ZX Time
#09
21 июля 2002 |
|
О всем про все - Музыка Led Zeppelin.
О всем про все. Музыка. Led Zeppelin ──────────────────────────────────────── Sly Led Zeppelin. "Свинцовый дирижабль". Страна: Великобритания. Состав (не изменялся вплоть до рас- пада группы в 1980 году после смерти Джона Бонэма): Джимми Пейдж (р. в 1944 году, гитара), Роберт Плант (р. в 1948 году, вокал), Джон Поль Джонс (р. в 1946 году, бас-гитара, клавиш- ные), Джон Бонам (1948-1980, ударные). Легендарная новаторская группа из известного революционного триумвирата, открывшего эру "тяжелой" музыки. Если Black Sabbath стали основателями собст- венно металла, в частности, на заре дея- тельности - стиля doom, Deep Purple раз- работали стилистику будущего хард-н-хе- ви, достаточно скоростного хард-рока с использованием элементов барокко, то Led Zeppelin стали пионерами молотоподобного харда на блюзовой основе. Они меньше других обращались к исконно европейским сонатным корням, тогда как фактически первыми стали использовать развернутые восточные мелодии: моду на подобное зву- чание задал "Кашмир" из альбома 1975 го- да. Во всем творчестве цеппелинов хард- рок и блюзы занимали примерно равные по- зиции. Воспитанный в блюзовой команде Yardbirds, Пэйдж сохранил привязанность к этой манере на всю жизнь. Первые два альбома, как и вся продукция группы до 1975 года включительно, содержали по 50 процентов "тяжести" и блюзовой гитарной акустики. Первый диск был явно сильнее, но крупнейший международный успех получил второй во главе с песней "Whole lotta love". Цельность музыкального замысла Led Zeppelin наиболее полно проявилась на третьем диске, где вещи стали длиннее и эпичнее, а удивительная пьеса "Friends" стала вообще новым словом в рок-музыке: столь необычным было ее аку- стико-клавишное звучание без ударных. Коммерческим пиком для ансамбля стал четвертый альбом 1971 года с легендарной эпической композицией "Лестница в небе- са". Справедливости ради нельзя не отме- тить, что эта вещь стала первой ласточ- кой будущего металлического прогрессива. Начало ее - это акустическая мелодичная баллада, которая постепенно разворачи- вается и в апогее достигает больших ско- ростей с шикарными гитарными аранжиров- ками. Готической красотой поражает пре- дыдущая пьеса "The battle of evermore". Диск 1973 года явил собой, по сути, про- должение концепции 4-го альбома, здесь роль развернутой эпической композиции исполнила знаменитая "No Quarter" ("Нет пощады"). Творческим же пиком для группы стал двойной альбом 1975 года "Физичес- кие надписи". Если раньше тяжелые компо- зиции ансамбля шли вперемешку с блюзами, то на сей раз Led Zeppelin сделали ина- че: кувалдоподобные, тяжеленные, почти Doomовые композиции, длинные и эпичес- кие, с превосходными находками в аранже- менте и мощным использованием клавишных, целиком разместились на первом LP/CD. Второй же диск полностью был посвя- щен блюзам, в основном акустического, явно ностальгического (по Yardbirds) характера. Возможно, это было ошибкой: после удивительного и революционного "материала первого диска песенки второго показались просто детскими. Так или ина- че, сногсшибательной музыки первой части этой своеобразной дилогии с лихвой хва- тило на то, чтобы альбом стал не только бриллиантом рок-музыки в целом, но и от- крыл новые возможности ее развития. Два последних программных альбома Led Zeppelin ушли в сторону от традиции рав- но использовать в своих произведениях хард и блюз. "Presence" оказался в целом самым "забойным", причем длиннющая пер- вая пьеса "Последний подвиг Ахиллеса" - явно прогрессивной направленности. Вообще, было похоже, что музыканты пытаются исправить ошибку "Physical graffiti". Стилистически диск 1976 го- да - точная копия материала первого, вы- звавшего такой восторг, диска прошлого проекта. Но, кроме первой вещи и "тяже- лого" блюза, остальной материал не излу- чал такого сияния, как прошлогодние "Кашмир", "В час моей смерти", "На све- ту" и другие. Весь он был выдержан в "железных" рамках грубой неотесанной мо- щи 4-й композиции 1975 года "Houses of the holy", которую, кстати, не включили в одноименный альбом 1973 года. Там бы она, конечно, выглядела как Молох, за- бредший в цветник и топчущий грядки ог- ромными ножищами. Вторая половина 1975 года и 1976 бы- ли для группы не только "звездными" в творческом плане, но и трагическими в бытовом. Чудом уцелевшие в автоаварии Плант с женой попали в больницу, Джимми Пэйдж, выходя из поезда, прищемил и порвал су- хожилие, то есть фактически лишился ра- ботоспособности "игрового" пальца левой руки - это в 75-м. В 76-м же после "Presence" и выпущенного на экраны фи- льма-концерта "The song remains the same" (записанного еще в 74-м) от како- го-то паршивого вирусного гриппа умирает сын Планта Карак, и в бедах, преследую- щих семью Планта, косвенно стали обви- нять увлекавшегося, причем более серь- езно, чем Саббатовцы, магией Джимми Пэйджа. Все это и вышибло Led Zeppelin из колеи на целых три года. Материал для альбома 1979 года записывали поодиночке; Каждый присылал продюсеру Питеру Гранту, (к тому времени Цеппелины были владель- цами собственной записывающей компании SWAN SONG Records - см. также Bad Com- pany) свои записи, и только во время микширования прежние отношения были вос- становлены. Оказалось, что весь фунда- мент нового диска принадлежит перу Джона Пол Джонса. Это и определило нехарактер- ное для группы звучание. Альбом вышел самым мягким в творчестве ансамбля, на нем впервые звучит арт-рок. Группа распалась после очередного потрясения, вызванного смертью Бонэма в результате алкогольного отравления. В 1982 году Пэйдж выбросил на рынок сборник отбракованных при записи преды- дущих альбомов неизданных песен под сим- волическим названием "Кода" (Финал - муз.), на котором было представлено 32 минуты невыразительного блюз-рока. Сольное творчество Роберта Планта явилось реальным продолжением дела Led Zeppelin. Даже гитаристов он подбирал Пэйджевской "школы". Состав Robert Plant исходный: Robert Plant (vocals), Robbie Blunt (guitars, ех-ритм-энд-блюзовые группы Bronco, Chicken Shack), Gerald Woodroffe (keyboards, ex-Black Sabbath), Paul Martinez (bass, ex-Fleetwood Mac), Phil Cpliins (from Genesis, drums). Ha двух вещах также отбарабанил в первом альбоме Cozy Powell (Rainbow, ELP, Black Sabbaths другие). Второй альбом записывает тот же сос- тав, и снова в двух вещах Коллинз - ста- рый друг Планта - дал поиграть другому (Barrimore Barlow, ex-Jethro Tull). 1985 год: те же музыканты, но новый ударник Ritchie Hayward (ex-Little Feat). 1987 год: состав полностью обновля- ется. С Плантом теперь работают молодые музыканты: Doug Boyle (guitars), Phil Johnstone (keyboards), Chris Blackwell (drums) и Phil Scragg (bass). В двух ве- щах на соло помогает Jimmy Page. 1990 год: те же, кроме басиста: Charlie Jones. 1993 год: те же, но при участии так- же: Martin Alcock (концертный состав Jethro Tull, cello, keyboards), Kevin MacMichael (guitars) и еще ударник Chris Hughes. В 1994 году после кратковременного альянса Раде-Coverdale происходит вос- соединение лидеров Led Zeppelin Пэйджа и Планта. В результате отказа участвовать в проекте Джона Пол Джонса, название Led Zeppelin пока использовать не удается. Выпущенный агрегатом Page-Plant на се- годня единственный альбом представляет собой переигранные поновому старые хиты цеппелинов плюс 4 "свежие" песни. Посмо- трим, что будет дальше. Из Плантовского же соло-наследия два альбома вполне могут претендовать на звание шедевров хард-рока: первый (1982) + последний (1993). Оба они наиболее приближены к традиционному цеппелиновс- кому саунду, содержат прекрасные "вос- точные" композиции в духе "Кашмир", а по качеству материала в целом посильнее до- брой половины программ старой группы. Просто хорошими стали диски певца за 1983 и 1990 годы. Самым слабым считается альбом 1985 года с явным креном в сторо- ну "новой волны". Альбом "Now and zen" характерен переходом к старому звучанию, но от "волновых" фишек на нем еще Плант не избавился. Дискография: "Led Zeppelin" - 1969, "Led Zeppelin-2" - 1969, "Led Zeppelin-3" - 1970, "Four signs" - 1971, "Houses of the holy" - 1978, (все - ATLANTIC Records), "Physical graffiti" (2LP=2CD) - 1975, "Presence" - 1976, "In through the out door" - 1979, "Coda" - 1982, (все - SWAN SONG Records). Кому интиресно, все вышеперечиленные альбомы есть в моей фонографии в формате .mp3, мыльте на sly@rfvnu.lg.ua Robert Plant: "Pictures at eleven" - 1982, "The principle of moments" - 1983, "Shaken'n'stirred" - 1985, "Now and zen" - 1988, "Manic nirvana" - 1990, "Fate of nations" (2LP=1CD) - 1993 (все - ES PARANZA'Records). Jimmy Page-solo: "Deathwish-2" - 1982, "Honeydrippers vol.l" - 1984 (с Робертом Плантом), "Outrider" - 1988, "Coverdale-Page" - 1993 (с Дэвидом Кове- рдейлом), "No quarter" - 1994 (с Робер- том Плантом - только 4 новые вещи на 26 минут). John Paul Jones-solo: "Scream for help" - 1985 (c Джимми Пейджем), 1994. John Bonham-solo: "Band of joy" - 1978 (с Робертом Плантом). Jimmy Page's The Firm: "The Firm" - 1985, 1986. На сегодня, наверное достаточно. В следующий раз ждите рассказа о Deep Purple. - - - Использованы материалы: "Рок Посевов" Севы Новгородцева. - - - Все просьбы и предложения о публика- ции биографий различных групп высказы- вайте на мой обновленный адрес sly@rfvnu.lg.ua. * * *
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября