IzhNews
#09
05 сентября 2000 |
|
Цвет.мет. - анализ возможнстей расширения цветовых возможностей Спектрума: Flash Colour и прототип схемы Gigascreen.
__________________________________________ ┌┬┐┌─┐┌─┐┌──┐ ┌┐┌┐┌─┐┌──┐ │││││││││└┐┌┘ │└┘││││└┐┌┘ ││││ ┤│││ ││ │ ││││ ││ │││││││ ┤ ││┌┐│├┤││ ┤ ││┌┐ └─┼└─┘└─┘ └┘└┘└┘└┘└─┘ └┘└┘ └┘ INVALID COLOUR - ...Экспедиция - это вот что значит: все идут друг за другом гуськом...Ты бы лучше сказал всем осталь- ным,чтобы они собирались, пока я почищу ружье. И еще надо не забыть прови- зию. - Не забыть про что? "ВИННИ-ПУХ и все все все" А.А.Милн (c) SOLDERMAN __________________________________________ ЧАСТЬ 1 ВВЕДЕНИЕ Мы привыкли к нашему восьмиколорному SPECCY (хотя, если учитывать BRIGHT, то можно дать ему еще восемь цветов условно). И никто до сей поры не раздувал из этого огромной проблемы: ни художники,рисующие в узких клетках кондиций платформы, ни те, кто их графикой пользовался или, хотя бы, видел ее. А вот я - простите за дерзость - попробую. Непосредственным поводом к написанию данной статьи послужила игра "CRIME OF THE SANTA CLAUS: DEJA VU". Хотя вернее было бы сказать, что сама-то игра ничем и не слу- жила, а вот текст в ее технической инфор- мации меня заинтересовал. Сказка - ложь, да в ней намек... "А вдруг и вправду?.. " - задумался я. О цве- товых границах платформы и одном из спосо- бов их расширения, указанном в тексте. К этому способу мы еще вернемся, а пока послушайте нижеследующее. ЧАСТЬ 2 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ На всякий случай - мало ли что - напомню вам структуру вашего компьютера. СТРУКТУРА БЛОК#1 БЛОК#2 БЛОК#3 ┌──────────┐ ┌────────────┐ ┌──────────┐ │ ДИСПЛЕЙ │ │МИКРОПРОЦЕС-│ │ ПЗУ │ │КЛАВИАТУРА├──┤ СОР ├──┤ │ │ В.У. │ │ ДР.УСТР. │ │ ОЗУ │ └──────────┘ └────────────┘ └──────────┘ Б1 - Блок интерфейса Б2 - Блок центрального процессора (цп) Б3 - Блок ОЗУ-ПЗУ В.У. - Внешние устройства В зависимости от разновидности и конфи- гурации вашего SPECTRUM-а блоки и их со- ставные части могут изменять форму и место положения, но суть остается примерно та же. А поскольку наша полемика идет вокруг графических возможностей компьютера, для нас представляет интерес лишь блок цп. Справедливости ради, то есть на всякий случай, не обделим и блок интерфейса. Для чего - узнаете позже. Так давайте вернемся к нашей псевдо-ше- стнадцатиразрядной и псевдо-шестнадцати- цветной действительности и перечислим гра- ницы цветовых возможностей компьютера: 1.Экранная область, представленная #C000 (256*192=49152) пикселями. 2.Автономные цветовые области квадратной формы и размером 8*8 пикселей. 3.Снабженность каждой АЦО четырьмя базо- выми константами: INK, PAPER (цвета АЦО и пикселей в ней), FLASH (переключение-непе- реключение INK и PAPER в зависимости от значения бита),BRIGHT (яркость АЦО).Полная характеристика АЦО, следовательно, занима- ет 1 байт (6 битов на INK и PAPER и 2 на BRIGHT и FLASH). 4.Наличие всего восьми разных цветов для INK и PAPER. 5.Наличие двух рабочих экранов, назван- ных седьмым и пятым. Эффект переключения оных вызывает иллюзию большего разнообра- зия цветовой палитры. И снова дипломатично добавлю еще одну возможность - три-колор, хотя название и не отражает сути. Несмотря на этакое многопунктие, - глаза разбегаются - использование дополнительных надстроек типа двух экранов и три-колоров маловероятно, хотя и приветствуется (даже мной). Однако их недостаток - частое мор- гание. А придираться к основным цветовым воз- можностям - невиданное святотатство. Используя путь PC (по расширению гаммы цветов) и некоторые изрядно творческие идеи можно выделить пять основных направ- лений размножения цветов: 1.Увеличение скорости (больная тема - за последние 10 лет прогресс изменения энтро- пии данного фактора равен нулю). 2.Наращивание памяти (а это в наше время характерно SPECTRUM-у). 3.Утилизация "лишних" структурных соста- вляющих. 4.Усовершенствование существующих техно- логий (вы не подумайте чего плохого - я имею в виду улучшение какого-нибудь цвето- вого апгрейда, уже существующего на греш- ной земле). 5.Автономизация видеовывода от централь- ного процессора (о создании автономного видеоконтроллера писали в "ZX-FORMAT", но продолжить эту тему я, к сожалению, не мо- гу за неимением соответствующих схем и трудности реализации данной идеи, хотя возможности я, опять-таки, не исключаю). Но при всем при том следует помнить, что не должна теряться совместимость со стары- ми программами до тех пор, пока весь софт не перейдет на новый уровень. Но и этот софт должен быть снабжен возможностью на- стройки. Заинтересовавшихся в моих предложениях или обладающих информацией по одному из пунктов попрошу обращаться по адресу реда- кции. Буду спсобен ответить - отвечу. ЧАСТЬ 3 FLASH-COLOUR "Король умер! Да здравствует король!" И снова избитая фраза: основа нижеследу- ющего лежит в одной из плоскостей сфероида игры "CSC: DV". И текст мой, надо сказать, достиг пропагандистского направления толь- ко благодаря этой игре. Перед вверзанием в бездну сути апгрейда рассмотрим для начала значения битов в байте цвета: X X X X X X X X FLASH ┘ │ └─┴─┘ └─┴─┘ BRIGHT ┘ INK PAPER , где X равен 1 или 0. Именно эта схемка поможет нам все рас- считать. Вернемся, собственно, к апгрейду. Ребята из BrokImSoft высказали мысль (а вернее, реализовали уже высказанную и разработанную идею) активного исполь- зования бита FLASH, то есть изменения значения сего индикатора. По идее соз- дателей FLASH-бит должен будет отвечать за включение режима смешения INK с PAPER и выведения черного PAPER и полученного INK за счет увеличения частоты FLASH с 2Гц до 7 МГц. При FLASH PAPER преобладает, поэто- му не может получиться абсолютно ровный цвет, и цвет INK 6 с PAPER 2 не равен цве- ту INK 2 с PAPER 6. Авторская схема находится в приложении газеты, и заинтересовавшиеся могут про- смотреть ее - она находится в формате кар- тинки и выдрана с "CSC: DV" Простой математический подсчет показыва- ет, что схема реализует *111111 (64) INK- ов с включенным BRIGHT и столько же с от- ключенным. Итого мы получаем 128 INK-ов - количественный их уровень почти дотягива- ется до круглого числа #FF. И здесь я, ка- жется, встречаюсь с авторской ошибкой. Де- ло в том, что они указали для данного ап- грейда с учетом BRIGHT 240 цветов, а я на- считал всего лишь 128. Кто из нас прав? От рекламы FLASH-режима ПОЧТИ воздер- жусь. И без того ясно, что это RULEZ. Ог- раничусь лишь тренировкой вашей фантазии: представьте квест типа "DIZZY" с ТАКОЙ разнообразной палитрой. Тяжело? И мне так- же. Есть у этого апгрейда свои недостатки, не спорю, даже перечислю. Но. Вреда этот апгрейд вам бы не принес (кто, кстати, ви- дел, где сейчас юзается FLASH?). А вот и обещанные недостатки: - радикально черный PAPER; - высокие (как и раньше) габариты цвето- вого квадрата; - отсутствие функции FLASH в ее перво- зданном виде (хотя недостаток ли это?). Однако и эти недостатки не заслоняют прогрессивности апгрейда. В чем самое гла- вное преимущество FLASH-режима, задумай- тесь? Да в том, что в отличие от других путей FCU (FLASH-COLOUR-UPGRADE) СОХРАНЯЕТ совместимость со старыми программами и да- же не требует механического переключателя. Что же ждет эту идею в будущем? Вот здесь и начинаются конкретные предложения, растущие в благодатной почве окружения ав- тора статьи и в его собственной пухлой го- лове. Самое главное в идее - это загвоздка. И в FCU она явно на высоте (кстати, истоки FCU принадлежат далеко не BrokImSoft, а VD STUDIO, но это просто так, к слову).Ис- пользовать бит FLASH-а - это надо додума- ться. А теперь - об идеях. Два экрана. Продолжать? С вашего согла- сия не против. Уже отмечено, что низкая скорость моргания экранов затрудняет воз- можность их применения, что, однако, не исключает сотрудничества (что мы и наблю- даем, например, в настоящей газете). Одна- ко есть оригинальная идея. Что, если соз- дать режим смешивания двух экранов (DSM - DOUBLE-SCREEN-MIXER) с последующим выведе- нием в экранную область полученного ре- зультата? Что,если поставить этот режим на индикацию его каким-либо портом? И что, если этим портом сделать порт FLASH-а (на- пример, поставить режим на FLASH 0, хотя с таким поворотом дел уже многие не согла- сятся)? А получится тот же самый FCU (без учета BRIGHT на 64 цвета), только оснащен- ный INK и PAPER, или режим для извращен- цев (16384 INK-ов), если одновременно существуют и включены оба апгрейда. Дабы избежать вопросов сразу скажу, что в DSM- режиме предполагается сделать преобладание пятого экрана, а это позволит, во-первых, держать до четырех уровней градаций яркос- ти, а во-вторых, различать, как в случае с FCU, смешение PAPER 7 с PAPER 2 от смеше- ния PAPER 2 с PAPER 7. И еще. В знакомес- те, кроме двух основных цветов, раскрашен- ных в палитре из 256 (с учетом BRIGHT) цветов, могут вполне материально существо- вать два производных цвета: помимо смесей INK-INK и PAPER-PAPER, возможны, соответ- ственно, варианты INK-PAPER и PAPER-INK. А это чревато перспективами. А теперь о порте, DSM служащем. Это мо- жет быть как BRIGHT 1-0, FLASH 0, так и ручной рычажок (за последний вариант я го- лосую обеими руками). Между тем, назову автора идеи. Это RTD. И я, надеюсь, не на- рушил его авторских прав на эту идею, вы- сказав ее и предложив железячникам (то есть тем из вас, кто способен) составить схему под сию мысль. А вот третий шаг в, казалось бы, уравно- вешенной последовательности FCU-DSM вас, боюсь, разочарует. Он не направлен в сто- ну размножения цветовой палитры - я счи- таю, полученные из прошлых апгрейдов 256 цветов вполне удовлетворят патологическую цветовую недостаточность спектрумистов. Мы обратимся к размеру знакоместа... Да, именно знакоместа, даже не делайте квадратные глазки - я заранее предупредил обо всех трудностях установки апгрейда (см.абзац вверху). Для этого надо выделить на его характеристику четыре байта, что приведет к деградации INK, PAPER, FLASH, BRIGHT до более приемлемых размеров - 4*4 пикселя, - с последующим возрастанием раз- меров картинки (а она становилась равной 6144+768*4=9216). Под индикацию режима уменьшения знакоместа, предположительно, тоже придется выделить переключатель. Возражающим. Как уже написано выше, с возражениями по поводу третьего шага я со- гласен. А по поводу остального... Хм. Пом- ните: PC вылез только тогда, когда сэр SINCLAIR остановил попытки улучшения свое- го детища. Это сентенция, а выводы, я на- деюсь, вы способны сделать сами. ЧАСТЬ ПОСЛЕДНЯЯ ВОЗМОЖНОСТИ Согласен, написал не обо всем. Просто больше ничего конкретного предложить не могу. Да! Пишите, господа. От вас зависит бу- дущее раздела (или хотя бы мое участие в нем). Постараюсь ответить или, если при- шлете схемы и идеи, написать по этому по- ду статью. Вам и карты в руки. Пишите по адресу редакции. А теперь обращусь к тем, кто делает софт. Делайте! Но не просто делайте, но и связывайте свои создания с новыми техни- ческими наворотами. А сами устанавливайте их себе. И дело с распространением апгре- йда пойдет дружно и скоро. Рад был для вас стараться - главное, чтобы был хоть какой-нибудь эффект. __________________________________________
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября