DonNews #17
30 апреля 2002
  Железо  

Железо - подключение к спектруму статической памяти (кэша).

<b>Железо</b> - подключение к спектруму статической памяти (кэша).
                                          (c) 2oo2 Disabler/DPL

  Сегодня  мы поговорим о статической памяти, вернее о ее подк- 
лючении. Как  вы, надеюсь, поняли речь идет о кэше. Без кэша ра- 
ботать  довольно напряжно! В него можно запихнуть commander и по 
кнопочке  reset вываливаться в него. Можно много чего запихнуть, 
но  все упирается в объем кэша. Я думаю, что не стоит говорить о 
подключении 16kb - это маловато. Мы поговорим о 32kb, 64kb и бо- 
лее (до 256kb). 

  Рассмотрим  вариант "32kb". В нулевой половинке у нас сервис- 
ные  проги, в  первой commander. Загружаем mod_play и он убивает 
commander  или сервис, или и то и другое! Как вариант можно сде- 
лать  защиту от записи в кэш. Делается она элементарно! Отрезаем 
сигнал WR от кэша и ставим выключатель: 
 
                   wr
                  >───────── _____ 27.Cashe
                        ┌───
                   +5v  │
                  >─────┘

  Но данный вариант не лишен недостатков. Например, надо запус- 
тить cp/m. Без кэша она работать не будет! Решение очевидно: по- 
ставить 64kb кэша!!! 

  Немного теории: кэш включается при чтении из порта #fb, а вы- 
ключается при чтении из порта #7b. При включении кэша происходит 
подмена  ПЗУ на кэш. Как известно, одновременно может быть подк- 
лючено только 16kb ПЗУ,а следовательно и 16kb кэша. По этому кэш 
разбивается на страницы по 16kb. В варианте "32kb" половики кэша 
переключаются так-же, как и половинки ПЗУ, т. е. при помощи чет- 
вертого бита порта #fd. В варианте "64kb" возникает проблема вы- 
борки  половины объема кэша. Как вариант можно использовать сво- 
бодные  три  бита  порта #fe (седьмой-пятый). Они позволят подк- 
лючить до 256kb кэша! 

  Итак суть доработки такова: имеем две микросхемы по 32kb. За- 
пись в одну из них возможна всегда, а вторая имеет защиту от за- 
писи (см.выше). При нормальной работе компьютера всегда включена 
первая из микросхем (та, которая не защищена от записи). По кно- 
пке  NMI или Reset (у кого как) включается вторая половина. Лад- 
но, теории хватит. Теперь практика: 


act - сигнал включения кэша (nmi/reset) 
sel - сигнал выборки микросхемы кэша (20/22 ножка кэша) 
sel#fe - сигнал выборки порта #fe. В пентагоне - 9.D43 
                                  в таганроге - 9.D42

            1k   ┌─┬───┐          ┌───┐
    +5v >───███──┤R│  Q├──────────┤1  ├───┬───> 22.Cashe1
           D5 >──┤D│   │sel >────┬┤   │   └───> 20.Cashe1
       sel#fe >──┤C│  _│         │└───┘
          act >──┤S│  Q├───┐     │┌───┐   ┌───> 22.Cashe2
                 └─┴───┘   │     └┤1  ├───┴───> 20.Cashe2
                           └──────┤   │
                                  └───┘

                  микросхемы: 555ТМ2, 555ЛЛ1


        PS: доработка до 64kb собирается на базе 32kb.

                    Еже-ли что - пишите...



Другие статьи номера:

Вступление - Disabler закончил писать новую оболочку к DonNews.

Гости - в гостях Ростовская группа Disabler Production LabAratory.

СС'01 report - отчет Joker/OHG с питерского фестиваля компьютерного искусства Chaos Construction 2001.

СС'01 results - результаты питерского фестиваля компьютерного искусства Chaos Construction 2001.

Глюки! - о различных глюках ассемблера XAS'a. "железные" глюки: порта клавиатуры, kempston joystick'а, музыкального процессора, кэша на пентагоне, дисководов.

Юмор - пара-тройка прикольных фишек и анекдотов.

Проект - новая оболочка/Опереционная Система SinOS от Disabler: примеры программирования.

Systemka - описание Shuffle Commander'a от Disabler/DPL.

Служба 911 - Как пройти игру "ОПЕРАЦИЯ Р.Р."

Кодинг - совмещение визуальных эффектов с дигитальной музыкой.

Железо - подключение к спектруму статической памяти (кэша).

Трубка - скрытые опции моделей сотовых телефонов Ericsson LX677, DH618, DH668, DF688.

Rec.lame - Реклама на страницах газеты публикуется бесплатно.

В номер - конвертор графики в Alone Coder Editor!!!

Credits - авторы газеты.

Послесловие - что именно меня раздражает в ZX.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Вступление - содержание номера.
Реклама - реклама и обьявления.
Система - Конвертация программ PC -> ZX (TZX, SNA, TAP, Z80, Hobeta).
PC и Spectrum - Unreal vs ZX Mak: сравнение двух популярных эмуляторов ZX Spectrum.
General Sound - У самого автоpа пpодается по 185/205 тыp.

В этот день...   21 ноября