Spectrofon
#02
31 января 1994 |
|
С миру по биту - "Не надо нам такого порядка" дискуссия на тему: "IS-DOS: проблемы развития".
┌─────────────────────────────┐ │ ───── С МИРУ ПО БИТУ ────── │ └─────────────────────────────┘ Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию статью нашего специ- ального корреспондента из Москвы В.Ананьина, в которой автор де- лится своими соображениями по вопросу адаптации игровых прог- рамм к операционной системе IS-DOS. Этой статьей мы открыва- ем дискуссию на тему "is-DOS: проблемы развития". Мы приглашаем всех заинтере- сованных лиц высказаться по это- му вопросу. Ведь операционная система is-DOS, возможно, станет тем "тягачом", который сможет не только вдохнуть новую жизнь в детище Клайва Синклера, но и вы- тащить этот уникальный домашний компьютер на новые высоты. Попробуйте представить себе, что наши аппаратчики возьмутся за выпуск нового поколения спектрум-совместимых компьюте- ров, в которых is-DOS будет "за- шита" в ПЗУ. Что из этого выйдет сейчас можно только предпола- гать. Быть может тогда не будут казаться смешными попытки иных программистов заниматься адапта- цией программ, записанных в TR-DOSе, к системе is-DOS. В.Г.Ананьин. НЕ НАДО НАМ ТАКОГО "ПОРЯДКА". В январском номере глубоко уважаемого всеми синклеристами журнала ZX-РЕВЮ была опубликова- на статья некоего Михаила Голо- вина из Москвы под названием "АДАПТАЦИЯ ИГРОВЫХ ПРОГРАММ СИС- ТЕМЫ TR-DOS К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ iS-DOS". В сей статье автор описывает два из возможных способов заставить Ваши игры за- пускаться из iS-DOS. И, каза- лось бы, все нормально: ну хо- чется человеку поупражняться в переделке программ - ну и пожа- луйста! Но под все эти развлече- ния подводится глубокая, даже можно сказать, "философская" концепция, на которую так и хо- чется ответить, что я и попыта- юсь сделать. Для начала, дабы не быть го- лословным, позволю себе пол- ностью привести один абзац из вышеупомянутой статьи, от кото- рого и буду танцевать: "Многие могут спросить: "А за- чем нужна вся эта кутерьма ?! Мы и в TR-DOS неплохо играем и ра- ботаем." На этот вопрос можно ответить так. iS-DOS - многока- талоговая файловая система и каждая игрушка может иметь свой каталог и хранить там свои слу- жебные файлы. Они никогда не пе- репутаются, как это частенько бывает в TR-DOS. И надо выбрать для себя что лучше: куча дисков одни в TR-DOS, другие в iS-DOS или все диски под одной систе- мой. Надо наводить порядок." (Конец цитаты) А теперь попробую привести некоторые аргументы против по- добных занятий, которые сходу приходят в голову. Во-первых, хочется сказать несколько слов о якобы КУЧЕ дис- ков в системе iS-DOS, которые будут изо всех сил перепуты- ваться и конфликтовать с дисками TR-DOS. Полугодовое и достаточно плотное общение с системой iS-DOS (не только мое, но и мно- гих моих знакомых) показывает, что в 95 случаях из 100 из всего iS-DOS пользователь работает только в текстовом редакторе и распечатывает тексты. Текстовый редактор в iS-DOS действительно хорош, тут уж не отнять и не прибавить. Хотя необходимо заме- тить, что наиболее хорош он на машинах с об'емом памяти более 48 и даже 128 килобайт. Именно тогда появляется воз- можность сбросить все системные и текстовые файлы на электронный диск , что позволяет не ждать при выполнении каждой операции, когда головка дисковода "попол- зает" по диску и загрузит соот- ветствующую подпрограмму. Остальные же программы, выпу- щенные под iS-DOS, не пользуются столь большой популярностью либо из-за своей специфичности, либо из-за каких-то недостатков. Так, при работе с программой печати графических файлов, весьма проб- лематично напечатать экран сред- них размеров в полутоновой гра- фике и приличного качества (все очень "зачерняется", по крайней мере на принтере EPSON). Да и не у каждого есть принтер,да в об- щем то и не очень это нужно - печатать картинки. Деловым календарем обычно пользуются ну очень деловые лю- ди, а у них,как правило, есть IBM. Набивать данные для собственой картотеки быстро на- доедает (есть печальный опыт). Программы прокрутки рекламных роликов и резидентного воспроиз- ведения музыки на AY-3-8910/12 имеют весьма сомнительную цен- ность. Язык ФОРТ, во всяком слу- чае на первый взгляд, (оконча- тельное резюме пока выдавать ра- новато) сильно ограничен рамками самой iS-DOS. Насчет "СКЛАДА", "МАГАЗИНА" и "ФИНАНСОВ" судить не берусь за отсутствием практи- ки конкретной работы с этими программами. Итак, из вышесказанного сле- дует, что вся iS-DOS у самого старательного пользователя умес- тится, максимум, в одной коробке для дискет и ни о какой "куче" не может быть и речи. Для подав- ляюшего большинства достаточно иметь базовую дискету, рабочую и копию рабочей, ну и еще форма- тер. Система iS-DOS остается вещью "в себе" и нет никакой не- обходимости запихивать в нее все остальное, как бы этого ни хоте- ли официальные продавцы iS-DOS. Теперь попробуем представить себе, что "процесс пошел" и ста- ли появляться игры, адаптирован- ные под iS-DOS. Предположим, что Вы исклюительно честный пользо- ватель и используете только обеспечение, приобретенное у за- конных распространителей (имеет- ся в виду iS-DOS). Чтобы запустить игру Вам не- обходимо: а) Вставить загрузочную дискету и загрузить iS-DOS; б) Вынуть загрузочную дискету и вставить дискету с игрой. Счи- тать ее; в) Войти в поддиректорию с нуж- ной Вам игрой и запустить игру. Очень удобно, не правда ли ? Конечно, пункт б) можно опус- тить, если периодически покупать фирменные форматеры(Вы ведь исключительно честный пользова- тель), расчитанные на конечное число форматирований и делать все дискеты загрузочными. Это, конечно, очень хорошо для офици- альных распространителей iS-DOS, но не очень выгодно для Вас. Да и вообще не очень понятно, зачем ждать, когда загрузится iS-DOS, чтобы потом, при загруз- ке игры, очистить память компью- тера от iS-DOS. Ведь вся гени- альность компьютера SINCLAIR в простоте, в частности в том, что TR-DOS не надо загружать. Су- ществуют очень короткие boot-ы, которые позволят Вам уже запус- тить игру в то время как у упер- того пользователя iS-DOS только-только загрузится систе- ма. Спросите любого человека, не- давно перешедшего с SINCLAIRа на компьютер IBM или AMIGA, что ему не нравится в новой машине и он наверняка ответит, что его прос- то бесит долгое и упорное ожида- ние загрузки системы после каж- дого сброса компьютера. Зачем же нам воспроизводить этот недоста- ток на своих машинах? Рассмотрим еще одно сомни- тельное преимущество хранения игр в формате iS-DOS, а именно складирование каждой игры в сво- ей директории. Ведь по словам М.Головина в TR-DOS "служебные файлы к игрушкам частенько пере- путываются". Ну я не знаю, у ме- ня это происходит не так уж и частенько, хотя я имею порядка двух тысяч игровых программ (точнее говоря, я не припоминаю подобных случаев). Тем же, кого замучили такие ползучие и пере- путывающиеся файлы, напомню, что существует весьма простой способ "запихнуть" всю игру в один BASIC-файл. Сей способ доступен практически любому пользователю, описание его весьма незначи- тельно по размерам и, будем на- деяться, в скором времени будет опубликовано в журнале "СПЕКТРО- ФОН". Таким образом, если Вы пере- делаете свои игры вышеуказанным способом, никакие файлы больше не перепутаются и каталог Вашего диска будет иметь очень эле- гантный вид. Надеюсь, что всем вышесказан- ным я никого не оскорбил и не обидел. По крайней мере, я со- вершенно не ставил себе подобной задачи. Не собирался я также и проводить какую- либо антирекла- му системы iS-DOS. В самом деле редактор системы iS-DOS - это действительно очень хорошая программа,сделанная на высочай- шем уровне. Любой, кто поработал в нем, уже никогда не захочет работать ни в TLW ни в каких других редакторах. Но не нужно доводить хорошую идею до мараз- ма. А то ведь можно вспомнить, что есть CP/M для АТМ-ТУРБО, CP/DOS для PROFI и начать пере- делывать игры под эти системы. Те, кто знаком с наиболее мощным музыкальным редактором А.Сендецкого "ASM" для AY-3 -8910/12, наверняка знают, что последние его версии пользуются своей собственной DOS, созданной самим автором ASM для каких-то непонятных целей. Ну так давайте и в эту DOS запихнем все наши игры. Да, чуть не забыл! Ведь через iS-DOS можно работать с дисками MS-DOS! Чувствуете полет фантазии ?! Представьте себе, как попадают с ног Ваши прияте- ли, когда Вы, как бы невзначай, бросите им: "Мой компьютер рабо- тает в MS-DOSе". Какой шик! Ка- кая мощная стандартизация Ваших дискет! И можно совершенно не обра- щать внимание на то, что для за- пуска игры нужно будет: вставить диск с iS-DOS, запустить iS-DOS, войти в режим работы с MS-DOS - дисками, вынуть диск с iS-DOS, вставить диск с MS-DOS, считать его, найти соответствующую ди- ректорию, запустить игру,(конец программы). А все-таки, давайте не будем делать свое маленькое Вави- лонское столпотворение. Пусть все игры будут в TR-DOSе. Да и какое отношение система, пред- назначенная для работы, может иметь к играм. Можно еще понять наличие своего встроенного "Тет- риса" для того, чтобы можно было на 5 минут отвлечься от работы и отдохнуть, но не более("Тетрис", кстати, хорошо будет смотреться в своем собственном окне). А тем, у кого руки чешутся до работы в ассемблере, хотелось бы посоветовать не "взламывать" и переделывать чужое, а создавать что-то свое. Поверьте, гораздо большее уважение всегда вызывает пусть неказистая, но именно "са- мопальная" программа со своими мыслями, чем, красивая, но все- таки поделка, слепленная путем выдергивания и линковки кусков из чужих программ. * * *
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября