Acid Paper #04
29 декабря 2000 |
|
__ __ (__| |__| |_ / | | | |__ __ __ __ __ , / / | / |__` / _/ |/| |__| |_ | | /| __ / | /-- |__) __/ / | | | | |_)| |/ | В последние годы родители уже почти привыкли к тому, что умственное развитие их детей все время проверяется и исследуется. В общем-то, это даже удобно: ведь если, к примеру, взять семью, в которой есть телевизор, то окажется, что родители встречаются со своим ребенком, как правило, лишь во время передач, то есть тогда, когда с ним много не поговоришь, так как на тебя сразу же зашикают остальные зрители. Не удивительно поэтому, что родители иной раз не знают о своем ребенке почти ничего - разве что помнят имя и возраст. Плохо представляют они и умственное развитие своего отпрыска, и вот тут-то им и приходит на помощь проверка на научной основе. Если ребенку, скажем, восемь лет и он должен идти в школу, то проверку его умственных способностей можно провести при помощи самых разных и очень сложных методов: здесь и так называемые "Национальные тесты Б", и всякие проверки на индукцию, реакцию, концентрацию и прочее. Можно, конечно, и упростить проверку: положить перед ребенком два новехоньких блестящих пятака и старый, затертый двугривенный, спросить, какие монеты он хотел бы взять себе на мороженое, и если ребенок выберет двугривенный, то, значит, он не совсем идиот и проверять его больше не нужно. О том, сколь замечательны перечисленные мною сложные методы, уже написаны целые книги, так что мне тут добавить нечего, и я оставляю за начинающим отцом право самому выбирать метод проверки способностей своего чада. Речь пойдет не об этом. Я хотел бы коснуться здесь другого интересного явления, которое в последнее время встречается довольно часто. (И если так будет продолжаться и дальше, то придется принимать какие-то меры.) Я имею в виду манию, которая появляется у ребенка после школьных проверок умственного развития ему во что бы то ни стало хочется дома проверить способности своих родителей! Вот тут, по-моему, мы стоим на опасном пути. Я сам был подвергнут такой проверке, и после проведения экспериментов, основанных на строго научной системе, степень моего умственного развития оказалась настолько низкой, что, по мнению руководителя экспертизы, оставалось выяснить лишь одно: не следует ли определить меня в некое закрытое учреждение? Все началось с того, что однажды Бенни, придя из школы, вытащил из своей сумки какие-то бумаги и весело спросил: - Папа, ты, наверное, не знаешь свой КУР? - Мой... кто? - КУР. Коэффициент умственного развития. - Нет,- признался я - Ну, очевидно, средний или чуть выше, может быть. Взгляд, которым посмотрел на меня Бенни, заставил меня заподозрить, что у него на этот счет были свои соображения. - Нам сегодня рассказывали об определении степени умственного развития по системе Бине-Симона, и учитель всех нас проверял. Страшно интересно! Вот я сейчас проверю тебя и маму, посмотрим, у кого из вас КУР будет лучше. Начнем со 100 очков, и за каждый правильный ответ я буду набавлять 10 очков, а за неправильный - 10 снимать. Если вы наберете по 160 очков, то, значит, вы очень развитые, а если только по 40, то совсем слабоумные. - До чего же это все сложно,- вздохнула Марианна.- Но давайте попробуем. - Итак,- продолжал Бенни,- я называю пять слов, четыре из них обозначают в чем-то сходные понятия, а пятое - нет. Вот первая задача: яблоко, арбуз, апельсин, банан, футбольный мяч. Какое слово лишнее? - футбольный мяч,-не задумываясь, выпалила Марианна. - Банан,- сказал я. Бенни и Марианна удивленно посмотрели на меня. - Ты, наверное, пошутил? - сказала Марианна.- Ведь ясно же, что были перечислены фрукты и футбольный мяч тут совсем не к месту. - Мама права,- заявил Бенни.- Она получает 10 очков. А что это тебе вдруг пришло в голову сказать "банан"? - Ну, понимаешь,- пробормотал я,- мне казалось, что тут все дело в форме предмета, а из того, что ты назвал, только банан не круглый. - Попробуем еще раз. Только, папа, подумай как следует, прежде чем отвечать. Итак, вторая задача: лев, антилопа, зебра, воробей, буйвол. Молчи, мама, пусть сначала папа скажет. Я задумчиво потер шею и нахмурил брови. Мне не хотелось опять попасть впросак.. - Лев! - сказал наконец я. - Воробей! - быстро сказала Марианна - Мама опять ответила правильно. У нее теперь 120 очков. А у тебя, папа, только 80. - Лев? - удивленно повторила Марианна. - Да,-пробормотал я, стараясь не встречаться с ней взглядом. - Я рассуждал так, что из пяти перечисленных лев - единственное животное, которое может съесть остальных четырех. Хищник. Но давайте мне следующую задачу, с ней я обязательно справлюсь. Бенни вытащил - новую бумажку и прочел: - Голова, шея, шляпа, руки, ноги. Папа отвечает первым. - Ноги! - сказал я. - Шляпа,- сказала Марианна.-Ты опять ошибся. Шляпа - головной убор, а все остальное - части тела. - Ну и что же,- не совсем уверенно возразил я,- ведь из перечисленного только ноги находятся ниже пояса, все остальное - выше. - Боже ж ты мой,- вздохнула Марианна. Я откинулся на спинку стула. - Давайте кончим, пока игра не надоела,- предложил я.- Уже ясно, что мой коэффициент умственного развития равен 70, попробую как-нибудь прожить с таким коэффициентом. - Нет, остается еще три задачи. Вот слушай: Вашингтон, Олесунн, Лондон, Париж, Рим. Я видел, что Марианне не терпится сказать ответ. - Ну, говори,- сказал я ей. - Нет, сначала ты, папа,- возразил Бенни. - Вашингтон,- сказал я. - Олесунн,- отпарировала Марианна.- Он просто небольшой город, а остальные - столицы государств. - Правильно она объясняет? -спросил я. Руководитель экспертизы кивнул головой. - И с чего это тебе вдруг вздумалось сказать "Вашингтон"? - с упреком сказала Марианна.- Ты что, совсем не думая отвечаешь, что ли? - Разумеется, думаю, только я считал, что раз Вашингтон в Америке, а остальные четыре города в Европе, значит, он и назван не к месту. Если вы говорите, что это не так, пусть будет по-вашему, но ведь может же человек ошибаться, правда? Вот и я ошибся. - У тебя 60 очков,- объявил Бенни и безжалостно добавил: - На десять очков меньше, чем нужно для недоразвитого. - Будет лучше, если ты не станешь рассказывать об этом соседям,- сказал я Марианне.- То, что происходит у нас дома, никого не касается. А если тебе вздумается поделиться этим со своей матерью, то можешь не рассчитывать на новую шубу. И вот еще что: не смотри на меня такими глазами. Я вовсе не слабоумный. Что мне, подурачиться нельзя? Бенни заглянул в свои записи. - Цифры не лгут, папа,- сказал он.- Вот следующая задача: Фридрих Седьмой, Наполеон, Белоснежка, император Вильгельм, Карл Двенадцатый. Я повернулся к Марианне. - Ты первая или мне отвечать? - спросил я с надеждой. - Отвечай ты,- злорадно сказала Марианна. - Разве можно собраться с мыслями в такой обстановке? - рассердился я.- Что вы на меня уставились? Мешаете только. Отвернитесь и оставьте меня на минуту в покое, чтобы я мог поработать головой. Они отвернулись, и я поработал головой: - Наполеон!-твердо сказал я. - Белоснежка,- вздохнула Марианна. - Объясни. - Белоснежка-персонаж из сказки, а остальные - исторические личности. - Правильно это? - спросил я. Бенни кивнул головой. - А то, что изо всех пятерых только у одного Наполеона была привычка закладывать руку за борт сюртука, значит, не имеет значения? Руководитель экспертизы покачал головой. - Мама впереди, у нее 150 очков, а ты... - А я плевать хотел на цифры! Давай последнюю задачу, и кончим с этим. Бенни достал последнюю бумажку и прочитал: - Кисель, Волга, Эльба, Дунай, Миссисипи. Я почесал за ухом карандашом и задумался. Я твердо решил справиться с этой последней задачей. Хватит уже, я и так осрамился. - Я готова! - сказала Марианна. Выписав слова на листок бумаги, я пытался найти ключ к решению этой задачи. И вдруг меня осенило. Ничего не скажешь, задача была хитро придумана, но я ее одолел. Готово! - Ну, что? - с жадным любопытством спросила Марианна. - Не скажу. Вам только скажи, как вы тут же все перевернете по-своему, и ты окажешься права со своей Миссисипи. - Да я и не думала говорить "Миссисипи"! - Небось, потому только, что я раньше сказал. А сама наверняка хотела сказать. Миссисипи - единственное из перечисленных слов, в котором четыре "и". - Это не имеет отношения к задаче,- сказал Бенни. - Ну, значит, вы бы тогда сказали, что это единственное слово, в котором три "с", знаю я вас! Но меня на эту удочку не возьмешь, вот что я вам скажу. Я буду бороться за свою Волгу, как бы вы ни говорили, что ответ- "Миссисипи". - Да нет же! Кисель, конечно, кисель! Это же продукт питания, а все остальное реки. Что это тебе взбрело в голову, что ответ должен быть "Волга"? - Марианна была почти в отчаянии. - Ответ для ненормального,-сказал Бенни.-А почему ты так решил, объясни? Я отказался отвечать. И до сих пор, до выхода в свет этого моего воззвания ко всем отцам - не позволять детям определять КУР главы семьи - я сохранил решение этой задачи в тайне: Волга - единственное из пяти слов, которое станет женским именем, если от него отнять первую букву и вставить мягкий знак в середину. Это дает мне 10 очков, которых, вероятно, как раз достаточно, чтобы оставаться на свободе, пока медики не найдут какой-нибудь микстуры для развития интеллекта и она не будет продаваться в аптеках по сходной цене.
Other articles:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Similar articles:
В этот день... 21 November