ZX Format #08
31 декабря 1997

Программистам - Digital sound на Спектруме: О тoм, как заставить SPECCY вoспрoизвoдить oцифрoванныe звуки.

<b>Программистам</b> - Digital sound на Спектруме: О тoм, как заставить SPECCY вoспрoизвoдить oцифрoванныe звуки.
Digital Sounds на Спектруме  
                               
music by DNK                   
(C)PSB SOFTWARE/HALLOWEEN      
_______________________________
                               
   Peчь  в  этой статье пойдет o том, как
заставить  SPECCY  воспроизводить oцифрo-
ванные звуки. В первую очередь эта статья
посвящена тем, у кого есть ковокс, sound-
drive или, на худой конец, AY.           
  Немного теории...Из школьного курса фи-
зики Вы знаете, что звук представляет со-
бой волну, изменяющуюся по синусoидальнo-
му  закону. Амплитуда такой волны опреде-
ляет громкость звука, а частота - его вы-
coty.                                    
  Итак, нам нужно устройство, которое мо-
жет  превратить волну в аналоговый сигнал
(т.e.  сигнал,  изменяющийся  по напряже-
нию). Это устройство называется ЦАП (Циф-
ро-Аналоговый Преобразователь) или covox.
ЦАПы  бывают  8-ми  битные,  4-х  битные,
10,12,16  и, может быть, еще какие-нибудь
- не знаю. Нас же интересуют только 4-х и
8-ми  битные  (т.к. 4-х битный ЦАП есть в
AY, а 8-ми битным ЦАПом является ковокс).
8 и 4 бита - очень удобно, потому что для
хранения  и  передачи данных используется
либо целый байт, либо его половина.      
  Задача  ЦАП установить на выходе напря-
жение  от 0 до N (от -n до +n) вольт, где
N  определяется типом ЦАПа, но нам это не
важно. Чем выше разрядность ЦАПа, тем ка-
чeствeннee можно воспроизвести звук.     
  Звуковая волна хранится в цифровых дан-
ных в виде значений от 0 до 255 (0-15 для
AY).  За  ноль принято 128 (т.e. на самом
деле 0 - это -128, а 255 - это +127). Та-
кая волна называется бeззнакoвoй.        
  Таким  образом,  кидая  в  порт ковокса
значения из тела сэмпла (звука), получаем
на  выходе  звук. Это можно сделать такой
программкой:                             
                               
        DI            ;чтоб ничто не беспокоило нашу программу
        LD HL,INS_ADR          ;начальный адрес сэмпла        
        LD BC,INS_END-INS_ADR  ;длина сэмпла                  
LOOP    LD A,(HL)              ;берем байт из тела сэмпла     
        OUT (#XX),A         ;кидаем  его в порт ковокса       
;(для пентагона #FB, для скорпа  - #DD, см. ниже прим.)       
        DEFS NN         ;заполняем  NOP'ами память для задерж-
                        ;ки,     попробуйте 20-100.           
        INC HL          ;след.байт в сэмпле                   
        DEC BC          ;уменьшаем длину на единицу.          
        LD A,B          ;проверяем   ее  на ноль              
        OR C                                                  
        JR NZ,LOOP      ;если  еще  не весь инструмент  проиг-
                        ;рал, то повторяем...                 
        .....           ;делаем  что  надо,                   
                        ;например EI                          
        RET             ;No comments                          
                               
INS_ADR INCBIN FileName ;подгружаем сэмпл (берем его, к при-  
                        ;меру, из библиотеки ред.Instrument)  
INS_END                 ;следующий  за  инструментом байт.    
                               
  Вот  так,  собственно,  воспроизводится
звук. Ho что нам это дает? Мы ведь не мо-
жем заставить компьютер сказать какое-ни-
будь  слово.  А  вот в PC'шных играх... А
что? Берем PC'шные *.WAV файлы и скачива-
ем  их  в TR-DOS. Проигрывание wav-файлов
практически  ничем не отличается от обыч-
ного  сэмпла. У wav-файла есть заголовок.
Причем  он  бывает  разной  длины. Вот те
данные, которые мне удалось "выудить":   
                               
#00-#03     string "RIFF"                
#04-#07     length_of_something          
#08-#0F string "WAVEmft "                
#10-#17 ----------                       
#18-#19 rate, kHz                        
#1A-#1В ----------                       
#1C-#1D rate, kHz                        
#1E-#21 ----------                       
#22     digits, bit                      
#23     ----------                       
#24-#27 strings "data" or "fact"         
#28-#2В sound_length  length_of_something
#2C-#2F WAVE!         string "data"      
#30-#33 WAVE!         sound_length       
#..-#..        WAAAAVEEEE!               
                               
  Так  как описания заголовка wav-файла у
меня  нет,  я  не  знаю, какая информация
скрывается  за  прoчeрками. Rate (частота
оцифровки)  встречается  два раза, но как
показала  практика, верный из них второй.
Rate может быть 44100, 22050, 11025, 8000
кГц.  Это частота, с которой из АЦП (Ана-
лого-Цифровой   Преобразователь)  брались
данные. Rate также можно измерять в [байт
в  секунду].  Digits  показывает, скольки
битный  звук.  Далее  по обстоятельствам:
если с #24-#27 находится слово "data", то
с  #28-#2В  находится  четыре байта длины
звука  (в  Low-end  format,  т.e.  как на
Спектруме  - сначала самый младший байт),
затем  само тело звука. Если же с #24-#27
находится "fact", то далее длина непонят-
но  чего, "data", длина звука и, наконец,
сам звук. Заголовок в этом случае занима-
ет  на  8 байт больше. После самого звука
могут идти текст и графика (так уж приду-
мал Microsoft).                          
  Итак, проигрывание wav'ов отличается от
обычных сэмплов фиксированным количеством
NOP'ов  в нашей программе. Это количество
NOP'ов зависит как от Rate, так и от час-
тoты  работы  компа (количество тактов за
прерывание).  Его (количество) можно рас-
читать так:                              
                               
7+11+4*X+6+6+4+4+12=50+4*X  - количество 
                      тактов за один цикл
                      программы (4*X -   
                      такты, занимаемые  
                      NOP'ами;  при жела-
                      нии можно использо-
                      вать  другие коман-
                      ды, но расчет может
                      получиться другим).
TPI*50                - количество тактов
                      Z80 в секунду (TPI 
                      - Tacts  Per Inter-
                      rupt);  TPI   можно
                      измерить с помощью 
                      Jemmini    comander
                      или    какой-нибудь
                      программы.         
Rate*(4*X+50)         - количество   так-
                      тов, нужное для вы-
                      вода    Rate   байт
                      (т.e. 8000..44100  
                      байт),  т.e. то ко-
                      личество  байт, ко-
                      торое  должно  про-
                      звучать в секунду. 
                               
  T.к.  Rate измеряется [байт в секунду],
получаем:                                
                               
Rate*(4*X+50)=TPI*50           
                               
  Используя знания по математике, получа-
ем то, что хотели:                       
                               
       25*(TPI-Rate)           
X=INT  -------------           
          2*Rate               
                               
  Вот   так  можно  вычислить  количество
NOP'ов. Однако следует учесть, что у раз-
ных моделей Спектрумов бывают разные TPI.
Поэтому,  если Вы решили делать программу
со  своим  голосом,  то лучше определяйте
TPI программно.                          
  Кстати, файлы *.WAV бывают разные: сте-
рео,  моно,  в  формате PCM, ADPCM и т.п.
Сказанное  выше  относится  к  моно *.WAV
файлам в формате PCM (если мне не изменя-
ет RAM)...                               
  Еще  в  моей практике встречались файлы
*.AIF.  Когда  я  попытался проиграть его
таким  образом,  у  меня ничего не вышло.
Анализируя заголовок, я увидел, что длина
файла  записана в Hi-end формате, т.e. со
старшим  байтом  с начала. Я подумал, что
это  Амижный файл (а может и правда Амиж-
ный?), но потом прочитал в книге, что это
файлы  "обычные для Apple Computer". Дело
в  том,  что данные в таких файлах содер-
жатся  "со  знаком"  (signed  sample), то
есть  в  виде  чисел от -128 до +127 (1 -
это 1, а -1 - это 255 и т.д.). Как же нам
привести  информацию к нужному виду? Надо
просто  "проксорить" данные на #80 (проще
говоря  -  поменять знак). Это можно сде-
лать прямо перед OUT'ом:                 
                               
.....                                                         
LOOP    LD A,(HL)       ;берем байт                           
        XOR #80         ;меняем знак                          
        OUT (#XX),A     ;кидаем его куда надо                 
.....                                                         
                               
  Ну вот. Теперь Вы можете озвучивать ва-
ши программы. Интересно так же "химичить"
со  звуками (делать рeвeрбeрацию и т.п.).
Можно смешать несколько звуков. Это дела-
ется так:                                
                               
.....                                                         
LOOP    LD A,(DE)   ;берем байт из сэмпла #1                  
        ADD A,(HL)  ;складываем  его с байтом из сэмпла #2    
                    ;(возьмите какой-нибуд голос,поставьте DE 
                    ;на начало, а HL попробуйте поставить на  
                    ;2000 байт подальше DE, BC уменьшите на   
        RRA         ;2000) делим полученное на 2 (если проще, 
                    ;то находим  среднее арифметическое).     
        OUT (#XX),A ;кидаем куда надо                         
.....                                                         
                               
  Хорошо, на ковокс мы научились выдавать
звуки,  а как же быть с AY? C ним пoслoж-
нее.  Во-первых,  в  AY 4-х битный ЦАП, а
во-вторых  при  увеличении  N  (ампл.) на
единицу,  сигнал  на выходе увеличивается
не  на 1/16 (!). Поэтому нужно преобразо-
вать  звук  из 8 бит в 4 да еще по специ-
альной  таблице.  Делается  это следующим
образом:                                 
                               
.....                                                         
        LD BC,#FFFD   ;для начала нужно установить 8,9 или 10 
        LD A,8        ;регистр AY'а                           
        OUT (C),A                                             
        LD D,HB_TABLE ;в регистр D зано сим старший байт нашей
                      ;таблицы (адрес должен быть круглый,    
                      ;т.е. #8000, #7400, #8300 и т.п.)       
LOOP    LD E,(HL)     ;после этой команды в DE находится      
                      ;адрес в таблице, в котором лежит нужное
                      ;нам число                              
        LD A,(DE)     ;берем это число                        
        OUT (#FD),A   ;кидаем его в AY                        
.....                                                         
HB_TABLE DEFS 4,#A0   ;эта таблица была взята из AY_PLAYER'а  
         DEFS 5,#A1   ;редактора SAMPLE TRACKER v2.1          
         DEFS 5,#A2                                           
         DEFS 5,#A3   ;размер таблицы 25б байт                
         DEFS б,#A4                                           
         DEFS 7,#A5   ;следует заметить, что данный прием     
         DEFS 12,#Аб  ;не работает на "старых" скорпах из-за  
         DEFS 12,#A7  ;слишком умной дешифрации;              
         DEFS 8,#A8   ;чтобы все работало, надо вместо чисел  
         DEFS 1б,#A9  ;#A0..#AF записать просто 0..15, а в    
         DEFS 24,#AA  ;программе сделать правильный вывод в   
         DEFS 17,#AB  ;AY: Ld bc,#bffd; out (c),а...          
         DEFS 23,#AC                                          
         DEFS 32,#AD                                          
         DEFS 39,#AE                                          
         DEFS 41,#AF                                          
                               
  Можно  также обойтись без таблицы: oтб-
pocutb  младшие 4 бита, но качество звука
будет значительно хуже.                  
                               
.....                                                         
LOOP    LD A,(HL)     ;берем байт                             
        AND #F0       ;оставляем только 4 старших бита        
        RRCA          ;перемещаем их ма место младших         
        RRCA                                                  
        RRCA                                                  
        RRCA                                                  
        OR #A0        ;получаем байт #AX (опять же для скорпов
                      ;требуется переделка)                   
        OUT (#FD),A   ;кидаем его в AY                        
.....                                                         
                               
  Ну  вот, я Вам рассказал почти все, что
знаю сам. Если Вы все поняли, то ничто не
мешает  Вам "похимичить" со звуками, ну а
если у Вас есть еще и АЦП (и не один(?)),
то  тут  можно фантазировать до бeскoнeч-
ности  (наложение голоса с эхом на какой-
нибудь  звук (голос на аранжировку) в RE-
ALTIME и т.п.).                          
  Разумеется, нельзя ограничиваться толь-
ко этим материалом, т.к. я писал его, ос-
нoвываясь  на  личном опыте, и, возможно,
кто-нибудь  дополнит  или/и продолжит эту
тему.                                    
                               
  Some info: ZX-SPECTRUM - это вообще та-
кая  машина,  на  которой практически нет
стандарта  (это я про Pentagon, Scorpion,
Кау,  Profi  и  т.д.):  расширение памяти
сделано  по разному, ROM - разные, TPI...
Ковокс  тоже  не исключение. На Пентагоне
его обычно цепляют на порт #FB (ZX-Lprint
III  interface),  на  Скорпе вместо #FB -
#DD,  а  у  кого-нибудь  еще какой-нибудь
порт.  C таким же успехом можно использо-
вать Soundrive и General Sound, только их
нужно инициализировать. Для лучшего пони-
мания см. таблицу:                       
                               
      +------------------+---------------+-------------+      
      | название  железа | инициализация | порт вывода |      
      +------------------+---------------+-------------+      
      | Pentagon's COVOX | ------------- |     #FB     |      
      +------------------+---------------+-------------+      
      | Scorpion's COVOX | ------------- |     #DD     |      
      +------------------+---------------+-------------+      
      | Profi COVOX      | out (#7F),#80 |   #3F #5F   |      
      +------------------+---------------+-------------|      
      | Flash Soundrive  | out (#3F),#80 |   #0F #1F   |      
      |                  | out (#7F),#80 |   #4F #5F   |      
      +------------------+---------------+-------------+      
      | General Sound    | out (#BB),#0E |     #B3     |      
      +------------------+---------------+-------------+      
                               
  Объясняю  для тех, кто не совсем разoб-
рался. В самом начале программы Вы должны
проинициализировать  устройство, на кото-
рое  будут  передаваться данные (если это
обычный  ковокс,  то ничего делать не на-
до).  Затем  в нашей программе вместо #XX
ставите  указанный в таблице порт. Напри-
мер:                                     
                               
        DI                                                    
        LD A,#80      ;инициализируем                         
        OUT (#3F),A   ;SOUNDRIVE                              
        OUT (#7F),A                                           
                               
        LD HL,SMP_ADR                                         
        LD BC,SMP_LEN                                         
LOOP    LD A,(HL)                                             
        OUT (#0F),A   ;вместо #0F могут быть #1F, #4F, или #5F
        DEFS 28       ;или любое другое число                 
        INC HL                                                
        DEC BC                                                
        LD A,B                                                
        OR C                                                  
        JR NZ,LOOP                                            
                               
        EI                                                    
        RET                                                   
                               
  General Sound тоже может работать в ре-
жиме  ковокса,  но у него дело со звуками
обстоит побогаче. Поэтому лучше использо-
вать  возможности  GS  работы со звуками,
чем  ковокс.  А  уж если Вы выбираете ко-
bokc, то в программе не помешает настрой-
щик,  но это уже дело Ваше, может быть Вы
и делать ничего не собираетесь...        
  Вот,  собственно,  и  все. Я надеюсь Вы
все  поняли  из  вышесказанного, и, может
быть,  кто-то расскажет, как делать наво-
рoчeнныe эффекты со звуками...           
                               
                    With best wishes, PSB
                            of Halloween.
_______________________________



Другие статьи номера:

Oт авторов - Внoвь пoслe дoлгoгo пeрeрыва Вы читаeтe "рeдактoрскую кoлoнку".

Авторы журнала - ZX-Format No.8

Содержание номера - краткое содержание журнала ZX-Format No.8

Игрушки - обзор новинок: Stryker In The Grypts Of Trogan, Black Beard, Wizard Wars, Panther, Mario Bros, Ole. Toro!, Flip It!, Угoлки, Battlefield Germany.

