|
ZX Club
#04
16 сентября 1997 |
|
Covox - Что из себя представляет COVOX (схема).

ЕЩЕ РАЗ О COVOX
В последнее время начали "проскаки-
вать" упоминания о COVOX. Их можно найти в
ZX-Ревю за 1996 год и в Format'ах. Есть
редакторы для COVOX: Instrument v3.01,
Sample Tracker v2.1, DIGITAL-Studio. Одна-
ко, многие даже не знают, что это из себя
представляет. А это всего лишь один порт и
шестнадцать резисторов плюс куча проводов.
Это простейший LPT COVOX, имеющий всего
один канал. Стоп...
Итак, COVOX дает возможность прослу-
шивать цифровую музыку, написанную для
восьмибитных оцифрованных инструментов.
Также можно слушать "оцифровки", правда, -
недолго. Жаль, что такое устройство не
приобрело популярности, ведь можно не
только крутую музыку писать, но и БЕЗ
ВСЯКИХ КОНВЕРТАЦИЙ переносить digital-му-
зыку с IBM PC и AMIGA!
Цель статьи: помочь всем желающим
иметь COVOX, а в качестве бонуса в выпус-
ках ZX-CLUB будет digital-музыка (если
Alex Rostov будет ее писать.
SWdZ: Если Александр Ростов по какой-либо
причине не сможет предоставить digital-му-
зыку к очередному номеру газеты, поста-
раемся "без затей" перенести готовые музы-
кальные файлы с IBM PC. Может, среди чита-
телей газеты найдутся музыканты, желающие
написать музыку специально для COVOX...
Всего существует три модификации
COVOX. Первая, и самая примитивная, - LPT
COVOX, имеющий один восьмибитный канал;
обычно "цепляется" на порт #FB. Вторая -
PROFI COVOX - имеет два восмибитных кана-
ла. Следуя из названия, этот COVOX был
собран для компьютера PROFI, т.е. для его
порта принтера ВВ55. Третья же модификация
COVOX - самая нераспространенная, хотя и
имеет обалденное качество звука, - это
Sound Drive. На нем четыре (!) канала, что
соответствует стандартам на IBM PC и
AMIGA. Вот только для его построения нужны
две ВВ55... Я не собирал Sound Drive, но
все остальные COVOX'ы - да. Исходя из соб-
ственного опыта, считаю, что несмотря на
простоту сборки, LPT COVOX (особенно для
владельцев Pentacon 128, имеющих порт #FB)
собирать не стоит, т.к. качество музыки
ненамного превышает качество той же музы-
ки, прослушиваемой с помощью AY. Ксати,
digital-музыку можно слушать и на музы-
кальнои сопроцессоре. Но инструменты-то
восьмибитные, а у сопроцессора AY - четыре
бита... Sound Drive так же отпадает из-за
сложности в сборке. Остается PROFI COVOX.
Если у Вас 128кБ, то найдите Sample
Tracker и запустите Демо-мелодию на AY.
PROFI COVOX звучит примерно так; но звук -
глубже и чище.
Если у Вас уже есть ВВ55, то нужно
всего-лишь подключить платку с резистора-
ми; если нет - собрать схему, которая при-
ведена на рисунках 1 и 2.
┌──┬────┬───┐
D0 ├────────────────34┤D0│ 10P│DB0├18─
D1 ├────────────────33┤D1│BB55│DB1├19─
D2 ├────────────────32┤D2│ │DB2├20─
D3 ├────────────────31┤D3│ │DB3├21─
D4 ├────────────────30┤D4│ │DB4├22─
D5 ├────────────────29┤D5│ │DB5├23─
D6 ├────────────────28┤D6│ │DB6├24─
D7 ├────────────────27┤D7│ │DB7├25─
│ ├──┤ ├───┤
A5 ├─────────────────9┤A0│ │DC0├14─
A6 ├─────────────────8┤A1│ │DC1├15─
│ ┌───┐ ├──┤ │DC2├16─
A7 ├─1┤1 │ │ │ │DC3├17─
____ │ │ │ ┌───┐ │ │ │ │
IORQ ├─2┤ЛЛ1├3─4┤1 ├6─6┤CB│ │DC4├13─
│ └───┘ │ │ │ │ │DC5├12─
DOS ├─────────5┤ЛЛ1│ │ │ │DC6├11─
__ │ └───┘ │ │ │ │
RD ├─────────────────5┤RD│ │DC7├10─
__ │ │ │ │ │
WR ├────────────────36┤WR│ ├───┤
│ 10мкФ │ │ │+5B├26─+5
│ +5B<───┤├─┬─35┤R │ │ │ ├7─┐ B
│ + │ │ │ │─┴─│ │
│ ┌┴┐ └──┴────┴───┘ │
│ │ │120кОм ─┴─
│ └┬┘
│ │
─┴─
рис.1. Интерфейс BB55
Как видно из рисунка 1, - это извест-
ный интерфейс принтера. Сигнал DOS акти-
вен в единице (джойстик блокирует - DOS).
Этот сигнал можно взять с контроллера дис-
ковода или проинвертировать имеющийся.
Отдельно о RESET. Вообще говоря, правиль-
но подключать его так, как показано на
схеме; но - можно "подоткнуть" к RESET'у
процессора или просто на +5 В. Вариант
подберете сами, т.к. COVOX может "глох-
нуть" во время проигрывания. На схеме не
изображен порт A BB55. Повторю "сто раз"
сказанное: к этому порту можно подключить
Kempston-джойстик.
┌────────────────────────────────────────┐
│R1=15 кОм ┌─────> │
│R2=7,5 кОм │ │
│ ┌───┬──────┴─┤├──┐ │
│ ┌┴┐ ┌┴┐ 6200 │ │
│ R1 │ │ │ │ R2 ─┴─ │
│ └┬┘ └┬┘ │
│ DX7 ─┘ │ │
│ ┌───┤ │
│ │ │ │
│ ┌┴┐ ┌┴┐ │
│ R1 │ │ │ │ R2 │
│ └┬┘ └┬┘ │
│ DX6 ─┘ │ │
│ ┌───┤ │
│ │ │ │
│ ┌┴┐ ┌┴┐ │
│ R1 │ │ │ │ R2 │
│ └┬┘ └┬┘ │
│ DX5 ─┘ │ │
│ ┌───┤ │
│ │ │ │
│ ┌┴┐ ┌┴┐ │
│ R1 │ │ │ │ R2 │
│ └┬┘ └┬┘ │
│ DX4 ─┘ │ │
│ ┌───┤ │
│ │ │ │
│ ┌┴┐ ┌┴┐ │
│ R1 │ │ │ │ R2 │
│ └┬┘ └┬┘ │
│ DX3 ─┘ │ │
│ ┌───┤ │
│ │ │ │
│ ┌┴┐ ┌┴┐ │
│ R1 │ │ │ │ R2 │
│ └┬┘ └┬┘ │
│ DX2 ─┘ │ │
│ ┌───┤ │
│ │ │ │
│ ┌┴┐ ┌┴┐ │
│ R1 │ │ │ │ R2 │
│ └┬┘ └┬┘ │
│ DX1 ─┘ │ │
│ ┌───┤ │
│ │ │ │
│ ┌┴┐ ┌┴┐ │
│ R1 │ │ │ │ R2 │
│ └┬┘ └┬┘ │
│ DX0 ─┘ │ │
│ ─┴─ │
└────────────────────────────────────────┘
рис.2. ЦАП
Куча резисторов (рис.2) - это ЦАП,
собранный цепочками R-2R. Показан ЦАП для
одного канала. Для второго канала ЦАП аб-
солютно идентичен. DX07 - сигналы портов
B или C. Конденсатор необязателен, но без
него динамики будут "хлопать", что, в об-
щем-то, не страшно.
У некоторых наверняка возникнут воп-
росы типа: "А зачем мне COVOX, если цифро-
вую музыку можно слушать и на AY?" А за-
тем, уважаемые, что на сопроцессоре вос-
производится сильно деформированный звук,
а не "ковокснутая" музыка. На COVOX'е,
повторюсь, музыка более чистая и объем-
ная.
В принципе, если лень, то можно соб-
рать и LPT COVOX. Плейеру COVOX'а абсолют-
но безразлично, куда бросать байты. Такой
вариант подойдет для геймеров, которым не-
нужен звук высшего качества; т.е. - лишь
бы крутые sound-эффекты были. Однако,
звук здесь все же лучше, чем на AY.
Для PROFI COVOX вполне можно писать
крутейшие музоны. Звук - сказка. Я счи-
таю, что это - оптимальный вариант.
Фанатам звука можно собрать Sound
Drive и "тащиться" от этого самого "воро-
ха проводов и резисторов", ну и от хороше-
го ковокс-звука, разумеется.
Нам бы очень хотелось, чтобы COVOX'ы
стали такой же привычной вещью, как и AY
(по крайней мере в Барнауле). Присылайте
свои мнения по этому (и не только по это-
му) поводу письмом или на дискете TR- IS-
MS-DOS (размер значения не имеет) в адрес
редакции ZX-CLUB.
Или позвоните вечерком (после восьми)
прямо автору статьи, Виталию, по телефону
42-96-42.
Да, самое главное. Честно говоря, су-
ществующие редакторы digital-музыки явно
не соответствуют "требованиям эпохи".
Поэтому, господа кодеры, не лучше ли
приобрести славу от крутейшего музыкально-
го редактора, чем выпустить очередную
Mega- Giga-DEMO?..
Приглашаем к сотрудничеству
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 3 ноября