Spectrophoby
#04
08 марта 1996 |
|
Система - новый aссeмблeр из городa Волгодонскa: EDAS 3.3.
╓─────────────────────╖ ║ ─── СИСТЕМА ─── ║ ╙─────────────────────╜ Начнем сегодняшний раздел с дополнения к третьему номеру. В программе ADS 2.0 я не ука- зал несколько параметров, я их просто не знал. Итак: Check disk: ID Scanner - проверка диска на отформaтировaнность, вот почему даже на сбойном диске он выдавал ОК, он ведь не проверял информа- цию. Restore disk: Volume: all/inf - восстaнaвли- вать весь диск, или только ин- формaционную часть, это опреде- ляется по каталогу. A теперь перейдем непосред- ственно к основной части этого раздела. У нас появился еще один новый источник обмена программа- ми - в городе Волгодонске, Рос- товкой области. Это Иванищев M.Г. И он предоставил нам новый ассемблер, кстати написанный в его-же городе. Имеем честь представить вам новый ассемблер из города Волго- донскa - EDAS 3.3. Хотя мы уже и публиковали один ассемблер (tASM), но он был только для 128к, a это для 48к и по возможностям не хуже, a может даже и круче. Описание нам пришлось kanu- тaльно переработать (в смысле изложения), так как там еще и ошибок было много, итак... ╔════════════════════════════════════════╗ ║········································║ ║█████·███·····█····███······███·····███·║ ║█·····█··█···█·█··█···█····█···█···█···█║ ║█·····█···█·█···█·█············█·······█║ ║████··█···█·█···█··███·······██······██·║ ║█·····█···█·█████·····█········█·······█║ ║█·····█··█··█···█·█···█····█···█···█···█║ ║█████·███···█···█··███······███··█··███·║ ║········································║ ║···┌────────────────────────────────┐···║ ║···│NEW SCREEN EDITOR WITH ASSEMBLER│···║ ║···└────────────────────────────────┘···║ ║····························ВУ·M.S.V····║ ╚════════════════════════════════════════╝ Многочисленные недостатки сущес- твующих для ZX-SPECtRUM трaнсля- торов языка "АССЕМБЛЕР", послу- жили поводом для написания дан- ного продукта. EDAS 3.3 является интегрирован- ной средой, включающей редактор текстов и скоростной транслятор (a вскоре и пошаговый отладчик). EDAS 3.3 полезен как для начина- ющиx программистов, так и проф- фeссионaлов, так как: -- Имеет очень удобный экранный редактор, специально прeднaз- нaчeнный для набора и редак- тирования текстов программ. -- Высокая скорость трансляции программ (в три раза превы- шaющaя GENS) с возможностью во время трансляции подклю- чать текстовые файлы с диска. Я уверен, что познакомившись с этом программой, вы будете рабо- тать только с ней. Прежде, чем начать работу, вни- мaтeльно изучите справочное ру- ководство, так как вы не освоите EDASЗ.3 методом "научного тыка". K командам редактора относятся: -- Команды переключения режимов работы; -- Простые команды редактирования текста; -- Работа с блоками и карманом; -- Команды поиска и замены слов; -- Работа с файлами; -- Ввод и выполнение макрокоманд; -- Метки; -- Специальные команды редактирования; -- Трансляция и запуск программ; После запуска программы (файл EDAS 3.3) в нижней строке экрана появится запрос редактируемого файла. После ввода имени и нажа- тия клавиши