Micro #14
13 февраля 1999

Эмуляторы - обзор эмуляторов Спектрума.

<b>Эмуляторы</b> - обзор эмуляторов Спектрума.
┌───────────────────────────────────────┐
│               Эмуляторы               │▒
└───────────────────────────────────────┘▒
  ▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒

 Сегодня у многих, наверное, возникает же-
лание  хоть  на  некоторое время забросить
все   "квейки"   подальше  и  поиграть  во
что-нибудь  старенькое,  до боли знакомое.
Ну-ка,  вспомните, с какой платформы начи-
налось  ваше знакомство с удивительным ми-
ром   компьютеров?   И  многие  скажут:  с
ZX-Spectrum.
 С  помощью эмуляторов "Спектрума", обзору
которых  посвящена эта статья, я предлагаю
вам  окунуться  в прошлое и вспомнить свое
компьютерное  "детство". Конечно, после PC
вы  даже  не  взглянете  на спектрумовские
стратегии  или  симуляторы,  но  аркады на
Spectrum  всегда  были  хороши.  Лично я с
удовольствием  провел  время за некоторыми
старыми  играми после многолетнего переры-
ва.
 Первый  эмулятор "Спектрума" я увидел лет
шесть  назад,  но  скорость  его работы на
286-м процессоре и четыре цвета CGA вместо
шестнадцати спектрумовских не сильно обра-
довали.  Недавно я решил проверить, как же
обстоят  дела  с эмуляторами для "Спектру-
мов" в Интернете. И что вы думаете? Оказа-
лось, народ писал и вовсю пишет такие эму-
ляторы! Причем сейчас на дворе 1998 год, и
производительности  PC для эмуляции 8-раз-
рядных компьютеров хватает с лихвой. В Ин-
тернете  хранятся  десятки  тысяч спектру-
мовских  игрушек  и  программ. Получается,
что  Spectrum почти полностью "переехал" в
Интернет.
 Я  выудил  из Сети с десяток эмуляторов и
спешу  поделиться результатами. Но сначала
необходимо сказать несколько слов о форма-
тах  файлов, с которыми работают эти прог-
раммы.  Все  файлы  можно разделить на два
типа:  это  так  называемые tapes и snaps-
hots.
 Первые представляют собой виртуальное по-
добие  магнитофонных  лент, используемых в
ZX-Spectrum. Эмуляторы умеют "загружаться"
с таких файлов. Как вы догадываетесь, заг-
рузка  в  этом  случае  происходит намного
быстрее реальной загрузки с ленты. Сущест-
вует несколько основных форматов этого ти-
па.
 .tap-  самый простой, поддерживается мно-
гими   программами  эмуляции  (аналогичные
форматы:  .ltp, .spc); хранит лишь файлы и
их  заголовки  - последовательно, как и на
ленте.  Если записываемые программы загру-
жаются нестандартно, от этого формата при-
дется отказаться. Зато в нем можно хранить
программы,  использующие подгрузку с ленты
(например, многоуровневые игры).
 .voc-  широко  известный  формат хранения
звуков.  Файлы содержат звук с магнитофон-
ной  ленты,  позволяя  хранить программы с
нестандартной   загрузкой  (хотя  довольно
расточительное это дело, скажу я вам); ча-
ще  всего  используются при переносе прог-
рамм с кассет на компьютер.
 .tzx-  примерно то же, что и .voc, но при
хранении учитываются особенности записи на
магнитную ленту, благодаря чему файлы это-
го формата занимают меньше места.
 Для загрузки программ из таких файлов не-
обходимо в Бейсике-48 набрать на клавиату-
ре LOAD "" или выбрать [Таре Loader] в ме-
ню  Spectrum-128 и "запустить" ленту с по-
мощью  эмулятора. Теперь рассмотрим второе
семейство форматов.
 Snapshot (z80, .sna, .snp, .prg) - файл с
содержимым спектрумовской памяти и регист-
ров.  В этом случае полностью отпадает не-
обходимость  в  загрузке программ с лент и
дискет  (виртуальных или настоящих). С по-
мощью таких файлов можно хранить программы
с  нестандартной загрузкой после того, как
вам  однажды удалось загрузить их в память
эмулятора, а также можно сохранять игры, в
которых  вы установили новый рекорд в таб-
лице результатов.
 Кроме того, существуют файлы образов дис-
кет TR-DOS (.trd, .dsk, .fdi) и файлы мик-
родрайва  (.mdr), но они встречаются и ис-
пользуются реже. Часто вам будут попадать-
ся и .scr-файлы, содержащие образ видеопа-
мяти "Спектрума" (картинку).
 Информация о возможностях программ приве-
дена в таблице.
 Теперь  несколько  слов  о каждой из них.
Чтобы  не возникало путаницы (так как наз-
вания  схожи), я буду указывать имена соз-
дателей программ (в скобках) и номера вер-
сий  (возможно, когда вы будете читать эти
строки, в Сети появятся более свежие).
 Первым был найден эмулятор Z-80 v3.03 (G.
A.  Lunter).  Он-то  и  вдохновил  меня на
дальнейшие поиски, так как в этой програм-
ме  я  наконец увидел все шестнадцать цве-
тов,  поддерживаемые "Спектрумом". Но была
одна загвоздка: это shareware-программа, и
за  регистрацию нужно выложить 23 доллара,
иначе определенные функции работать не бу-
дут. Регистрациядело, конечно, хорошее, но
существует  множество абсолютно бесплатных
эмуляторов, не уступающих этому по возмож-
ностям.
 JPP  v14/12/92  (A.  Gulbrandsen) и Irish
(К.  Phair)  - известные эмуляторы, но уже
довольно   устаревшие,  поддерживают  мало
форматов  файлов и эмулируют только ранние
модели Spectrum. Я упомянул их лишь затем,
чтобы вы не тратили на них время.
 Nuclear ZX Spectrum v3. 69 (R.Garabik, L.
Salanci)  -  неплохой эмулятор, однако от-
сутствие поддержки PC-джойстика и звуковой
карты разочаровывает.
 Warajevo  v  1. 50 (Z. Juric, S. Ribic) -
примерно  то  же  самое,  что и предыдущий
эмулятор,  но  с поддержкой PC-джойстика и
базой  данных для программ. Уже скачав эту
версию, позже я обнаружил, что в Сети есть
и  более поздняя версия (v2.00), поддержи-
вающая  tzx-формат  и еще много чего. Этот
эмулятор  неплох и продолжает развиваться;
так  что  рекомендую. Авторы начали созда-
вать  программу  в  Сараево, когда там шла
война.  В  doc-файле  можете почитать, как
нелегок  труд программиста в полевых усло-
виях,  когда  нет  электричества  и прочих
благ мирной жизни.
 Следующие  три  эмулятора  созданы нашими
соотечественниками (громкое "Ура!!!").
 UKW  v  1.2 (?). Программа имеет довольно
мощный отладчик.
 ZX-Emulator  v0.30b  - видимо, автор этой
программы В. С. Юдин является большим спе-
циалистом в области программирования виде-
окарт, так как этот эмулятор лучше всех из
мною  виденных справляет-ся с эффектами на
бордюре  и  прочими, связанными с частотой
строк  и кадров. Отличные эмуляция и звук.
Неудобства:  низкая  частота  смены кадров
(около  50  Гц как в телевизоре) и отсутс-
твие поддержки джойстика.
 ZX-Spectrum v3.04b (H. Шалаев) - неплохой
выбор  для  любителей  экспериментировать.
Программа   предоставляет   богатый  выбор
настроек и позволяет самостоятельно созда-
вать  и  подключать  расширения, например,
для загрузки файлов какого-либо формата. К
сожалению,  через звуковую карту выводится
только звук синтезатора, звук динамика вы-
водится через PC-спикер.
 ZX-32v1.03b  (V.  Kapartzianis)  - единс-
твенный  из всех представленных эмуляторов
для  Windows 95. Из недостатков отмечу ис-
кажения  звука, а также то, что при работе
в  полноэкранном режиме появляется чересс-
трочная развертка.
 Х-12В v0.8 (J. МсКеу) - этим эмулятором я
пользуюсь чаще всего. Эмуляция, в том чис-
ле и под Windows, отличная, программа под-
держивает  все необходимые форматы, хорошо
работает  c  джойстиком,  неплохо  выводит
звук.  Конечно, существует еще очень много
эмуляторов  для разных платформ. Возможно,
я  не  нашел самый совершенный и мощный из
них, но если это так, то здесь вам и карты
в руки.
 . Ресурсы
 ..      The     World     Of     Spectrum
(www.void.demon.nl/spectrum.html)  - здесь
находятся  как новейшие версии эмуляторов,
так и архив программ с поисковой системой.
 ..        The       Planet       Sinclair
(www.nvg.unit.no/sinclair/planet/
index.html)
 ..   The   ZX-Spectrum   Software  Museum
(http://zx-museum.org.ru)
 Помимо  всего  прочего,  на вышеуказанных
страничках  вы  найдете  много  ссылок  на
другие страницы, посвященные этой же тема-
тике. Если этого окажется мало - поисковые
машины к вашим услугам.

──────┬───┬───────┬─┬──┬─────┬───┬──┬─────
Эмуля-│Ре-│Форматы│A│S.│Управ│PC-│R.│Приме
 тор  │жим│файлов │Y│B.│ление│joy│t.│чания
──────┼───┼───────┼─┼──┼─────┼───┼──┼─────
 JPP  │48 │sna,voc│-│ -│ ck  │ + │ +│     
──────┼───┼───────┼─┼──┼─────┼───┼──┼─────
 Irish│48 │prg    │-│ -│  ?  │ - │ *│     
──────┼───┼───────┼─┼──┼─────┼───┼──┼─────
 Nuc- │48 │sna,snp│ │  │     │   │  │прин-
 lear │   │tap,ltp│+│ -│ ck12│ - │ *│тер, 
      │   │       │ │  │     │   │  │covox
──────┼───┼───────┼─┼──┼─────┼───┼──┼─────
      │48 │z80,sna│ │  │     │   │  │отлад
 UKV  │TR-│tap,spc│?│ +│ ck  │ + │  │чик  
      │DOS│ fdi   │ │  │     │   │  │     
──────┼───┼───────┼─┼──┼─────┼───┼──┼─────
      │48 │z80,tap│ │  │     │   │  │база 
Wara- │128│voc,mdr│ │  │     │   │  │данны
 jero │   │       │+│ -│ck12m│ + │ *│для  
      │   │       │ │  │     │   │  │про- 
      │   │       │ │  │     │   │  │грамм
──────┼───┼───────┼─┼──┼─────┼───┼──┼─────
      │48 │z80,sna│ │  │     │   │  │     
X-128 │128│tap,voc│+│ +│ck12m│ + │ +│     
      │TR ┤sit,tzx│ │  │     │   │  │     
      │DOS│trd,dsk│ │  │     │   │  │     
──────┼───┼───────┼─┼──┼─────┼───┼──┼─────
 Z-80 │48 │z80    │+│ +│ck2um│ + │ -│прин-
      │128│tap    │ │  │     │   │  │тер  
──────┼───┼───────┼─┼──┼─────┼───┼──┼─────
 Z-80 │48 │z80,tap│ │  │     │   │  │прин-
 reg  │128│voc    │+│ +│ck2um│ + │ *│тер, 
      │   │       │ │  │     │   │  │ути- 
      │   │       │ │  │     │   │  │литы 
──────┼───┼───────┼─┼──┼─────┼───┼──┼─────
      │48 │z80,sna│ │  │     │   │  │      
ZX-32 │128│dsk,cpd│+│ +│ ck12│ + │ +│      
      │TR-┤zip    │ │  │     │   │  │     
      │DOS│       │ │  │     │   │  │     
──────┼───┼───────┼─┼──┼─────┼───┼──┼─────
      │48 │z80,sna│ │  │     │   │  │изме-
 ZX-  │128│trd,fdi│+│ +│ ckm │ - │ +│няем.
 Emul │TR-│scr    │ │  │     │   │  │раск.
      │DOS│       │ │  │     │   │  │клав.
──────┼───┼───────┼─┼──┼─────┼───┼──┼─────
ZX    │48 │z80,sna│ │  │     │   │  │под- 
Spe-  │128│trd    │ │  │     │   │  │ключ.
ctrum │TR-│       │+│ +│ ck2m│ + │ +│допо-
      │DOS│       │ │  │     │   │  │лне- 
      │   │       │ │  │     │   │  │ний  
──────┴───┴───────┴─┴──┴─────┴───┴──┴─────

 ПОЯСНЕНИЯ  К  ТАБЛИЦЕ: 1. Эмуляция сопро-
цессора  Yamaha AY. 2. Поддерживаемые типы
управления: с-cursor; k-kempston; 1-inter-
face2  (Sinclair'1); 2-interface 2(sincla-
ir2);  u-userdefined; m-kempston mouse. 3.
Эмуляция в реальном времени: + да; -нет; *
необходима настройка скорости эмуляции.

Компьютерра # 46* 24 ноября 1998

By Bonifacy (500:612/1.09)

__________________________________________
 



Другие статьи номера:

Credits - список авторов музыки и графики использованной в предыдущих номерах.

На заметку - Реальное положение дел в ассоциации Amazing Software Making (А.S.M.)

Эмуляторы - обзор эмуляторов Спектрума.

Литстраничка - Максимилиан Волошин: Из цикла "Путями Каина".

Юмор из Фидо - подборка юморных текстов.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Наш гость - характеристики Ковроских спектрумистов от Kristof'a.
Обратная связь - контакты редакции.
Реклама - реклама и обьявления.
Вступление - Новая оболочка у газеты.
Читы - читы и пароли к популярным западным играм.

В этот день...   18 апреля