Spectrum Expert #01
31 октября 1997
  Софт  

Софт - описание музыкального редактора под "GS" RIFF ТRACKЕR'у v 2.9

<b>Софт</b> - описание музыкального редактора под
                                        
                                        
                                        
                                        
 Опубликованное  в  ZX-FORMATe  описание
музыкального редактора под "GS"  на этот
раз расширено и  дополнено.  Описано  не
только управление, но и принципы  созда-
ния различных эффектов над сэмплами.    
                                        
(c) STS/Volga Soft            
                              
                              
Документация к RIFF TRACKER'у v 2.9     
                                        
 Чтобы не было недоразумений  и непонят-
ностей, надо прочитать данный  текст  от
начала до конца.  Если все же что-то бу-
дет не понятно, то звоните  по приведен-
ному в самом конце текста телефону.     
                                        
Редактор можно разделить на 3 части.    
                                        
Часть первая. Плавное меню.             
                                        
 Что вы увидите на экранах?  Вы  увидите
эдакое месиво,  состоящее  из  кнопок  и
окошек  в  верхней  части экрана.  Как с
этим можно управляться ?  Очень просто! 
 Клавиши Q,A,О и Р передвигают стрелку в
любые стороны. Кнопка SPACE на клавиату-
ре означает FIRE.  Поддерживаются  также
KEMPSON MOUSE и KEMPSTON JOYSTICK.      
                                        
Назначения окошек:                      
                                        
 Самое  левое  окошко  (не беспокойтесь,
просто оно находится слева) представляет
собой индикатор позиций и паттернов.    
                                        
 Окошко  с  надписью  LENGTH  индицирует
длину музыки в позициях, то есть сколько
задействовано позиций.                  
                                        
 Окно с названием  REPEAT  указывает  на
позицию, с которой будет начинаться  Му-
зыка после проигрывания последней  пози-
ции.                                    
                                        
 Окно STEP будет описано ниже.          
                                        
 Самое  длинное  окошко  введено  просто
так, оно иногда что-то показывает.      
                                        
                                        
Теперь о кнопках на главной менюшке:    
                                        
 Кнопки "<" и ">" меняют номер  паттерна
в текущей  позиции,  "/" и "/"  меняют
номер позиции.                          
                                        
INS - вставляет  в  текущую позицию пат-
      терн                              
DEL - удаляет паттерн из позиции        
                                        
                                        
EDIT                                    
                                        
 Данный  режим  позволяет  редактировать
ноты модуля. После нажатия  кнопки  EDIT
после некоторой паузы  должен  появиться
курсорчик  в  строке,  выделенной  синим
цветом.                                 
 Действующие кнопки данного режима:     
                                        
TRUE VIDEO - листание текста по 16 линий
             вверх                      
INV. VIDEO - листание текста по 16 линий
             вниз                       
О - установка  0-ой  громкости  в данном
    канале                              
L - стирание ноты                       
ENTER - проигрывание текущей линии      
                                        
вместе с Symbol Shift:                  
                                        
Z - стирание текущего паттерна          
X - стирание всех паттернов             
М - начало блока (.)                    
N - конец блока (,)                     
C - копирование блока в позицию курсора 
V - обмен между каналами, использует    
    значение окошка STEP.               
K - удалить маркировку                  
A - уменьшить STEP                      
S - увеличить STEP                      
I - insert pattern (INS)                
D - delete pattern (DEL)                
Q - position down                       
W - position ир                         
R - pattern down                        
Т - pattern ир                          
Y - отмеченный блок опустить на 1       
    полутон                             
U - отмеченный блок поднять на 1        
    полутон                             
Е - стереть помеченный блок             
Р - проиграть текущий паттерн с         
    начала (")                          
                                        
                                        
Формат музыкального текста такой же  как
и в Sound Tracker'е.                    
                                        
 Сначала идёт нота, затем номер  инстру-
мента  ( 00-1F ) , потом эффект  (0-F) и
аргумент эффекта.                       
                                        
Перечень эффектов:                      
                                        
0 - arpeggio           XX YY  (орнамент,
                          короче говоря)
                                        
1 - slide ир           XX XX (скольжение
                             тона вверх)
                                        
2 - slide down         XX XX (скольжение
                              тона вниз)
                                        
3 - tone portamento    XX XX (переход от
                              одной ноты
                               к другой)
                                        
4 - vibrato            XX YY            
                                        
5 - tone portamento + slide volume XX YY
                                        
6 - vibrato + volume slide         XX YY
                                        
7 - tremolo            XX YY            
                                        
8 - -------             не реализовано  
                                        
9 - set sample offset  XX XX  (играть   
                          сэмпл отступив
                        н-ное количество
                               байт * 2)
                                        
A - volume slide       XX YY (скольжение
                              громкости)
                                        
В - position jump      XX XX (прыг на   
                       позицию в модуле)
                                        
C - volume             XX XX (громкость)
                                        
D - pattern break      XX XX * (прервать
             паттерн и начать следующий)
                                        
Е - EXTENT EFFECTS   (дополнительные    
                                эффекты)
                                        
F - speed            XX XX ** (скорость)
                                        
XX - значение увеличивается             
                                        
XX XX - постоянное значение             
                                        
YY - значение уменьшается               
                                        
* значения вводятся в ДЕСЯТИЧНОЙ  систе-
ме, в остальных случаях всё в НЕХ.      
                                        
** От 00 до  1F  ставится  обычная  ско-
рость, измеряемая в INT'ах (прерываниях,
FRAME'ах).Если будет стоять от 20 до FF,
то будет изменятся расстояние между INT'
ами ( в General Sound частота прерываний
не 50 Пц, а чуть больше ).              
                                        
 Тут, похоже, автор несколько ошибается,
имея в виду таймер отсчета скорости про-
игрывания модуля. Действительно, в Амиге
(прародительнице MOD'ов) скорость проиг-
рывания  завязана  с  частотой  кадровой
развертки (то же можно отнести к  Спект-
румовскому AY8910).  В  General  Sound'e
этот таймер эмулируется программно,  но,
по всей видимости, коэффициент пересчета
при формировании опорной  частоты  50 Пц
был взят не совсем точно. Результат - GS
проигрывает  музыку  чуть-чуть  быстрее,
чем надо (хотя кто знает, как надо? ведь
у Амиги в режимах  PAL и  NTSC  скорость
проигрывания модулей совершенно  разная,
т.к. опорные частоты -  50 и 60 Пц соот-
ветственно). A частота INTa в  GS  здесь
совершенно   ни  при  чем  -  она  равна
37500 Пц. - прим. ред.                  
                                        
                                        
Пример:                                 
                                        
        В-4 12 602                      
 это нота, октава 4,сэмпл #12, vibrato +
volume slide, и громкость уменьшается за
каждый INT на 2 единицы.                
                                        
        В-4 12 650                      
 это нота, октава 4,сэмпл #12, vibrato +
volume slide, и громкость  увеличивается
за каждый INT на 5 единиц.              
                                        
                                        
Extent effects:                         
                                        
1 - fine slide ир       X (плавное      
                        скольжение тона)
                                        
2 - fine slide down     X               
                                        
3 - glissando control   X (если X=0,то в
                  эффеке tone portamento
                  скольжение  будет про-
                  изводиться  плавно, по
                  полутонам, а если 1,то
                  скольжение производит-
                  ся по тонам,  то  есть
                            ступенчато.)
                                        
4 - set vibrato wave form  X            
                                        
где X принимает значения:               
                                        
0 - //                                
                                        
1 - ||                                
     _   _                              
2 - / _/                              
                                        
3 - случайные комбинации                
                                        
или 4,5,6,7, что равнозначно 0,1,2,3, но
с установкой зацикленности.             
                                        
5 - set finetune        X               
                                        
6 - set/jump то loop    X (установка на-
                 чала блока и количества
                 повторов   проигрывания
                                  блока)
                                        
7 - set tremolo wave form (см. Е4)      
                                        
8 - ----                нет эффекта     
                                        
9 - retryng поте    X (сами разберётесь)
                                        
A - fine volume slide ир        X       
                                        
В - fine volume slide down      X       
                                        
C - поте cut           X (откусить кусок
                             инстумента)
                                        
D - поте delay         X (пауза перед   
                   проигрыванием сэмпла)
                                        
Е - pattern delay      X (пауза перед   
                 проигрыванием паттерна)
                                        
X - аргумент                            
                                        
                                        
Пример                                  
             D-5 .4 E5X                 
                                        
это значит:                             
 какая-то нота, пятая октава, инструмент
4,  Ext effect 5,  аргумент расширенного
эффекта X.                              
                                        
                                        
                                        
                                        
                                        
Часть вторая.                           
                                        
DISK OPTIONS                            
--------------                          
                                        
 Кнопки  LOAD MOD & LOAD SONG  загружают
либо стандартный мод, либо музыку, напи-
санную в RIFF TRACKER'е.                
 Кнопки с SAVE ...   делают то же самое,
только  не  загружают, а  записывают  на
диск.                                   
                                        
D.S. MOD - конвертер  модулей из DIGITAL
           STUDIO.                      
D.S. SONG - конвертер музыки из  DIGITAL
            STUDIO,  правда  потом  надо
            будет самому подбирать инст-
            рументы.                    
                                        
                                        
ABOUT                                   
-------                                 
 Можете  нажимать  сколько  захотите.   
Данная опция ничего хорошего не  делает.
                                        
                                        
SETUP                                   
-------                                 
                                        
 Тут  можно  выбрать  рабочий  дисковод,
отключить (включить) мышку или  KEMPSTON
JOYSTICK. Если  KEMPSTON JOYSTICK не хо-
чет  включаться,  то,  значит, у вас его
нет.                                    
                                        
                                        
Часть третья.                           
                                        
SMP. EDIT                               
-----------                             
                                        
 Данное меню позволяет загружать, выгру-
жать,  зацикливать,  устанавливать гром-
кость и стирать  сэмплы,  которые  будут
проигрываться в редактируемой Музыке.   
                                        
LOAD - выдаёт каталог сэмплов.          
 Кнопки Q,A - перемещают курсор по ката-
логу.                                   
SPACE - загружает сэмпл в буфер.        
 Нижний ряд кнопок проигрывает сэмпл.   
1,2,3 - переключение октав              
Enter - загружает информацию  об инстру-
менте.                                  
                                        
 Почаще обращайте внимание в правый ниж-
ний угол экрана.  Там показывается  сво-
бодная память.                          
                                        
                                        
CLR - удаляет сэмпл                     
SAVE - выгружает сэмпл                  
REL - перезагрузка всех инструментов    
                                        
                                        
Warning!!!                              
                                        
 Если у  вас  приключился  такой  облом:
какой-нибудь сэмпл начинает глючить, или
вместо него играется какая-то  каша,  то
жмите кнопку REL (RELOAD).              
                                        
                                        
                                        
  Автор редактора - STS of Volga Soft,  
           Санкт-Петербург              
      телефон : (812) 535-30-65         
              Владимир                  
                                        
                                        
                                        
И вообще...                             
                                        
 Дошел до меня тут слух что кой-кому  не
понравился редактор RIFF TRACKER 2.9    
 Кто-же это тут не доволен  так???  Что,
есть редактор покруче? A?  Я  что-то  не
встречал. Ну так вот, если  что  не нра-
вится, то  не  надо  вылупаться, а  надо
взять телефон и  позвонить  автору, ска-
зать, что и почему вам не  понравилось и
оставить свои пожелания к будущей версии
редактора.                              
                                        
                                        
Открою я вам маленький секретик:        
                                        
     ВЕДЕТСЯ РАБОТА НАД РЕДАКТОРОМ      
         RIFF TRACKER 4.0 !!!           
                                        
 Будет работать с дискетами MS-DOS  фор-
мата, поддержка форматов 800 кб, 720 кб,
360 кб, только двухсторонние  флоповерты
и, разумеется, поддержка tR-DOS !!!     
                                        
 Звоните и оставляйте свои наилучшие по-
желания и идеи к RIFF TRACKER 4.0 !!!   
                                        
                                        
                                        
                                        
                                        



Другие статьи номера:

Оболочка - описание оболочки журнала.

Вступление - нам удалось сделать журнал абсолютно "с нуля" всего за полтора месяца, начиная с раздумий и заканчивая продажей.

От редакции - мы взваливаем на себя нелегкую ношу производства качественного и интересного спектрумовского журнала.

Enlight 1997 - А верной ли дорогой идем товарищи? Крах Enlight'97.

Интервью - Kano VS RST7: Быль о том, как не смогли понять друг друга элитные представители спектрумовской сцены.

Игры - описание игр: Bogaboo, Towdie, Delta, Score 3020, Konami Tennis, Hyper Sports, Para Academy, Run for gold, Centurions, Atrog, Little computer people.

Программирование - 3D на спектруме: вращение проволочного обьекта (без отсечения вышедших за экран линий).

Программирование - реализация на ассемблере Z80: умножение, композиционное деление, вычисление COS/SIN, рисование линии Брезенхема/Хорна.

Софт - описание нового ассемблера - Storm.

Софт - описание новшеств и доработок музыкального редактора Pro Tracker 3.31

Софт - описание музыкального редактора под "GS" RIFF ТRACKЕR'у v 2.9

Программирование - адаптация игровых программ под музыкальную карту General Sound.

Железо - GMX: видео карточка для ZS Scropion.

Железо - ZX BUS - Шина на спектруме: Кажущаяся простота синклеровского железа чрезвычайно обманчива.

Юмор - доктор Фомин спешит на помощь!

Юмор - юмористически обзор компьютерных игр.

Реклама - Наша фирма предлагает программное обеспечение для ZX-SРЕCТRUМ.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Про людей - одна история из жизни спектрумиста.
Игры - "Гражданин, пройдемте... игру" - анонс новой рубрики.
Интерфейс - письма читателей: Новая версия Worms, доработка QUILL, о необходимости статей о создании игр, Poke к изветным играм, о глюках в программах и т.д.
Coding - Новые 40 процедур: сдвиг атрибутов влево и вправо, вверх и вниз; сдвиг на один символ влево и вправо, вверх и вниз; сдвиг на один пиксел влево и вправо, вверх и вниз; Слияние картинок; Инвертирование экрана; Инвертирование символа вертикально и горизонтально; Вращение символа по часовой стрелке; Изменение атрибута; Смена атрибутов.
Фантазия - ZX-Net и все, все, все...

В этот день...   23 апреля