Voyager #01
06 июля 1998
  Железо  
  Profi  

Скелет - О подключении GENERL SOUND к PROFI.

<b>Скелет</b> - О подключении GENERL SOUND к PROFI.
(C) DUDE 
Music: DUDE (C) Mitchell/LS (R) DGN 
───────────────────────────────────────────────────


                             Пользователь IBM
                           лишен такого кайфа,
                    как победа над компьютером
                         с паяльником в руках.


                                 Моя аксиома.


     ╔════════════════════════════════════╗ 
     ║                              ║ 
     ║  РАССУЖДЕНИЯ О ПОРЯДОЧНОСТИ  ║ 
     ║     НА ФОНЕ GENERAL SOUND    ║ 
     ║                              ║ 
     ╚════════════════════════════════════╝ 



     Я не хочу никого поливать грязью, но, возмож-
но, что некоторая часть обывателей воспримет эту
статью именно так. Мне просто хотелось рассказать
о той ситуации, с которой я столкнулся. Речь пой-
дет о работе некоторых питерских фирм... 

     В течение последнего времени была широко раз-
вернута рекламная кампания новой, крутой, интеллек-
туальной звуковой карты для Spectrum-совместимых
компьютеров - "General Sound", производства питер-
ской компании "X-Trade". Адреса производителя, ес-
тественно, никто не публиковал. Зачем? Ведь есть
трейдеры, у которых плата дороже, трейдеру ведь
кушать охота. А юзеру деньги не нужны, он и так
зажрался, покупая пиратскую продукцию. 
     Итак, клюнув на рекламу и не найдя адреса
производителя, я послал заказ в фирму "Scоrpion"
(счет за телефонный звоночек в Питер мне пришел
потом). Ждал я свой заказ месяц и десять дней, так
как фирма мне его комплектовала больше трех недель
(отправка заказа, согласно прайс-листу, производится
в течении 10-14 дней после получения перевода, а пе-
ревод фирма рекомендовала телеграфный - так быстрее,
что я и сделал). Ну, наконец, дождался... 
     Открыл посылочку и вижу: все, как заказывал,
даже один диск лишний (с редактором под "GS") поло-
жили. И послание маленькое "по собственной инициа-
тиве". За это спасибо! Вот, думаю, и обьяснение за-
держки: ждали, пока выйдет редактор. А вот и сам
"GS": микросхемы культурно заляпаны черной дрянью,
отсутствие обозначений на разъемах, системный разъ-
ем без ключа, короче, все по-честному. Поразмыслив
слегка, я решил посмотреть в куче бумаг, находящей-
ся в посылке. Ага, нашел описание "GS". Стал я в
нем искать инструкцию по подключению "GS". Нашел...
Написано следующее: 
"GS вставляется таким образом,что его микросхемы
смотрят на микросхемы компьютера". Все!!!
Ну, думаю, с этим я как-нибудь разберусь. А где же
описание назначений разъемов? Ведь их тут три:
 - один 60-ти контактный (ножевой, без маркировки 
   сторон), 
 - второй 36-ти контактный (типа дисководного), 
 - третий 4-х контактный, 2х2. 
А и нету его вовсе, энтого описания! "Разбирайся,
мол, сама"... Ну, с ножевым я почти сразу разобрался,
благо была книжка по "SMUC", и плату расширения я
тоже заказал (у нее на одной стороне маркировка
есть! Эврика!), не хотел я припаивать шлейф прямо
к "GS". Тут-то я вспомнил, что в ZX-Format #5 была
статейка о конструкции "GS". Зарядил журнал, нашел
статью и стал вникать в суть происходящего. Статья
by Dangerous. Вот что там, зеленым по черному, на-
писано: 

   "...печатная плата размером 10*16,5 см (померяв
свою плату микрометром, я понял, что кто-то меня
обманул: либо Scorpion, либо Dangerous - плата ока-
залась размером 8,5*16,5 см), имеется разъем ин-
терфейса а-ля дисководный для подключения к ZX...".

     Вот это место статьи меня и убило наповал!!!
Про ножевой разъем не сказанно вообще ничего, а
я-то, дурак, подключать именно через него собрался.
Выручила опять плата расширения: там-то "мамы" под
ножевой разъем стоят и маркировка, хоть с одной
стороны, но имеется. Наверное, Dangerous что-то на-
путал, хотя и разработчик (там время написания ста-
тьи было указано, что-то около пяти утра. Ну, в та-
кое время немудрено и перепутать). Вооружившись
тестером, схемой системного разъема "Scorpion" и
обеими платами, я стал выяснять, какие же сигналы
с компа требуются этому "GS". Через 15 минут я их
узнал. Вот они: 

D0-D7; 
A0-A7; 
+5V; 
GND; 
IORQ; 
WR; 
M1; 
RESET; 
IORQGE (в моем PROFI 5.04 этого последнего и нету).


Посмотрел в статью Dangerous'а еще раз, читаю: 

"...Единственный момент заключается в проверке на-
личия напряжения +12 вольт на соответствующем кон-
такте системного разъема....". 

     А какой разъем, интересно все-таки считать
системным? Посмотрел на схему: нет там такого...
Правда, Dangerous обмолвился, что его там может и
не быть. Значит, думаю, оно (напряжение) на одном
из неиспользуемых контактов (их на скорпионовском
разъеме одинадцать). Посчитал контакты GS, составил
табличку, сверился с ней и выяснил, что ни один из
неиспользуемых контактов на "GS" не задействован.
Теперь мне стало ясно одно: или Dangerous не вы-
спался, или он в своей статье описывал какой-то про-
межуточный полуфабрикат. (На фига он тогда его опи-
сывал!?!). Ах, да! Чуть не забыл! Чтобы я был уверен,
что в руках у меня действительно "GS", на одной из
микросхем (видимо, ПЗУ) приклеена ярко-оранжевая бу-
мажка со следующим набором букв: 

                GENERAL SOUND 
                 INTERNAL ROM 
             Copyright 1997 X-TRADE 
             Copyright 1997 STINGER 
                    Ver.1.4 


     Непонятно, правда, что остановило руку зама-
зывающего обозначения микросхем перед этой бумаж-
кой. Если таким образом производители надеются за-
щитить свою продукцию от подделки, то я могу ска-
зать, что после такой обработки изделие сильно по-
хоже на чистой воды левую продукцию желтой сборки.
Поэтому, предлагаю им способ, опробованный на обо-
ронных предприятиях нашей страны и зарекомендовав-
ший себя только с хорошей стороны. Надо заливать
все изделия эпоксидным компаундом, оставив снаружи
только разъемы для стыковки, тогда ни один промыш-
ленный шпион не будет страшен. А сверху прилеплять
свою фирменную бумажку. Но что-то я отвлекся... 

     Вооружившись паяльником и составленной таб-
личкой, я сел цеплять "GS" к своему PROFI. За 1,5
часа почти все сигналы были были зацеплены на пла-
ту расширения. Оставался один - IORQGE. Решив пока
его не трогать, я запустил тест из трех строк, ко-
торый имелся в руководстве: 

       "Тест правильности подключения: 
             10 OUT 187,244 
             15 PAUSE 100 
             20 PRINT IN 179 
      На экране должно появиться число 3". 


