Deja Vu
#04
31 марта 1998 |
|
Тема - Бессмертный SPECCY - "проект будущего Speccy".
SoundTrack: MR.Z/LS/1997 X-PARTY! (C)BD! __________________________________________ (C) VIATOR/AVALON/RUSH __________________________________________ SPECCY ALIVE FOREVER __________________________________________ Вы любите SPECCY? Вы хотите чтоб он и дальше радовал вас прекрасными программа- ми? Вы не безразличны к его будущему? Зна- чит эта статья-проект вас заинтересует... Сразу скажу, что я не буду против ис- пользования данной статьи в электронных изданиях. Даже наоборот, я буду очень рад, если на нее обратят внимание в ZX-FORMAT, SPECTROFON'e и других журналах и газетах. БЕССМЕРТНЫЙ SPECCY Начнем с того, что опровергнем всячес- кие необоснованные разговоры о будущей смерти SPECCY. Он жил и будет жить! И ни красавица AMIGA, ни неуклюжий PC не заста- вят нас его оставить. Это часть нашей жиз- ни и мы просто не представляем свое су- ществование без него. Дело не в том, что у нас нет денег на покупку более дорогой и мощной машины. Лично у меня дома на одном столе стоят SPECTRUM и AMIGA. При этом, светодиод на SPECCY загорается гораздо ча- ще, чем на AMMY :-) Кто сказал, что в компьютере главным является быстро- действие, крутая графика и музыка? А я, хоть и не отрицаю этого, но утверждаю, что наиболее важен сам процесс общения с компьютером, удовольствие, получаемое при написании и использовании программ и, ко- нечно же общение со своими единомышленни- ками, друзьями и коллегами, которые зачас- тую живут в других странах и говорят на других языках. То есть, главное - сам про- цесс творчества. Точно так же, даже самая качественная фотография не сможет передать те чувства и впечатления, что несет в себе картина, написанная человеком, вложившем в нее душу. Так и с компьютерами: можно пи- сать на относительно слабой машине потря- сающие вещи, а можно использовать сверх- современную и мощную технику, как "аппарат для решения математических задач", т.е. калькулятор или же, как игровую приставку. Конечно же выбирать Вам самим. Все зависит от Ваших потребностей, возможностей и умс- твенного развития. Раньше меня очень огор- чали все заявления уважаемых мною людей об уходе со SPECCY, но сейчас я смотрю на них гораздо более оптимистично, говоря про себя: "туды тебе и дорога !". Все, кто по-настоящему любят SPECCY, с него не уй- дут! Как потом оказалось - я был прав. По- работав с другими машинами и не получив того, на что надеялись, многие вновь и вновь возвращаются к SPECCY,где могут дать волю своей фантазии. Если Вы сомневаетесь в "живучести" Спектрума, то посмотрите на ситуацию в Польше, Словакии и других странах, где SPECCY уже пережил период "литаргического сна", и все, кто хочет и может работать, пишут прекрасные программы. Небольшое ко- личество которых, обусловлено лишь малыми размерами этих стран по сравнению с Росси- ей или Украиной (два самых больших по пло- щади государства в Европе). Только сейчас мы налаживаем с ними связь и это общение, несомненно, укрепит спектрумовское движе- ние, как за рубежом, так и у нас. Я с уве- ренностью могу сказать, что Спектрум будет и дальше жить и совершенствоваться. ПРОЕКТ БУДУЩЕГО SPECCY Теперь, когда с вопросом о жизни SPECCY мы разобрались, пришло время поговорить о том, что же делать дальше, чтоб макси- мально развить и распостранить SPECTRUM. То, что нужно писать побольше новых и ка- чественных программ - это и так все прек- расно понимают и по мере возможности этим занимаются. Очень важно не прекращать раз- работки в области совершенствования новых аппаратных возможностей SPECCY. Компьютер SPRINTER, разрабатываемый фирмой PETERS, может внести очень весомый вклад в разви- тие Спектрум-совместимых машин. Получая столь богатые возможности, нет необходи- мости отказываться от всего, что было соз- данно на Спекки. Несмотря ни на что, имен- но Спектрум