Eldorado
#02
19 января 1996 |
|
Классика - поговорим о тетрисе.
© Condor Soft, 1995 © Дубильт Вадим, 1991 П O Г O В O Р И М O Т E Т Р И С E Уважаемый читатель нашего журнала! Задумывались ли Вы когда-нибудь, в чем причина огромной массовой популярности компьютерных игр? Что побуждает миллионы людей часами, часто в ущерб здоровью и делу, просиживать за дисплеем, следя за приключениями отважного Диззи, выполняя сложнейшие боевые задания в районах экономических интересов известного (?) капиталистического государства, либо играя роль капитана космического корабля далекого будущего? На мой взгляд, причин несколько. Первая - развлекательная. Всем известно, что компьютерные игры давно превратились в отличное средство времяпровождения, порой в ущерб традиционным методам отдыха: чте- нию, спорту, ТВ и т.п. Вторая причина - познавательная, что, кстати, давно поняли разработчики игровых программ. Поиски ответа на известный детский вопрос: "А что, дальше?" - не позволяют особо любопытным игрокам бро- сить сложнейшую игру на полпути и служат хорошим стимулом для продолжения процесса познания. И наконец, третья - соревновательная. Скажите, наверное приятно, когда пройдя какую-нибудь сложнейшую игрушку, Вы пох- вастаетесь этим (хвастаться нехорошо) перед своими друзьями, а? Недаром что компьютерные игры со списком лучших результатов (так называемый Тор List) - идеальное средство самовыражения для честолюбивых игроков. И здесь, пальма первенства принадлежит известной всем игре - конечно-же TETPUCY! Сразу оговоримся: к играм тетрисного типа будем относить все те, где игроку предлагается совершить определенные действия с различными об'ектами, пос- тупающими в приемник-стакан, разных раз- меров и конфигураций. Первой игрой такого типа (жанра), быстро завоевавшей всемирный рынок компьютерных игр, был собственно Тетрис (Tetris), плод совместного труда сотрудников ВЦ АН СССР А.Пажитнова и В.Герасимова. Сценарий игры предельно прост: в стакан размером 15*10 клеток падают фигуры разных цветов, причем набор этих фигур полностью исчер- пывает все возможные комбинации из 4-х клеток. Отсюда, собственно, и пошло наименование игры, породившей кстати другие аналогич- ные названия: Петрис, Пентис, Ментис Веллтрис и т.д. С помощью трех кнопок: движения фигуры по горизонтале, вправо и влево (в пределах стакана), а также вращения падающей фигуры на 90 градусов по часовой стрелке - играющему предла- гается укладывать их в соответствии с принципом наименьшего об'ема, максимально минимизируя количество незаполненных фигурами клеток. За каждую уложенную фигуру начисляются очки. Дополнительные очки также даются за полную строку, т.е. прямоугольник размером 1*10 клеток, после чего она исчезает, освобождая место для размещения новых падающих фигур. Игра заканчивается, если в приемном стакане оказывается невозможно разместить еще хотя-бы одну фигуру. При внешней незатейливости, но явном успехе, первая версия Тетриса дала толчок к появлению массы игр аналогичного жанра. К сожалению, большинство авторов последу- ющих версий игры свели свою задачу к механическому переносу Тетриса на машины другой архитектуры, не заботясь ни о внешнем оформлении, ни о творческом развитии идеи Тетриса. Отметим версию фирмы "Спектрум Холобайт" (Spectrum Holobyte) 1987 года, выполненую коллективом програмистов во главе с Шоном Барджером (Sean Barger). Она наглядно продемонстрировала огромные возможности машинной графики, как средства художест. оформления игровых программ. Помня о советском происхождении игры, авторы программы разнообразили окрестности игрового поля изображениями, так или иначе связанными - в их понимании - с жизнью советских людей. Конечно-же не обошлось и без конфузов. Нужно обладать очень развитым воображением, чтобы распознать в одном из плакатов на русском языке любимый лозунг первомайских шествий "Слава КПСС!". К несомненным же заслугам авторов отнесем создание нового режима, когда по желанию играющего исходный стакан уже частично заполнен к началу игры на заданное число строк и задача игрока состоит не только в размещении 'своих' фигур, но и 'разборке' заполненых уровней. Тут есть и свои рекорды. Автору удалось разобрать 'завал' из 13 строк, начиная игру на 8 уровне. Но, к сожалению, и эта версия не лишена недостатков (скажите, а где есть 'достаток'?). Скорость падения фигур оказалось непосредственно связана с тактовой частотой работы микропроцессора, отчего результаты, показанные на медлен- -ных машинах, оказалиь на порядок выше результатов при игре на более быстрых машинах. Кроме того, не очень качествен- но был написан сам генератор последова- тельности падения фигур, что привело к предсказуемости игры и, что в свою очередь снизило интерес 'юсеров' к программе. Но не будем о грустном! 1989 год был богат на сюрпризы для поклонников Тетриса. Насытив рынок разнообразными Тетрисами традиционной концепции, фирмы-изготовители компьютер- ных игр перешли к разработке игровых программ нового поколения, сочетающих многолетнии традиции с революционными преобразованиями в тетрисостроении. Первой ласточкой стал трехмерный Тетрис, выпущенный фирмой "Калифорния Дримс" (California Dreams) и названная ею - "Блокаут" (Block-Out). Эта первая из увиденных мною игр с развитым интерфейсом "человек-машина". Вся информация об этой игре предоставляется пользователю в виде многоуровневой системы меню, отчего выбор режима игры стал более наглядным и информативным. Притерпела изменения и сама идея Тетриса Вместо традиционного двухмерного стакана (фронтальная проекция), играющему пред- лагается заполнить трехмерную область (вид сверху) об'емными же фигурами. Соответственно изменилось и управление: к традиционному горизонтальному пере- мещению фигуры добавилось вертикальное, а также вращение фигуры вокруг трех ортого- нальных осей. В том же 1989 году фирма "Спектрум Холо- байт" выпустила новую версию любимой игры миллионов, назвав ее "Welltris". Авторы программы - наши соотечественники А.Па- житнов и А.Снегов, программист Дэн Кауф- ман (Dan Kaufman), графика - Дэна Гуэрры (Dan Guerra), так полюбившегося совет- скими почитателями Тетриса. Создатели игры и на сей раз не изменили советской тематике, и изобразили сценки из жизни советских (сейчас не знаю каких) людей. Оригинальна и концепция новой игры: двухмерные фигуры 'сползают' по стенкам треьмерного стакана, укладываясь на дно приемника. Играющий может, как вращать падающие фигуры, так и перемещать их вдоль стенок стакана. Если фигуру не удается целиком разместить на дне стакана оставшаяся ее часть занимает одну из сте- нок, делая ее недоступной играющему. Це- ликом заполненная горизонтальная или вер- тикальная полоска на дне стакана исчезает а на ее место выдвигается находящаяся ря- дом фигура, в том числе и со стенок ста- кана. Игра заканчивается, когда все че- тыре поверхности приемника оказываются не доступны играющему. Сочетание оригинальной идеи и высокопро- фессионального исполнения делают эту игру одной из лучших программ тетрисного типа. Хотелось-бы отметить еще один вид игр тетрисного типа - это "Columns". В приемный двухмерный стакан поступают полоски размером 3*1 клетки, каждая раз- ного цвета. Играющий может перемещать их в любом направлении в пределах стакана и циклически изменять цвет каждой клетки. Задача состоит в таком размещении падаю- щих фигур, при котором по любым горизон- талям, вертикалям и диагоналям рядом бы находились клетки одинакового цвета. А в заключение - несколько советов на- чинающим игрокам в Тетрис: 1.Прежде чем начать 'настоящую игру', изучите конфигурацию падающих фигур и возможности программы по изменению их размеров, а также размеров приемного стакана. 2.Попытайтесь разработать алгоритм раз- мещения каждой конкретной фигуры. При игре на высоких скоростях это даже очень может пригодится, и дать ощути- мую прибавку к результату. З.Никогда не стремитесь сразу же попасть в список лучших результатов. Поверьте что однажды к Вам придет уверенность в своих силах, и тогда показанный Вами результат подтвердит Вашу квалификацию 4.Никогда не играйте до "Тетрисов крова- вых в глазах". При первых же призна- ках усталости прекращайте игру (сове- тую, как опытный игрок). Хорошего ре- зультата в таком состоянии Вы все рав- но не покажете. Итак, ИГРАЙТЕ В ТЕТРИС! Кстати, если Вас заинтересовали игры тетрисного направления, то на диске под номером 104, Вы найдете ВСЕ тетрисы, которые есть на "ZX".
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября