|
ZX Club
#05
29 октября 1997 |
|
Железо - О Covox'ах, General Sound'е и Sound Drive 2.

Что за идея!
По существу рубрика была открыта в 4-ом
номере "ZX-club" статьей В. Маяцких "Еще
раз о COVOX". Название и концепция рубрики
пришли позже. Определяющая мысль довольно
проста: довольно разговоров, не пора ли
делом заняться...
Начитавшись и наслушавшись захваты-
вающих дух идей аппаратного развития ком-
пьютеров вообще, можно впасть в пессимизм
и с неприязнью поглядывать на свой Speccy,
сожалея о нехватке денег или о том, что
живешь далековато от тех мест, где эти са-
мые идеи потихоньку-помаленьку претворяют-
ся в жизнь. Тогда, конечно: зачем делать
COVOX, если в Питере эту тему закрыли и
собираются завалить Россию General Sound.
Но мы-то с Вами не в Питере живем!
Можно, не откладывая дела в долгий
ящик, с минимальными затратами, испытать
кое-что из "закрытых" тем Сейчас и Здесь!
Легко, оперируя чужими теоретическими вык-
ладками, с ходу отвергать простые вещи.
Гораздо труднее (и намного приятнее) пос-
тавить эксперимент: засучив рукава, само-
му сделать простую вещь. Возможно, эта
вещь окажется не столь тривиальной, а ре-
зультат действия превзойдет прогнозы...
Рассуждать предпочтительнее с полным на то
основанием: испытав самому!
Некоторые темы, актуальные для барна-
ульских (и не только) юзеров:
1. Звук: covox, sound drive (см. "ZX For-
mat", 6).
2. Модемная связь для ZX Spectrum - пусть
и простейшая, но прошедшая "полевые ис-
пытания".
3. Подключение периферийных устройств:
жесткий диск, клавиатура IBM.
4. Расширение памяти.
Желательно не только собирать и испыты-
вать, но и документировать свои исследова-
ния: обзорная часть (что имеется на данную
тему в печати), отчет (схемы, таблицы, по-
ясняющий текст), практические советы.
Если Вы готовы оказывать услуги по мо-
дернизации Спектрум, или ищете партнеров
для испытания модема, или, напротив, нуж-
даетесь в квалифицированной помощи специа-
листа по "железу",.. подавайте развернутые
(в объеме Вас никто не ограничивает) объ-
явления.
И последнее: концептуальные или теоре-
тические статьи также найдут свое место в
разделе.
* * *
(C) PREDATOR
Основной недостаток covox'ов - это
то, что они не могут работать без поддерж-
ки процессора. В общем-то, это и сводит на
нет все его преимущества. Даже если про-
цессор тратит все свое время на выбрасы-
вание байтов, и то звук получается не дос-
таточно качественным. Я имею в виду невоз-
можность профессиональной работы со зву-
ком на компьютерах Spectrum. Имеющийся в
128-ых и более мощных машинах трехканаль-
ный FM-синтезатор (т.е. муз. сопроцессор
AY) явно не удовлетворяет запросам mu-
sic-maker'ов. Недавно появилось новое уст-
ройство для воспроизведения цифровой му-
зыки без ЦП компьютера - это General So-
und. Увы, но несмотря на все его возмож-
ности, имеются и некоторые недостатки. Не-
которые из них прибавили и без того высо-
кую (по спектрумовским меркам) цену.
Поняв через некоторое время, что
covox действительно не перспективное уст-
ройство, я задумался о General Sound. Ма-
ленькое отступление: covox не перспектив-
ное устройство потому, что Z80 явно не вы-
тягивает его. Раньше предполагалось, что
производительность системы будет увеличе-
на, и, вместе с ней, появится возможность
действительно поддержать covox, но пере-
делка всего парка машин невозможна, как и
разработка, и приобретение пользователем
новой машины.
Итак, в первую очередь стоял вопрос
уменьшения цены General Sound. Увы, надеж-
ды почти нет, т.к. стоимость GS (215 т.р)
близка к себестоимости изделия.
Цена Sound Drive 2 (так будет назы-
ваться наше устройство), конечно, будет
меньше цены GS, но не настолько, насколько
хотелось бы. А вот аппаратно SD2 превзошел
GS. Самое главное отличие - больший объем
памяти: 1 Mегабайт (на GS - max 0.5 mb).
SD2 будет программно совместим с GS, так
что покупая SD, Вы покупаете сам SD и еще
GS. Ничего потеряно не будет. Потроха SD
будут совсем другие. В частности, мы поня-
тия не имеем о внутренней схеме GS, но для
программ это не важно - порты и команды
будут теми же.
Отдельно о форматах. Будут поддер-
жаны команды форматов *.STM и, скорее
всего, *.MOD. Кстати, на плате будет уста-
новлено ПЗУ объемом 2-4 кб с загрузчиком
ОС для Sound Drive. Это опять же уменьшит
цену и даст возможность гибко менять плей-
еры и устранять глюки без перешивки ПЗУ.
Увы, это существует пока только в
наших мыслях и кое-что на бумаге, но есть
основания полагать, что дело будет дове-
дено до конца. Через месяц-полтора точно
будет готова схема; возможно - загруз-
чик. Время начала производства не загады-
ваем. Схемы и прошивка ПЗУ будут опублико-
ваны, чтобы энтузиасты и железячники могли
собрать данное устройство.
Для тех, кто уже собрался покупать
General Sound можем сказать: если Вы по-
дождете еще два-три месяца, то Вы сможете
купить более мощное устройство по более
низкой цене. Да и софта, поддерживающего
GS (и SD) будет больше.
В описании GS уже было сказано, что
качество звука будет приближаться к "амиж-
ному". А "амижное" качество - как у Audio
CD! Имея в составе своего Спектрума SD, Вы
сможете действительно заняться звуком.
Кстати, на IBM'овских sound blasterах есть
всего один шестнадцатибитный канал, а на
SD - четыре четырнадцатибитных! Плюс пол-
ная аппаратная независимость. Есть на IBM
PC, конечно, и звуковые карты примерно
равные по мощности SD, но вот цена у них
от $200 и выше. Так что есть теперь и нам
чем гордиться.
Техническая информация:
SOUND DRIVE 2
CPU: Z80H/12mhz
ROM: 2-4 kb with OS-loader
RAM8: 1024 kb (SIMM)
INT: 44.2 khz (CD'шное качество звука !!!)
Channel 8 bit + 6 bit volume control: 4
Outside i/o ports: as General Sound.
Inside i/o ports: as Sound Drive 2!
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 17 ноября