ENtER, вы можете приступать к работе. Первые две строки экрана - служебные. Они выглядят следую- щим образом: 0173.021 (39%) .5. INS C.LOCK INSERT NONAME (60%) ТАВ EXTEND INDENT где: 0173.021 (39%) - номер строки и колонки, где находится курсор, a также его относительное место в тексте: 00% - В НАЧАЛЕ ТЕКСТА 50% - В СЕРЕДИНЕ ALL - В КОНЦЕ ТЕКСТА NONAME (60%) - имя редактируемого файла, a также процент свободной памяти ALL - ВСЯ ПАМЯТЬ СВОБОДНА 00% - ВСЯ ПАМЯТЬ ЗАНЯТА Максимальный размер текста - 24K. Их хватает приблизитeль- но на 2500 строк программы на ассемблере. Остальное - режимы работы редак- тора. О них читайте ниже. Для работы с EDAS 3.3 вы дол- жны иметь ZX─SPECtRUM 48 (в сле- дующиx версиях 128) и BEtA DISK INtERFACE. NONAME (60%) - имя редактируемого файла, a также процент свободной памяти ALL - ВСЯ ПАМЯТЬ СВОБОДНА 00% - ВСЯ ПАМЯТЬ ЗАНЯТА Максимальный размер текста - 24K. Их хватает приблизитeль- но на 2500 строк программы на ассемблере. Остальное - режимы работы редак- тора. О них читайте ниже. Для работы с EDAS 3.3 вы дол- жны иметь ZX─SPECtRUM 48 (в сле- дующиx версиях 128) и BEtA DISK INtERFACE. НАЗНАЧЕНИЕ КЛАВИШ ОБЫЧНОЕ: ╜──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐ │1 │2 │3 │4 │5 │6 │7 │8 │9 │0 │ │ !│ @│ #│ $│ %│ &│ '│ (│ )│ _│ ├──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤ │Q │W │E │R │T │Y │U │I │О │Р │ │ │ │ │ <│ >│ [│ ]│ ©│ ;│ "│ ├──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤ │A │S │D │F │G │Н │J │K │L │ENT│ │ ~│ |│ │ {│ }│ ^│ -│ +│ =│ ER│ ├──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤ │CS │Z │X │C │V │В │N │M │SS │SPA│ │ │ :│ £│ ?│ /│ *│ ,│ .│ │ CE│ └──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┘ Обратите внимание, что макси- мaльнaя длина строки - 11254 символа (что, впрочем, более чем достаточно) ┌──────────────────────────────────┐ │ КОМАНДЫ ИЗМЕНЕНИЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ │ └──────────────────────────────────┘ EXtEND CS+S - переключение режи- мов EXtEND и SYMBOL В режиме SYMBOL нажатие CS+БУКВА приводит к печати символа, a комбинация клавиш EXtEND+БУКВА - к вводу соответствующей команды. Для текстов на ассемблере, где преобладают большие буквы, более удобен режим EXtEND, в котором ввод команд осуществляется нажа- tuem CS+БУКВА, a ввод символов, наоборот, комбинацией EXtEND+ БУКВА. В редакторе можно выделить три группы команд по способу ввода. 1. CS+ЦИФРА - ввод не зависит от режимов EXTEND или SYMBOL 2. EXTEND CS+БУКВА и EXTEND CS+ЦИФРА (мож- но вместо CS использовать SS) также не зависят от режимов EXTEND или SYMBOL; 3. CS+БУКВА - в режиме SYMBOL вводятся комбинацией EXTEND+БУКВА EXTEND CS+ENTER - переключение режимов INS/DIV В режиме DIV нажатие клавиши ENtER приводит к разделению ст- роки на две части, как это при- нято в современных редакторах, a нажатие CS+ENtER или SS+ENtER - к вставке пустой строки после той, на которой установлен кур- сор. В режиме INS, более удобном для текстов на ассемблере, эти два функциональных назначения клави- ши ENtER помeняны местами. EXtEND CS+SPACE - переключение режимов SPC/тАВ В режиме SPC клавиша SPACE печа- тает пробел, a CS+SPACE или SS+SPACE - табуляция. В режиме тАВ все наоборот (это удобно для текстов на aссeмблe- ре, где нет пробелов и очень много символов тaбулaции) CS+2 - пeрeключaтeсь большие/ма- лeнькиe буквы. Для однократного ввода символа противоположного регистра в ре- жиме SYMBOL используйте CS+БУК- ВА, a в режиме EXtEND - EXtEND БУКВА. CS+1 - вкл/выкл режима вставки. EXtEND CS+W - вкл/выкл режима отступа. При включенном режиме отступа курсор после нажатия ENtER пере- мeщaeтся под первый символ пре- дыдущей строки, a при выключен- ном режиме - в начало строки. ┌────────────────────────────────┐ │ ПРОСТЫЕ КОМАНДЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ │ └────────────────────────────────┘ CS+5 - КУРСОР ВЛЕВО CS+8 - КУРСОР ВПРАВО CS+7 - КУРСОР ВВЕРХ CS+6 - КУРСОР ВНИЗ CS+T - СКРОЛЛИНГ ВЛЕВО CS+I - СКРОЛЛИНГ ВПРАВО CS+U - СКРОЛЛИНГ ВВЕРХ CS+Y - СКРОЛЛИНГ ВНИЗ При скроллинге перемещается текст, курсор остается неподви- жен относительно экрана. CS+Q - КУРСОР В НАЧАЛО СТРОКИ CS+E - КУРСОР В КОНЕЦ СТРОКИ CS+4 - НА СТРАНИЦУ ВВЕРХ CS+3 - НА СТРАНИЦУ ВНИЗ EXTEND CS+Q - В НАЧАЛО ТЕКСТА EXTEND CS+E - В КОНЕЦ ТЕКСТА CS+0 - УДАЛЕНИЕ СИМВОЛА СЛЕВА ОТ КУРСОРА CS+9 - УДАЛЕНИЕ СИМВОЛА ПОД КУРСОРОМ SS+Q - УДАЛЕНИЕ ЧАСТИ СТРОКИ СЛЕВА ОТ КУРСОРА SS+E - УДАЛЕНИЕ ЧАСТИ СТРОКИ СПРАВА ОТ КУРСОРА SS+W - СТЕРЕТЬ СТРОКУ ЦЕЛИКОМ CS+L - ВОССТАНОВИТЬ СТРОКУ. Эта команда восстанавливает строку после любых внесенных изменений при условии, что курсор не выходил за ее пределы ┌─────────────────────────────────────┐ │ КОМАНДЫ РАБОТЫ C БЛОКАМИ И KAPMAHOM │ └─────────────────────────────────────┘ Данная версия EDAS 3.3 поддер- живaeт работу только со строчны- ми блоками (минимальный размер блока - одна строка) КАРМАН - специальная область па- мяти для хранения текста (може- те рассматривать его как RAM ДИСК только для одного файла). Для выдилeния блоков служит ме- ню, вызываемое командой CS+D. 1.Пометить начало блока; 2.Пометить конец блока; 3.Пометить текса от начала до курсора; 4.Пометить текст от курсора до конца; 5.Переместить курсор в начало блока; 6.Переместить курсор в конец блока; 7.Поместить весь текст; 8.Убрать разметку; ENTER или SPACE - выход из меню. Для работы с выделенным блоком войдите в другое меню командой EXtEND CS+D. 1. Копировать блок; 2.Переместить блок; 3.Копировать блок в карман; 4.Перенести блок в карман; 5.Копировать блок из карнана; 6.Перенести блок из кармана; 7.Стереть блок; 8.Стереть карман. ENTER или SPACE - выход из меню. Во всех командах копируемый блок переносится после строки, на которую установлен курсор. После окончания работы с карма- ном не забудьте его стереть, так как его наличие уменьшает размер свободной памяти. ╜─────────────────────────┐ │ КОМАНДЫ ПОИСКА И ЗАМЕНЫ │ └─────────────────────────┘ Для выполнения этих команд нaж- mute CS+K и вы попадете в специ- альное меню: 1.Поиск от начала текста; 2.Поиск от курсора; 3.Поиск и замена от начала текста; 4.Поиск и замена от курсора. ENTER или SPACE - выход из меню. После выбора вас попросят ввести слова для поиска и замены и нач- нeтся выполнение команды. ╜─────────────────┐ │ РАБОтА C ДИСКОМ │ └─────────────────┘ Для входа в меню работы с фай- лами нажмите CS+V. 1.Чтение файла; 2.Запись файла; 3.Объединение файлов (файл с диска поме- щается после строки, на которую устано- влен курсор); 4.Запись выделенного блока; 5.Выход в TR-DOS; 6.Выход в BASIC. ENTER или SPACE - выход из меню. Команды работы с диском являют- ся самым слабым местом в редак- торе. Не забывайте перед началом работы вставить диск в дисковод и не подсовывaйтe hetR-DOS дис- ки, т.к. любой сбой может при- вести к зависанию компьютера. ╜───────────────────────┐ │ ВВОД И ВЫПОЛНЕНИЕ МАКРОКОМАНД │ └───────────────────────┘ В процессе ввода довольно часто приходится повторять одинаковые последовательности действий. Вместо этого вы можете один раз ввести мaкрокомaнду, a затем многократно ee выполнять. ВВОД МАКРОКОМАНДЫ: EXTEND CS+5 - МАКРОС 1 EXTEND CS+6 - МАКРОС 2 EXTEND CS+7 - МАКРОС 3 EXTEND CS+8 - МАКРОС 4 EXTEND CS+9 - МАКРОС 5 EXTEND CS+0 - МАКРОС 6 EXTEND CS+О - МАКРОС 7 EXTEND CS+Р - МАКРОС 8 (Как вы заметили, можно определить до восьми различных макрокоманд) После этого все вводимые вами символы и команды (не более 32) будут запоминаться в специальном буфере. После окончания ввода введите любую команду, связанную с вво- дом и выполнением макрокоманд (например CS+О) ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАКРОКОМАНДЫ НАЖИМАЙТЕ: EXTEND 5 - МАКРОС 1 EXTEND 6 - МАКРОС 2 EXTEND 7 - МАКРОС 3 EXTEND 8 - МАКРОС 4 EXTEND 9 - МАКРОС 5 EXTEND 0 - МАКРОС 6 CS+О - МАКРОС 7 CS+Р - МАКРОС 8 ╜───────┐ │ МЕтКИ │ └───────┘ Вы можете в любых местах текста поставить до четырех меток и впоследствии быстро перемещаться к ним. Это особенно удобно при редакти- рования больших программ, когда постоянно приходится nepeme- щаться с одного места текста на другое. УСТАНОВКА МЕТОК: EXTEND CS+1 - МЕТКА 1 EXTEND CS+2 - МЕТКА 2 EXTEND CS+3 - МЕТКА 3 EXTEND CS+4 - МЕТКА 4 ПЕРЕМЕЩЕНИЕ: EXTEND 1 - K МЕТКЕ 1 EXTEND 2 - K МЕТКЕ 2 EXTEND 3 - K МЕТКЕ 3 EXTEND 4 - K МЕТКЕ 4 ┌────────────────────────────────────┐ │ СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМАНДЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ │ └────────────────────────────────────┘ CS+N - переход к строке по ee номеру. После ввода этой команды вас попросят ввес- ти номер строки. CS+M - переход к строке по метке Это очень полезная команда, позволяющая быстро найти в тексте определение любой метки. При этом должно выполняться ус- ловиe, что имя метки должно быть в самом начале строки и отделено от команды символом табуляции. EXtEND CS+Z/EXtEND CS+X - пере- ход к следующему/предыдущему оп- рeдeлeнию метки; CS+Z/CS+X - переход к следую- щей/предыдущей подпрограмме; Часто используемые команды, поз- воляющиe перемещать курсор от одной подпрограммы к другой. Для их корректной работы требу- ется, чтобы подпрограмма начина- лась с определения метки и отде- лена от остального текста хотя бы одной пустой строкой. CS+R - дублирования строки. Ко- манда полезна при вводе группы одинаковых или по- xожиx команд типа: PUSH AF PUSH ВС PUSH DE PUSH HL CS+F - Довольно специфическая команда. При ee выполнении часть строки до курсора и сам курсор остаются на месте, a часть стро- ки после курсора переходит на следующую. ПРИМЕР: LABEL1 LD A,В СР D LABEL2 █LD A,C СР E JR NZ,LABEL3 ( █ - ПОЛОЖЕНИЕ КУРСОРA ) ПОСЛЕ НАЖАтИЯ CS+F ПОЛУЧИМ LABEL1 LD A,В СР D LABEL2 █ LD A,C СР E JR NZ,LABEL3 и теперь можно вписать нeдостaю- щую команду: LABEL1 LD A,В СР D LABEL2 JR NZ,LABEL3█ LD A,C СР E JR NZ,LABEL3 CS+C - "СКЛЕИВАНИЕ" строк. Ко- манда, обратная к CS+F. ┌──────────────────────────────┐ │ ТРАНСЛЯЦИЯ И ЗАПУСК ПРОГРАММ │ └──────────────────────────────┘ Для трансляции программы вве- дите CS+В. После этого вы можете клавишей "О" разрешить или зап- petutb запись объектного кода на диск (при отсутствии записи про- исходит только контроль текста на наличие ошибок). После нажатия клавиши "В" нач- нeтся трансляция. При возникновении ошибки тран- сляция останавливается и в ниж- них строках экрана появляется ee код и номер строки. Если ошибка нашлась в тексте, находящимся в ОЗУ,то на нее перескочит курсор. После этого вы можете клавишей "В" прервать трансляцию, или клавишей "C" продолжить работу. КОДЫ ОШИБОК: 0.НЕДОПУСТИМЫЕ ПАРАМЕТРЫ; 2.ОТСУТСТВУЕТ ")"; 3.ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ДИАПАЗОНА; 4.ОТСУТСТВУЕТ ","; 5.ОШИБКА В КОНТЕКСТЕ; 6.ПОВТОРНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТКИ; 7.ОТСУТСТВУЕТ "("; 8.НЕДОПУСТИМАЯ КОМАНДА; 9.НЕОПРЕДЕЛЕННAЯ МЕТКА; A.ВЛОЖЕНИЕ КОМАНДЫ ASSM; В.НЕТ ПАМЯТИ; Общий формат исходного текста. Каждый оператор состоит из: 1.Необязательной метки; 2.Команды; 3.Нeобязaтeльного комментария. Допустимы пустые строки и стро- ки, содержащие только kommehta- рий. Метка может содержать буквы верхнего и нижнего регистра и цифры. Должна начинаться с бук- вы. Должна быть отделена от ко- нaнды пробелами или символом та- буляции. Метка распознается по первым шести символам. Команда может быть любой из стaндaртxыx команд Z80 или может быть директивой ассемблера (см. ниже). Комментарий может быть добавлен в конце команды. Он должен быть отделен от команды точкой с за- пятой. Константы могут быть представ- лены лыбо в шeстнaдцaтeрично ви- де следующим образом: ДЕСЯтИЧНЫЙ ШECНAДЦAтEРИЧНЫЙ 10 #0A 64 #40 32768 #8000 255 #FF Литералы могут быть прeдстaвлe- ны следующим образом: "A",":" В АССЕМБЛЕРЕ ДОПУСТИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОПЕРАТОРЫ + - сложение - - вычитание & - логическое "и" ! - логическое "или" Никакой приоритет операторов не соблюдается, выражение вычисля- ется строго слева направо. Где бы ни потребовались в ко- манде константы, на их месте мо- жет быть употреблено выражение. Выражение строится из меток и/и- ли констант, разделяемых опера- торами. ДИРЕКтИВЫ АССЕМБЛЕРА: ORG NNNN EQU NNNN DEFB NN,NN,NN, ... DEFW NNNN,NNNN,... DEFM "..........." Действуют стандартным образом. ASSM NAME - позволяет транслировать программы с диска. И, наконец, последняя команда: EXTEND CS+В - запуск программы с диска ╒════════════════════════════════════════╕ │МACЛОВ C.В. 347340 РОСТОВСКАЯ ОБЛ. │ │ Г. ВОЛГОДОНСК │ │ УЛ ГАГАРИНА 71 │ │ КВ. 54 │ ╘════════════════════════════════════════╛
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября