C-Net Week #24
28 июня 2007

Atari - история фирмы ATARI и ее популярных компьютеров.

<b>Atari</b> - история фирмы ATARI и ее популярных компьютеров.
Как я уже упоминал выше, самый
первый  компьютер в моей жизни
-   это   ATARI  65XE.  И  мне
захотелось  рассказать немного
о    самой   фирме   ATARI   и
их    разработках.    Основной
материал   был  взят  с  wiki,
правда  не  весь, а часть. Так
как     материал    достаточно
обширный   и  весь  бы  просто
не поместился в номере. Так же
хочется    сказать    огромное
спасибо    AGA    за   базовый
перевод.               Немного
подкорректированный       свой
вариант,  я и предлагаю вашему
вниманию.

Смейство  Atari  8-бит  - это
серия     8-битных    домашних
компьютеров,     произведенных
Atari   начиная  с  1979г. Все
они    основывались   на   MOS
Technology  6502  CPU  и  были
первыми домашними компьютерами
содержащими      сопроцессоры.
В последующее десятилетие были
реализованы  отдельные версии,
базирующиеся      на     одних
разработках,   в   том   числе
оригинальные Atari 400 and 800
с   сопроцессорами,   а  также
серии компьютеров XL и XE .

ИСТОРИЯ

Начало.

Разработка    серии   8-битных
машин  началась  вскоре  после
того,  как   в  1977 году была
создана  игровая консоль Atari
2600.   Команда  разработчиков
(инженеров)  из  Atari's Grass
Valley     Research     Center
(называющих     себя      Cyan
Engineering)    считали,   что
2600  прослужит  около 3-х лет
до  того  момента как устареет
и   начали   разработку  "blue
skying"    дизайн   для  новой
консоли,  которая  должна была
заменить  2600  приблизительно
в   1980.   То   что   у   них
получилось     в   результате,
оказалось,     по     существу
"улучшенной"    версией  2600,
в   которой   были   устранены
наиболее   явные   недостатки.
Новейшая   разработка   должна
была  быть  быстрее  чем 2600,
с  лучшей графикой и содержать
более лучшую звуковую систему.
Работа     над    микросхемами
(чипами)   для  новой  системы
велась на протяжении 1978 года
и        главным       образом
концентрировалась           на
усовершенствовании       видео
системы,  известной  как Color
Television  Interface  Adapter
или CTIA.

Зарождение  революции домашних
компьютеров               было
приостановлено      появлением
семейства  Apple II, Commodore
PET   и  TRS-80.  Ray  Kassar,
на   то   время   новый    CEO
of     Atari     от     Warner
Communications,          хотел
использовать   новые   чипы  в
домашних   компьютерах,  чтобы
противостоять    Apple.    Для
подготовки  компьютеров к этой
роли,    они    должны    были
поддерживать       характерную
графику,   включая   некоторые
слоты      для      расширения
периферии,  и  запуск  -  в то
время   универсального   языка
программирования BASIC.

Менеджмент     придумал    два
"сладеньких"    названия   для
новых  компьютеров,  недорогая
упрощенная   версия  известная
как     Candy     и    мощную,
высокотехнологичную    машину,
известную      как     Colleen
(послухам     названных    так
в    честь     привлекательных
сотрудниц    Atari).  Основным
различием между двумя машинами
был     их     сбыт:     Atari
преподносило    Colleen    как
компьютер,   а   Candy  -  как
игровую машину (гибрид игровой
консоли).   Colleen   включала
в  себя  слоты  для RAM и ROM,
второй   слот   для  8-битного
картрижда,      разъем     для
подключения          монитора,
полноценную   клавиатуру, в то
время     как     для    Candy
использовались     пластиковую
мембранную          клавиатуру
и  внутренние слоты для памяти
(без  возможности расширения).
Обе    машины    были    очень
прочными,   за  счет  большого
внутреннего       алюминиевого
экрана,    и   соответствовали
стандарту        FCC       для
телевизионных сигналов. Машины
Apple,   без  RF  модуляторов,
не  нуждались  соответствовать
таким    требованиям   (первая
модель  TRS-80  вообще  говоря
никогда     не    сталкивалась
с такими спецификациями).

У   Atari  первоначально  было
намерение  встроить  Microsoft
BASIC в машину, как это делало
большинство         продавцов,
планируя   поставлять  его  на
8 KB ROM картридже. Однако все
существующие    6502    версий
от  Microsoft требовали 12 KB,
и  все попытки Atari сократить
его   до   8  KB  провалились.
В  конце концов они отдали эту
работу      частной     фирме,
предложившей          написать
их  собственную версию с нуля,
которая     в    итоге    была
поставлена как ATARI BASIC.

Первые машины: 400 и 800.


Машины          анонсированные
в  декабре  1978  года как 400
и   800,   не   были  доступны
до   ноября   1979  года,  что
в        большей       степени
соответствовало  первоначально
планировавшейся          дате.
Оригинальные          названия
получились    по    количеству
памяти:   4  KB  RAM  в  400-й
модели  и  8  KB  RAM  в 800-й
модели.  Однако со времени  их
выхода   цены  на  RAM  начали
снижаться,    поэтому   машины
начали выпускаться с 8 KB и 16
KB соответственно.

Из-за FCC ограничений, 400/800
не  могли  использовать  слоты
как  у  компьютеров  Apple II.
Взамен они создали собственный
дорогостоящий     serial-based
интерфейс     названный    SIO
(Serial   Input/Output),   или
"Daisy   Chain"  (Паровозики).
Все     внешние     устройства
соединялись  с  использованием
этого   интерфейса   (cassette
drive,  disk  drive, interface
box).  В  800 внутренние слоты
были  зарезервированы  для ROM
и блоков (модулей) памяти.

Оригинальные            800-ки
поставлялись    с    16    KB,
но  поскольку  цены  на память
продолжали   снижаться   Atari
со  временем  расширила память
машин  до 48 KB, используя все
доступные    слоты.   Проблемы
с   перегревающимися  модулями
памяти  в  итоге убедили Atari
убрать    защитное    покрытие
с    модулей,    оставив    их
"обнаженными" планками. Позже,
расширенное    покрытие   было
сведено  до минимума, заменено
на    пластиковые    с   легко
открывающимися защелками.

Atari    400    несмотря    на
мембранную          клавиатуру
и единственный внутренний слот
для  ROM  картриджа продавался
чуть  лучше,  чем   Atari  800
с   большими   функциональными
возможностями. В связи с этим,
разработчики   в   большинстве
случаев  неохотно использовали
800  - только слот для правого
картриджа.

Liz


Startup  screen  более поздней
модели  Atari  8-bit (XL серии
впоследствии),     когда    не
загружена ни одна программа.

800-ка     была    комплексной
и  дорогостоящей  машиной  для
создания,     состоящей     из
печатных   плат,   размещаемых
внутри  или  снаружи массивных
алюминиевых   экранов.   Кроме
того,        машина       была
спроектирована    так,   чтобы
добавлять      RAM      только
посредством    карт,   которые
требовали        дорогостоящих
коннекторов  и  упаковки  хотя
это      достаточно     быстро
поставлялось  прямо с фабрики.
В   тоже  время,  400  не  мог
соперничать    технически    с
некоторыми новейшими машинами,
появившимися  в  начале  80-ых
годов, которые имели тенденцию
к  комплектации  с  как  можно
большим   количеством   памяти
и реальной клавиатурой.

Еще     одним     значительным
изменением    было    введение
специфического  стандарта  FCC
для    домашних    и   офисных
цифровых устройств.

В   1982  в  Atari  стартовали
проекты Sweet 8' (or "Liz NY")
и  Sweet 16.  Результатом стал
модернизированный     комплект
машин  в  некоторых отношениях
подобных   400-ки   и  800-ки,
но  более  простые  в сборке и
менее      дорогостоящие     в
производстве.
Усовершенствования        чипа
сделали  возможным объединение
-    сжатие   чипов   исходной
системы в один. Для сравнения,
оригинальная            800-ка
использовала    7    отдельных
печатных  план, в то время как
новая   машина    использовала
только   одну.   Как  и  более
ранние   машины   Sweet   8/16
планировалось  выпускать в 2-х
версиях:  1000 с 16 KB и 1000X
с   64   KB;   RAM   все   еще
оставалось          достаточно
дорогостоящей,  чтобы  считать
это различие существенным.

1200XL

Когда  машины  фактически были
готовы     выйти    в    свет,
реализованной        оказалась
только  одна  версия,  1200XL,
отдаленный              гибрид
возможностей,       заложенных
в    проектах    Sweet   8/16.
Примечательными
характеристиками её были 64 KB
RAM,    встроенный  self  test
, модернизированная клавиатура
(с        характерными       4
функциональными      клавишами
и     HELP     клавишей)     и
модернизированный  cable  port
layout.  В общих чертах 1200XL
наиболее                близко
соответствовала      концепции
высококачественного  Sweet 16.
Не  смотря на это 1200XL также
содержал     в    себе     ряд
недостатков.

Эра Трамиела (Tramiel) : серия
XE  и XEGS.

Последними машинами в 8-битной
серии  были  65XE и 130XE. Они
были   анонсированы   в   1985
в  тоже  время что и начальные
модели   из  серии  Atari  ST:
130ST и 520ST.
Изначально       планировалось
название  900XLF,  65XE был по
функциональности  эквивалентен
800XL без PBI соединения. 65XE
(Европейская  версия)  и 130XE
имели    Enhanced    Cartridge
Interface               (ECI),
частично-совместимый   вариант
Parallel  Bus Interface (PBI).
130XE      был      оснащен128
KB      памяти,      доступной
посредством  отдельных  банков
памяти.

Дополнительная   версия  800XE
существовала в Европе (главный
образом  в  Восточной Европе),
по  сути  она  являлась  65XE.
XE   серия   остановилась   на
XL-Expanded.         Причиной,
по        которой        130XE
"переупаковывалось"  в  800XE,
была   попытка  Atari  поднять
популярность      оригинальной
800XL  в  Европе. К сожалению,
65XE   и   800XE   продаваемые
в  Восточной  Европе содержали
неудачный  чип GTIA, сделанный
специально  для  данных  машин
в Китае в 1991.

Окончательно,  с  возрождением
игровой  индустрии  улучшенной
(развитой)   Nintendo,   Atari
разработало   XE  Game  System
(XEGS), реализованную в 1987г.
XEGS  продавалось  в комплекте
с     отдельной    клавиатурой
(впервые у компьютеров Atari),
джойстиком   и  световым пером
(XG-1),    и   парой   игровых
картриджей  (Bug Hunt и Flight
Simulator  II).  По  существу,
XEGS  была видоизмененной 65XE
и      в    результате    была
совместима со всеми возможными
Atari 8-bit ПО и устройствами.
Плохой  маркетинг и отсутствие
свежих                 релизов
препятствовали продажам.

Desing.

Модели  Atari  имели на борту:
процессор   6502,   комбинацию
чипов     ANTIC     и    GTIA,
обеспечивающих графику и POKEY
чип   для   управления  звуком
и      порт      ввода/вывода.
Дополнительные            чипы
контролировались         через
последовательность   регистров
в   памяти,   которыми   можно
управлять.    Например,   GTIA
использовало  серию  регистров
для  выбора цветов для экрана;
эти   цвета  могли  изменяться
при  внесении  соответствующих
значений  в  регистры, которые
были    доступны   в   памяти,
которую  видел 6502. Некоторые
части       системы      также
использовали         доступную
пользователю память как буфер,
особенно  ANTIC  буфер дисплея
и   его   "Display  List"  (по
существу  небольшая  программа
на     ассемблере,     которая
сообщала       ANTIC       как
интерпретировать  те  или иные
данные    и    преобразовывала
их для дисплея).

ANTIC.

ANTIC     -    микропроцессор,
который   обрабатывал  команды
для      дисплея.       Полная
последовательность      команд
называлась    Display    List.
Каждая  команда описывала, как
отображать  на экране  линейку
(в  текстовом или  графическом
режиме),  где  её  отображать,
в случае если она прерывалась,
если    был    или    не   был
задействован  скроллинг,  куда
читать данные из памяти (текст
(набор      символов)      или
графическую информацию). ANTIC
читал    этот   display   list
используя  DMA  (Direct Memory
Access),   затем  транслировал
этот     display     list    в
электронные     данные     для
обработки    их   GTIA.    Все
сигналы     выполнялись    без
какого-либо вмешательства CPU.

ANTIC          преимущественно
использовался   для  рисования
background-а      графического
экрана   или   вывода  текста.
К  тому  же   ANTIC  пропускал
видеоданные     через    GTIA,
который     добавлял     цвета
и   рисовал    спрайты.    Это
сочетание   привело   к  таким
диковинкам   как   возможность
инвертировать    весь    текст
на   экране  изменяя  значение
в   памяти.    Набор  символов
(шрифты)   можно   было  легко
переориентировать     выполнив
изменения  в  регистрах ANTIC,
что   позволяло  пользователям
создавать    их    собственные
шрифты относительно просто.

CTIA/GTIA

Color   Television   Interface
Adapter  был графическим чипом
использовавшимся    в   ранних
домашних   компьютерах   Atari
400/800;   он  был  приемником
чипа    TIA,   использованного
в  Atari  2600.  CTIA  чип был
заменен   на   GTIA   в  более
поздних   переработанных   400
и  800и  всех остальных членах
"семейства"   8-битных  Atari.
По  словам Joe Decuir , George
McLeod      разработал    CTIA
(Colleen TIA) в 1977.
GTIA,    также   разработанная
George     McLeod,    получала
графическую    информацию   от
ANTIC,   а   также   управляла
спрайтами,        обнаруживала
столкновения,          владела
приоритетным      управлением,
контролировала         яркость
и  насыщенность  всех объектов
(включая    DMA   объекты   от
ANTIC).  GTIA  выводило их как
отдельные   цифровую   яркость
и   сигнал  о  цвете,  яркости
и   насыщенности  изображения,
которые            смешивались
(комбинировались),       чтобы
сформировать        аналоговый
составной видеосигнал.

POKEY

Третий   вспомогательный  чип,
названный    POKEY,    отвечал
за чтение данных с клавиатуры,
генерацию        звука       и
последовательность
коммуникаций     (в     связке
с  PIA).  Он также обеспечивал
таймеры,  генератор  случайных
чисел   (для   звуковых  шумов
также   хорошо   как   и   для
случайных   чисел),   а  также
маскировал  прерывания.  POKEY
имел     4     полунезависимых
аудиоканала,  каждый  со своей
собственной          частотой,
контролем    шума   и   уровня
громкости.   Для   улучшенного
качества  звука  2 аудиоканала
могли  быть скомбинированы для
более  четкого (точного) звука
(16-битного).  Название  POKEY
пошло  от слов "POtentiometer"
и   "KEYboard",  которые  были
двумя  из  тех  I/O устройств,
с  которыми  POKEY соединялся.
Этот    чип   считался   одним
из    бесспорных    достижений
Atari's   и   был   фактически
использован    в    нескольких
аркадных  машинах  Atari 80-ых
годов.  Не  смотря  на то, что
аркадный   отдел   не   входит
в Atari Computers, Inc.Модели компьютеров.

400    and    800   (1979)   -
машины-родоначальники    своих
классов; у 400 была мембранная
клавиатура,      800      имел
полноценную        клавиатуру,
2 порта для картриджей, разъем
для    подключения   монитора,
расширяемые  слоты памяти ( до
48 КВ).

1200XL      (1982)-      новые
алюминиевые     и     дымчатые
пластиковые   корпуса,  64  KB
RAM,   только   2   порта  для
джойстиков.   Клавишу  помощи,
4    функциональных   клавиши.
Новая     OS     (операционная
система)    создала   проблемы
с   совместимостью  некоторого
старого           программного
обеспечения.

600XL    and    800XL   (1983)
-    обновленные    400,   800
и  1200XL   без функциональных
клавиш.    600XL     имел   16
KB  памяти,  800XL  -   64  KB
и разъем для монитора. В обоих
был     встроен     BASIC    и
расширенный порт известный как
Parallel Bus Interface (PBI).

800XLF - 800XL с Atari FREDDIE
чип   и  BASIC  rev.  C.  Были
выпущены только в Европе.

65XE    и   130XE   (1985)   -
измененный   800XLF   с  новым
корпусом  и клавиатурой. 130XE
вышел   с  128  KB  of  RAM  и
Enhanced  Cartridge  Interface
(ECI)   взамен    PBI.  Версии
65XE   для   Штатов  и  Канады
не содержали  ECI или PBI.

XEGS  (1987)  - игровая машина
в    светло-бежевом    корпусе
с     отдельной    клавиатурой
с   нормальным  ходом  клавиш,
но   слегка  нечеткой.  (Atari
ST'ish)

800XE    -   последняя  машина
в  серии,  смоделированная так
же  как   65XE  и 130XE. 130XE
с   64   KB  RAM.  Встречалась
в основном в Восточной Европе.

Прототипы/        "призрачные"
(Никогда    не   дошедшие   до
официальной реализации)

1400XL    -    очень   близкая
к  1200XL  но  с  PBI, FREDDIE
chip,     встроенный     модем
и  синтезатор  речи.  Отменена
Atari.

1450XLD   -   в  основном  это
1400XL с встроенным 5,25" disk
drive    и   расширением   для
подключения второго 5,25" disk
drive.     Кодовое    название
Dynasty.   Всё   было   готово
к    пред-продаже,   но   была
отменена Tramiel.

900XLF- переделанная 800XLF.

65XEM   -  65XE  c  AMY  sound
synthesis chip. Отменена.

65XEP   -   портативный   65XE
c  3.5" disk drive, 5" зелёным
CRT экраном и блоком батареек.
Никогда не реализован.

1090     expansion     system,
5 слотов в large case (никогда
не реализован)

XF354 - 3.5" disk drive

1    января    1992г.    Atari
официально          прекратила
поддержку  всех     оставшихся
8-битных линеек.'



Другие статьи номера:

Вступление - ...В начале не было ничего. Ни земли, ни неба, ни воздуха, ни воды.

С-Week - c момента последнего выхода газеты прошло 4 года...

Навiны - новый Беларуский софт: TargeT #12, News Viewer v1.0, Quick Commander v3.11, TR-DOS 6.10e, Square Mania, Gift to Brom, SjASMPlus. Чем занимаются известные в прошлом Беларуские спектрумисты.

С-Week - ICQ интервью с известными ZX товарищами - Arty/Digital Reality и UnBEL!EVER.

Just i-net - Internet на спектруме, что уже сделано и зачем это нужно.

Party - подробный отчет Striker'a о поездке на питерский компьютерный фестиваль Сhaos Constructions 2006.

Особое мнение - Breeze (Minisoft) рассказывает историю своего Спектрумизма.

Doors kick start - новая ОС для Спектрума - DoorsAQUA 7.1, быть или не быть? Breeze разьясняет.

Atari - история фирмы ATARI и ее популярных компьютеров.

Happy End - авторы газеты.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Игротека - ПСЕВДОШАШКИ. Еще одна логическая игрушка.
Сaтaнинcкaя Библия - Прeдиcлoвиe Бeртoнa Вyлфa.
Реклама - реклама и объявления.
Информация - о телефонии г.Москвы после нового года.
Прикол - В гостях у MASTSOFT'a.

В этот день...   18 апреля