остается наиболее массовым компьютером для творчества. На AMIG'е в СНГ написанием программ занимаются едини- цы. На PC не пишут практически ничего, кроме бухгалтерских программ и баз данных, так как без рынка сбыта никто не будет вкладывать огромные деньги в заведомо не- рентабельные проекты. Кроме того, практи- чески невозможно конкурировать с западными производителями программ, зачастую, в про- изводство хорошей игры там вкладывают сум- мы большие, чем в съемку фильма, а над од- ной программой работают сотни людей. В СНГ SPECTRUM есть у миллионов человек. В каж- дом городе тысячи пользователей. Если даже свой Спекки они не включали на протяжении месяцев - это не означает, что их не заин- тересуют новые программы, главное, чтоб информация о них была общедоступна. Инте- ресно, не пробовал ли кто-нибудь делать передачи на телевидении, посвященные SPECCY? Нужно показать пользователям, ко- торые хотят приобрести что-либо для игр и времяпровождения, что компьютер даст имго- раздо больше, чем DENDY или SEGA. Конечно, возможности стандартного SPECCY несколько устарели, тут не обойтись без чего-то типа SPRINTER-97... __________________________________________ Самое первое,чем следует заняться - это создание полноценного рынка распостранения soft'а. К сожалению, пока на SPECTRUM'e главным стимулом для написания программ является только интерес к такому виду творчествa. Кстати, это проблема актуальна не только для SPECTRUM'a, а и для всех ос- тальных платформ. На PC или AMMY ситуация с дистрибюцией программ ни чуть не лучше. А знаете ли вы, сколько стоят такие же (иногда и гораздо худшие) программы на за- паде? Скажу лишь то, что знаю по личному опыту: Компания MULTIMEDIA CLUB открыла в городе Киеве свой филиал (если я не ошиба- юсь, то такие же филиалы были организован- ны в Москве и Питере). Они наняли на рабо- ту группу художников и платят им в месяц по $300-400. При этом нужно откровенно признать, что они используют наших высо- коклассных специалистов, как дешевую рабо- чую силу... На западе оплата за аналогич- ную работу (создание игрушек) измеряется тысячами долларов. Но что же получают за свой нелегкий труд производители soft'a для SPECCY? Как это не печально, но в луч- шем случае их труд оплачивается суммой $50-100, а подавляющее большинство авторов программ не получают за свои работы ни ко- пейки. Случаи, когда автор смог получить более-менее приличную сумму за свое детище единичны (UFO I,II), да и то реальны лишь в том случае, если автор проживает в Пите- ре или Москве. Естественно, что из ничего деньги получить невозможно. Необходимо обеспечить продажу своего произведения. В этом случае существует несколько способов: 1. Распостранять программу по принципу shareware, т.е. когда в прогрмме указыва- ется адрес автора и сумму, кото- рую он надеется получить за свою работу. Ес- тественно, наивно расчитывать, что кто-то будет платить за программу уже после того, как она у него появилась... 2. Попытаться продавать программу само- му, выпустив демо-версию и написав в ней сумму которую должен заплатить каждый за получение полного варианта. Таким образом поступают DIGITAL REALITY, IMP (ECSTASY) и многие другие. Вот очевидные недостатки этого метода дистрибюции программ. Почти все пользователи считают, что подождав ме- сяц, получат эту программу почти "на халя- ву" от местного дистрибютора-пирата. Вмес- то того, чтобы писать новые работы, прог- раммистам, художникам и музыкантам прихо- дится заниматься постоянным отправлением писем и посылок... 3. Отдать свое детище для распостране- ния какой -нибудь крупной дистрибьюторской организации. На сколько я знаю, большинст- во таковых фирм (Инфорком, MAGIC SOFT), в состоянии заплатить автору около $50, при этом сумма практически не зависит от масштаба программы. Можно попытаться про- дать свое творение сразу нескольким круп- ным дистрибюторам, но ощутимого результата это все равно не принесет... __________________________________________ Проблема в том, что даже самим рас- постранителям сложно окупить те скромные средства, затраченные на покупку програм- мы, т.к. в большинстве случаев они рас- постраняются в ограниченном регионе. Уже через неделю, или в лучшем случае месяц защиту, сколь совершенной бы она ни была, взломают. Программа будет разослана в виде free copy версии во все концы СНГи офици- альные дистрибюторы прекратят получать за нее прибыль. Теперь давайте посмотрим, как же пересылаются программы... Как это ни прискорбно, но обычно этим занимаются сами же их производители. В каждом уважающем себя городе есть какие-либо группы, пишу- щие программы. Обычно они поддерживают связь с 5-10ю аналогичными организациями из других городов, обмениваясь с ними но- выми поступленниями. Должен признать, что я и сам множество раз переписывал пи- ратские версии программ своим друзьям. Бо- лее того, у меня нет НИ ОДНОЙ (!) лицензи- онной копии! Конечно избавиться от такого неприятного явления непросто, есть лишь один возможный способ - предложить всем желающим более привлекательный путь полу- чения новых программ. Ведь я не покупаю программы у официальных дистрибьюторов не потому, что придется платить, а потому, что у меня нет абсолютно никакой возмож- ности купить лицензионные копии. Это ре- ально лишь для жителей самых больших горо- дов, да и то только в России. Но тысячи пользователей по всему СНГ довольствуются незаконным soft'ом. Кстати, этот способ получения "новья" далеко не идеален. Новые игры, журналы и все остальное попадают к нам через 2-5 месяцев после выхода, это и "новьем" назвать нельзя... Кроме того, программы проходят через десятки рук и не- редко бывают записанными по IGNORE, или без половины файлов (лично у меня, в нес- кольких ZX-FORMAT'ах нет приложения, "Звездное наследие" невероятно глючное, и таких примеров множество). Конечно круто было придуманно в Англии распостранять soft через книготорговую сеть, нам же ни- чего другого не остается, как распостра- нять программы по почте. Такой деятельнос- тью занимается Инфорком, рассылая по почте свои печатные прайс-листы. Но их читают лишь единицы! Инфорком очень мало заботит- ся о рекламе дистрибьютируемой продукции. В качестве примера можно привести практи- чески любого пользователя, например у меня появилось желание заказать по почте новые программы. Во-первых, я не знаю ни адреса Инфоркома, ни стоимости их услуг, ни того, что они распостраняют. Да и откуда их мож- но было узнать, если они не позаботились даже о простеньких рекламных программках своей организации. Даже получив их прайс- лист, пользователь будет покупать "кота в мешке" доверяясь тому, что там написано. Гораздо информативнее был бы простой экран из продаваемой программы. А говорю я все это к тому,что уже давно пора создать мощную организацию,занимающу- юся дистрибюцией программ и литературы по SPECCY. Главное, чтоб о ней знали и дове- ряли все. Она должна объединить всех круп- нейших производителей soft'а в СНГ. Каждый месяц должна выходить рекламная программа, в которой будет перечислено все, что рас- постраняет фирма на данный момент, условия дистрибюции и тому подобная информация, а также подробные сведения о том, как зака- зать программы, литературу и не только из Москвы и Питера, а и из любой точки СНГ. Почему рекламная программа, а не прайс, рассылаемый по почте? Да потому, что прог- раммы распостраняются гораздо быстрее и МАССОВЕЕ ! Прайсы читают единицы, зато са- мая паршивая демка, заброшенная в сеть, уже через неделю есть чуть ли не во всех городах. Вспомните ENLIGHT'96, если бы не вышли те три демки, о конкурсе так никто бы не узнал, и никогда бы не появились "VIBRATIONS", "7REALITY", "ILLUSION" и другие шедевры с ENLIGHT. Говорить о эф- фективности рекламы, я думаю не нужно. Так почему же кому-нибудь этим не заняться? Вот только некоторые блага которых можно добиться, создав цельную дистрибьюторскую сеть: 1. Получат заслуженное вознаграждение авторы программ, что станет стимулом для написания новых работ. 2. Каждый пользователь сможет, заплатив разумную сумму, получить самые новые прог- раммы в оригинальном виде , без ошибок, в полной комплектации. Он будет знать, что его деньги попадут автору, который сядет за написание новой системной программы или игры. 3. Немалую выгоду получит и сама фирма- дистрибьютор (опять же,если о ее существо- вании будут знать все пользователи). Успех этой затеи полностью зависит от того, сколько человек ее поддержат. Каждый пользователь должен наконец понять, что невозможно бесконечно получать программы "на халяву". В скором времени таких прог- рамм может вообще не стать, если не под- держивать их производителей. Поэтому объе- динение всех создателей программ крaйнe необходимо уже прямо сейчас. Я считаю, что на роль подобной всеобщей "дистрибьюторской конторы" пока вытягивает только ИНФОРКОМ, у которого уже создана дистрибьюторская сеть как в России, так и на Украине. Но все же более предпочти- тельно создание абсолютно новой организа- ции, которая будет заниматься только такой работой. Возможно, эту роль сможет взять на себя новая ассоциация Amazing Soft Makers, организаторами которой являются ребята из группы SMASH. Она включает в се- бя уже более десяти крупных групп из Рос- сии и Украины. Пока четкий курс дея- тельности ассоциации не решен, но мы наде- емся, что устав и рулезы появятся уже в ближайшее время. Все детали еще нужно хо- роше обдумать и взвесить. Нужно выяснить наиболее оптимальный способ пересылки и оплаты программ (заказным письмом, нало- женным платежом и т.д.). Теперь о цене. Она, несомненно, должна зависеть от масштабности программы. При этом следует учитывать абсолютно все факторы, влияющие на популярность программы. Также нужно учитывать стоимость пересылки и стоимость дискеты. Вот некоторые, очень приблизи- тельные рассчеты: Простая игра типа "TETRIS" - 50 цен- тов-$1 + стоимость диска + пересылка. Игра типа "DIZZY" - $1-3 + стоимость диска + пересылка. Игра типа "UFO II" - $5-7 + стоимость диска + пересылка. Нужно просчитать оптимальную цену прог- рамм так, чтобы окупить все затраты и од- новременно позаботиться о том, чтоб цена была приемлемой для покупателя. Автор, ко- торый отдает на дистрибьюцию свою програм- му, должен получать не фиксированную сум- му, а определенный процент от стоимости всех проданных экземпляров (наверное, око- ло 40-50%). В Киеве один диск "ГМД", "BOEDER", или "RPS" стоит примерно 15-30 центов, оптом, повидимому, дешевле. Стои- мость пересылки заказного письма по поч- те, в пределах одного государства, не должна превышать 20 центов (прошу проще- ния, за то, что не уточнил эту цифру). Не- обходимо наличие филиалов данной фирмы по крайней мере в России, Украине и Белорус- сии. Это поможет избежать излишних затрат и проблем с пересылкой через границу. Нуж- но побудить пользователей покупать прог- раммы. Для этого нужна обширная реклама, как самой ассоциации, так и самих программ. Чем больше людей будут пользо- ваться услугами этой организации, тем меньшей можно будет сделать цену. Теперь о вышеупомянутых рекламных программах... Вы- ходить они должны регулярно. Внешний вид может быть практически любой, начиная от подобия текстовых viewer'ов и заканчивая небольшими демками (как ENLIGHT INFO 1-3). Главное, чтоб они были содержательны и вы- полнены качественно (у многих от одного вида дискрирующего курсора, или дергающе- гося скролла, рука тянется к reset'у). Не помешает красивая графика и музыка. Также, неплохо бы прилагать экранные файлы, взя- тые из представляемых программ и их демо версии. Кроме того, можно при рассылании программ покупателям прилагать небольшие анкеты, в которых интересоваться, что же именно они хотели бы купить в следующий раз и что их интересует. Производители программ смогут ориентироваться на эти от- зывы. Такие опросы гораздо эффективнее, чем те, что публикуют в журналах, т.