C-Net Week #24
28 июня 2007

Особое мнение - Breeze (Minisoft) рассказывает историю своего Спектрумизма.

В    рубрике   особое   мнение
я  решил  разместить небольшую
статью,   о...   себе  любимом
;)   Рассказать   как  я  стал
спектрумистом,  и что из этого
получилось...

BЯEEZЁ  - он же breeze,  он же
soyokaze,   он   же   man,  он
же  minisoft  avec  nrj, он же
b42,   он   же...  перечислять
можно  ну очень много :) скажу
прямо человек с многими лиами
-  <многоликий  Янус> (С) AGA.
Свой путь я начал в 1987 году,
когда   первый   раз  коснулся
клавиш  8bit'ного  ATARI 65XE.
Как  и  многие,  изучения азов
программирования,    я   начал
с    самого   простого   языка
на свете - BASIC. К сожалению,
не      сохранилось     кассет
с     исходниками    (всё-таки
времени   прошло   не   мало),
но  зато  сохранились тетрадки
с   записями   и   исходниками
;)   Изначально   свои  работы
я  подписывал как G.O.A. ( как
инициалы  Golenkoff Oleg, а не
как направление в музыке ;) ),
но  вскоре появился первый ник
-  minisoft.  К тому времени я
и  понятия не имел, что где-то
за   океаном   существует  уже
целая    компания   microsoft.
Название     появилось     под
впечатлениями  от  популярного
(и  единственного в то далёкое
время     журнала    <Computer
World>). Было достаточно много
различных   имён   с   софтами
на  хвосте,  вот  и я не долго
думая   решил,  что  небольшие
программки      -     minisoft
:D  Забегая  вперёд скажу, что
этот     ник    просуществовал
достаточно долго.

Где-то  в  году  1989  в  моей
жизни      появился     второй
компьютер       отечественного
производства  <КУВТ  ПК Корвет
8020>.   На  нём  так  же  был
BASIC,  но его уже не хватало,
и  на смену ему пришел PASCAL.
Скажу   сразу   он   не  очень
понравился  (если  не  сказать
больше).   Единственный  плюс,
который  был  у него - это то,
что можно было получить прямой
доступ  к  <портам> и включить
или     выключить    некоторые
интересные  фишки (расширенные
графические возможности, звуки
и.т.д.).   Вообще,   посмотрев
назад,   можно   сказать,  что
<корвет>  первая  и  последняя
реализация    локальной   сети
:(  так же одной отличительной
чертой   от  того  же  <atari>
-  это  дисковод! именно тогда
у   меня  и  появились  первые
дискеты    5,25"   болгарского
производства  <ИЗОТ>,  которые
просто   жутко   шуршали.   Но
шуршания     с     <корвет'ом>
продлились   не   очень  долго
:)  Вскоре,  а  именно  в 1990
году,   как-то   вечером  отец
принёс     длинную     коробку
с    надписью    <персональный
компьютер БАЙТ>.

Так   у   меня  дома  появился
настоящий         персональный
компьютер.    <Байт>  оказался
отечественным          клоном,
английского         компьютера
-  ZX-Spectrum  48к. В отличии
от различных радиолюбительских
поделок,    <байт>   выпускали
в  Бресте  на предприятии <БПО
СВТ>.  Он имел отличную полную
клавиатуру.   В   оригинальном
спектруме  клавиш  было только
40,   а   в   <байте>  так  же
присутствовали  дополнительные
клавиши   ПФ1-ПФ6   и  клавиши
kempston           joystick'а.
Достаточно  хороший  усилитель
позволял  без  сбоев с первого
раза    загружать    программы
с ленты (на других клонах была
основная     проблема).     Ну
и  основной  изюминкой <байта>
бы  3-х  голосный  синтезатор,
который к сожалению не получил
поддержки. В качестве монитора
использовался          обычный
телевизор :) Единственное, что
меня    разочаровало   в   нём
-        клешинг        цветов
(специфический     графический
режим   при  котором  в  одном
знакоместе   8x8  точек  может
быть  только  один цвет чернил
(INK)   и   один  цвет  бумаги
(PAPER).     После     <atari>
и  <корвет'а>  конечно это был
некоторый    шок,    так   как
пришлось     приспосабливаться
к     этому     специфическому
режиму.

После  <zx-spectrum>  в  жизни
появлялись и другие платформы:
это и <Yamaha MSX2> и любимица
всех  времён и народов <Amiga>
и       много       интересных
компьютеров.   Но   не  смотря
на    всё    <zx-spectrum>   -
оказался   любовью  на  долгие
годы  и  даже  теперь  в  2007
интерес   к   этой   платформе
не  угас.  Конечно  свободного
времени   не   так  много  как
в  былые годы, но тем не менее
я всё-таки верю, что найду ещё
силы  дописать многие проекты,
например  такой как DoorsAqua
;) Но вернёмся немного назад.

В 1993 году на курсах ФДП ГрГУ
я  познакомился  с  ещё  одним
спектрумистом,  известным  под
ником      Sierra     Software
(Щиглинский   Виталий  -  ныне
директор              компании
*instinctools  ,   сотрудником
которой  я  являюсь ;) ).  Там
же  я  познакомился с не менее
замечательными  людьми  Yurand
(Андрей  Карпуть - к сожалению
погиб  :( ) и Magic Inc. (Олег
Мясковский   сейчас   работает
в  IntexSoft).  Вообще  у  нас
была великолепная пятёрка, так
как был ещё один мемберс нашей
команды    BullSoft   (   Дима
Будник,     окончил    военную
академию и стал офицером ). Но
не      будем     отвлекаться,
я   рассказал   Виталику,  что
у меня есть несколько программ
которые   я  написал.  В  свою
очередь  он рассказал мне, что
в  <доме  техники> сидит мужик
который  продаёт программы для
спектрума  и  вполне возможно,
что    с   ним   можно   будет
поменяться    на    что-нибудь
другое   (из   программ).  Так
я познакомился с первым в моей
жизни   свапером   (от   слова
swap-меняла   :)   Александром
Вересом.   Вообще   1993   год
замечателен  тем,  что  у меня
появился   дисковод!  Даааа...
в  те далёкие времена это было
действительно        счастьем.
Поскольку,   сидеть   и  ждать
полчаса загрузку с ленты - это
полбеды,  главное что бы никто
не  щелкнул  светом  в сортире
или  не включил пылесос! иначе
надпись  <R Tape Loading Error
0:10>     обеспечена...    Как
и   многие   в   то   время  я
перегонял    игры    с   ленты
на   дискеты.   Тогда   же   и
появились     первые    гордые
надписи    <Disked   by   Oleg
Golenkov>.           Появление
дисковода,  принесло  и  новые
знакомства.  Мы долго менялись
с  соседом  (Юра) программами,
как  выяснилось у которого был
Pentagon.  В  один  прекрасный
момент,   этот  Юра  предложил
сходить   к   одному  товарищу
за  новыми программами. Придя,
я    увидел   черный   ящичек,
выполненный  в  виде  десктопа
с   двумя   дисководами!  ООО!
чудо!  но  чудо  было  не это,
чудо  было-то, что у него было
512кб  ОЗУ. Как выяснилось это
было  ATM-Turbo.  Рассказывать
можно долго, впечатлений масса
(один  графический  режим чего
стоил).   Скажу   только   что
верхом  творения, которое меня
добило  -  танцующая  девчонка
из <LIRA 2>.

В  1994  году так и не дав мне
шанса  поступить в Гродненский
университет,   меня   забирают
в  армию. Правда перед тем как
покинуть  гражданку  и  начать
топтать глину, Александр Верес
познакомил    таки    меня   с
легендарной    личностью   (он
просто  мне все уши прожужжал)
Сергеем    Гаврилик'ом    (Tom
Hial).  Общались мы достаточно
долго,  ибо тем для разговоров
было  много. В армии оказалось
достаточно не сладко, особенно
в  то  время, когда был жуткий
недобор  и гребли всех подряд.
И   если   бы  не  <спектрум>,
о   котором  я  думал  во  всё
свободное  время - то не факт,
что у меня бы не съехала крыша
:(  Времени свободного в армии
конечно   не   так  много,  но
я всё-таки его находил. В руки
мне попала книга <Как написать
игру  на  ассемблере>, которую
мне  любезно дал почитать Олег
Мясковский    (Magic    Inc.).
Но  он,  наверное, и не знает,
что   я  эту  книгу  переписал
в  ручную(!)  до сих пор лежат
две  общие  тетрадки  ;) Перед
уходом    в    армию,    одной
из   последних  моих  программ
была     логическая    игрушка
- <HAMON>. Про рыцаря, который
попал  в  лабиринт  и ему надо
помочь    выбраться.    Писать
первую    часть   на   BASIC'е
я   начал  еще,  когда  учился
в   школе.   С   тех  пор  она
совершенствовалась,  а в армии
я разрабатывал уровни, которые
потом  и  легли  в основу игры
<HAMON  IV:  return  home from
deathmanlang> на спектруме.

Но  не  будем забегать вперёд,
в    1995   году,   я   пришел
в    отпуск.   Отец   (заядлый
любитель    ELITE)    прочитал
в  газете,  что кто-то продаёт
игрушки      для     спектрума
(в  частности  там  была ELITE
III).      Отправившись     на
разведку,    я    познакомился
со   SNARK  (Андрей  и  Сергей
-   насколько   мне  известно,
у  них сейчас контора <MATRIX>
на   советской,  торгуют,  как
и    все    пэцэтами).   Купив
несколько  дискет  и  приехав,
домой,    постигло   некоторое
разочарование.     Так     как
требовалось 128кб памяти :( Но
правда   в   скоре,  благодаря
небезызвестному в узких кругах
товарищу    Мишину,   у   меня
появились  долгожданные  128кб
на    борту    и   музыкальный
сопроцессор         AY-3-8910.
По   истине   золотой   период
начался...

Придя  из  армии,  это уже был
1996    год,    мне   попались
несколько              номеров
<Спекторфон'а>. Узнав, что они
идут  с  защитой  и просто так
по-файлово  их не скопировать,
я    решил    написать    свой
по-трековый         копировщик
-  <MasterBoy  track  copyer>.
Он отлично справлялся со своей
задачей, однако тут получилась
интересная    ситуация.   Дело
в том, что диски мне достались
от Александра Вереса, а к нему
в  свою очередь от Tom Hial'а.
Как выяснилось с уже несколько
подправленной защитой ;) Диски
были  защищены  от копирования
путём       размещения       в
межсекторном      пространстве
ключа,   который   можно  было
проверить,   но   нельзя  было
скопировать,  однако если этот
ключ запихнуть в конец сектора
с  данными  (в  неиспользуемую
область),    то   он   отлично
находился    защитой   и   уже
копировался  вместе с данными.
Я  этого  в  то время не знал,
конечно,    и    поэтому   мой
копировщик спокойно дублировал
такие  диски.  Кстати  немного
отвлекаясь,     тут     пришла
интересная   мысля   в  голову
-   может   всё  новое  хорошо
забытое  старое  и современные
защиты   CD  (типа  StarForce)
используют      туже     шутку
с  межсекторным  пространством
?  ;)  Надо  будет  на  досуге
разобраться...

В  принципе рассказывать можно
ещё  долго  и  увлекательно ;)
и   я   думаю,   расскажу  ещё
на  страницах twilight.org.ru.
Здесь  же  упомяну,  что придя
из    армии   я   познакомился
с  Rum'ом  и Scratcher'ом. Они
потом       отделились       и
организовали   E-mage   group.
Познакомился  с  KVA  и вместе
с  Tom Hial'ом мы организовали
группу  SWC (Spectrum Warriors
Corp.).    Затем    KVA   ушел
в  E-mage  и  мы с Tom Hial'ом
организовали               G&G
Entertainment.   Затем  к  нам
присоединились мемберсы группы
RFH (Raisers from Hell) в лице
Dr.Grifus,   Sir  Denis,  Alex
Psych    и   мемберсы   группы
GrodnoSoft в лице Laser Genius
и  MAG  (позже  присоединились
DJ.Serg     и    Vist).    Так
организовалась   в  1997  году
группу     ACL     (Ascendancy
Creative     Labs)     которая
просуществовала     достаточно
долго    и   выпустила   много
различных      релизов.     Но
постепенно интерес к платформе
zx-spectrum   стал  угасать  и
в  январе 2001 года, встряхнув
всё   это   болото,  я  создал
группу  FishBone  Group. В неё
вошли:    breeze(ex-minisoft),
pilot      (ex-vist),     zorg
(ex-laser   genius),   sergant
(ex-dj.serg),            blaze
(ex-dr.grifus),    vile   fish
(ex-sir  denis),  alpsy nevsky
(ex-alex    psych),    rum   и
scratcher.    Было    выпущено
не    мало    хороших    работ
на    платформе   pee-cee   :)
но   спустя   некоторое  время
интерес у народа начал угасать
и     официально     распустив
FishBone group, я подписывался
как  breeze^reeber  :)  Спустя
некоторое  время  мы  всё-таки
поняли,  что  не сможем просто
так  вот  взять  и  похоронить
FishBone...    Так   появилась
реинкорнированная     FishBone
Crew  в лице breeze, zorg, dee
jan (ex-sergant) и pilot.

Вот такая была история ;) Была
потому      что     активность
мемберсов   оставляет   желать
лучшего...   Правда,  dee  jan
и   zorg   ещё   иногда  пишут
музыку,   я  тоже  что-то  ещё
пытаюсь  делать ;) а вот pilot
погряз   в  житейских  заботах
и  уже  активности не проявлял
давно.    Но    не    хотелось
бы   заканчивать  на  грустной
ноте   ;)  и  посему  закончим
банальной     фразой    "АЛЛО!
Мы   ищем   таланты..."   Если
вы   умеете  рисовать,  писать
музыку,  писать  код под любую
платформу (ZX-Spectrum, Amiga,
PeeCee)  и самое главное у вас
желание   проявить   себя   ;)
с   радостью   примем  в  нашу
FishBone  Crew. Так что пишите
breeze[at]tut.by   и  помните!
всё  ещё  только начинается...
;)На  этом  заканчивается вторая
часть  CWEEK'24!  Можно нажать
<BREAK>       и        выбрать
заключительную часть ;) 




Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Сделаешь сам - Подключение Vicomm'a к ZX-Spectrum'у.
Программирование - Драйвер памяти.
АнтиСказки - с моралью на пути к рынку.

В этот день...   16 ноября