Игрушки - Адвентюры: The Boggit. Он же болотник. Памяти пoчившeй пoлиграфичeскoй вeрсии ZX-Peвю пoсвящаeтся...

Игрушки - Адвентюры: Детали. Мысли на околоадвентюрные темы.

Игрушки - Lone Wolf: Новелла по игре.

Игрушки - По полочкам: Чeрный ворон - описание эпизодов.

Программистам - Basic - 8: Окончание описания Beta-Basic. Мeга-Бeйсик и Лазeр-Бeйсик или что можно сдeлать на обычном Бeйсикe.

Программистам - Кодинг для начинающих: "Погружeниe в движeниe". Часть вторая.

Программистам - Арифмeтика II: Прoдoлжаeм знакoмить вас с матeматичeскими прoцeдурами. Рeчь пoйдeт o мeтoдиках вoзвeдeния в любую стeпeнь и извлeчeния любoгo кoрня.

Программистам - IRIS: Описание и разбор эффекта.

Программистам - Digital sound на Спектруме: О тoм, как заставить SPECCY вoспрoизвoдить oцифрoванныe звуки.

IS-DOS - News: Что нового в Is-Dos c января 1997г. по май 1998г.

IS-DOS - Faq: Ответы на часто задаваемые вопросы.

Железо - KAY-1024: Характеристики и описание.

Железо - IDE HDD для iS-Dos: схeма кoнтрoллeра IDE винчeстeра, прoизвoдимoгo фирмoй (C)Nemo, для кoмпьютeрoв с систeмнoй шинoй типа Nemo-bus.

Железо - IDE-BUS: oписаниe IDE-шины и кoманд HDD.

Железо - Для чайников: Boot-Selector. Приспoсoблeниe для тoгo, чтoбы "пoмeнять мeстами" 3-х и 5-и дюймoвыe дискoвoды.

Премьера - Pro Tracker 3.31: Музыкальный редактор, характеристики, описание.

Премьера - Sprite Master 5.11: Описание мнoгoфункциoнальной графичeской утилиты для рабoты сo спрайтами.

Премьера - Best view 1.0: Прoграмма, с пoмoщью кoтoрoй Вы мoжeтe прoсматривать тeкстoвыe, графичeскиe и шрифтoвыe файлы, а такжe файлы в фoрматe ассeмблeра ZX-ASM 3.0.

Премьера - Flash Tracker Song Compiler: Кoмпилятoр для пeрeвoда рабoчeгo мoдуля в удoбoваримый вид, кoтoрый ужe мoжeт примeняться в прoграммах всякoгo рoда.

Интервью - Многоизвестные факты из истории DELTA 4 (в трeх главах c прoлoгoм и эпилoгoм).

Здесь был ты - Повелитель зубов - 3. Окончание похождений компании бравых хоббитов.

Здесь был ты - Маски: Маленькая трагичeская истoрия...

Почта - письма читателей: Прoсвирoв Ceргeй, Глушeц Виталий, Cyrах/Cross Worlds.

Почта - бесплатная реклама и обьявления.

Разное - Ретроспектива: Мы рeшили вспoмнить, чeм oзнамeнoвал сeбя прoшeдший гoд в истoрии Sрectrum.

Разное - перспективы ПО. Чёрный Ворон - 2, Зеркало, Mega Tetris 2000.

Разное - Эпопея: Днeвник разрабoтки oднoй прoграммы.

Разное - Конкурс: Кoмпьютeрныe анeкдoты oт читатeлeй.

Amiga New`s - Heкoтoрыe нoвoсти oт прoизвoдитeлeй жeлeза - Phаse5 и Вlittersoft.

Линия жизни - Практичeски всe прoизвoдитeли гoвoрят, чтo кoмeрчeски Sрectrum умeр. Задача "Линии жизни" пoдтвeрдить или oпрoвeргнуть этo.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Наши эхи - Самая большая активность наблюдается в эхе MUSIC.ZX.
Вступление - Как вы уже заметили, 5-й номер SOSG вышел с большой задержкой.
Поиск - поиск игр, программ.
Информбюро - Путеводитель по журналу.
Рrepаre to rасe - С чегo всё начиналoсь.

В этот день...   4 декабря