     Там еще было сказано о проверке напряжения
питания +5В (чтобы оно просажено не было). Но мой
PROFI питается от 250-ти ваттного IBM'овского ис-
точника, и для просадки напряжения на нем нужно
очень долго корячиться. Самое удивительное, что пос-
ле запуска теста, на экране действительно появилось
число 3!!! То есть этому тесту абсолютно покласть
на наличие IORQGE, "GS" ведь подключен правильно!
Вот я и решил: пора пробовать запускать игры, кото-
рые шли на двух дискетах к "GS". Но прежде чем по-
пробовать, надо и звук откуда-то снимать... Статья,
как понимаете, не помогла, пришлось догадываться са-
мому... Там, на "GS", разъемчик 4-х контактный. У не-
го два вывода вместе соединены и на землю звонят-
ся - не секрет, что это такое. А вот два других -
по-отдельности, и по конденсатору на каждом. Вот,
следовательно, и выход звука... Зацепил я к этим
контактам разъем под усилитель и приступил... 
     Поставил я первый диск, а там игра-то и есть
всего одна - "ZYNAPS", да текстовый файл, больше
нет ничего. На втором - два плейера для MOD'ов и
две газеты, все остальное пространство пустое. На
третьем - музыкальный редактор и один сэмпл, даль-
ше тоже пусто. Стал я запускать все это по-очере-
ди. А оно все виснет, не работает, и звука никакого
не выдает. Ну, думаю, ясен пфенинг: сигнала-то одно-
го нет. Решил тогда я в журналах еще посмотреть...
Нашел в ZX-Ревю статью Павла Федина о бесконфликт-
ном подключении к PROFI периферии. Попробовал пред-
ложенную им доработку... Не помогло. Из OBERON #4
попробовал - аналогично. Следует обратить внимание,
что все эти доработки касались именно этого сигна-
ла IORQGE. После каждой доработки я запускал тест:
цифра три стоит как влитая. А игра и плейеры с ре-
дактором - виснут. Хотел из книжки по SMUC реали-
зовать - не нашел 555ЛП8. Ну нет такой у нас в
городе!!! 
    Что-то захотел в СР/М сделать, а все програм-
мы и там виснут (CP/M'овские). И сильно стал я удив-
лен: вот за такие деньги (сумму указывать не буду)
я получил нечто странное. 


Во-первых. Отсутствует какое-либо описание внешнего
         вида платы с назначением и цоколевкой
         разъемов. 

Во-вторых. К этому продукту нет приличного теста.

     Господа! Вы немалые бабки за свою продукцию
берете! Ну неужели трудно хороший тест написать?
Ведь далеко не у всех стоит "Scorpion" или "KAY".
И система установки "GS" пока далека от P'n'P (хотя
и там...). А тест, я думаю, должен выглядеть хотя бы
так: в главном меню все известные модели Spectrum-
совместимых машин (или известные только Вам?). На-
водишься на нужную тебе, нажимаешь ENTER и ждешь,
допустим, 10 секунд... После чего выдается эпикриз:


сигнал такой-то - в норме; 
сигнал другой-то - не в норме; 
сигнал третий-то - отсутствует... 


Или проще: одна небольшая заставочка "TEST GS" с
надписью внизу "Для запуска теста нажмите то-то".
И во время прохождения теста взгляду предстают
надписи типа: 


"Регистр 187(#BB) для записи - доступен 
─  ─  ─  ─  ─  ─  ─  ─  ─  ─  ─  ─  ─ 
"Регистр 179(#B3) для чтения - не доступен". 


И пока все эти вещи тестируются, из динамиков дол-
жен идти звук (любой). А еще лучше, какой-нибудь
комбинированный тест, но только чтобы после его
прохождения юзер уже знал, куда лезть паяльником
и куда ткнуть щупом осциллографа (кстати, никаких
требований к сигналам я тоже нигде не нашел). 
     Я считаю что если подобный тест будет идти
на одном из дисков (пусть это будет чуть подороже),
то это облегчит жизнь юзерам, и к Вам тоже не бу-
дет никаких претензий. Или это не в Ваших правилах?
     Недавно у нас появился электронный журнал
"Spectrum Expert# 1", так в нем об этих проблемах
ни слова. Не хотите эту тему затрагивать - так и
напишите: 


     "МЫ разработали "GS". Беспроблемно он стыку-
ется только к "Scоrpion" и к "KAY", проблемы осталь-
ных пользователей МЫ решать никаким образом не
будем". 


     И тогда всем про ВАС все станет ясно. 


                  *  *  * 


     Ну если кто-нибудь дочитал этот опус до кон-
ца и расценил его, как наезд, то я не знаю, в какой
форме тогда преподносить подобные вещи. 

                      Размышлял у "GS":  DUDE.


P.S. А "GS" вместе с платой расширения я отпаял,
т.к. - напрягает... 

                  *  *  * 


От  редакции... 


     Мы упорно не хотели публиковать данный мате-
риал и еще раз напоминаем, что мнение авторов не
всегда совпадает со мнением редакции. Но когда сей
настойчивый (в плане просиживания с паяльником но-
чей напролет) товарищ пришел и заявил, что он на
все плюнул, мы решили, что дело действительно дрянь.
Все отклики, советы и т.д. просим отправлять на
адрес редакции, сделав на конверте пометку "GS". 


     Абсолютно не наезжающие, 
                            Авторы журнала. 

───────────────────────────────────────────────────
 .
Все отклики, советы и т.д. просим отправлять на
адрес редакции, сделав на конверте пометку "GS". 


     Абсолютно не наезжающие, 
                            Авторы журнала. 

───────────────────────────────────────────────────
 hx



Другие статьи номера:

Авторы - Авторы журнала и контакты редакции.

Информбюро - Путеводитель по журналу.

Информбюро - Что читать, и где читать?...

Приветы - приветы от редакции.

Лоцман - Приключения Крузи (окончание новеллы).

Лоцман - Мамонтовая пещера - история возниконовения жанра ADVENTURE.

Лодырь - рекомендации по прохождению и cheat-mode к игре ЧЕРНЫЙ ВОРОН. Карта к игре БЕГСТВО НА ХАРХАН.

Калейдоскоп - Обзор игровых программ: FENDISH FREDDY-S , BIG TOP 10 FUN , MYSTICAL + 12 levels, WORD LIFE, SQUARDS DENIZEN,ELOPEMENT (BACK TO THE EARTH), MARGO PUZZLE, ОСЕЛ.

Калейдоскоп - Обзор новых системных программ: HRUMv3.5,STSv6.2,ALASMv4.1.

Калейдоскоп - Описание текстового редактора - Анаконда.

Калейдоскоп - Презентация игры из Донецка - Зеркало.

Скелет - Доработка Пентагона - автозагрузка в PENTAGON-128.

Скелет - О подключении GENERL SOUND к PROFI.

Тусовка - В гостях у нас Laser Soft (г. Оболенск)

Тусовка - Рассказ о фирме Delta 4 создававшией игры для ZX Spectrum в 80-х годах.

Тусовка - ART COMP-98 - быть или не быть.

Тусовка - Блиц интервью с FFC Computers.

PROFI CLUB - О подключении к PROFI разной переферии.

PROFI CLUB - Редакторы для PROFI: GRAND CROIX v1.0 , SCREEN EDITOR v0.1.

PROFI CLUB - Конверторы для PROFI: PCX VIEW & CONVERTOR v2.10, PCX 256 , GIF-VIEWER.

PROFI CLUB - DD80 - описание дискового ассемблера под CP/M.

Пишите письма - Письмо от AIR-а с отзывом о газете и о проекте игры "Звездная месть" (продолжение Бегство на Хархан).

Умора - Сколько будет?...

Умора - В 2000 году.

Умора - Страшный вирус в Интернете.

Реклама - Реклама и объявления ...


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Список BBS - Список работающий BBS.
Оттягушечки - Какая же газетка мoжет oбoйтись без "веселoй странички"?
Реклама - Модемной сети SKY NET необходимы люди ,которые могут писать музыку для AY-8912.
Демопати - мега отчет Kvazar'a о поездке на компьютерный фестиваль "CHAOS CONSTRUCTIONS'999" (продолжение).
Разное - Интервью с Random'om взятое на Construction Chaos 2004.

В этот день...   21 ноября