ZX Club
#05
29 октября 1997 |
|
Железо - О Covox'ах, General Sound'е и Sound Drive 2.
Что за идея! По существу рубрика была открыта в 4-ом номере "ZX-club" статьей В. Маяцких "Еще раз о COVOX". Название и концепция рубрики пришли позже. Определяющая мысль довольно проста: довольно разговоров, не пора ли делом заняться... Начитавшись и наслушавшись захваты- вающих дух идей аппаратного развития ком- пьютеров вообще, можно впасть в пессимизм и с неприязнью поглядывать на свой Speccy, сожалея о нехватке денег или о том, что живешь далековато от тех мест, где эти са- мые идеи потихоньку-помаленьку претворяют- ся в жизнь. Тогда, конечно: зачем делать COVOX, если в Питере эту тему закрыли и собираются завалить Россию General Sound. Но мы-то с Вами не в Питере живем! Можно, не откладывая дела в долгий ящик, с минимальными затратами, испытать кое-что из "закрытых" тем Сейчас и Здесь! Легко, оперируя чужими теоретическими вык- ладками, с ходу отвергать простые вещи. Гораздо труднее (и намного приятнее) пос- тавить эксперимент: засучив рукава, само- му сделать простую вещь. Возможно, эта вещь окажется не столь тривиальной, а ре- зультат действия превзойдет прогнозы... Рассуждать предпочтительнее с полным на то основанием: испытав самому! Некоторые темы, актуальные для барна- ульских (и не только) юзеров: 1. Звук: covox, sound drive (см. "ZX For- mat", 6). 2. Модемная связь для ZX Spectrum - пусть и простейшая, но прошедшая "полевые ис- пытания". 3. Подключение периферийных устройств: жесткий диск, клавиатура IBM. 4. Расширение памяти. Желательно не только собирать и испыты- вать, но и документировать свои исследова- ния: обзорная часть (что имеется на данную тему в печати), отчет (схемы, таблицы, по- ясняющий текст), практические советы. Если Вы готовы оказывать услуги по мо- дернизации Спектрум, или ищете партнеров для испытания модема, или, напротив, нуж- даетесь в квалифицированной помощи специа- листа по "железу",.. подавайте развернутые (в объеме Вас никто не ограничивает) объ- явления. И последнее: концептуальные или теоре- тические статьи также найдут свое место в разделе. * * * (C) PREDATOR Основной недостаток covox'ов - это то, что они не могут работать без поддерж- ки процессора. В общем-то, это и сводит на нет все его преимущества. Даже если про- цессор тратит все свое время на выбрасы- вание байтов, и то звук получается не дос- таточно качественным. Я имею в виду невоз- можность профессиональной работы со зву- ком на компьютерах Spectrum. Имеющийся в 128-ых и более мощных машинах трехканаль- ный FM-синтезатор (т.е. муз. сопроцессор AY) явно не удовлетворяет запросам mu- sic-maker'ов. Недавно появилось новое уст- ройство для воспроизведения цифровой му- зыки без ЦП компьютера - это General So- und. Увы, но несмотря на все его возмож- ности, имеются и некоторые недостатки. Не- которые из них прибавили и без того высо- кую (по спектрумовским меркам) цену. Поняв через некоторое время, что covox действительно не перспективное уст- ройство, я задумался о General Sound. Ма- ленькое отступление: covox не перспектив- ное устройство потому, что Z80 явно не вы- тягивает его. Раньше предполагалось, что производительность системы будет увеличе- на, и, вместе с ней, появится возможность действительно поддержать covox, но пере- делка всего парка машин невозможна, как и разработка, и приобретение пользователем новой машины. Итак, в первую очередь стоял вопрос уменьшения цены General Sound. Увы, надеж- ды почти нет, т.к. стоимость GS (215 т.р) близка к себестоимости изделия. Цена Sound Drive 2 (так будет назы- ваться наше устройство), конечно, будет меньше цены GS, но не настолько, насколько хотелось бы. А вот аппаратно SD2 превзошел GS. Самое главное отличие - больший объем памяти: 1 Mегабайт (на GS - max 0.5 mb). SD2 будет программно совместим с GS, так что покупая SD, Вы покупаете сам SD и еще GS. Ничего потеряно не будет. Потроха SD будут совсем другие. В частности, мы поня- тия не имеем о внутренней схеме GS, но для программ это не важно - порты и команды будут теми же. Отдельно о форматах. Будут поддер- жаны команды форматов *.STM и, скорее всего, *.MOD. Кстати, на плате будет уста- новлено ПЗУ объемом 2-4 кб с загрузчиком ОС для Sound Drive. Это опять же уменьшит цену и даст возможность гибко менять плей- еры и устранять глюки без перешивки ПЗУ. Увы, это существует пока только в наших мыслях и кое-что на бумаге, но есть основания полагать, что дело будет дове- дено до конца. Через месяц-полтора точно будет готова схема; возможно - загруз- чик. Время начала производства не загады- ваем. Схемы и прошивка ПЗУ будут опублико- ваны, чтобы энтузиасты и железячники могли собрать данное устройство. Для тех, кто уже собрался покупать General Sound можем сказать: если Вы по- дождете еще два-три месяца, то Вы сможете купить более мощное устройство по более низкой цене. Да и софта, поддерживающего GS (и SD) будет больше. В описании GS уже было сказано, что качество звука будет приближаться к "амиж- ному". А "амижное" качество - как у Audio CD! Имея в составе своего Спектрума SD, Вы сможете действительно заняться звуком. Кстати, на IBM'овских sound blasterах есть всего один шестнадцатибитный канал, а на SD - четыре четырнадцатибитных! Плюс пол- ная аппаратная независимость. Есть на IBM PC, конечно, и звуковые карты примерно равные по мощности SD, но вот цена у них от $200 и выше. Так что есть теперь и нам чем гордиться. Техническая информация: SOUND DRIVE 2 CPU: Z80H/12mhz ROM: 2-4 kb with OS-loader RAM8: 1024 kb (SIMM) INT: 44.2 khz (CD'шное качество звука !!!) Channel 8 bit + 6 bit volume control: 4 Outside i/o ports: as General Sound. Inside i/o ports: as Sound Drive 2!
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 15 октября