Speccy #06
31 августа 1996
  Железо  

Железо - сканирующие устройство для ZX Spectrum.

<b>Железо</b> - сканирующие устройство для ZX Spectrum.
╒══════════════════════════════╕
│░░░ СКАНИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ░░░│
╘══════════════════════════════╛

 Величутин Н.В.
───────────────

 Думаю,  что  не  стоит убеждать
всех в том, что  сделать прилич-
ный рисунок в графическом редак-
торе  гораздо  сложнее  чем тоже
самое изобразить  на  бумаге.  А
если требуется таких рисунков не
один  и  не два, а несколько де-
сятков?

 Предлагаемое   мною  устройство
поможет тем, кто желает разнооб-
разить свою  программу  красивой
компьютерной графикой при  мини-
мальных затратах времени.

 Вы  наверное  заметили,  что  в
журнале   SPECCY   очень   много
рисунков   и  фотографий.  Часть
рисунков перенесена с компьютера
IBM, а другая часть получена при
помощи сканера.

 Можно  ли  сделать самому такое
устройство?  Ответ очень прост -
требуются ваше желание и настой-
чивость.Если настойчивость у вас
есть, а  желание  появилось,  то
тогда приступим.

 Конструкций   сканирующих  уст-
ройств  громадное множество. Мы,
естественно, выберем конструкцию
сочетающую  в   себе  предельную
простоту  и  хорошие технические
показатели.

 На следующей странице вы сможе-
те оценить результат работы это-
го устройства. На рисунке  пред-
ставлена часть журнальной  стра-
ницы просканированная с разреше-
нием  50   точек  на  дюйм.  Для
просмотра   используйте  клавиши
курсора либо O P Q A.  Выход  из
режима просмотра- "пробел",Enter
Edit.
8╚
 Чтобы  передать  изображение  в
компьютер его  необходимо  "раз-
вернуть". Развертка  изображения
в  выбранной  нами схеме сканера
строчная, т.е. изображение  пос-
ледовательно  по  отдельным точ-
кам, строка за строкой поступает
в компьютер.

 Чтобы  понять,  как  происходит
развертка изображения,представь-
те  токарный  станок,  в  патрон
которого  установлена заготовка.
При  обтачивании  детали   резец
остявляет на детали след в  виде
винтовой линии. Если  на  деталь
поместить лист и  после  прохода
резца развернуть этот лист,то мы
увидим  строчки, которые  всегда
будут начинаться  у  одного края
листа и заканчиваться на другом.

 В последствии мы более подробно
остановимся на том как и из чего
сделать механическую часть  ска-
нера, а в данном номере  журнала
очень  подробно  остановимся  на
оптической головке (резце).

 Чтобы приступить к изготовлению
оптической   головки,  в  первую
очередь  необходимо где - нибудь
раздобыть  линзу,  и  приобрести
фотодиод  ФД  27,  выпускающийся
нашей  отечественной  промышлен-
ностью.

 Все  размеры оптической головки
будут  зависеть  от  того, какую
линзу  вам  удастся  приобрести.
Привожу    простейшую   методику
расчета геометрии головки.

 При расчетах применим следующие
обозначения:

 s1 - расстояние от линзы до
 листа с изображением;
 s2 - расстояние от линзы до
 диафрагмы;
 f - фокусное расстояние линзы;
 dp - размер пиксела на листе
 бумаги;
 ds - диаметр диафрагмы.

 Применяя выражение из геометри-
ческой оптики для линзы:

         1     1     1
         -  +  -  =  -  (1)
         s1    s2    f

 находим

              s2 ∙ f
      s1 =  ─────────   (2)
              s2 - f

 Так как

         dp     s1
         ──  =  ──      (3)
         ds     s2

 ,то
             dp ∙ s2
      s1 =  ─────────   (4)
                ds
 Приравнивая выражения (2) и (4)
находим

          f (dp + ds)
   s2 = ──────────────  (5)
               dp

 Исходя из геометрических разме-
ров  фотодиода диаметр отверстия
диафрагмы    следует   брать   в
пределах ds = 2 - 2,5 мм. Размер
пиксела берется в зависимости от
того, какое разрешение вы хотите
получить.   При   разрешении  25
точек  на  дюйм dp = 1мм, при 50
dpi dp = 0,5 мм и т.д..
 При дальнейших расчетах базовое
разрешение сканера будет  приме-
няться 50 dpi , фокусное рассто-
яние линзы примем равным 10 мм.
         10 (0.5 + 2,5)
   s2 = ─────────────── = 60 мм
               0,5

           60 ∙ 10
   s1 = ─────────────── = 12 мм
           60 - 10

 Для   изготовления   оптической
головки  подберите металлическую
трубку  с  внутренним  диаметром
несколько большим линзы. Один из
краев   трубки  (там  где  будет
установлена     линза)     можно
завальцевать,  либо  запресовать
кольцо  с  внутренним  диаметром
несколько    меньшим    диаметра
линзы.

 С другой стороны в трубке лучше
всего    нарезать   резьбу   для
установки  пробки, которую можно
изготовить  из  обычного  болта,
отпилив у него резьбовую часть и
сделав пропил под отвертку.
 Крепление   линзы  производится
при помощи дистанционной трубки.
Трубку эту можно сделать из кор-
пуса   использованного   черного
фламастера.   Для   того,  чтобы
избавиться от бликов, внутреннюю
поверхность  трубки следует сде-
лать матовой.Матовую поверхность
можно получить  если  обработать
внутреннюю   поверхность  трубки
крупнозернистой наждачной  бума-
гой. К  этой   операции  следует
отнестись  достаточно  серьезно,
т.к. если  трубка  будет "блико-
вать", то вы никогда не получите
хорошее изображение.
 Диафрагму также  можно  изгото-
вить из  какого - нибудь черного
пластика. Отверстие  в диафрагме
лучше  сделать в виде небольшого
конуса, расширяющегося в  сторо-
ну фотодиода.
е Освещать  лист  бумаги  следует
двумя лампочками накаливания  от
карманного фонаря. Для  увеличе-
ния освещенности участка  скани-
руемой  поверхности,  устанавли-
ваются  отражатели.   Материалом
для изготовления отражателей мо-
жет служить листовой  полирован-
ный аллюминий, белая жесть, либо
нержавеющая сталь.

 При установке оптической голов-
ки необходимо предусмотреть воз-
можность ее перемещения и фикса-
ции в осевом  направлении. Такое
перемещение необходимо для фоку-
сировки изображения в  плоскости
диафрагмы.
 На  следующем  чертеже  показан
один из способов крепления опти-
ческой головки, ламп накаливания
и отражателей.


н В следующем номере журнала, ко-
торый выйдет примерно через  два
месяца, будет  подробно  изложен
механизм развертки  изображения.
Думаю, что тот кто заинтересован
в изготовлении  сканера  за  это
время сможет сделать  оптическую
часть. Ну а кто  преодолеет  все
трудности связанные с механикой,
то может считать себя владельцем
сканера т.к. электронную  часть,
при такой мощной армии  радиолю-
бителей,сделать не составит тру-
да. В журнале так же будет опуб-
ликована и  программа  поддержки
сканирующего устройства при при-
еме информации через порт кемпс-
тон джойстика.

             *  *  *



Другие статьи номера:

От редакции - вступительное слово от редакции, авторы журнала.

Авторская программа - описание программы "Универсальный редактор спрайтов".

Программирование - эффект перелистывания страниц текста по синусу.

Тусовка - письма читалей: ICE'DI GRIZ о том как отмечала годовщину Челябиснкая группа Omega HC, Аншуков Владимир о снижении интереса к Спектруму в России.

Стиль - программирование: о внутренней структуре программы, то есть займемся основой алгоритмизации.

Игроскоп - краткий обзор игровых программ, появившихся в Челябинске: Freddy Kruger Live, Mortal Kombat, Zybex Remix, Gorodki, Atomic Robo Kid, Turbo Skate Fighter, Gremlins 2, Robot, Mercs, The Big Slease, UFO 2, Twin, Клятва Ночи, Trinia, Randex, Hunter, Talisman, Killed Until Dead, Supertetris, Miner, Tarzan, Final Fight, Go Bear Go, Rings Wars, 48 Утюгов, Prince of Persia и т.д.

Игроскоп - компьютерный супербоевик c великолепной графикой "Midnight Resistance"

Железо - сканирующие устройство для ZX Spectrum.

Мультролик - итоги конкурса на лучший мультролик.

Музобоз - обзор 8 музыкальных демонстраций: Fable Dream Demo, Black Galaxy, Opium Demo, Miles Mix, Chess Board, Mr.Key Gift, Rave Time Xtasy и т.д.

Музообоз - небольшое интервью Антона Шумакова/Ironman.

Музобоз - интервью Musicmaker'a Величутиной Татьяны.

Реклама - бесплатные обьявления.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Игрушки - 3D construction kit: подробное описание редактора 3D игр типа Castle Master. В статье приведено описание внутреннего языка системмы, который, собственно, и превращает набор локаций и обьектов в полноценную игру.
Ex Libris - пресса: Для чего нужны книги?
Кодинг - Определение номера страницы верхней памяти.
Программистам - схема блокировки неполных портов.
Интерфейс - письма читателей: Черный ворон, Секрет игры NEW DIZZY, Об ошибках игры APOLLO, о новой веросии отладчика STS 6.2, Как пройти игру Святогор.

В этот день...   21 ноября