к. они будут составляться из отзывов именно тех людей, которые покупают программы. Кроме этого, будут учтены вкусы гораздо более обширных регионов чем Питер и Москва. Пе- реход наших производителей от чистого эн- тузиазма до коммерческих проектов принесет положительные результаты, т.к. в противном случае даже те, кто что-то могут делать самостоятельно, рано или поздно превратят- ся в писюшных ламеров, пользующихся запад- ным софтом. А сейчас самое интересное... Кто же согласится писать эти электронные прайсы? А разве нет сотен кодеров, которым нечем заняться? ...Считайте, что вам повезло. Я сам могу найти людей, которые этим займут- ся или , несмотря на то, что по уши загру- жен работой над "SOTA" (gfx editor) и уче- бой в академии искусств, напишу их сам. Естественно, первые программы мы сделаем абсолютно бесплатно (к этому нам не привы- кать), но позже, когда фирма-дистрибьютор раскрутится, пусть не надеется на нашу благотворительность! :-) :-] А почему, собственно, мы этим занимаемся? Да по той простой причине, что нам не безразлична судьба SPECCY, потому, что мы сами пишем программы и хотим получать за них какое-то вознаграждение, потому, что мы сами хотим покупать наиболее быстро самые новые прог- раммы и не у таких мелких "бизнесменов", как Joker, а у серьезной организации, ко- торой можно доверять. __________________________________________ Деятельность ассоциации не должна огра- ничиваться одним распостранением авторских программ. Она должна помагать создателям soft'а. Так, через нее несколько отдельных групп смогут создавать совместный проект. Она может стать буфером для обмена идеями и достижениями в области кодинга. Группе, у которой нет своего музыканта или, напри- мер, художника, она поможет найти нужную музыку или графику. Одним словом, она должна всячески благоприятствовать произ- водителям програмного обеспечения. Теперь дело за Вами. Если Вы реально имеете время и желание этим заниматься, свяжитесь со мной или со SMASH. Мы выслушаем все пред- ложения и пожелания по данному вопросу и учтем ваше мнение. Всех, кто понимает пре- имущество создания крупной дистрибюторской фирмы, я прошу поддержать этот проект!!! Рассказывайте о нем в своих программах и просто своим друзьям и знакомым. Я только в этом вижу возможность сохранения SPECCY в виде полноценного компьютера - то есть, компьютера, у которого есть пользователи. Конечно же, он не умрет, а просто превра- тится в машину для кодеров, которой будут заниматься только интузиасты, только для себя и таких как сами. HEY! Производители soft'а, я надеюсь, вы осознаете всю COOLьность данного пред- ложения, IF это так, THEN связывайтесь с нами, с дистрибьюторами, с юзерами , самое главное - не молчите! И еще, все вышеска- занное отнюдь не означает, что регио- нальных дистрибьюторов и продавцов пи- ратского soft'а на рынках ждет голодная смерть в нищете. Они смогут купить лицен- зию на торговлю авторскими программами в своем регионе. Затраченные средства быстро окупятся, т.к. купленные программы они по- лучат оперативно, со 100% работоспособ- ностью. Старайтесь принимать посильное участие в жизни Спектрум'а. Думаете мне нечем больше заниматься кроме написания- текстов? Просто мне очень хочется, чтобы написание программ стало моей основной профессией. Сотни талантливых людей зани- маются абсолютно не интересующей их рабо- той. Так IMP и SHAMAN работают в редакции газеты, RST 7 вообще может скоро спиться. И в завершении я хочу поблагодарить тех, кто принимает активное участие в жизни SPECCY: ИНФОРКОМ, XLD, STEP, Слава Медноногов и многие другие...
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября