Spectrofon #06
31 мая 1994
  TR-DOS  
  Письма  

С миру по биту - обзор читательской почты: вопросы стандартизации, проблемы IS-DOS и др.

<b>С миру по биту</b> - обзор читательской почты: вопросы стандартизации, проблемы 
IS-DOS и др.
 ┌────────────────────────────┐
 │ ───── С МИРУ ПО БИТУ ───── │
 └────────────────────────────┘


  В  последнее время наша почта
прибавила  в  весе,  но все-таки
хотелось бы что бы вы писали нам
почаще и побольше. Вероятно, от-
сутствие   полноценной  обратной
связи,  это,  видимо,  бич  всех
электронных  компьютерных журна-
лов.  У  нас есть данные, что во
многих  западных журналах подоб-
ного  типа  раздел,  посвященный
читательским письмам, отсутству-
ет.

   Теперь о письмах. В последнее
время  часто встает вопрос о за-
щите, которую мы используем.



   Да,  она действительно до не-
давних    пор    функционировала
только  в  TR-DOS 5.03 и выше. К
тому  же  не очень любит слишком
высокую скорость вращения диско-
вода.  На  это  следует обратить
внимание  тем,  у  кого дисковод
"выжимает"  много  более чем 300
об/мин.  И еще. Нельзя обрабаты-
вать  дискету восстанавливающими
программами типа DCU - испортите
диск.  Те,  кто желает восстано-
вить  дискету советуем использо-
вать  программу ADS, но ТОЛЬКО в
режиме  CHECK.  После  того  как
диск  будет  проверен, программа
спросит  у  вас нужно ли восста-
навливать  "битые" сектора (если
такие  будут  найдены).  В  этом
случае, при желании восстановить
дискету,  не  выходите из режима
CHECK,   а   сразу   на   вопрос
RESTORE? ответьте YES.



   А вообще-то мы, когда ставили
защиту,  совсем  забыли,  что  в
природе еще существует такой ди-
нозавр как TR-DOS 5.01. Приносим
свои  извинения  тем, кто до сих
пор пользуется этим доисторичес-
ким  экземпляром. Каемся, что не
предусмотрели возможность чтения
нашего журнала на 5.01. Зато нам
теперь ясно - в стране еще полно
всякого   рода  компьютеров  се-
мейства  "ZX-SPECTRUM" и не уди-
вимся,  если  завтра  в редакцию
придет   письмо   от   владельца
"SPECTRUM  16K" с двумя дисково-
дами и "винтом" на гигабайт, ко-
торый  попросит перекачать каку-
ю-нибудь крутую игру по модему.






   Если  серьезно,  то не совсем
ясно,   зачем  людям  эта  самая
5.01, на которой не идут практи-
чески все новые программы? Хотя,
понятно,   что   есть   и  такие
пользователи,  которым проще пе-
ределать загрузчик под 5.01, чем
лезть в дебри своего компьютера,
отыскивать  там родную 5.01, вы-
таскивать  ее  на  свет божий, а
потом    вставлять    непонятную
5.04T.  Ну  да  ладно, тому, кто
пользуется  5.01  видней, какой,
так  сказать, конфигурации, дол-
жен быть его компьютер.

   Теперь   мы   открываем   мир
"SPECTROFON"а  и для тех, у кого
еще осталась 5.01.



   Как видите, вопрос стандарти-
зации  наших  Speccy стоит очень
остро.  Как  объять  необъятное?
Как  предусмотреть  все  ньюансы
поведения  компьютера дяди Вани,
у  которого односторонний 40-до-
рожечный  дисковод, да в добавок
TR-DOS  4.99?  А  ему тоже очень
хочется  поиграть. Самым простым
было  бы  посоветовать ему прие-
хать в Москву на Митинский рынок
и купить себе нормальный компью-
тер.    Например   "PROFI"   или
"МОСКВУ", на худой конец "ПЕНТА-
ГОН". А если у дяди Вани нет де-
нег? А если ему, чтобы добраться
до Москвы, нужно истратить денег
вдвое  больше чем стоит этот са-
мый  "ПЕНТАГОН"? Короче, кавале-
рийским наскоком эту проблему не
решить.  Ясно,  что  надо как-то
договариваться  о стандартизации
наших компьютеров.

   "SPECTROFON"  готов предоста-
вить свои страницы всем желающим
высказаться  по этому вопросу: и
разработчикам  и программистам и
производителям. Давайте попробу-
ем  определиться. Наш журнал го-
тов  стать тем полигоном, на ко-
тором будут оттачиваться все ва-
ши  идеи.  Нам  НУЖЕН  стандарт.
Иначе,   что  получается.  Пожа-
луйста, два письма на одну тему.

От  господина  А. КИБА: О 128-ой
версии "DEACTIVATORS". В том ви-
де,  в каком Вы ее опубликовали,
она  неработоспособна на компью-
терах  семейства  "SCORPION". И,
надо  полагать,  на любых других
компьютерах, имеющих память свы-
ше 128K.

"S":  Не совсем так. На редакци-
онном  мегабайтном  "PROFI"  эта
игра идет.
А.КИБА: Все происходит из-за не-
корректной  работы  с портом пе-
реключения  памяти 7FFD. Для то-
го, чтобы заставить ее работать,
пришлось вставить пару команд.

   Второе   письмо   еще   более
жесткое.

СИМ   ОЛЕГ:  Неприятно,  что  на
страницах  Вашего журнала появи-
лась    поделка   халтурщика   -
"FANATIC  STASа", который раньше
раздражал  все прогрессивное че-
ловечество    скрипяще-мигающими
кодировками, а теперь, на приме-
ре "DEACTIVATOR 128", извращает-
ся тем, что заставляет свои вер-
сии "глючить" на трети компьюте-
ров,  переключая  страницы  вар-
варским способом - OUT (#FD),A и
отслеживанием   любого   нестан-
дартного обработчика NMI (боязнь
резидентных  мониторов).
   Предлагаем обратиться ко всем
подобным  хаккерам,  так ревниво
относящихся к своей(?) интеллек-
туальной  собственности  держать
подобные поделки дома, никому не
показывать  и  любоваться  ими в
гордом одиночестве.

"S":  Думаем,  что  FANATIC STAS
прислушается  к пожеланиям наших
читателей,  а  мы хотели бы ска-
зать  вот о чем. Все дело в том,
что подготавливая игры для вклю-
чения  в  "ПРИЛОЖЕНИЕ" мы гоняем
их  на  двух  машинах: "PROFI" и
"МОСКВА".  Если хотя бы на одной
из них игра не идет, мы либо пе-
ределываем  ее, либо ищем другую
версию. А держать в редакции все
виды  Speccy  - начиная с "РОБИ-
КА",  "МАСТЕРА"  минуя  "БАЙТ" и
"ДЕЛЬТУ"  и заканчивая "ПЕНТАГО-
НОМ"  и  "ЛЕНИНГРАДОМ" у нас нет
никакой  возможности.
   И  вообще можно ли себе такое
представить?  Поэтому, возвраща-
ясь  к  разговору о стандартиза-
ции,  скажем,- пишите, будем до-
говариваться о своем собственном
ГОСТ.

   Еще  несколько  слов  на тему
"идет - не идет".

ГМАРЬ А.В.: Музыкальный редактор
ASM  v1.12,  входящий  во второй
номер,  отказывается  работать с
дисководом  при любых операциях.
(У  меня  "PENTAGON"  128 TR-DOS
5.03). Данная версия АSM работа-
ет  в  собственной  ОС. Возможно
она  некорректно  работает. Даже
при попытке записи компилирован-
ного   кода   музыки  происходит
сбой.   Компьютер  обращается  к
дисководу, загорается светодиод,
дергается  головка  и  программа
выдает - DRIVE NOT ATTACHED.
   Тоже  самое  происходит и при
выборе  всех  остальных дисковых
операций.

"S":  Этот  вопрос  нам долго не
давал  покоя.  Очень трудно было
разобраться  с системой ASM "ве-
ликого  архиватора"  Сендецкого.
Видимо только он сам мог бы ком-
петентно  объяснить,  почему это
происходит.  К  сожалению, автор
не  предупредил  нас о возможных
несостыковках  при  записи ASM в
оболочку  журнала.  Мы  выяснили
только одно: ASM должна быть за-
писана в начале диска. Тогда эта
система не конфликтует с оболоч-
кой  нашего  журнала  и работает
нормально.  Когда  мы записывали
очередную  партию второго номера
этот  вопрос был снят с повестки
дня.


   Тем, кто приобрел дистрибутив
второго выпуска (у фирмы "ИНФОР-
КОМ")  из  первой партии журнала
предлагаем выслать дискету нам и
мы  ее  заменим  на рабочую. Те,
кто может приехать на радиорынок
в  Митино,  подходите  на  место
А-37, там вы сможете без проблем
поменять дискету. Остальные, ес-
ли  у  них  возникли аналогичные
проблемы,   могут  обращаться  к
региональным дистрибьютерам.

ГОЛИКОВ  АЛЕКСАНДР из г. Красно-
ярска спрашивает нас, не собира-
емся  ли  мы открыть подписку на
"SPECTROFON".

"S":  Пока нет, хотя мы и думали
об этом. Просто пока нет возмож-
ности  работать  с банком данных
подписчиков. Рук не хватает. Но,
возможно,  в  следующем  году мы
вернемся  к этому вопросу.
   В последнее время мы получили
несколько  писем  с вопросами по
некоторым  играм. Ну что ж, поп-
робуем ответить.

ВЕДЕРНИКОВ  В.Н.  из Перми вновь
возвращает  нас  к  разговору  о
"ELITE-3",   которую   выпустила
фирма THD. Вот что он пишет:

   Вы   не  упоминули  об  одном
обстоятельстве. А может это про-
исходит только на моем компьюте-
ре?  Я  имею в виду зацикливание
программы на миссии спасения лю-
дей с гибнущей планеты.

   В первой галактике эту миссию
не  предлагают,  но стоит только
перелететь  во  вторую,  как уже
через 2-3 перелета в этой галак-
тике попадаешь к гибнущей плане-
те.



   Хорошо,  забираем  людей  и с
помощью  планетного  гипердрайва
(за 125cr) или межгалактического
перелетаем  в  3-ю  галактику. В
ней  повторяется  такая же исто-
рия.  И  так до тех пор, пока не
окажемся в первой галактике. Ес-
ли же я пробую не высаживать лю-
дей  или  не брать их вообще, то
снова    попадаю    в   гибнущую
звездную систему и все это может
продолжаться, пока не попадешь в
первую галактику.

   Я  пробовал  вообще не подле-
тать  к такой планете. Заправля-
юсь  от звезды, стартую к другой
планете, но результат тот же.




   Я  уже  не  говорю о том, что
после  первой перевозки беженцев
вдруг  обнаруживаю, что исчезают
все   приобретенные  в  дополни-
тельном  меню  грузовые отсеки и
корабль  имеет  грузоподъемность
всего  35  тонн вместо привычных
150, 200 или 255 тонн.

   И  я просто потерял 220 тысяч
кредов,  затраченных на приобре-
тение  этих отсеков. Видимо спа-
сенные  люди отпиливают по куску
корабля  на  долгую - долгую па-
мять  в  знак  благодарности  за
свое спасение.

   Очень бы хотел получить ответ
или  объяснение на эту тему: это
свойство  моего компьютера, моей
ломанной  версии  игры или общее
свойство игры "ELITE-3" (THD)?


"S":  Общее свойство ТHD. Мы уже
писали  о зацикливании этой игры
и  нам  нечего добавить к письму
нашего корреспондента.

ПЕНЗИН Ю.П.(г. Самара): Прочитал
в  третьем номере вашего журнала
о  полной версии BATTLE COMMAND.
Та  ли эта версия, которая носит
название BATTLE COMAND + 10 Мис-
сий?  В Самаре уже два года про-
дается  версия  без  карты и без
миссий.  Можно  ли  опубликовать
этот  полный  вариант  в журнале
"SPECTROFON"?

"S":  Да, это та самая версия. А
насчет публикации...  Когда под-
готовим  полное развернутое опи-
сание   в  раздел  "ЭКСПЕРТИЗА",
тогда  обязательно  включим  эту
игру в наше приложение.


   Теперь  о  играх,  которые мы
сами  с  радостью приобрели бы и
посмотрели.  В  данное время эти
игры  хотят увидеть и наши чита-
тели:

F-19  STEALTH FIGHTER (описана в
1   выпуске  "Компьютерные  миры
ZX-Spectrum" изд. "Питер").

BARD'S TALE ( об этой игре знаем
только   то,  что  она  довольно
удачно  перенесена с IBM и отно-
сится   к   жанру  ROLE  PLAYING
GAME.  Кстати  и на IBM эта игра
остается одной из лучших в жанре
RPG).

GATES OF ASSEENOT ( об этой игре
упоминает   один   из  читателей
ZX-РЕВЮ  в третьем номере журна-
ла).



   Мы  обращаемся  к тем, у кого
есть   эти   игры,   с  просьбой
откликнуться.  Заранее благодар-
ны!

   У нас есть несколько писем по
структуре нашего журнала.

СЕМКИН  АЛЕКСАНДР из Брянска пи-
шет,  что  в "ПРИЛОЖЕНИИ" по его
мнению  хватило бы и одной, мак-
симум  двух  игр.  Еще он просит
давать  побольше  информации  по
системе.  Об  этом  же пишут СИМ
ОЛЕГ  и  ГРИБОВ БОРИС, но в нес-
колько иной плоскости:

   ...совершенно нет никакой не-
обходимости  раздел "ПРИЛОЖЕНИЕ"
совмещать    с    информационной
частью.


   Дело  даже  не  в том, что из
всех дошедших до нас четырех вы-
пусков  у нас не было только од-
ной  игры  - "GREAT BRITAIN" (по
вполне уважительной причине)...

"S": А что! Крутая игра, правда?

  ...  а в том, что использовать
"SPECTROFON"   в  качестве  boot
как-то   иррационально.  Гораздо
лучше  выпускать  более обширную
информационную   часть   и,  от-
дельно,  приложение. А пользова-
тель, пардон, подписчик, сам ре-
шит, стоит ему брать второй диск
или нет.

"S": На первый взгляд логично. С
другой  стороны за этими словами
можно увидеть людей, которые са-
ми  торгуют  дискетами  и, соот-
ветственно  имеют  большое число
игровых  и  системных  программ.
   Только  скажите,  что  делать
тем,  у  кого какие-то программы
есть,  а  каких-то нет? Ему что,
покупать   "ПРИЛОЖЕНИЕ"  на  от-
дельной   дискете   из-за  одной
программы,  которая была описана
в  "SPECTROFON"е? Хотя, впрочем,
мы уверены что найдутся и такие.
Но,  вне сомнений, расходы наших
читателей при таком подходе уве-
личились бы как минимум в полто-
ра  раза.  Нет,  все-таки журнал
задумывался  немного в ином клю-
че:  "ПОЧИТАЛ-ЗАПУСТИЛ". Правда,
мы  можем изменить свою политику
и  сделать  так,  как предлагают
авторы письма, но это должно ре-
шить  большинство  наших читате-
лей.  А вообще спасибо СИМ ОЛЕГУ
и  ГРИБОВУ  БОРИСУ из Волгограда
за обстоятельное письмо, в кото-
ром затрагиваются многие пробле-
мы,   и  в  частности  работа  с
is-DOS.

   В  рамках продолжения дискус-
сии по этому вопросу процитируем
ту часть письма, в которой гово-
рится об этой системе:

   ...Полностью  солидарны с ав-
тором статьи ( В.Ананьин "Не на-
до  нам такого порядка" "S"N2) в
том, что кроме текстового редак-
тора  в  этой  системе, в общем,
ничего  путного  и  нет.  И если
кто-либо заинтересован в появле-
нии  программ  под  is-DOS,  так
пусть он выступит со страниц ка-
кого-либо  издания  (в  идеале -
SPECTROFON)  и  расскажет всем о
функциях  ядра, вызываемых через
Rst  и,  желательно поподробнее,
чем  их  простое  перечисление в
авторском help-файле.




"S": Мы присоединяемся к призыву
наших  корреспондентов и обраща-
емся  к создателям is-DOS, а так
же к фирме "СЛОТ": ЕСЛИ ВЫ ХОТИ-
ТЕ, ЧТОБЫ ВАША СИСТЕМА НЕ ЗАЧАХ-
ЛА   В  ОБСТАНОВКЕ  ИСКУССТВЕННО
СОЗДАННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ГОЛО-
ДА,  А ПРОДОЛЖИЛА АКТИВНУЮ ЖИЗНЬ
-  ДАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОГРАММИС-
ТАМ   ПОЗНАКОМИТЬСЯ  С  СИСТЕМОЙ
ПОБЛИЖЕ. ИСПОЛЬЗУЙТЕ НАШИ ИНФОР-
МАЦИОННЫЕ  МОЩНОСТИ...  Впрочем,
если  все останется по-прежнему,
кто-то может быть сам потихоньку
разберется   с   этой  системой,
только, наверное, к этому момен-
ту  основную массу пользователей
будут интересовать совсем другие
машины и другие системы.




    А пока is-DOS напоминает нам
консервную банку с красивой эти-
кеткой    (этаким   компьютерным
Анклом Бэнсом). Все закрыто, за-
паяно,  и о содержимом ни слова.
Так  называемый  USER  MANUAL по
is-DOS  -  обыкновенный  сборник
уже давно изученых вдоль и попе-
рек help-ов. Полезной для думаю-
щих людей информации - ноль. Ко-
нечно,  на  каком-то  этапе  это
"Руководство  пользователя" было
необходимо, но теперь этого мало
и  людям как воздух нужны другие
книги по is-DOS. Ну а если их не
будет?..  Господа,  помните, что
консервы  имеют  свойство  взду-
ваться и портиться.

   Правда  все,  что  мы  сейчас
здесь   обсуждали  соответствует
скорее  мнению ПРОГРАММИСТА, чем
обыкновенного ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.

   Пользователь у нас не прихот-
лив, ест что дают. И пользовате-
ля  вполне  ПОКА  устраивает тот
десяток программ в is-DOS, кото-
рый  существует на данное время.
Но... Хочется большего. И одному
"СЛОТ"у это врядли под силу. По-
этому  хотелось  бы,  чтобы  эта
система  открывалась  для  всех,
кто  хочет  создавать на ней ше-
девры на всеобщее благо.

   В  последнее  время нам стало
известно, что фирма "СЛОТ" гото-
вит книгу по МАКРОАССЕМБЛЕРУ для
операционной системы is-DOS. Лед
тронулся?..

   В заключении несколько слов о
дистрибуции  нашего  журнала.  У
нас  есть несколько писем с воп-
росами на эту тему.


   Те  кто  покупает лицензию на
"SPECTROFON",  получает журнал в
незащищенном  от копирования ви-
де  и  становится  нашим  офици-
альным региональным дистрибьюте-
ром. Это, правда, не относится к
Москве   и  Московской  области.
Тем, кто покупает лицензии сразу
на  все номера журнала, мы пере-
даем  еще  дискету с нашей защи-
той.  Таким  образом, наш регио-
нальный  дистрибьютер может дос-
таточно  спокойно распространять
"SPECTROFON"  без оглядки на лю-
бителей  пиратского копирования.
Хотя  понятно, что идеальных за-
щит  не  существует  и  играть с
хаккерами  в  кошки-мышки беспо-
лезно: чем сложнее и непробивае-
мее  защита, тем сильней желание
сломать  ее.


   Поэтому, в данном случае, за-
щита  стоит  на журнале лишь для
того,  что  бы хоть как-то удер-
жать  рентабельность нашего дела
на  нужном  для  выживания уров-
не.  Еще раз напоминаем вам, что
программы в разделе "ПРИЛОЖЕНИЕ"
НЕ ЗАЩИЩЕНЫ, и, при необходимос-
ти,  вы  можете копировать их по
своему собственному усмотрению.


        ЖДЕМ НОВЫХ ПИСЕМ!


             * * *



Другие статьи номера:

Экспретиза - рассмотрена игра жанра Dungeons & Dragons "Heroes of the Lance".

Дебют - рассмотрены дебютные проблемы двух игр: "The Munsters" и "Star Paws".

Экзамен - ответы на старые задания и новое задание по игре "Heroes of the Lance".

Обзор - рассказ о новых играх, появившихся на рынках Москвы, а также хит-парад бестселлеров.

С миру по биту - обзор читательской почты: вопросы стандартизации, проблемы IS-DOS и др.

Система - к вопросу о нестабильности шины данных ваших компьютеров. Схема подключения музыкального сопроцессора.

Реклама - реклама и обьявления читателей.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Навезли новья - Обзор новинок ПО: Twilight , Quadrax, Kolobok Zoom-2, Белый Орел: Товарищ неизвестен.
FunTop98 - таблица результатов голосования и фото.
Конкурс - Кроссворд.
Demo-строение - Фильтpация pастpовых изобpажений. Алгоpитм постpоения бугpывистых повеpхностей. Эффект пламени. размывание при быстром движении. Увеличение резкости
Linezip

В этот день...   21 ноября