. Hа IBM
их  не заманишь, разве что поиг-
рать, (там все давным-давно сде-
лано   и  производиться  сотнями
фирм и подключать почти нечего).
Если у данного класса и есть ка-
кие-либо  претензии к платформе,
то  они,  как правило, связаны с
их другими интересами, поскольку
ни  один из пользователей не мо-
жет принадлежать только к одному
классу,   по  крайней  мере,  за
очень редким исключением.
   Другой класс - ХАКЕРЫ. Их до-
ля  не менее 15% и они, как пра-
вило, тесно смыкаються с классом
ДЕМОМЭЙКЕРОВ  (по  крайней  мере
каждый  второй ХАКЕР сделал хотя
бы  одну  Demo).  ХАКЕРЫ сами по
себе тоже не бывают, все они как
правило ИГРОКИ (а иначе зачем же
ломать игры, если в них не игра-
ешь), соответственно именно этим
и  обусловленны  их требования к
платформе. Часть ХАКЕРОВ (весьма
незначительная - один из десяти)
переходит в другой класс - ПРОГ-
РАММИСТЫ, основная же часть ста-
новиться ДЕМОМЭЙКЕРАМИ.
   ДЕМОМЭЙКЕРЫ  - их доля не бо-
лее  5%  от  всех пользователей.
Если  сделать  хорошую  игру или
системную  программу  по тем или
иным  причинам  не  под  силу, а
прославиться  охота,  то  Demo -
превосходный   способ.   Кипучая
энергия ДЕМОМЭЙКЕРОВ бьет ключем
(по  голове  ИГРОКАМ, получающим
вместо десятков новых игр, сотни
никому не нужных Demo) и превра-
щаеться в эффектный пшик. Особых
требований  к платформе ДЕМОМЭЙ-
КЕРЫ, как правило, не предъявля-
ют,  поскольку их в большей сте-
пени  интересует  распространен-
ность  той  или  иной платформы,
для более широкого распростране-
ния своих Demo.
   ПРОГРАММИСТЫ  - весьма немно-
гочисленный класс, не более 2 %.
Можно выделить СИСТЕМHЫХ и ИГРО-
ВЫХ  ПРОГРАММИСТОВ, хотя, конеч-
но,  четкого  деления нет и быть
не  может.  Они не слишком долго
сидят  на  Spectrum'е, поскольку
переходят на другие платформы, в
частности  на  IBM,  как  только
позволят финансы. Причины весьма
понятны - недостаточная мощность
и  ресурсы,  с  другой стороны -
отсутствие   стабильных   рынков
сбыта  своей продукции. Особенно
это  касается провинции. Что ка-
сается  требований  к платформе,
то  тут следует сделать различие
в  том,  что  касается платформы
для работы самого ПРОГРАММИСТА и
платформы  для  работы его прог-
рамм.

  МАШИHА ДЛЯ ПРОГРАММИСТА:

ОЗУ       1-2 Mb, желательно 4Mb
SPEED     4-8 SS
DRIVE     винчестер 40 Mb, жела-
        тельно 80 Mb
VIDEO     EGA, желательно SVGA

   Во  втором случае все зависит
от  особенностей программ, кото-
рые он создает. (Основные требо-
вания были сформулированы выше.)
   Как  видно  из всего вышеска-
занного, IBM вполне удовлетворя-
ет этим требованиям, но в том-то
и  дело, что таким образом проб-
лема не может быть решена вслед-
ствии отсутствия средств. В ином
же  случае ПРОГРАММИСТ, как пра-
вило,  уходит с платформы Spect-
rum  в  силу вышеизложенных при-
чин.
   Еще  один класс пользователей
-  СПЕЦИАЛИСТЫ. Под СПЕЦИАЛИСТОМ
подразумевается пользователь уз-
кой  специализации  -  ХУДОЖHИК,
МУЗЫКАHТ,  ПИСАТЕЛЬ, СЦЕHАРИСТ и
т.п.  Этот класс еще малочислен-
нее  программистов,  а специфика
требований  такая  же,  как  и у
них,  разве что с небольшими ва-
риациями.
   Hо это, так сказать, обобщен-
ные  требования,  а что же может
позволить себе пользователь? На-
чальная  конфигурация  не дороже
$90-120,  (подразумевается  нас-
троенная плата с минимумом ОЗУ и
стандартными  средствами  ввода-
вывода),  в  стоимость не входит
периферия:   дисковод,  монитор,
клавиатура,  корпус,  а  это еще
$180.  Таким образом общая стои-
мость  - $300. IBM на эти деньги
не  купишь, по крайней мере при-
личную, 286-е машины с EGA мони-
тором в счет не идут, кроме того
следует  иметь в виду, что мони-
тор, а порой и дисковод, у поль-
зователя,  как правило есть, так
что  можно определить максималь-
ную  стоимость настроенной платы
в  минимальной  конфигурации  не
выше $150.
   Что можно вложить в компьютер
в  пределах этой суммы?

Комплек-      шт.  мин.  макс.
тующие            сумма  сумма

Z80H.......    1  $2     $3.5
565РУ7..2Mb   64  $25.6  $38.4
"россыпь"..  100  $15    $20
27512......    1  $2     $3
плата......    1  $8     $12
прочее.....   -   $10    $10
________________________________
        итого:    $62.6  $86.9


   Прибавим к стоимости комплек-
тующих  около $30-$40 на сборку,
настройку  и прочие расходы, по-
лучим  цену  от $92.6 до $126.9.
Казалось бы вполне приемлимо, но
можно  получить  те же параметры
за  еще  более низкую цену, если
пойти  не  путем создания нового
компьютера, а путем модернизации
старого, заодно решив многие на-
болевшие  проблемы в области не-
совместимости  разных вариантов,
появившихся  за последнее время.
Имеются   в  виду  Scorpion-256,
ATM-Turbo,  Profi и им подобные.
В  чем главная проблема при соз-
дании   нового  варианта?  Самая
главная  - это вопрос маркетинга
новой  модели. Таким моделям как
ATM-Turbo и Profi, так и не уда-
лось  получить  широкого распро-
странения  на  периферии, другая
модель  - Scorpion-256 имеет оп-
ределенный  успех благодаря лишь
удачной находке - сервис-монито-
ру,  встроенному в ПЗУ, а наибо-
лее  массовым стал Pentagon-128,
модель не слишком роскошная, но,
благодаря невысокой цене, весьма
доступная,  хотя,  как мне стало
известно,  кое-где  в  провинции
наладили  выпуск левых Scorpion-
256, которые по цене лишь на 20%
дороже привозных Pentagon-128.

                            ...



Другие статьи номера:

IS-DOS - "IS-DOS - начинающим" No 3

IS-DOS - "Оконная система IS-DOS".

IS-DOS - "Формат объектных модулей *.obj IS-DOS Ассемблера".

IS-DOS - "Формат таблицы локальных символов IS-DOS Ассемблера".

Авторы журнала - ZX-Format No.3

Железо - Исправление ошибки TR-DOS.

Железо - новая звуковая карта: General Sound.

Железо - новая модель Спектрума: Scorpion ZS 256 Turbo+.

Железо - о турбировании Спектрум-машин.

Железо - обзор модемов для ZX Spectrum.

Железо - Шинная архитектура Спектрума (концептуальная разработка).

Игрушки - "Last battle" (Последняя битва) подробное описание.

Игрушки - 48 утюгов (второй уровень).

Игрушки - десятка наиболее продаваемых в С.-Петербурге.

Игрушки - описание игры BATMAN-II.

Игрушки - что новенького: The Light Corridor, Jonny Quest in Doctor Zins, Bedlam, Bubble Dizzy, Navy Seals, Пираты.

Конкурс - конкурс на компьютерный анекдот.

Лотерея - лотерея для читателей журнала.

От авторов - о третьем выпуске журнала.

Отдохнём - HУ, ЮЗЕР, ПОГОДИ!

Отдохнём - глюкодром: Самые ОПЕЧАТКИ.

Помощь - Очередной трактат об очердной оболчке и не только.

Почтовый ящик - дискуссия.

Почтовый ящик - доска обьявлений.

Почтовый ящик - письма читателей.

Премьера - TASM 4.0 (Turbo ASseMbler for ZX-Spectrum 128k)

Премьера - Приключения ВИННИ ПУХА.

Программистам - Basic для всех №3.

Программистам - Адаптация игр: адаптация программ на диск.

Программистам - Адаптация игр: зыкрытые коды.

Программистам - адаптцация игр: бессмертия.

Программистам - ассемблер: Экскурс в анатомию ZX

Разное - Amiga: вопросы и ответы.

Разное - Амига: новости.

Разное - Перспективы П/О.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
В измерении ZX - история Английского Спектрума (часть 1).
Начнем сначала - Boзмoжнoсть существoвания пpoстpанства без вpемени.
Мнение - владелец DesireIRE BBS т.е Sir Denis, пишет ответ на статью Scratcher'a в CWEEK#2, про demo'macking.
Новости - о системке "Paracels Protection System v1.0", местные новости.
Послесловие - Ну вот и достигнута Цель:TargeT получился!

В этот день...   21 ноября