ZX Review #7-8-9-10
08 ноября 1997

Этюды - Спрайтовый скроллер. Процедуры проявления экрана.

<b>Этюды</b> - Спрайтовый скроллер. Процедуры проявления экрана.
(c) Командин И.Г., г.Калуга

   Предлагаю  свою   программку.
Это спрайтовый скроллер  с  воз-
можностью использования спрайтов
высотой от 1 до  8  знакомест  и
шириной от 1 до 31 знакоместа.
140.
;(C) ZX-MANIACS
;SPECIAL FOR INFORCOM
3;KALUGA'1996

          ORG     40000

DX        EQU     4
DY        EQU     4
          CALL    INIT
          CALL    SCROLL
          RET
INIT      LD      HL,BUFF
          LD      DE,BUFF+1
          LD      BC,DX*DY*8-1
          LD      (HL),0
          LDIR
          LD      HL,TEXT
          LD      (TEXTP),HL
          LD      HL,41000
          LD      (FONT),HL
          XOR     A
          LD      (COL),A
          RET
SCROLL    LD      A,(COL)
          OR      A
          JR      Z,LDCOL
          DEC     A
          LD      (COL),A
          JR      NEXT
LDCOL     CALL    LDIRB
          LD      A,DX*8
          LD      (COL),A
NEXT      LD      HL,#481F    ;!
          LD      DE,BUFF+DX-1
          LD      B,DY
LOOP      PUSH    BC
          PUSH    HL
          LD      B,8
LOOP1     PUSH    BC
          PUSH    HL
          EX      DE,HL
          AND     A
          LD      B,DX
LOOP3     RL      (HL)
          DEC     HL
          DJNZ    LOOP3
          EX      DE,HL
          LD      B,32       ;!!
LOOP2     RL      (HL)
          DEC     HL
          DJNZ    LOOP2
          POP     HL
          LD      B,DX*2
LOOP4     INC     DE
          DJNZ    LOOP4
          POP     BC
          INC     H
          DJNZ    LOOP1
          POP     HL
          LD      BC,32
          ADD     HL,BC
          POP     BC
          DJNZ    LOOP
          RET
LDIRB     LD      HL,(TEXTP)
          LD      A,(HL)
          OR      A
          JR      NZ,NEXTA
          LD      HL,TEXT
          LD      (TEXTP),HL
          LD      A,32      ;!!!
          JR      NEXTB
NEXTA     INC     HL
          LD      (TEXTP),HL
NEXTB     SUB     32
          LD      H,A
          LD      C,DX*DY
          LD      L,0
          LD      B,L
          LD      A,8
L1        ADD     HL,HL
          JR      NC,L2
          ADD     HL,BC
L2        DEC     A
          JR      NZ,L1
          ADD     HL,HL
          ADD     HL,HL
          ADD     HL,HL
          LD      DE,(FONT)
          ADD     HL,DE
          LD      DE,BUFF
          LD      BC,DX*DY*8
          LDIR
          RET

COL       DEFB  DX*8
TEXTP     DEFW  TEXT
FONT      DEFW  41000
BUFF      DEFS  DX*DY*8
TEXT      DEFM  " MEGA SPRITE"
          DEFM  " SCROLL IS"
          DEFM  " WRITTEN BY"
          DEFM  " KOMANDIN ILYA"
          DEFM  " (ZX-MANIACS)"
       3   DEFM  ",KALUGA'1996"
          DEFB  0
2
   Ну а теперь некоторые аннота-
ции к этой программе.

   1. Как основа  для  программы
использовалась  бегущая   строка
Сергея Каминского  (ZX РЕВЮ  N3'
1995, стр.43-45).
   2. Также в программе  исполь-
зуется процедура  MUL_3  Алексея
Жильцова  (ZX РЕВЮ N3'1995, стр.
35-36).
   3. Хотя  размеры  спрайтов  в
процедуре  и  могут  быть  очень
большими, я бы не советовал  ис-
пользовать  спрайты  больше, чем
6x6  знакомест.  Во-первых, сим-
вольный набор для  таких  спрай-
тов занимает больше 27 килобайт,
а во-вторых, быстродействие-то у
программы  не  мгновенное.  Если
Вы работаете из Бейсика, то  Вам
придется отказаться от привычно-
го  PAUSE  1  уже  при  спрайтах
больше чем 3x3 знакоместа. Впро-
чем, в машинном коде, к счастью,
Вы сможете использовать HALT да-
же при довольно  больших  спрай-
тах.
   4. При набивании программы Вы
должны  использовать  ассемблер,
воспринимающий    математическую
операцию "умножить", или же  Вам
придется  пересчитывать  некото-
рые числа вручную, что, согласи-
тесь, не очень удобно.
   5. Как  создавать  спрайтовый
набор для скроллера  -  это  уже
Ваша забота, но я  бы  советовал
использовать программу Юрия Але-
хина (ZX РЕВЮ  1'95, стр.45).  В
принципе, ее можно  с  легкостью
переделать для  спрайтов  любого
размера.
   6. В конец  текстого  сообще-
ния, записанного начиная с  мет-
ки TEXT, программа  автоматичес-
ки записывает еще  один  пробел.
Это не чудачество автора, а  не-
обходимость, но, если Вы хотите,
чтобы выдавался не пробел, а ка-
кой-либо  иной  символ, занесите
его код в аккумулятор в  строке,
помеченной тремя восклицательны-
ми значками.
   7. Теперь настало время  рас-
сказать,  как  изменять   данные
скроллера.  Размеры  спрайта  по
горизонтали и по  вертикали  за-
даются в  переменных  DX  и  DY,
соответственно, в  самом  начале
программы.  Адрес  байта  в  эк-
ранной области, соответствующего
правому верхнему углу окна выво-
да скроллера, задается в  строке
с одним восклицательным  знаком,
а длина окна - с  двумя.  Внима-
ние!!! Следите за тем, чтобы ок-
но вывода бегущей строки не  вы-
ходило за  пределы  одной  трети
экрана, иначе будут глюки!
   8. Запускается скроллер  ана-
логично программе Сергея  Камин-
ского - см. 1-й пункт.

        С уважением, ZX-MANIACS.

          *   *   *

(c) Командин И.Г., г.Калуга

   Предлагаю процедуру  проявле-
ния экрана  горизонтальными  ли-
ниями. Предлагаю  полный  и  уп-
рощенный вариант процедуры, хотя
качество последнего  мне, честно
говоря, не нравится.
140.
;(C) ZX-MANIACS
;SPECIAL FOR INFORCOM
;
          ORG     40000
          ENT

BUFF      EQU     41000
          LD      HL,TABL
          LD      DE,TABL+1
          LD      BC,191
          LD      (HL),0
          LDIR
          LD      B,192
          LD      HL,14000    ;*
LOOP      PUSH    BC
LOOP1     PUSH    HL
          LD      A,(HL)
          CP      192
          JR      NC,CONT
          LD      HL,TABL
          LD      D,0
          LD      E,A
          ADD     HL,DE
          LD      B,A
          LD      A,(HL)
          OR      A
          JR      NZ,CONT
          INC     A
          LD      (HL),A
          LD      A,B
          LD      C,0
          CALL    8880
          LD      D,H
          LD      E,L
          LD      BC,BUFF-16384
          ADD     HL,BC
          LD      BC,32
          LDIR
          HALT
          POP     HL
          POP     BC
          DEC     HL
          DJNZ    LOOP
          LD      HL,BUFF+6144
          LD      DE,22528
          LD      BC,768
          LDIR
          RET

CONT      POP     HL
          DEC     HL
          JR      LOOP1

TABL      DEFS    192

────────────────────────────────

          ORG     40000

          LD      BC,400
          LD      HL,14000    ;*
LOOP      PUSH    BC
LOOP1     PUSH    HL
          LD      A,(HL)
          CP      192
          JR      NC,CONT
          LD      C,0
          CALL    8880
          LD      D,H
          LD      E,L
          LD      BC,BUFF-16384
          ADD     HL,BC
          LD      BC,32
          LDIR
          HALT
          POP     HL
          POP     BC
          DEC     HL
          DEC     BC
          LD      A,B
          OR      C
          JR      NZ,LOOP
          LD      HL,BUFF
          LD      DE,16384
          LD      BC,6912
          LDIR
          RET

CONT      POP     HL
          DEC     HL
          JR      LOOP1

BUFF      EQU     41000
2
   В строках, помеченных звездо-
чкой, задается адрес в  ПЗУ, ис-
пользуемом как генератор случай-
ных чисел. Изменяя  этот  адрес,
Вы сможете получить разные  пос-
ледовательности вывода картинки.

   Следующая  процедура  как  бы
складывает картинку из отдельных
линий, падающих сверху.
140.
;(C) ZX-MANIACS
;SPECIAL FOR INFORCOM
;
          ORG     40000

BUFF      EQU     41000

          LD      A,191
          LD      BC,49152
LOOP      PUSH    BC
          PUSH    AF
          CALL    8880
          LD      DE,BUFF-16384
          ADD     HL,DE
          POP     AF
          PUSH    AF
          INC     A
          LD      B,A
          XOR     A
LOOP1     PUSH    BC
          PUSH    AF
          PUSH    HL
          CALL    8880
          EX      DE,HL
          POP     HL
          PUSH    HL
          LD      BC,32
          LDIR
          POP     HL          ;*
          POP     AF
          PUSH    AF
140.          PUSH    HL
          DEC     A
          CALL    8880
          LD      D,H
          LD      E,L
          INC     DE
          LD      (HL),0
          LD      BC,31
          LDIR
          LD      B,250
PAUSE     NOP
          NOP
          DJNZ    PAUSE      ;**
          POP     HL
          POP     AF
          INC     A
          POP     BC
          DJNZ    LOOP1
          POP     AF
          DEC     A
          POP     BC
          DJNZ    LOOP
          LD      HL,BUFF+6144
          LD      DE,22528
          LD      BC,768
          LDIR
          RET
2
   Скорость падения линий  можно
менять, изменяя число  в  строке
перед  меткой  PAUSE.  При   ма-
ленькой задержке  изображение  у
меня начинало заметно дрожать. В
принципе, я склонен отнести  все
это  к  чудачествам  моего  ком-
пьютера (у меня, например, очень
сильно  дрожит  экран  в   LASER
SQUAD), но  кто  знает...   Если
стереть все  строки, начиная  со
строки, помеченной звездочкой, и
вплоть до строки с  двумя  звез-
дочками (включительно), то полу-
чится  самая  короткая  из  ког-
да-либо предлагавшихся  программ
"наливания" экрана.

   Следующая программа проявляет
экран довольно замороченным  об-
разом, поэтому я  даже  не  буду
пытаться описывать  ее  действие
словами. Могу лишь  посоветовать
поизменять  число  в  строке  со
звездочкой  и   посмотреть,  что
выйдет (попробуйте поставить ту-
да, например, число 190).
140.
;(C) ZX-MANIACS
;
          ORG     40000

BUFF      EQU     41000

          LD      B,192
          LD      HL,#4000
          LD      DE,22497
LOOP      PUSH    BC
          PUSH    HL
          PUSH    DE
          LD      A,255       ;*
          LD      B,16
LOOP1     LD      (HL),A
          INC     HL
          INC     HL
          LD      (DE),A
          INC     DE
          INC     DE
          DJNZ    LOOP1
          POP     DE
          CALL    UP
          POP     HL
          CALL    DOWN
          POP     BC
          HALT
          DJNZ    LOOP
          LD      HL,#4001
          LD      DE,22496
          LD      B,192
LOOP2     PUSH    BC
          PUSH    HL
          PUSH    DE
          LD      B,16
LOOP3     PUSH    BC
          LD      BC,BUFF-16384
          ADD     HL,BC
          LD      A,(HL)
          SBC     HL,BC
          LD      (HL),A
          INC     HL
          INC     HL
          EX      DE,HL
          ADD     HL,BC
          LD      A,(HL)
          SBC     HL,BC
          LD      (HL),A
          EX      DE,HL
          INC     DE
          INC     DE
          POP     BC
          DJNZ    LOOP3
          POP     DE
          CALL    UP
          POP     HL
          CALL    DOWN
          POP     BC
          HALT
          DJNZ    LOOP2
          LD      HL,BUFF+6144
          LD      DE,22528
          LD      BC,768
          LDIR
          RET
DOWN      INC     H
          LD      A,H
          AND     7
          RET     NZ
          LD      A,L
          ADD     A,32
          LD      L,A
          RET     C
          LD      A,H
          SUB     8
          LD      H,A
          RET
UP        DEC     D
          LD      A,D
          AND     7
          CP      7
          RET     NZ
          LD      A,E
          SUB     32
          LD      E,A
          RET     C
          LD      A,D
          ADD     A,8
          LD      D,A
          RET
2
          *   *   *




Другие статьи номера:

TR-DOS для начинающих - Окончание.

Компьютерная новелла - Prince of Persia.

Компьютерная новелла - Лазерная бригада (по игре Laser Squad).

Перекресток драконов - Игра Rapscallion.

Перекресток драконов - Игра The Runes of Zendos.

Перекресток драконов - Игра The Saga.

Перекресток драконов - Игра Witch's Cauldron.

Перекресток драконов - Создаём Адвентюру. Обзор редакторов.

Перекресток драконов - Создаём словарь к Адвентюрной игре.

Программы, которые мы выбираем - Возможные последствия использования недокументированных команд.

Программы, которые мы выбираем - О замеченных шероховатостях в работе некоторых программ и пожелания к следующим версиям.

Программы, которые мы выбираем - Предложение ко всем авторам программ, печатающих дамп памяти. Программистам, использующим защиту дисков от копирования.

Программы, которые мы выбираем - Несколько предложений по усовершенствованию ассемблера.

Программы, которые мы выбираем - Предложения по доработке ZX Word v2.5.

Программы, которые мы выбираем - Программа "Эмулятор Спектрума" v1.2.

Программы, которые мы выбираем - Что хотелось бы иметь в идеальном ассемблере.

Ретро - 40 лучших процедур: Копирование данных в памяти.

Ретро - 40 лучших процедур: Обмен токена.

Ретро - 40 лучших процедур: Определение адреса БЕЙСИК-строки.

Ретро - 40 лучших процедур: Определение длины БЕЙСИК-программы.

Ретро - 40 лучших процедур: Определение размера свободной памяти.

Ретро - 40 лучших процедур: Поиск и замещение строки.

Ретро - 40 лучших процедур: Поиск подстроки.

Ретро - 40 лучших процедур: Поиск строки.

Ретро - 40 лучших процедур: Составление списка переменных.

Ретро - 40 лучших процедур: увеличение и копирование экрана.

Ретро - 40 лучших процедур: Удаление REM-строк.

Ретро - 40 лучших процедур: Удаление блока программы.

Советы экспертов - Игра Fredloader.

Советы экспертов - Игра Robin of Sherwood: The Touchstones of Rhianon.

Советы экспертов - Игра Scorpions: Die Machines.

Советы экспертов - Игра Terropods.

Страничка iS-DOS - Описание рестартов системы IS DOS.

Форум - Алгоритм распознавания символов.

Форум - Время выполнения недокументированных команд процессора Z80.

Форум - Концепция экрана высокого цветового разрешения.

Форум - Несколько Pokes к играм. Программа Hacman96.

Форум - По поводу новых DOS и BIOS для Спектрума.

Форум - Программа Multicolor на любой модели компьютера. Использование 2-го экрана для Multicolor'а. Демонстрация текста. Электронные журналы.

Форум - Проект ZX Config.

Форум - Усовершенствование Art Studio. Идеи относительно компрессии файлов.

Форум - Эмулятор ZX Spectrum на IBM. По поводу шестнадцатеричной системы счисления. Программа ZX-Stars. Странности в Elita

Форум - Эффекты на бордюре и Multicolor.

Читатель-читателю - ZX Spectrum 128 - новые возможности, новые проблемы.

Читатель-читателю - Группа 'Light'. Спектрум и экспертная система.

Читатель-читателю - Драйвер принтера для Scorpion'а.

Читатель-читателю - Печать чисел в различных системах счисления.

Читатель-читателю - Программирование аркадной игры со скроллингом экрана.

Читатель-читателю - Процедура печати меток ассемблера XAS для монитора-отладчика STS 4.3.

Этюды - Атрибутная бегущая строка. "Гасилка" экрана. Упрощенный вариант процедуры "Занавес". Процедура гащения картинки. Процедура проявления картинки по точкам.

Этюды - Графический эффект "цветные полосы".

Этюды - Драйвер экрана для печати по 64 символа в строке.

Этюды - Комплект защит загрузчиков.

Этюды - Обращение к диску в режиме IM 2. Работа с диском нестандартного формата.

Этюды - Печать символа, увеличенного в 8 раз. Программа "наливания" экрана. Процедура гашения экрана по точкам. Очистка экрана как в Terminator'е. Поиск последовательности символов в памяти. Система перекодировки символьного набора.

Этюды - Программа - каталогизатор дисков.

Этюды - Программа вывода значений амплитуды каналов муз. сопроцессора на бордюр.

Этюды - Программа вывода картинки.

Этюды - Программа зажигания спрайта.

Этюды - Программа очистки заданного окна экрана.

Этюды - Программа сортировки массива по возрастанию. Процедура заполнения экрана заданным атрибутом. Процедура проявления картинки. Эффект летящих навстречу звезд. "Душ", идущий из верхнего левого угла экрана. Процедура "осыпания" картинки по пиксельным линиям. Программа "вытягивания" картинки под углом в 45 градусов. Три процедуры "Scroll".

Этюды - Процедура печати чисел.

Этюды - Процедура прорисовки символа с помощью атрибутов.

Этюды - Процедура проявления картинки. Fade-OUT эффект (картинка уходит за края экрана). Графический эффект "Фонтан". Fade-OUT эффект, имитирующий выключение телевизора. Процедура "зажигания" картинки. Программа плавной прорисовки картинки.

Этюды - Процедура рисования линии.

Этюды - Процедура составления оптимальной таблицы символов.

Этюды - Скроллинг строк текста в заданном окне. Атрибутный скроллер. Диагональный скроллинг.

Этюды - Спрайтовый скроллер. Процедуры проявления экрана.

Этюды - Укороченная процедура индикации амплитуды каналов муз. сопроцессора. Способ вычитания константы из регистровой пары HL.

Этюды - Формула для вычисления дня недели.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Железо - квадросистема: подключение 2х AY.
К слову о ROВIN'е... - прохождение игры про Робин Гуда.
NАTЯGGG - LОVE'N'FUCK.
Реклама - реклама и объявления.
Хит-парад - 10 лучших программ,по итогам продаж фирмы Welcome.

В этот день...   21 ноября