ZXNet эхоконференция «music.zx»


тема: about AY



от: Ivan Roshin
кому: Alexey
дата: 07 Mar 2001
Hello, Alexey!

20 Feb 2001 you wrote:

> - как выглядят на самом деле графики волн огибающих (C и Е)?

C - постепенное увеличение уровня сигнала за один период
огибающей от минимального до максимального значения, после чего
резкий скачок к минимальному уровню с последующим повторением
полученной формы сигнала в каждом периоде огибающей: /|/|/|/|.

Е - постепенное увеличение уровня сигнала за один период
огибающей от минимального до максимального значения, после чего
в следующем цикле постепенное уменьшение уровня сигнала до
минимального значения с последующим повторением полученной
формы сигнала: ////.

А вообще узнать, как выглядит график для любой формы
огибающей, можно так: использовать сэмпл Т-E при значении
делителя огибающей #FFFF. Будет отчетливо слышно, как именно
изменяется громкость.

В сопроцессоре AY - 16 градаций изменения уровня сигнала
огибающей, в YM - 32. Поэтому звучание немного различается.

> - по какому принципу идёт смешение тона (tone) и огибающей,

Генератор тона формирует прямоугольные импульсы, их частота
зависит от ноты, а амплитуда - это четвертая цифра параметров
ноты (например, для ноты A-4 1F.F амплитуда будет #F). Это все
для случая, когда огибающая не используется:

┌────┐ ┌────┐ ┌────┐ ┌────┐ ┌────┐
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
┘ └────┘ └────┘ └────┘ └────┘ └────

Когда огибающая используется, то амплитуда берется не из
параметров ноты, а непосредственно с выхода генератора
огибающей. Пусть на выходе генератора будет сигнал такой формы
(для простоты на рисунке всего шесть градаций, реально же их
больше):

──┐ ┌──────┐
└──┐ ┌──┘ └──┐
└──┐ ┌──┘ └──┐
└──┐ ┌──┘ └──┐
└──┐ ┌──┘
└──────┘

Тогда, совместив эти два графика, получим в итоге вот что:

┌─┐ ┌─┐
│ └──┐ ┌──┘ │ ┌──┐
│ │ │ │ │ └─┐
│ │ ┌┐ ┌┐ │ │ │ │
│ │ │└──┐ ┌──┘│ │ │ │ │
┘ └────┘ └──────┘ └────┘ └────┘ └────

> то есть, например, у меня такой сэмпл 00 T-E ------------ 0
> зацикленный на 00 и после я ставлю номер огибающей
> соответствующий G-4 при тоне G-1 - ~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Подчеркнутое принято называть значением делителя частоты
огибающей. А номером огибающей называют второе число в
параметрах ноты, определяющее форму огибающей.

> получается мягкий бас, а так же колеблется амплитуда сигнала,
> почему так происходит?

Это эффект аналогичен тому, который возникает при сложении
двух колебаний с незначительно различающейся частотой (или же
колебаний с "почти" кратной частотой - скажем, X и 2,01*X). В
сопроцессоре частоты тона и огибающей не складываются, а как бы
"накладываются" друг на друга (см. выше), но сущность явления
остается той же. Разность фаз между колебаниями относительно
медленно изменяется, и из-за этого громкость и тембр результи-
рующего сигнала тоже изменяются - возникают так называемые
биения.
Изменяя смещение частоты в сэмпле, можно наблюдать за
изменением частоты биений и даже добиться полного их
исчезновения - это произойдет как раз тогда, когда частота
тона станет точно равной или кратной частоте огибающей.
А почему изначально эти частоты не оказались точно равными
или кратными? Дело в том, что частота огибающей регулируется
более грубо, нежели частота тона. Поэтому можно точно
подстроить частоту тона под частоту огибающей, но не наоборот.

> - что именно указывает номер огибающей?

Как я понял, номером огибающей ты называешь значение
делителя частоты огибающей. В сущности, это ее период,
выраженный в некоторых условных единицах.

С уважением, Иван Рощин.




Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
AD&D - Дневник барда Серебряная Роза.
Новости - в продажу поступает копировщик CopyK, сделанный по заказу фирмы КРАМИС для PROFI.
Эксперимент - Телефон или разговор по душам.
Презентация - История группы AURYN.
Алгоритмы - вращение в трехмерной системе координат. Матрицы.

В этот день...   21 декабря