|
Insanity
#02
08 сентября 1999 |
|
Cyberpunk - Куда девался КИБЕРПАНК.

┼───-───────────────────────────────────────-──┼
| Куда девался КИБЕРПАНК??? |
┼─-───────────────────────────────────────────-┼
┼■ Dr.Dismal^lfg
|
Молодые приходили в жизнь
агрессивными, прагматичными,
презирающими власть и мир
взрослых и желали только
одного: КАЙФА...
Киберпанк. Как много в этом звуке... А
знаете ли Вы, что он из себя представляет? Ведь,
если хорошенько подумать, то все люди,
использующие компьютер для творчествa, в той или
иной степени являются киберпанками. Опять же,
киберпанк связан не только с компьютерами, но и
с музыкой, литературой, кино и многими другими
сферами жизни. Стиль нового поколения - вот что
такое киберпанк.
Надеюсь, приведенный текст окажется для вас
небезынтересным.
------------------------------------------------
Кто-то из великих однажды заметил:"Все
споры в мире начинаются только по двум причинам.
Либо одну и ту же вещь называют разными именами;
либо разные вещи - одним и тем же".
Многие фанаты убеждены: киберпанк - явление
чисто музыкальное. (основоположником
музыкального киберпанка считается Билли Айдл,
выпустивший в 1993 году альбом, который так и
называется : "Cyberpunk")
Так же, как многие американцы искренне
верят, что пиццу изобрели в Нью-Йорке. Продолжая
аналогию, можно сказать, что компакт-диски с
ярлычком "Киберпанк" к киберпанковской революции
имеют отношение приблизительно такое же, как
"Макдоналдс" - к революции американской,
завершившейся принятием Декларации
Независимости. Так вот, далее речь пойдет о
революции в мире литературы. А конкретнее - в
мире американской научной фантастики. Как и все
революции, эта была бурной, азартной, шумной - и
в результате блистательно приведшей совсем не
туда, куда по-ленински протянутой рукой
направляли революционеров их вожди. Потому что
задумана она была как ниспровержение
закостеневшего (как казалось киберпанкам)
литературного жанра. А затем планировалось
возведение на его обломках новой литературы -
созвучной веку интернета и виртуальной
реальности. И понятной молодежи, которая сразу
из пеленок попадает во всемирную паутину и если
и может изьясняться, то лишь на тарабарском - в
представлении людей непосвященных - языке из
всех этих "сайтов", "браузеров" и "чатов". Так
задумывалось, а вышло... А вышло вот что. Как
литературное движение, киберпанк похоронили,
едва успев окрестить; и "потусторонняя" его
жизнь продолжается в среде совершенно иной - от
литературы как раз "по ту сторону". Киберпанк
ныне существует в некоем виртуальном "астрале",
созданном переплетением компьютерных сетей, в
мире молодежного сленга и музыки, масс-медиа,
киношных спецэффектов, клипов, в субкультуре
хакеров и прочих взрослых детей века, играющих в
дорогие игрушки. Короче, сегодня киберпанк - это
скорее hi-fi, нежели sci-fi. Хотя начиналась
революция, безусловно, в мире литературном, и
затеял ее не какой-нибудь компьютерный гений или
музыкант, а писатель.
Мир американской science fiction был
взорван в 1984 году первым романом 36-летнего
худого интеллигента в очках, вида совсем не
бунтарского, тем более не панковского. Звали его
Уильям Гибсон, а роман назывался "Neuromancer".
Чтобы в полной мере понять, что такого нового
создал Гибсон, нужно вспомнить, чем являлась
американская фантастика до пришествия мессии. К
началу 80-х годов почти позабылись те
романтические времена, когда эта литеатура
будоражила воображение, смело заглядывала в
будущее, открывала новые звездные миры и - в
лучших своих произведениях - давала острый,
парадоксальный взгляд на мир наш, единственный -
земной м сегодняшний. Американская science
fiction превратилась в "литературу сытых". Она
уже не увлекала, а только добросовестно
развлекала. Романы выходили все толще и толще, а
бумажные обложки - все золотистее (цветная
позолота на заголовках - первый признак
бестселлера: денег на оформление не жалеют,
"делают нам КРАСИВО!!!"). Звездолеты летали все
дальше. Роботы все умнели. А нового качества не
было. Мир тем временем - не входил даже,
стремительно вламывался в новую информационную
цивилизацию, в которой никого уже не удалось бы
подвергнуть на освоение космоса, поскольку целый
набор иллюзорных вселенных был тут же, под боком
и буквально даром. Только надевай шлем, врубай
компьютер - и не нужно ни подвигов, ни
самоограничений, ни умственных усилий. Лови кайф
и строй себе сам мир, который пожелаешь
посетить. Тем более, что мир окружающий к
утопическим грезам как-то не располагал:
преступность, терроризм, этнические войны, спид,
транснациональные корпорации, манипуляции
общественным мнением с помощью всепроникающего
диктатора - "ящика", окончательное превращение
планеты в глобальную помойку, всесилие рекламы.
Многим из поколения 80-х "папино кино" со
звездными войнами и бунтами роботов казалось
если не смешным, то по меньшей мере чуждым и
малоинтересным. Молодые приходили в жизнь
агрессивными, прагматичными, презирающими власть
и мир взрослых и желали только одного: кайфа.
Спрос рождает предложение - появление новой
фантастики, замешанной на образах и
настроениях этого поколения Х, было не за
горами. В такой вот атмосфере и появился
"Нейромансер". Нервный, "клиповый", дерзкий,
эпатажный (отсюда и панк), пронизанный новыми
идеями и "картинками" информационной
цивилизации (а это уже от кибера!). Наконец,
написанный на языке нового поколения, для
которого первым - если не единственным -
значением слова "мама" была материнская плата от
компьютера, а человеческое общение, любовь, даже
секс с лихвой заменяли подобные же занятия, но в
сфере исключительно виртуальной. Для тех кто не
читал роман, приблизительное представление о
киберпанке иожет дать фильм "Джонни-мнемоник",
поставленный по одноименному рассказу Гибсона.
Неуютный, мягко говоря, мир, в котором живет
герой картины - это и есть мир киберпанка.
Роман-дебют Гибсона превратил автора в фигуру
культовую. Он написал с тех пор еще несколько
книг: продолжения первой - "Отсчет на ноль",
"Перегруженная Мона Лиза", - а также стоящий
особняком "Виртуальный свет", но лучшим, в чем
согласны читатели и большинство критиков,
остался "Нейромансер". Хотя бы по тому эффекту,
который оказал он на sci-fi - и не только на
нее.
Сейчас, когда в мире литературной
фантастики страсти улеглись, а Гибсон занял в
нем достойное место, в другом мире -
электронно-сетевом - имя автора превращено в
икону.
Что касается литературы, то в ней, конечно
не Гибсон открыл "киберпространство", или
"виртуальную реальность". По сравнению, скажем,
с фантоматикой Станислава Лема, придуманной еще
в 60-х, все это детские шалости. Гибсон и сам
всячески открещивается от упорно навязываемой
ему роли мессии и вообще не производит
впечатление сильно "продвинутого" в компьютерном
деле человека. Ходит легенда, отдающая
святотатством, что и свой первый роман -
"Ветхий Завет" киберпанка - пророк отстучал на
старинной портативной пишущей машинке. Главное
открытие Гибсона - не идейное, а литературное.
Он талантливо показал ощущения человека,
нырнувшего в океан разлитой в киберпространстве
инвормации. Герой Гибсона живет в мире
истерическом, агрессивном, загаженном не
только экологически, но и "эфирно". В мире,
поделенном между транснациональными
корпорациями с помощью информационных
технологий, контролирующем личность так, как не
снилось диктаторам прошлого. В мире,
уподобившемся безнадежному наркоману, уже не
способному соскочить с информационной иглы. И
Гибсон не просто показал все это, но и смог
сделать это на языке, понятном современным
тинейджерам.
Другой вопрос, что, как и во всякой
революции, задумывалось одно, а в
результате... Кажется, единственное, что вынес
массовый молодой читатель из романов Гибсона -
это очередную порцию кайфа, только теперь
информационного.
Киберпанк оказался в оппозиции и к
серьезной научной фантастике - как литературе,
задающей вопросы, а не только развертывающей
свой веер миров. Как заметил критик, " с одной
стороны, Гибсону удалось передать восторг
человека от занятия информационным серфингом, с
другой, - в его книгах постоянно присутствует
горькое осознание того, как мало общего имеет
скольжение по поверхности волн с обладанием всем
океаном". Но мало кто обращает на это
внимание. Революциям нужны вожди, а мнением
последних о собственной роли в истории можно и
пренебречь. Вдобавок революции нуждаются в
агитаторах и пропагандистах. Роль главного из
них в новом движении добровольно и не без вызова
взвалил на свои плечи Брюс Стерлинг, назвавший
себя ни больше ни меньше, как " зав.агитпропом"
киберпанка. Оказывается, словечко это известно и
за океаном. Как писатель он уступает Гибсону.
Романы Стерлинга - "Шизматрица" (1995), "Острова
в сети" (1988) - и многочисленные рассказы
привлекли внимание, но и только. Зато подлинным
манифестом движения, стала собранная антология
"Очки зеркалки" (1986) а также его полемические
е тарелки, нормальной скорости
статьи, написанные остроумно,страстно и
наступательно.
Что касается мира вне научной фантастики,
то и там у киберпанка оказался свой яркий и
скандальный глашатай-пророк. Его имя на
протяжении последних десятилетий неразрывно
связано со всем, что составляет духовный мир
западной молодежи. Это Тимоти Лири. Движение
хиппи, экология, наркотическая революция, а в
последние годы и еще одна - компьютерная, - все
это не прошло мимо профессора, сменившего
академическую карьеру на терновый венец
нетрадиционного мыслителя и молодежного гуру. Он
и умер, как жил. Парадоксально, остроумно, на
миру угасал от рака в режиме On-Line по
интернету, а похоронить свой прах завещал в
космосе, что и было сделано.
Тимоти Лири принадлежит, пожалуй, самое
оригинальное философское осмысление
киберпанка.
Он разглядел в киберпанках не частное
литературное явление, а, ни много ни мало,
надежду человечества, поколение, соответствующее
новому тысячелетию! И протянул логическую нить
от древнегреческих kybernetes - кормчих,
вперед смотрящих на судне (от них пошло и слово
"кибернетика" - наука управления) к
современным программистам, творцам виртуальных
вселенных, дерзким хакерам, магам спецэффектов,
нетрадиционным мыслителям. И просто тем, кто
подключен к сети, а во Всемирной Паутине видит
идеал долгожданной анархической свободы.
"На всех этапах истории человечества,-
писал Лири, - для них придумывали какое-то имя -
для сильных и упрямых творческих индивидуумов,
исследующих новые горизонты будущего, собирающих
информацию и выдающих новую. Для тех, кто своей
интеллектуальной деятельностью выводит генофонд
человечества на новый уровень. Обычно такие
независимые одиночки сочетают в себе храбрость с
крайним любопытством и супер самооценкой. Эти
три таланта абсолютно необходимы для тех, кто
избрал себе поприще "генного гида" (genetic
guide), иначе говоря, - философа".
"Самоуверенные представители киберплемени
на протяжении веков назывались по-разному:
одинокие волки, ронины, свободные художники,
независимые мыслители, самородки,
нонконформисты, чудаки, бузотеры, чокнутые,
визионеры, иконоборцы, инсургенты, "воображалы",
"больно умные". Религиозные организации всегда
именовали их еретиками. Бюрократы - нелояльными
дисседентами, предателями и т.п. Всякий
здравомыслящий человек обычно называл их
сумасшедшими.
Впрочем на их долю доставались ярлыки иного
сорта: умный, творческий, предприимчивый,
созидательный, находчивый, изобретательный,
талантливый, эксцентричный. Киберпанки - это
изобретатели, писатели-новаторы, художники
технофронтира, ученые-одиночки, организаторы
шоу-бизнеса, творцы всего, что имеет приставку
"техно", компьютерные визионеры, элегантные
хакеры, мастера спецэффектов, "видеомаги", и
т.п. Словом все те, кто смело, дерзко и даже
нагло собирает идеи и прокладывают им курс туда,
куда еще не залетала человеческая мысль...
Кодекс киберпанков: Думай Сам, Сомневайся В
Начальстве (Think For Yourself, Question
Authority).
Но вернемся туда, откуда все это пошло: в
американскую science fiction. Там-то, как уже
говорилось, "устаканилось" все довольно быстро,
отчего сейчас хорошим тоном стало говорить о
киберпанке как о движении, успевшем наделать
шуму, но за общей суетой позабывшем... родиться.
Произведения Джоржа Алека Эффинджера, Руди
Ракера, Пет Кэдиган, Джека Вомака, Джона Ширли и
других - это все киберпанк. Так считают они.
Другие же считают иначе: разнообразные, не
всегда бесспорные образцы sience fiction,
действие которых происходит в вышеописанном
близком будущем, а значительное место в сюжете
занимает упомянутая квазиреальность - вряд ли
может считаться 100 процентным киберпанком.
Многие авторы, начинавшие как киберпанки, в
дальнейшем пошли каждый своим путем. А кое-кто
окончательно ушел в электронный астрал, логично
заключив, что не киберпанковское дело - работать
на бумагу. То, что движение, едва отметив свое
пятилетие, оказалось изрядно разьедено духом
ревизионизма, подтвердил любопытный роман
"Дифференциальная машина" (1990), написанный в
соавторстве двумя вождями - Гибсоном и
Стерлингом. От соединения таких
полукритических масс следовало ожидать как
минимум цепной реакции с последующим атомным
взрывом. А вышел стильный добротный роман,
"просто" литература - без привычных для
киберпанка сленга, агрессивности, неврастении, и
клипового стиля. В этой книге описан
альтернативный ХХ век, ставший таким в
результате постройки парового компьютера в
середине XIX столетия...
Критики тут же окрестили роман
"паропанковым" (steampunk) и... это совсем
другая история.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 24 октября