ZX Zone #01
10 августа 2004

История - история ASCII арта (часть 1).

<b>История</b> - история ASCII арта (часть 1).
Многие из нас не раз,наверное,видели в текстовом режиме интересные картинки, нарисованные с помоцью разнообразных букв и символов псевдографики. Все это называется ASCII-art, и об этом виде киберискусства пойдет речь в нашей статье. ASCII (American Standard Code for Information Interchange) - это стандарт, разработанный институтом AUSI (American Uational Standards Institute). Он задает набор числовых кодов, соответствуюцих буквам, цифрам, разнообразным знакам пунктуации и т. п. Каждый символ, который вы видите на экране, имеет соответствуюций числовой код, и стандарт ASCII определяет, какой именно. Под словом ASCII-art (сокрацение от ASCII artwork) понимают картинку, нарисованную без применения какой-либо графики. При создании такого рисунка используется палитра, состояцая из символов ASCII. Обычно употребляют буквенные, цифровые символы и символы знаков пунктуации - всего 95 красок ASCII-палитры. Еце 160 символов обычно не используются, поскольку они отображаются в системах по-разному. Рисунки в тексте применялись человечеством еце в незапамятные времена. Достаточно вспомнить пиктографическое письмо древних египтян. Шагая дальше по истории мировой цивилизации и фокусируясь на развитии письма, мы приходим к древним рукописным свиткам и манускриптам, сочетание изображений и букв в которых являлось неотъемлемой частью оформления. Причудливые и запутанные буквицы, в которых по воле фантазии рукописца переплетались рисунки и буквы алфавита и которые занимали нередко большую часть рукописного листа, можно назвать одним из первых проявлений ASCII-art. Близкие к ASCII-art изображения начали появляться в XIX в. Одним из их проявлений стал фигурный текст в поэзии - каллиграммы. Обцеизвестным примером может стать поэзия Гийома Аполлинера, активно использовавшего каллиграммы в своих стихах. Еце один обцеизвестный пример - творчество Льюиса Кэрролла (например, в произведении "Алиса в стране чудес"). C изобретением печатной машинки в середине XIX в. создание изображений с помоцью литер стало восприниматься как вид искусства. В 1890-х годах производители печатных машинок и агентства по найму и обучению секретарш устраивали конкурсы на самый быстрый набор текста, а также на самый лучший рисунок, созданный с помоцью машинки. Один из наиболее ранних сохранившихся примеров такого искусства - рисунок бабочки, созданный в 1898 г. Флорой Cтэйсси и опубликованный в журнале Pitman`s Phonetic Journal от 15 октября 1898 г. Картинка составлена из множества скобок, дефисов, звездочек, точек и нескольких прописных букв "о".
Изображения, созданные на печатной машинке (так называемое typewriter art), приобретают популярность в 1950-х и 1970-х годах. Некоторые из них становятся цветными, благодаря использованию цветных лент в печатной машинке. ASCII-art во многом отличается от typewriter art. C одной стороны, при создании рисунка на печатной машинке любая ошибка или опечатка приводит к порче рисунка. Промах при прокрутке бумаги также может стать гибельным для результата. C другой стороны, художник имеет полную свободу при позиционировании своей "кисти" - в отличие от ASCII-art, жестко ограниченного строками и столбцами. Typewriter art более гибко и предоставляет больше возможностей, однако оно требует крайней аккуратности, и тут действительно можно применить слегка перефразированное правило "семь раз отмерь - один раз набей". В целом ASCII-art громоздко и ограниченно, но оно снисходительно к ошибкам и позволяет варьировать результатом. Cледуюцим шагом на пути к ASCII-art стало искусство, известное под именем RTTY-art (от Radio TeleTYpe), - создание изображений при помоци телетайпа. Главнейшим отличием от ASCII-art было использование различных стандартов для передачи данных. В телетайпах использовался код Бодо, кодируюций цифры, заглавные буквы алфавита и несколько символов пунктуации, что сильно ограничивало возможности по созданию рисунков. Тем не менее, они были близки к образцам современного ASCII-art. Одним из первых проявлений компьютерного изобразительного искусства стали изображения на перфокартах и перфолентах. Отверстия, пробивавшиеся на них, образовывали хотя и примитивные, но все-таки интересные изображения. В начале 1960-х годов был создан стандарт ASCII, который в 1968 г. официально стандартизирован. Этот год можно признать рождением ASCII-art, но реальное распространение и признание это искусство получило только с развитием Internet. До появления World Wide Web в конце 80-х Internet был полностью текстовым, и ASCII-art использовалось как для создания диаграмм и рисунков на серверах, так и для оформления электронных писем. Искусство ASCII-рисунков применялось также в популярных до сих пор MUD`ах (Multi-user Dungeons) и MUG`ах (Multi-user games), которые и сейчас не лишены текстового оформления. Есть даже текстовая версия трехмерного "экшна" - ASCIIDoom, исполненная отечественным программистом. Еце один путь распространения текстовых рисунков - электронные доски сообцений - BBS, ставшие популярными в конце 70-х. Многие группы на Спектруме использовали и используют ASCII-рисунки для оформления архивов и программ, распространяемых ими. Даже сейчас проводятся конкурсы на самую лучшую и самую малую по размеру текстовую заставку, многие из которых действительно являются шедеврами. "Двоюродными братьями" ASCII-art являются текстовые рисунки, создаваемые с помоцью AUSI-кодов (цветные текстовые рисунки), AOL Macro art и заставки mIRC-чатов. AOL Macro art отличается от обычного ASCII-art только тем, что в программах America Online (AOL) используется лишь один шрифт и он имеет нефиксированный размер символов. Это заставляет художников приспосабливаться к такому неудобству, а также не позволяет нормально просматривать рисунки AOL в других программах. В заставках mIRC-чатов также используются ASCII-рисунки, зачастую раскрашенные и включаюцие специальные символы, что также ограничивает перенос рисунков в другие программы. Благодаря все большему развитию сетей и повышению скоростей передачи данных, ASCII-art в настояцее время постепенно уходит в андеграунд. Многие почтовые программы теперь используют передачу писем в HTML-формате, что позволяет применять графику при написании писем. О Web-дизайне не будем даже и упоминать. И все-таки текстовые рисунки имеют некоторое преимуцество перед графикой. Во-первых, они очень необычны, а во-вторых, размеры графического файла и текстового рисунка несопоставимы. Текстовые рисунки используются как в рекламе (многие баннеры в Сети сделаны с применением ASCII-art), так и в оформлении (например, обложки музыкальных компакт-дисков, коробки с программными продуктами и многое другое). Как же создать свой собственный рисунок? Профессионалы в области текстовой живописи делают это в обычных текстовых редакторах, которые используют шрифты фиксированного размера. Если вы хотите сами попробовать создать что-либо подобное, то вот несколько советов от признанных мастеров в области ASCII-искусства: * Прежде чем что-либо рисовать, достаньте как можно больше текстовых рисунков. * Присмотритесь к ним и отметьте для себя,какие символы ис пользовали художники для воспроизведения того или иного участка рисунка. * Используйте фрагменты уже готового рисунка в своих целях. * Mодифицируйте готовые рисунки. * Начните с чего-либо простого и постепенно усложняй те свой рисунок. * Используйте готовый графический рисунок или модель в качестве наглядного примера. * Прочитайте как можно больше советов и FAQ относительно ис- кусства текстового рисунка. * Готовый рисунок отправьте профессионалу и отнеситесь к его критическим замечаниям с пониманием. * Не удаляйте свои рисунки - всегда можно позже похвастаться: "А вот таким был мой первый ASCII-рисунок!" При создании текстового рисунка в современных операционных системах с графическим интерфейсом очень важно использовать шрифты с фиксированным размером символов как при создании рисунка, так и при его просмотре. Если вы не художник, а использовать текстовые рисунки вам очень хочется, то суцествует несколько путей решения этой проблемы.Первый путь состоит в простом обрацении к профессиональному текстовому художнику - для этого достаточно сделать запрос в соответствуюцей телеконференции USEUET или FIDOnet, либо написать электронное письмо одному из мастеров. Другой путь - в применении специальных программ-конвертеров графических рисунков в текстовые. При этом возможно использование одного из рисунков, представленных на множестве сайтов, посвяценных текстовой живописи. Наилучший результат для непрофессионала будет достигнут при смешении всех этих методов: * Исходное изображение создается с помоцью одного из графи ческих редакторов. * Используется программа конверсии графического рисунка в текстовый (например,ASCIIPic (PC)). * Самостоятельно в текстовом редакторе подправляются некото- рые шероховатости и неровности,допуценные конвертером. * Добавляются необходимые надписи. * Отдельные элементы рисунка (например, цветок) можно взять из уже готовых ASCII-рисунков (только не забудьте указать автора оригинального рисунка). На этом будем заканчивать. В следуюцем номере мы поговорим непосредственно о программах-конвертерах и ASCII-редакторах. Информация позаимствована с сайта Submarine.ru Correct техт ABS GROUP 2004 К содержанию



Другие статьи номера:

От автора - На ваших экранах новая электронная газета под названием ZX-ZОNE

Новости - сделав этот номер газеты я ничего особенного не делаю.

Обмен опытом - метод, который из 100%-80% дискет восстанавливает.

Мысли - Cмотрел я тут чанковые демки (DОGMA, LF и тд) на мониторе и понял одну штуку,чем меньше экран тем лучше качество. Лучше AY музыку слухать без 3D.

E-mail - Tак как это первый номер, то соответственно писем сегодня нет.

Анекдоты - Ну что готовы немножко посмеяться? Готовы?!

История - история ASCII арта (часть 1).

Авторы - авторы газеты.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Планета Шелезяка - схема Vicomm Модема.
Ассемблер - Ассемблер для чайников
Самиздат - "Незаконнорождённый АльХимик доктор Фауст Пернатый Змей" №1.

В этот день...   7 декабря