|
ZX Pilot
#42
09 декабря 2005 |
|
Наш гость - мемуары спектрумиста из Дзержинска - Nuts.

Н А Ш Г О С Т Ь (I)
──────────────────────────────────────────
(C) Nuts
Жисть NUTSа во времена активного
развития спектрумизма в России
и странах СНГ.
Вместо эпиграфа:
Говорят, до 40 лет писать
мемуары - грешно....
Самое сложное в моих "мемуарах" - это
вспомнить, в каком году я начал инте-
ресоваться компьютерами. Я точно помню,
что это было связано с моим путешествием в
Москву в году так эдак 1991ом. Помимо
всяких сувениров (водяного пистолета, го-
ловоломок, плакатов с "НИНДЗЯ" и Хрюшей и
Степашкой - натурально из "Спокойной ночи
малыши"), я купил несколько книжек, в том
числе и "Осваиваем Микрокомпьютер", часть
2. Помню, как я тащил эти книги по мосту
над Москвой-рекой. Стояла страшная жара. А
мы глюкнули и решили что мост коротенький
:) Как я пёр это дело!!! - воспоминания
кошмарные!!!
Так вот, эта книга в понятной форме
рассказывала про язык Бейсик, там даже
упоминались отличия Спековского диалекта
от реализаций на других 8bit ПК. Прочитав
все (весьма занятно было), я решил, что
это круто и что мне нужен компутер. Было
это летом.
А уже зимой-весной следующего года я
заполучил свой первый Спек - в реализации
ДУБНА-48к. Весьма занятный комп - про-
цессор был приторможен эдак до 2.5 МГц, и
вся ПЗУ перепахана, поэтому не работали
нестандартные кассетные загрузчики. Зато
Арканоид-2 шел просто идеально.
Я уже с первых дней хотел изучать Ба-
сик и всякое такое. Но многочисленные
приятели хотели только играть. Как во-
диться было просмотрено немало игрушек. Но
и Басик занимал немало времени.
Первая серьезная работа на Басике
появилась в результате гибели кассеты с
любимой игрушкой Bubble Bobble 2. Я тогда
уже неплохо сек в Басике и попытался сде-
лать ей замену. Причем использовалась UDG
графика. До оригинала это действо никак не
дотянуло, да и полностью не было до-
делано.
Еще я увлекался всякого рода графи-
кой. Рисовать я не умел и не умею, но
сделано было очень многое. Я всегда хотел
сделать крутой графический редактор. Пер-
вая и единственная полноценная версия была
сварганена на Басике. Называлась это чудо
моей програмерской мысли (вы только
представьте себе!) The BAT. Была к этой
проге и заставка, нарисованная в ней же:
эдакая квадратная летучая мышь с треу-
гольными ушами. Я уже и не помню, чего я
напихал в этот редактор, но напихано было
ОЧЕНЬ много.
Кроме того я собирал коллекцию зас-
тавок. Насобирал и навыдирал 315 штук - на
6 кассетах. До сих пор эти кассеты лежат
не заюзаными.
Во всех этих действиях мне помогало
(мешало) несколько человек. Только один из
них дожил до стадии освоения Пентагона и
TR-DOS, а так же IS-DOS на уровне
пользователя: Михана Гусева. Примерно году
в 1994ом он начал активные идеи сделать
мультик. Рисовать он тоже не умел. Так что
единственное что мы успешно сделали -
анимировали заставку от Cauldron 2. К той
поре я прекрасно юзал LDIR из Басика. В
результате ведьма с заставки активно
мешала помелом в котле.
Также я вел релизерскую деятельность.
Мои инициалы "P.A." прекрасно умещались в
кружочке диаметром 20 пиксел, все желтого
цвета. Так появился "P.A.SOFT". Зарели-
зены были ПРЕЗИДЕНТ, Arcanoid-2, Art
Studio (я сделал нормальный выбор управ-
ления). В этих релизах была использована
нестандартная способность Басика выводить
шрифт растянутым в 8 раз в высоту. С ними
же произошел и первый трабл - такой вывод
не работал в одном из клонов Спека у од-
ного из моих приятелей.
Вся эта научно-исследовательская дея-
тельность велась на все той же ДУБНЕ. Она
осталась в рабочем состоянии и по сей
день. Недостатка магнитофонов и кассет
тоже не наблюдалось. Вначале я исполь-
зовал СЕКАМовский ВЧ-адаптер. Потом пере-
ключился на ламповый Ч/Б телевизор, уже по
НЧ. И наконец собрал хитрую схему и
подключился к цветному телику уже по RGB,
в хорошем качестве.
С этого началась моя железячная
деятельность - она и по сей день заклю-
чается в основном с распайки разных про-
водов и жгутов.
Был так же сотворен (не мною) и под-
ключен (мною) чудо-джойстик на основе П2К:
пять кнопок расположенных крестом в
железной коробочке. "Фирменный" пластма-
ссовый джойстик сломался при активной иг-
ре в Beach Head. Потом, вместо пластмас-
сового рычага был выточен металлический -
и тоже неплохо работал.
Спустя некоторое время после покупки
Спека я почувствовал любовь к апгрейду и
мне захотелось что то дешевое IBM совмес-
тимое. Под видом этого вполне IBM-
совместимого за приличную, но приемлемую
цену был приобретен XT-подобный клон ПЦ
под названием "НИВКА". Был он жутко инте-
ресный: огромный, бронированный, с тремя
вентиляторами, одним дисководом, без вин-
та, кучей разъемов и портов. На ней было
736кб ДОСовской (ПЦшные знатоки поймут)
памяти. Как я узнал много позже - спецы
разгоняли ее почти в два раза. Я же так и
не смог подключить к ней винт - setupА то
не было. Я пишу об этом девайсе достаточ-
но подробно, так как он играл достаточно
большую роль в моей Спековской жизни.
Во - первых я подключил его к тому же
телевизору. Это послужило поводом спаять
великий коммутатор ZX-CGA-EGA->TV. В пос-
ледствии он позволял переключать RGB
сигналы от одного из 5 источников.
Во вторых - освоение ПЦ. Освоения поч-
ти не было. Я конечно изучил Нортон. Но
игр я достал очень мало. Были всякие не-
совместимости. А главное - постоянно что
то не контачило в модуле дисковода, так
что запустить машину было довольно
трудно.
В третьих - об этом позднее.
Вот так я и жил. Смотрел гамезы. Ла-
зил в них из Басика. Затем научился пи
сать код из басика и начал программиро-
вать в машинных кодах без АСМа. Величай-
шим достижением в этой области стала идея
написания спрайтового редактора. Машин-
но-кодовая вставка занималась увеличением
пикселов в 8 раз (атрибутами) и обратной
конвертацией. Было страшно похоже на
Sprite Master 5.xx :) Курсор и уста-
новка-удаление точек делался из Басика. Я
даже начал использовать некий дизассем-
блер InfraRed48. А время шло.
Во второй четверти 8го класса я пере-
шел в другую школу. Закончил курсы поль-
зователя ПЦ. Тусовались к той поре мы как
раз с вышеупомянутым Миханом Гусевым.
В во второй половине 1Ого класса (то
есть в начале 1995го) я поступил на курсы
по подготовке в институт. Именно там (в
первый же день) я познакомился с
MoonWalkerОМ (ныне Zeebr, переделанный из
Breeze, а до этого он был ForemanОМ, а до
этого еще кем то) и WerwolfОМ (крутым ху-
дожником). В состав группы входили также
AloneIndark, Raven и (теоретически)
BlackAngel (он еще не знал об этом). Я
присоединился к ним под лейблом Master
Home Computer Group. На те же курсы хо-
дили еще и FRODO с приятелем.
Как раз ВОЛКЕР в лишний раз сагитиро-
вал меня на покупку Пентагона-128. Весной
того же года таковой и был куплен вместе с
цветным монитором. Так начался новый этап
в моей компьютерной жизни.
В начале пришлось модифицировать мони-
тор, поскольку он не держал кадры (делал
это не я). Потом я адаптировал свой чу-
до-ТВ-свитчер под этот монитор и третий
комп. На основе коробок от устройства
громкоговорящей связи были сваяны две
среднечастотных колоночки, кои служат мне
по сей день.
Н А Ш Г О С Т Ь (II)
──────────────────────────────────────────
На дискетах я начал активно коллек-
ционировать системки. За софтом приходи-
лось ездить в соседний город и я работал
"Джонни-Мнемоником". Начал изучать АСМ в
TASMе и MASMе. Совместно с ВолкерОМ мы
сделали крутой релиз и русификацию
GoToHell. Была идея сделать экономическую
игру "Good maneger - dead maneger". Я
сделал меню, с подсвечивающимися пункта-
ми, а Волкер - набивал менюхи и интегри-
ровал интру, с бегущей строкой.
Еще были Smak Megademo (в котором я не
участвовал), а позже - Fast Bread (писал
только текст бегущей строки :). Един
ственной моей существенной работой в
составе MHCG была арканодоподобная игра
которую я предложил встроить в boot, что и
было сделано ВолкерОМ.
Волкер вообще заботился об престиже и
имидже нашей группы. Он постоянно пинал
меня, чтоб я что-нибудь делал (удавалось
трудно). Он же в приказном порядке посо-
ветовал мне поменять погонялу. Как раз
один из моих приятелей рассказал мне об
одном фильме, название которого "гнуса-
вый" переводчик перевел как "Натс со
сдвигом" (может это он и сам придумал). На
РТР этот фильм пару раз показывался под
названием "Безумный". Сами посудите
(посмотрите) с каким чуваком меня мой
приятель отассоциировал (друзья называют-
ся!). А я долго думать не стал и объявил
свою новую погонялу.
Немногим позже, на школьной олимпиаде я
познакомился с Time KeeperОМ и еще одним
челом, который мы к себе успешно при-
соединили. Также мы познакомились с груп-
пой KZS (по поводу названия мною придуман
прикол: RGB - КрасныйЗеленыйСиний - КЗС).
В частности, в нее входил Ice'and'Green
(тогда еще SpaceMan).
Когда мы все поступили в институт (1997
год) массовая кодерская деятельность пош-
ла на новый виток. Осенью я познакомился с
ORGANISMом, VirtualBoyЕМ (ныне Woland) и
прочими сотоварищами. Позже появились
также Bear, а также Terminus и Mayor
(короче МЭР - а как там он пишется я ни
разу не видел :).
Именно после знакомства с ОРГом (поч-
ти сразу) пошли всякие СЦЕНОВЫЕ переста-
новки, интриги, перегруппировки, объеди-
нения и разъединения. Они продолжались
довольно долгое время, изредка сопровож-
даясь массовыми сборищами по поводу
дальнейшего массового объединения (всем
городом). В результате менялся только
состав групп, от KZS отделялись люди в
собрания: FaceOff Association,
PowerProject, EYE-Q. Помимо этих трех, ОРГ
успел побывать так же и в составе MHCG. В
таком беспорядке я сам лично разбирался с
трудом. Но, покинув MHCG, я так ни в одну
из этих групп и не вступил.
Поступление в институт ознаменовалось
покупкой ПЦ у ВолкерА, АМИГИ у ФРОДО. А
главное - появился доступ в Интернет.
Таким образом мы получили доступ к
россыпям свежего софта, а Time Keeper -
еще и начал активно переписываться с
народом.
Летом 1998го происходит серьезное со-
бытие в моей жизни - покупка 486го. Я
успел купить его незадолго до обвала 11го
августа, за совершенно мизерную сумму, к
тому же я успел купить себе еще корпус для
ПЦ, так как планировал собрать комп сам.
Формальные поводы для покупки ПЦ были
учеба (Autocad, Fortran) и гонка графики -
повторюсь, художник я неважный. Графики
этой (порнухи) я нагнал в немерянных ко-
личествах, но она нигде не была использо-
вана. В игре NetWalk ОРГ использовал гра-
фику, нагнанную MAX.KLM/KZS.
Но нашлось еще два применения к этому
486. Во первых я начал изучать эмуляторы
чужеродных машин, и особенно - форматами
их дисков. Во вторых, я наконец то смог
приобщиться к потоку софта из Интернета.
До этого я хватал только крохи. А теперь я
захватил несколько мегабайт архивов и
начал их сортировать.
В последнем, мне помогла, как ни
странно, моя "Нивка". Дело в том, что этот
486 был фирменным IBM PS/2 "белой" сборки.
А проблема была в том что там стоял винт,
дисковод 3'5" и CD-Drive 4x. Под большее
места просто не было. Но я сделал страшно
хитро: соединил нуль-модемным кабелем два
COM-порта, установил соответствующий софт,
и использовал "Нивку" в качестве внешнего
5'25" дисковода. Вначале я писал софт на
дискеты 360кб, переписывал его страшной
IBM Copy, склеивал обратно и расхобечивал.
Благо, Time Keeper к той поре написал
Internet to ZX converter.
Затем я стал использовать
Cardinal'овский MS<->TR и конвертировал
целый диск софта за раз.
Через некоторое время я решил исполь-
зовать оставшийся без дела корпус. как раз
к той поре я перестал получать стипендию
:) На последние 30руб я купил корпус
двойки, достал мультикарточку и видюху.
Появился внешний дисковод, но на нем я мог
уже использовать HOBET'у.
Потом на ней появился винт. История его
получения очень забавна. К той поре Bear
работал в компьютерном магазине,
располагавшемся в двух шагах от хаты ОРГа.
Директором его работал бывший Спек-
трумщик достаточно уже приличных лет. Вот
он и подарил Time KeeperУ этот винт (31mb,
RLL) вместе с контроллером (весьма
специфичным) для "подключения его ко
Спеку". Через некоторое время мы поменя-
лись с ним на мой (MFM, 21mb) оставшийся
от "Нивки" - я его так и не подключил.
Этот винт стал промежуточным буфером и
дополнительным хранилищем моих ценных
исходников.
О том Кипере надо сказать еще пару
слов. В те поры, он как и я и Bear тусо-
вался у ОРГа. Жил он те поры у бабушки.
Так вот, зимой Кипер носил эдакую шапку
типа из этого... как его... дикобраза! В
смысле она была такая пышная, волосатая (я
не знаю уж из чего). Ну бабушка и про-
звала его "Волосата Шапка", далее - прос-
то "шапка".
А еще эта хата служила местом возник-
новения чудных ОРГовских фраз. Типа "ОРГ:
Повесить Била Гейтса! За яйца! Nuts: На
прерывания!!!" или "ОРГ: Манавт (SpaceMan)
выдрал этот музон, и узнал как делается
такой семпл, так он волосы на заднице драл
- так это просто. Nuts: А чем он драл то?
ОРГ (не врубившись): Чем, чем - MagickОМ!
_пауза_ А-а, ты про волосы спрашивал?"
Я к той поре (осень 199го) уже начал
писать ТРАУБЛ, и дальнейшая история его
создания подробно описана в прилагающейся
к нему документации.
А как же Спек? В отличии от многих
других историй эта не будет повествовать о
куче горелых ВГшек. Мой первый Пентагон
страдал парой недостатков: глючный INT и
что то там такое с дисководом (точнее с
контроллером) творилось, что иногда все
это дело глючило. В процессе его ремонта я
пострадал физически и на всю жизнь. Я
отдал его в ремонт частному спецу, но
лучше бы я этого не делал! Комп то он не
починил, просто подергал провода и дис-
ковод заработал. Но в процессе посещения
того спеца я весьма мощно запнулся и
мордякой вдвинулся в грязный асфальт. В
результате один зуб стал на пару мил-
лиметров короче.
Еще этот Пентагон тогда заболел еще и
памятью. Я обнаружил этот бит оригиналь-
нейшим образом: глючила прога Screen
Editor и глючила она конкретно на опера-
ции с дисководом. Я нашел это место, и
нашел тот байт в котором периодически
глючил один бит - в результате шло обра-
щение далеко не по #3d13, как задумыва-
лось. Эту РУшку, а равно INTообразующую
цепь мы с отцом перепаяли. И комп работал
долгое время.
Но контроллер дисковода не сдался. Он
опять заглючил и никто его не смог почи-
нить. К счастью мне удалось заполучить
другой Пентагон (обменяли на маленький ч/б
телевизор). Глючившую клавиатуру удалось
починить. А INT я уже трогать не рискнул.
Контроллер флопаря у сего Пня тоже любил
взбрыкнуть, но это было не смертельно.
На этом Пентагоне я работал до послед-
него времени. Причем я его периодически
таскал то TimeKeeperУ, то ОРГу на дачу -
для написания демок на пати. Свои Пента-
гоны Кипер периодически же палил. Послед-
ний раз Кипер изуродовал и мой пентагон:
выправил INT и засунул его в ПЦшный кор-
пус (уже в конце 2001го). К той поре я его
уже практически не включал.
Кроме того, я купил у Волкера его
General Sound. Поскольку именно тогда
Пентагона у меня не было, я дал "пополь-
зоваться" его BearУ. Позже (в начале
2002го) я отдал ему и Пентагон. Помимо
этого Медведь мне задолжал еще некоторые
деньги (ваще с древних времен). Из этого
можно сделать вывод, что я ничего из
перечисленного не увижу. Такой уж человек
этот Bear - его с каждой работы (как ми-
нимум 3х) увольняли, да еще он бабки дол-
жен был своему работодателю.
Было у меня еще несколько занятных
тачек: "Веста" - нерабочая, ЕС 1840 -
разобрана, как и "Нивка" на запчасти, УКНЦ
- внешний дисковод Ice'and'Green недавно у
меня забрал и подключил к своему Спеку.
Ну а позже уже повалили ПЦ (кстати -
уже тоже начинает обрастать занятными
подробностями). Но это - уже совсем другая
история.
Последние три года (2000, 2001, 2002)
мы больше собирались летом, на даче у ОРГа
- когда надо было писать дему. В 2002ом
году Шапка ушел в армию, не было BearА.
Последний наш Сценовый прикол произо-
шел уже без их участия - это название демы
на Кафе02. Название родилось нашими
совместными усилиями. Орг как то сказал:
"Мы научим вас бояться 21ой демы" - это он
Толкиеновские подземелья Мориа вспомнил. А
я резко сообразил название: Demo21. Хотя
был вариант: Берлин38 :)
История продолжается. ОРГ опять живет у
бабушки. Но на столике, где стоял его
Спек, стоит уже ПЦ. Короче, вы пони-
маете....
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 17 ноября