Deja Vu #02
30 сентября 1997
  Amiga  

Amiga Sensor - О моделях Амиги.

<b>Amiga Sensor</b> - О моделях Амиги.
Автор:(c) Rom corp./VVG  
__________________________________________

                  * * *

               ПРИВЕТ ВСЕМ!
  
    Предлагаю  вашему  вниманию  очередную
статью про  AMIG'у. Я конечно понимаю ,что
публикаций  на эту тему было уже предоста-
точно,но,как мне кажется,недостаточно пол-
ных (в разумных, конечно, пределах) техни-
чески  информационных материалов. И вот, я
постарался  вместить  в  эту  статейку по-
больше  разной информации. Сразу надо ска-
зать,  где и какие модели AMIG выпускаются
в настоющее время:                 
1) фиpмой Amiga Technologies GmbH (VIScorp
GmbH) в Евpопе и QuikPak в USA :
   A1200 Magic
   A1200 Surfer
   A4000T/040
   A4000T/060 (A6000)
2)  немецкая фиpма Eagle Computer пpоизво-
дит модели:              
Eagle 1200TE, Eagle 1200TE/040
Eagle 1300TE Eagle 1200TE+Blizzard 1230/IV
Eagle 1600TE(Eagle 1200TE+Blizzard 1260)
Eagle 4000TE               
а также набоpы для апгpейда A1200 в A1200T
(Shuttle Boards)              
3)   немецкая  фиpма  Micronik  пpоизводит
A1300, а также набоpы для апгpейда A1200 в
A1200T   
4)  фиpмой  Silent PAWS в USA пpоизводятся
модели Amiga-laptop: PAWS1200 и PAWS4000;
5)  начался  выпуск клонов Амиг на Тайване
фиpмой  NewStar.  Клоны  имеют центpальный
пpоцессоp M68000, постpоены на основе чип-
сета ECS и снабжены встpоенным CD-ROM. Ус-
танавливаемая  OS: AmigaOS 3.1. Стоимость:
180 USD.                            
    К концу 1997 года немецкая фирма Phase
5   digital   products   планирует  выпуск
компьютера  нового поколения - A/BOX. При-
мерные   характеристики:   все  компоненты
компьютера  "зашиты"  в  одну  микросхему,
128-разрядная  внутренняя  шина, процессор
PowerPC  с частотой до 500 MHz, раздельная
видеопамять для окон, два видеовыхода, два
видеовхода, 4 физических канала 16-битного
звука.
    Amiga Surfer отличается от Amiga Magic
тем  ,что  A1200 Surfer = A1200 Magic + 2"
270  Mb HDD + modem 14400 external + набор
программ для Internet + 100 бесплатных ча-
сов работы в ibm.net.
    Для многих так и остаются загадкой не-
которые  составляющие процессорного набора
AMIG'и. Итак:    
    КОППЕР:это  RISC-процессор  в  составе
чипсета.   Как   и   подобает   настоящему
RISC-процессору, он имеет всего три опера-
ции.  Задачей коппера является слежение за
положением луча на экране и выполнение оп-
ределенных операций, когда луч находится в
заданных  точках. Благодаря копперу разные
участки экрана могут иметь разные видеоре-
жимы  и находится в разных местах видеопа-
мяти.   Возможность  "сдвигать"  экраны  в
AmigaOS  - это тоже заслуга коппера. Впро-
чем,  как  и множество красивых эффектов в
демах и игрушках.    
    БЛИТТЕР:предназначен  для "переброски"
и  наложения графики, рисования векторов и
закрашивания    плоскостей   без   участия
центрального  процессора.  Благодаря этому
во  время  работы блиттера процессор может
заниматься "своими делами".  
  AGA:  Самым  первым  на Амиге применялся
чипсет OCS (Original ChipSet) - уже в 1984
году  на самой первой Амиге он сделал дос-
тупным  14-битный стереозвук и 4096 цветов
одновременно   на   экране   с  аппаратной
компрессией (режим HAM). В следующем вари-
анте - ECS (Enhanced) - добавилась возмож-
ность  произвольного  управления частотами
развeртки  и  новые разрешения. И наконец,
современный   чипсет   -   AGA   (Advanced
Graphics Architecture), полностью снял все
ограничения  по цветности - теперь во всех
режимах  доступно  до 16 миллионов цветов.
Вся  эта  линия сохраняла программную сов-
местимость:  программы, корректно написан-
ные под старые чипсеты, полностью работос-
пособны на новых.
    Все ныне выпускаемые Амиги основаны на
AGA чипсете. С другой стороны, возможности
чипсета  не  ограничивают графические воз-
можности  машины: если необходимо получать
"безумные"  разрешения  или  просто  иметь
возможность  подключить более чем один мо-
нитор, AMIGA легко расширяется видеокарта-
ми. То же касается и звука - доступны мно-
гоканальные аудио-карты.
    НА  СПЕЦИАЛЬНЫХ  AMIG'ОВСКИХ МОНИТОРАХ
ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ РЕЖИМ INTERLACE ДЛЯ МОНИТО-
РОВ  PRODUCTIVITY(НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО),ЧТО ДАЕТ
РАЗРЕШЕНИЕ  ДО  1448*1132 + 262144 COLORS.
ПРИ ЭТОМ ВОЗМОЖНА ГЛАДЧАЙШАЯ ПОЛНОЭКРАННАЯ
АНИМАЦИЯ  СО СКОРОСТЬЮ 50 КАДРОВ В СЕКУНДУ
МОЖНО  ОДНОВРЕМЕННО ПО ХОДУ ДЕЛА И ПРОКРУ-
ЧИВАТЬ ВЕСЬ ЭКРАН В ЛЮБОМ НАПРАВЛЕНИИ... А
какой монитор подойдет для Амиги ? В прин-
ципе, практически  любой. Во-первых, AMIGA
1200  поставляется с кабелем для подключе-
ния  к  телевизору, поэтому начинать рабо-
тать  можно  вообще не имея монитора. Да и
при  наличии монитора - игрушки на телеви-
зоре  с огромной диагональю смотрятся луч-
ше. Есть три способа подключения к телеви-
зору: по высокой частоте, по низкой часто-
те  -  в этом случае звук нужно завести на
телевизор или усилитель отдельно, и по RGB
Если  у Вас со времен БК, Спектрума и про-
чей  советской  вычислительной техники ос-
тался  монитор  типа МС6105, МС6106 и тому
подобные  - они тоже будут работать, как и
любой другой монитор с телевизионными час-
тотами развертки. Хорошо работают мониторы
от  ATARI,  COMMODORE и большинства других
восьмибитных машин.
    Cамый  лучший  вариант для Амиги - это
так  называемый  Multisync  монитор. Такой
монитор поддерживает не только телевизион-
ную частоту развертки, благодаря чему мож-
но  устанавливать высокие разрешения. Спе-
циально для Амиги фирмой Microvitec произ-
водятся 14 и 17-дюймовые мониторы, имеющие
такую  возможность,  кроме  того, подобные
мониторы выпускали, либо выпускают некото-
рые другие фирмы (NEC, Toshiba, Nokia...).
Многие Multisync-и позволяют устанавливать
режим  Super72  (800x600  и более). Если у
Вас  на Амиге стоит какая-либо видеокарта,
то  в зависимости от возможностей монитора
можно  будет использовать и большие разре-
шения.
    Есть  и  другой вариант - использовать
SVGA  монитор  от pc. Но тут возникает ма-
ленькая  проблема. Дело в том, что на pc и
AMIG'е  разные частоты строчной развертки.
DOS  позволяет  устанавливать произвольную
частоту  развертки  и программы,написанные
под DOS имеют различные частоты, и в DOS'е
ваш  монитор  будут  работать,а с игрушка-
ми,которые  сами ставят телевизионную час-
тоту, будут  неприятности .Избежать  этого
позволит установка простенького устройства
ScanDoublier, которое  преобразует частоту
развертки  как  раз для SVGA монитора. Эта
радость  стоит  всего  40-50$  и купить ее
можно в московских Амижных фирмах.  
    Примечание:  для  pc  тоже свойственна
подобная  проблема,  при попытке использо-
вать "не родной" монитор, например, от ра-
бочих станций. Если монитор работает, нап-
ример,  только  в разрешении 1024х768, или
это  разрешение  -  минимум, который тянет
данный монитор, Вы сможете без проблем ис-
пользовать  OS/2  или  Windows, но даже не
сможете...  войти в SETUP. Hе говоря уже о
том, что про игрушки тоже можно будет сра-
зу забыть.
    Теперь   немного  отойдем  от  темы  и
рассмотрим  немножко  другие  платформы  в
сравнении  с  AMIG'ой. ПРОЦЕССОР & ПАМЯТЬ:
ДА, КОНЕЧНО, НА pc СТОЯТ ДОСТАТОЧНО МОЩНЫЕ
МИКРОПРОЦЕССОРЫ.  ВЗЯТЬ ХОТЯ БЫ ПЕНЬ. КРУ-
ТАЯ, НАДО  СКАЗАТЬ ТАЧКА.  НО... ДЕЛО НЕ В
ПРОЦЕССОРЕ, A ДЕЛО В ТОМ ПРОГРАММНОМ ОБЕС-
ПЕЧЕНИИ, КОТОРОЕ  СУЩЕСТВУЕТ  ДЛЯ  ДАННОГО
КОМПЬЮТЕРА. ВОТ, ВОЗЬМЕМ К ПРИМЕРУ НАШ ЛЮ-
БИМЫЙ SPECCY: КАЧЕСТВО ПО ДЛЯ НЕГО - САМОЕ
ВЫСОКОЕ  ИЗ  ВСЕХ ИЗВЕСТНЫХ НАУКЕ ПЕРСОНА-
ЛОК. КОНЕЧНО,ГРАФИКА ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ ЛУЧ-
ШЕГО,  НО ГДЕ ВЫ ВИДЕЛИ МАШИНУ С 48К ПАМЯ-
ТИ,ИГРЫ ДЛЯ КОТОРОЙ СОДЕРЖАТ СОТНИ И ТЫСЯ-
ЧИ  ИГРОВЫХ  ЭКРАНОВ,ПО КАЧЕСТВУ СРАВНИМЫХ
СО  СТАТИЧЕСКИМИ  КАРТИНКАМИ ? И ТАК ,КУДА
НИ  ПЛЮНЬ.  ПОЧЕМУ  ? ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС
ПРОСТ КАК 2*2 - ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ПРОГРАММНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ  НАПИСАНО  НА  ASSEMBLERE.  НА
AMMY  ПРОГРАММЫ  ПИШУТ  КРОМЕ  ASSEMBLER'А
ТАКЖЕ И НА C ,КОТОРЫЙ ДАЕТ КОД , ПО ЭФФЕК-
ТИВНОСТИ УСТУПАЮЩИЙ ASSEMBLER'У РАЗА В 1.5
СО  ВСТАВКАМИ НА ЧИСТОМ АССЕМБЛЕРЕ. ТЕПЕРЬ
pc: БЫЛО  ВРЕМЯ, КОГДА  ПИСЮКИ НЕ ПОРАЖАЛИ
ВСЕХ  СКОРОСТЬЮ  И  ПАМЯТЬЮ, ТОГДА  ПИСАЛИ
ПРОГРАММЫ БОЛЕЕ ГИБКО ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ ВОЗМОЖ-
НОСТЬ ПРОЦЕССОРА. ВРЕМЯ ШЛО ,СКОРОСТЬ РОС-
ЛА,ПАМЯТЬ РОСЛА И ПОdoomАЛИ ПРОГРАММИСТЫ:
"А  ЗАЧЕМ  НАМ СЕБЯ УТРУЖДАТЬ ? МЫ НАПИШЕМ
НА ПАСКАЛЕ,ВСЕ РАВНО ЧЕТВЕРКА ПОТЯНЕТ,А НА
ТРОЙКИ  МЫ  НАЧХАЕМ...  И  ПОШЛО, ПОЕХАЛО.
СНОВА ШЛО ВРЕМЯ ,РОСЛА СКОРОСТЬ ,РОСЛА ПА-
МЯТЬ,  И  ПОdoomАЛИ ПРОГРАММИСТЫ :"А ЗАЧЕМ
НАМ  МУЧИТЬСЯ  НА  PASCAL'Е  ?  НАПИШЕМ НА
CLIPPER'Е,  ПЕНЬ  ПОТЯНЕТ,А  ДРУГИЕ  ПУСТЬ
СЛЕЗАЮТ СО СВОИХ УСТАРЕВШИХ МАШИН." В ИТО-
ГЕ  ПОЛУЧИЛОСЬ ,ЧТО ТЕ ЗАДАЧИ,КОТОРЫМИ ТАК
ГОРДЯТСЯ  ПИСЮЧНИКИ, МОГЛИ БЫ ВПОЛНЕ РАБО-
ТАТЬ  НА 386/25, А НЕ НА ПНЕ СТОШЕСТИДЕСЯ-
ТОМ.  ДАЖЕ  ПИСЮЧНЫЕ  ЖУРНАЛЫ ,В ЧАСТНОСТИ
НЕБЕЗИЗВЕСТНЫЙ  "КОМПЬЮТЕР  ПРЕСС"  ПИСАЛИ
ПРО ТО,ЧТО ПРОГРАММА ПЕЧАТИ СТРОКИ НА ЭТОМ
СЛАВНОМ ЯЗЫКЕ (ЭТО Я ПРО CLIPPER) ЗАНИМАЕТ
150К, СОПРОВОЖДАЯ СИЕ СЛОВАМИ  ПРО ТО, ЧТО
ЭТО, КОНЕЧНО,МНОГОВАТО, НО В ПРИНЦИПЕ ПОЙ-
ДЕТ...  ВЫ ТОЛЬКО ВДУМАЙТЕСЬ :150К - ПРОГ-
РАММА   ПЕЧАТИ   !!!  А  ВИНДЫ,КОТОРЫЕ  НА
486DX2/66 ТОРМОЗЯТ ТАК,КАК БУДТО ОНИ НАПИ-
САНЫ НА BASIC 48 С ВЫКЛЮЧЕННЫМ ТУРБО-РЕЖИ-
МОМ ... А КАК СОЗДАЮТСЯ НОВЫЕ ВЕРСИИ ПРОГ-
РАММ ? БЕРЕТСЯ СТАРАЯ, НЕМНОГО ПРИТОРМАЖИ-
ВАЕТСЯ (ЧУУТЬ-ЧУТЬ, ТАК,ЧТОБЫ НА ТЕХ МАШИ-
НАХ, НА КОТОРЫХ ОНА РАБОТАЛА,СТАЛА БЫ ТОР-
МОЗИТЬ,А НА ТЕХ,НА КОТОРЫХ ТОРНОЗИЛА,СТАЛО
БЫ  НЕВОЗМОЖНО  РАБОТАТЬ), УБИРАЕТСЯ  ПАРА
СТАРЫХ ГЛЮКОВ, ДОБАВЛЯЕТСЯ ПАРА НОВЫХ, ДА!
БУФЕРКИ  ЕЩЕ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ РАЗИКА В 2... И
ГОТОВО  !  ТЕПЕРЬ  МОЖНО  КРИЧАТЬ  НА ВЕСЬ
МИР,ПРО НОВУЮ,КРУТУЮ ВЕРСИЮ ! А ЧТО ДЕЛАТЬ
ЮЗЕРАМ  ?  ДЫК, РЕЦЕПТ  ПРОСТ : БЕРЕШЬ ПА-
РУ-ТРОЙКУ    СОТЕН    БАКСОВ    И    ИДЕШЬ
UPGRA'ДИТЬСЯ. 
    НУ, ЛАДНО, ВСЕ СКОРОСТЬ ДА СКОРОСТЬ, А
КАК  ТАМ НА AMIG'е С ПАМЯТЬЮ ? НА AMMY ВСЕ
ПРОГРАММЫ   ОПРЕДЕЛЯЮТ   НАЛИЧИЕ  ДОПОЛНИ-
ТЕЛЬНОГО ОЗУ И АВТОМАТИЧЕСКИ ЕГО ИСПОЛЬЗУ-
ЮТ, ТЕМ САМЫМ ОТПАДАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕ-
ПОДКЛЮЧЕНИЙ  ДРАЙВЕРОВ  И  Т.Д. РАСШИРЕНИЕ
ПАМЯТИ  НА AMMY ВОЗМОЖНО СТАНДАРТНЫМИ SIMM
МОДУЛЯМИ  ДО  128MB.  Ну  и  куда  же  нам
столько  ?  Может можно обойтись и меньшим
количеством  ОЗУ ? Если не планировать го-
нять софт от Макинтоша и навороченные гра-
фические пакеты, вполне даже хватит восьми
мегабайт.   Если   планировать   -   лучше
шестнадцать  или  больше - зависит от пот-
ребности.  А причем тут софт от Макинтоша?
Поскольку  на Амиге и Макинтоше одинаковые
процессоры,  то  Амига с помощью программы
ShapeShifter  позволяет  исполнять софт от
Макинтоша непосредственно, без программной
эмуляции  центрального процессора. Это оз-
начает,  что  скорость  работы софта будет
такой же, как и на Мак'е с соответствующим
процессором.  Благодаря этому нам доступен
весь  популярный  софт  -  MS  Word, Adobe
Photoshop  и  прочие  известные программы.
Поскольку  Макинтош в отношении требований
к  памяти - машина весьма прожорливая, па-
мяти  нужно не меньше, чем на реальном Ма-
ке. И не стоит ровнять требования к памяти
у  AMIG'и  и pc - это принципиально разные
платформы.  На  pc  -  всем  известно, что
меньше 32М - уже не компьютер.
    ТЕПЕРЬ ПАРУ ПРИМЕРОВ ПЕРЕНОСИМОСТИ ИГ-
РУШЕК С ПЛАТФОРМЫ НА ПЛАТФОРМУ:   
    ПРИМЕР  1:БЫЛА  НА  SPECCY  ТАКАЯ ИГРА
:NEBULUS, ЗАНИМАЛА  30К. И БЫЛА ТАКАЯ ИГРА
TOWER.ШЛА ОНА НА ДВОЙКЕ,СПРАЙТЫ И ВСЯ ГРА-
ФИКА  БЫЛА  ТОЧНОЙ  КОПИЕЙ NEBULUS'А, СКО-
РОСТЬЮ  ОСОБОЙ ТАКЖЕ НЕ ОТЛИЧАЛАСЬ (ПОТОР-
МОЗНЕЕ NEBULUS'А ЧУТЬ-ЧУТЬ) И ЗАНИМАЛА ОНА
350К.                
    ПРИМЕР 2:ЕСТЬ ТАКАЯ ИГРА MORTAL COMBAT
II. ЕСТЬ  ОНА  НА pc. ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО ЛУЧШЕ
ВСЕГО  ОНА  ИДЕТ  НА  ПНЕ.  И  ЕСТЬ ОНА НА
AMIG'Е  600. И ИДЕТ ОНА НА 7 МГЦ, НА 1 МГБ
И  НА 4-Х ДИСКЕТАХ. ПРИЧЕМ ПОПРОБУЙ ОТЛИЧИ
ОДНУ ОТ ДРУГОЙ !
    И  СНОВА ВЕРНЕМСЯ К AMIG'Е И ПОГОВОРИМ
ПРО   МНОГОЗАДАЧНОСТЬ.  НЕT, НЕ  ПРО  ВИН-
ДОВСКУЮ,  А  ПРО  НАСТОЯЩУЮ!   СЕГОДНЯШНИЕ
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ    ПИСЮКОВ, НАВЕРНОЕ   СМУТНО
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ,ЧТО  ЭТО ЗА ПРЕДМЕТ ТАКОЙ, А
МЕЖДУ ТЕМ РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
С  САМОГО  НАЧАЛА БЫЛО ПОВЕРНУТО В СТОРОНУ
МНОГОЗАДАЧНОСТИ.  ЭТО БЫЛО ЕЩЕ В ЭПОХУ ШИ-
РОКОГО  РАСПРОСТРАНЕНИЯ  ТЕРМИНАЛЬНЫХ СИС-
ТЕМ,  ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА РАБОТУ НЕСКОЛЬКИХ
ЧЕЛОВЕК  ОДНОВРЕМЕННО. НАПРИМЕР СТАРЕНЬКАЯ
МАШИНКА  VAX/VMS  ПО  МОЩНОСТИ  С  СРЕДНЮЮ
ТРОЙКУ  (ВЫПУЩЕННАЯ КСТАТИ В СЕРЕДИНЕ 70Х)
ПОЗВОЛЯЕТ  СВОБОДНО РАБОТАТЬ 5 ОПЕРАТОРАМ.
ЭТО  ВОЗМОЖНО БЛАГОДАРЯ МОЩНЕЙШЕЙ АППАРАТ-
НОЙ   ПОДДЕРЖКЕ  МНОГОЗАДАЧНОСТИ,  НАЛИЧИЮ
ВИРТУАЛЬНЫХ АДРЕСОВ, АВТОМАТИЧЕСКОМУ КВАН-
ТОВАНИЮ ВРЕМЕНИ МЕЖДУ ПРОЦЕССАМИ В ЗАВИСИ-
МОСТИ  ОТ ПРИВЕЛЕГИЙ И, ЕСТЕСТВЕННО, СООТ-
ВЕТСТВУЮЩЕЙ  ОС.  В ОБЩЕМ, ЭТИ ЖЕ ПРИНЦИПЫ
РЕАЛИЗОВАНЫ И НА AMIGЕ, НО ВСЯ МОЩЬ МНОГО-
ЗАДАЧНОСТИ   ЗДЕСЬ   РАБОТАЕТ   НА  ОДНОГО
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ  (ВСПОМНИТЕ КОППЕР, БЛИТТЕР И
ПАУЛУ).  НА  ПИСЮКАХ  ДАВНО ХОТЕЛИ ЗАИМЕТЬ
СЕБЕ ТАКУЮ ШТУЧКУ, НО... УБОГАЯ АРХИТЕКТУ-
РА,НЕ МЕНЯВШАЯСЯ С 81 ГОДА НЕ ДАВАЛА ,ДА И
ПРОЦЕССОРЫ НЕ ПОЗВОЛЯЛИ. ХВАЛЕНАЯ МНОГОЗА-
ДАЧНОСТЬ  ФОРТОЧЕК  - ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ПСЕВ-
ДО-МНОГОЗАДАЧНОСТЬ,  ПРОГРАММНЫЙ ГЛЮК, ТАК
СКАЗАТЬ  , ПОСЕМУ И ТОРМОЗА... НУ НЕ ПРЕД-
НАЗНАЧАЛАСЬ  ПИСЮЧНАЯ АРХИТЕКТУРА ПОД МНО-
ГОЗАДАЧНОСТЬ  ! А на Амиге существует дос-
таточное  количество  операционных систем,
которые помимо многозадачности обеспечива-
ют  и мультиюзерность: AmigaOS, Amix (UNIX
System V), NetBSD, Linux, Minix, OS/9, etc
...  OS/9  -  очень "пpодвинутая" мультию-
зеpская опеpационная система. Она является
яpким пpедставителем ОС pеального вpемени,
но  ее  стоимость  довольно  доpога - Ами-
говская  веpсия стоит около 600 USD и дос-
таточно  пpожоpлива  к  аппаpатуpе. Amix -
это выпускавшаяся еще Commodore его лицен-
зионная веpсия UNIX System V, существовали
даже  специальные  UNIX Амиги A3000UX, уже
поставлявшиеся с UNIX. Помими AmigaOS дос-
таточно доступна и NetBSD Amiga. Достаточ-
но  много  Амиговских сервеpов в Интернете
стоит не под AmigaOS, а под NetBSD.
    УСТРОЙСТВА, ПОДКЛЮЧАЕМЫЕ К AMMY:ПАРАЛ-
ЛЕЛЬНЫЙ  ПОРТ: ПРИНТЕРЫ - ПОДКЛЮЧАЕТСЯ ЛЮ-
БОЙ ПРИНТЕР,ВСЕ ПРОГРАММЫ НОГУТ РАБОТАТЬ С
ВАШИМ   ТИПОМ   ПРИНТЕРА   ЧЕРЕЗ   ДРАЙВЕР
,SCANNER  - ПОЗВОЛЯЕТ ОЦИФРОВЫВАТЬ ТВЕРДЫЕ
КОПИИ   ИЗОБРАЖЕНИЙ.  DIGITIZER  ПОЗВОЛЯЕТ
ОЦИФРОВЫВАТЬ  ВИДЕО  ИЗОБРАЖЕНИЯ  В  СТАН-
ДАРТНОМ ФОРМАТЕ. SAMPLER - ПОЗВОЛЯЕТ ОЦИФ-
РОВЫВАТЬ  ЗВУК И СОЗДАВАТЬ SAMPLER-ИНСТРУ-
МЕНТЫ.  РАЗЪЕМ  PCMCIA  :  ЕСЛИ  ВАМ  ВЛОМ
ПОДКЛЮЧАТЬ ВИНЧЕСТЕР ЧЕРЕЗ ВСТРОЕННЫЙ РАЗ-
ЪЕМ,ТО МОЖНО ТЫКНУТЬ ЕГО В PCMCIA. СЮДА ЖЕ
СУЕТСЯ  И  CD-ROM  ,ЧТО  ДЕЛАЕТ  КОМПЬЮТЕР
(AGA) СОВМЕСТИМЫМ С ПРИСТАВКОЙ CD32, МОЖНО
ТАКЖЕ  ПОДКЛЮЧИТЬ WORM ДИСКИ ИЛИ ПЕРЕЗАПИ-
СЫВАЕМЫЕ  ОПТИЧЕСКИЕ  ДИСКИ.  Благодаря CD
ROM  существует  возможность  сэмплировать
звук ,если это позволяет CD-ROM (например,
ATAPI IDE Panasonic CR-572B позволяет точ-
но),   используется,  например,  программа
TRKDownLoad  из  пакета  atapi_p'n'p. Звук
сбрасывается  на винчестер с любой разряд-
ностью  (16bit,  8bit, ADPCM), стерео/моно
по  желанию,  с любой частотой дискретиза-
ции. С помощью программы AtapiCheck из то-
го  же  пакета  можно выяснить возможности
конкретной подключенной модели CD-ROM. По-
лученный  саунд-трек  можно  послушать ис-
пользуя, например, программу Play16, пони-
мающую  форматы  WAV,  AIFF, IFF, и просто
RAW  (только звуковые данные, без заголов-
ка).  Максимальная  частота  дискретизации
звука - около 60 килогерц, равна удвоенной
частоте  строчной развертки монитора (звук
выбирается  из  памяти по DMA при обратном
ходе луча). Можно слушать не только MOD,но
и   S3M,   XM,   MTM,   etc.   с   помощью
Delitracker, PS3M, HIP и много других пле-
еров.  Hо  - чем больше каналов, тем более
быстрая  нужна  машина. 68030/50MHz хватит
вполне. Хотя восьмиканальные более - менее
играет и нерасширенная A1200... Существуют
и  специальные музыкальные редакторы, поз-
воляющие  писать  музыку  самому. Но выбор
редактора определяется целью написания му-
зыки. Если музыка пишется с целью вставить
ее  в какую-нибудь игрушку, демошку и т.п.
-  лучше  в ProTracker-е. Причина проста -
4-х  канальная  музыка играется хардверно,
не  занимая  времени машины и не мешая ос-
новной программе. Если цель - писать музы-
ку  как  таковую,  самый  лучший вариант -
Symphonie Pro. 255 каналов 16-битного зву-
ка  с  возможностью записи саунд-трека для
CD.  Если  есть  хороший синтезатор с MIDI
интерфейсом,  можно воспользоваться много-
численными  секвенсорами  типа Bars&Pipes.
Самый  лучший по качеству вариант - купить
и подключить WaveTable-карту от PC (напри-
мер,  YAMAHA DB50XG) - это дочерние платы,
которые   "вешаются"   на  саундкарты  PC.
Подключается  такая плата через последова-
тельный порт. Туда же можно подключить лю-
бой  синтезатор, имеющий MIDI интерфейс. С
несколько  худшим  качеством  MIDI  музыку
можно  слушать  и  программно,  при помощи
программы  GMPlay  (однако  она критична к
быстродействию машины).
    ЕСЛИ ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ ВСТРОЕННЫЙ ДИС-
КОВОД  3.5~  ТО ПОДКЛЮЧИТЕ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ НА
ВЫБОР  :5.25~/3.5~  ,DD/HD/SD  (3520KB  ON
STANDART  HD  DISK). ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
ВСТАВЛЯЕТСЯ  В 32Х РАЗРЯДНЫЙ СЛОТ РАСШИРЕ-
НИЯ.
    ЕСЛИ   ВАС   НЕ  УСТРАИВАЕТ  ПРОЦЕССОР
,СТАВЬТЕ  M68030/  68040/ 68050/ 68060 ...
Или акселератор. А что это, собственно го-
воря, такое ? Это плата, вставляемая, нап-
ример,  в  A1200  и ускоряющая ее работу в
несколько раз. Поскольку время не стоит на
месте,  требования  к  скорости  и  памяти
компьютера постоянно увеличиваются, и сто-
ящего  в базовом варианте процессора 68020
и  двух  мегабайт RAM начинает не хватать.
Чтобы  каждый  раз  не переразводить плату
машины,  а  юзеров не заставлять маяться с
постоянными  покупками/продажами очередной
"материнки" и связанными с этим проблемами
(например:  нужно разбирать комп, а он мо-
жет быть на гарантии; а как быть, если че-
ловек  его  и  разобрать-то не сумеет?), у
Амиги предусмотрена возможность блокировки
имеющегося  процессора,  после чего в дело
вступает CPU, стоящий на акселераторе. Уз-
кие места шины: память и SСSI контроллер -
вынесены  на  сам акселератор. Акселератор
вставляется  в trapdoor expansion slot под
клавиатурой А1200, и после установки маши-
на  сразу готова к работе. А на А4000 про-
цессор  изначально стоит на отдельной пла-
те,  установленной  в  CPU slot, благодаря
чему она просто меняется на новую.
    Также  имеется  возможность  поставить
батарейку и получить энергонезависимый ка-
лендарь/часы.
    А  для  расширения графических возмож-
ностей  AMIG'и  существуют GENLOCK'и. Это
плата  или отдельное устройство, позволяю-
щее "накладывать" изображение от компьюте-
ра  на видеосигнал. С его помощью делается
простейший  видеомонтаж:  наложение титров
на  видео,  врезка  созданных  компьютером
изображений в фильм... Общий принцип рабо-
ты  таков:  на  экране  рисуется картинка,
один  из цветов на которой является "проз-
рачным",  то есть вместо точек этого цвета
будет видно видеосигнал.
    СЕЙЧАС  В  МИРЕ ПИСЮК БОЛЬШУЮ ПОПУЛЯР-
НОСТЬ ПРИОБРЕЛИ РАЗЛИЧНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕ-
ТИ. ЕСЛИ ВЫ ДУМАЕТЕ,ЧТО НА AMMY ВЫ ОСТАНЕ-
ТЕСЬ  В  СТОРОНЕ  ОТ ЭТОГО ДВИЖЕНИЯ, ТО ВЫ
КРУТО  ОБЛАЖАЛИСЬ. НА AMMY СУЩЕСТВУЕТ ВОЗ-
МОЖНОСТЬ  ПОПАСТЬ ВО ВСЕ СЕТИ, КОТОРЫЕ СУ-
ЩЕСТВУЮТ  ДЛЯ ПИСЮК ПЛЮС AMINET: СПЕЦИАЛИ-
ЗИРОВАННАЯ AMIGОВСКАЯ СЕТЬ. КАК ГОВОРИЛОСЬ
В  ИЗВЕСТНОЙ РЕКЛАМЕ, ДЛЯ ЭТОГО НУЖЕН ЛИШЬ
КОМПЬЮТЕР, МОДЕМ И  ВСЕ !!! ТЕЛЕМАРКЕТ !!!
Но! А есть ли почтовый софт ? Естественно.
Hаиболее  часто  используемые у нас пакеты
Spot (наилучший вариант для пойнта) и Mail
Manager (для ноды). Самый известный мейлер
-  Trapdoor.  Мейлеры здесь bink-style. По
субъективным  оценкам,  почтовый  софт  на
Амиге наиболее удачный, по сравнению с по-
добным  софтом на всех остальных известных
платформах   (UNIX,   MS-DOS,  MS-Windows,
MacOS).   
    Многих  беспокоит проблема русификации
AMIG'и. И этот вопрос не должен вас беспо-
коить.  Уже существует и WORK BENCH, пере-
веденных  на русский язык и множество дру-
гих   программ.  Единственная проблема-это
затруднительность использования горячо лю-
бимой  синклеристами и фидошниками 866 ко-
дировки  в народе именуемой ГОСТ-Альтерна-
тивной. Это происходит из-за того,что сим-
волы  от 0x80 до 0x9f являются служебными.
Поэтому  софт  и не обязан с ней работать.
Однако   на   практике   и  почтовый  софт
(Spot/MailManager)       и       редакторы
(ED/GoldED/DevPAc)  позволяют работать и с
866 кодировкой. В настоящее время произво-
дится обсуждение стандартной русской коди-
ровки  для AMIG'и. Претендентов два: коди-
ровка   Д.Михайлова  и  кодировка  windows
(1251).                              
    ЕСЛИ  ВАМ НАДО РАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ, ТО
НА  ВАШ  ВЫБОР  ГОРА  ТЕКСТОВЫХ  ПРОЦЕССО-
РОВ,НАПРИМЕР, WORDWORTH 4SE,КОТОРЫЙ ПОЗВО-
ЛЯЕТ   ДОБАВЛЯТЬ  ГРАФИКУ  В ДОКУМЕНТ, ИС-
ПОЛЬЗОВАТЬ  ЛЮБЫЕ  ШРИФТЫ.  РЕДАКТОР ИМЕЕТ
ВСТРОЕННУЮ   КОРРЕКЦИЮ ОШИБОК (ВОТ  БЫ  НА
SPECCY ТАК!),ВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ТЕКСТ В
ВИДЕ  ТАБЛИЦЫ,  ИМЕЕТСЯ  СИСТЕМА  МАКРОСОВ
(ТОКЕНОВ)  (BASIC 48 RULEZ !!!), МАСШТАБИ-
РОВАНИЕ СЛОВ ТАК,ЧТОБЫ ОНИ ПРИНИМАЛИ ФОРМУ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ  ФИГУР, МОЖНО СОГНУТЬ ТЕКСТ
КОЛЬЦОМ,ВОЛНОЙ ИЛИ КАК ВАМ УГОДНО,РАСПОЛО-
ЖИТЬ  ТЕКСТ ПОД ЛЮБЫМ УГЛОМ И РАСКРАСИТЬ В
ЛЮБЫЕ ЦВЕТА... ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СИСТЕМЫ ПОЗВО-
ЛЯЮТ  ЕЩЕ БОЛЬШЕ ИЗВРАТИТЬ БЕДНЫЕ БУКОВКИ:
РАЗМЕСТИТЬ ИХ С ТОЧНОСТЬЮ ДО 0.1 ММ ,ОБТЕ-
КАТЬ    ТЕКСТЫ  КАРТИНКАМИ, ИЛИ   КАРТИНОК
ТЕКСТОМ, МАСШТАБИРОВАТЬ  ЧТО   УГОДНО, ГДЕ
УГОДНО И СКОЛЬКО УГОДНО,ВОЗМОЖНО ЗАСТАВИТЬ
ТЕКСТ ЗАПОЛНИТЬ ЛЮБУЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФОРМУ
ВНУТРИ ИЛИ ОБТЕКАТЬ ЕЕ СНАРУЖИ.
    ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПОСЧИТАТЬ ЕСТЬ ЭЛЕКТРОН-
НЫЕ ТАБЛИЦЫ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ПОЧТИ ТАКЖЕ
ИЗВРАЩАТЬСЯ, НО С ЧИСЛАМИ (FINAL CALC).
    ДЛЯ  ЛЮБИТЕЛЕЙ ПОБАЗИТЬ ДАННЫМИ ЕСТЬ И
ТАКАЯ  РАДОСТЬ: DIGITAL DATASTORE - ГРАФИ-
ЧЕСКАЯ БАЗА ДАННЫХ.
    ДЛЯ  ПРОГРАММИСТОВ ТОЖЕ НЕМАЛО ВСЯКОГО
ДОБРА:   BASIC, AREXX (ВСТОРЕННЫЙ  В  AMMY
ЯЗЫК), С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО МОЖНО ОБЩАТЬСЯ С
УЖЕ ГОТОВЫМИ ПРОГРАММАМИ,МНОГИЕ ИЗ КОТОРЫХ
ИМЕЮТ "ПОРТ" ДЛЯ AREXX. ИМЕЮТСЯ ТАКЖЕ ЯЗЫ-
КИ  BLITZ  BASIC  И AMOS, НА КОТОРЫХ МОЖНО
УЖЕ ПИСАТЬ ИГРЫ,ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ ПРЕДЛА-
ГАЮТСЯ  ЯЗЫКИ  C. Их несколько. Storm C++,
SAS  C++,  Dice  C++,  MAXXON C++ (все эти
компиляторы  соответствуют  стандарту AT&T
3.0).  Самый  "крутой"  из них - Storm C++
вместе  со  Storm  Wizard.  Есть еще и GNU
C++,  но  это уже для любителей писать под
UNIX  (хотя  внутри AmigaOS, в сущности, и
есть  UNIX, и очень много софта пеpекомпи-
лиpовано  под AmigaOS именно с UNIX'а пос-
редством того же GNU C).SAS C++ также поз-
воляет  переносить  исходники с других ма-
шин. ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЛЮБИТ C ИМЕЮТСЯ ТАКЖЕ
AMIGA  "E"  FORTRAN,COBOL,LOGO,ETC... НУ И
КОНЕЧНО, ASSEMBLER... 
    СУЩЕСТВУЮТ   ТАКЖЕ   ПАКЕТЫ,СПЕЦИАЛЬНО
ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАБОТУ С ГРАФИКОЙ,НАЧИ-
НАЯ С ОБЫЧНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ ,ПОЗ-
ВОЛЯЮЩИХ  СОЗДАВАТЬ КАРТИНКИ ДО СЛОЖНЕЙШИХ
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТРЕХМЕРНЫХ RAY
TRACING СПЕЦЭФФЕКТОВ,ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ СОЗ-
ДАНИИ ФИЛЬМОВ.ЕСЛИ ВЫ ДУМАЕТЕ,ЧТО ДЛЯ ЭТО-
ГО НУЖНА СЛИШКОМ КРУТАЯ AMIGА,ТО ВЫ ОШИБА-
ЕТЕСЬ,СУЩЕСТВУЮТ  ПАКЕТЫ  (НАПРИМЕР,CINEMA
4D),РАБОТАЮЩИЕ ВСЕГО В 2Х MB ПАМЯТИ И НЕМ-
НОГО БОЛЕЕ ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЕ,НО НАМНОГО БОЛЕЕ
КРУТЫЕ -КАК REAL 3D... ВОЗМОЖНОСТИ ПО СОЗ-
ДАНИЮ РЕКУРСИВНОЙ ГРАФИКИ ТОЖЕ НЕ ХУЖЕ,ЧЕМ
У ДРУГИХ ПЕРСОНАЛОК. ФРАКТАЛЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
ДЛЯ ГЕНЕРАЦИИ ЛАНДШАФТОВ,МАКСИМАЛЬНО ПРИБ-
ЛИЖЕННЫХ  К  РЕАЛЬНОСТИ,  А  ТАКЖЕ ПРЕДМЕ-
ТОВ, ТАКИХ КАК КАМНЕЙ,ДЕРЕВЬЕВ,ETC... VIST
LITE ЛУЧШИЙ ГЕНЕРАТОР ФРАКТАЛЬНЫХ ЛАНДШАФ-
ТОВ.  ЕМУ  ТРЕБУЕТСЯ  ВСЕГО  2 MB RAM И ВЫ
СМОЖЕТЕ ГЕНЕРИРОВАТЬ ЦЕЛЫЕ МИРЫ .
    Hа Амиге существует множество эмулято-
ров  других  платформ.  В том числе - даже
самой  Амиги. Практически, есть достаточно
качественные  эмуляторы  ZX  Spectrum (что
будет   очень  удобно  пользователям  этой
платформы, переходящим на Амигу и не жела-
ющим   оказаться  в  абсолютно  незнакомой
обстановке),  IBM PC 80486 и Pentium (реа-
лизующие динамическую трансляцию кода, что
резко повышает производительность), Yamaha
MSX-2,    Apple-2,   Atari   VCS/XL/XE/ST,
Commodore-64,   Amstrad,   GameBoy,   BBC,
TRS-80,  Sinclair-QL и множества менее из-
вестных  компьютеров и консолей. Скоро бу-
дет  готов  эмулятор  БК0010/0011. А вот с
эмуляцией  Амиги на других платформах воз-
никают  некоторые  сложности.  UNIX  AMIGA
Emulator  (UAE) существует для практически
всех  платформ, включая саму Амигу. Досту-
пен  в исходных текстах на языке C. Эмули-
рует  чипсет  OCS (1984 года), требует бе-
зумно  большой скорости процессора для бо-
лее-менее нормальной работы (на уровне хо-
рошей  рабочей  станции). Тем не менее, во
многих случаях он не в состоянии воспроиз-
вести графику и звук, полностью идентичные
оригиналу.  Эмуляторов  ECS и AGA, то есть
современных Амиг, не существует.
    На этом позвольте попрощаться и напос-
ледок выразить надежду, что Амижники, про-
читав  эту  статью  больше  узнают о своем
компьютере,  а  пользователи  pc  будут  с
большим   уважением  относиться  к  другим
платформам.               
-----------------------------------------------------------





Другие статьи номера:

Amiga Sensor - Амига, PC, Спектрум - плата за Rulez.

Amiga Sensor - Вирусы на AMIG'е.

Amiga Sensor - Комментарии...

Amiga Sensor - О моделях Амиги.

Coding - Как перехватить Magic и Reset на компьютере ZS256.

Software - Игрушки. Обзор новинок: Fizzy, Empire demo, Megaball demo, Chopper Duel.

Software - Новинки демосцены: Binary Love, Shit 4 Brains, Nomenon.

Software - Описание программ: Amazing screen optimizer.

Software - Описание программ: Macro Modem v2.20

Software - Описание программ: Visual Turbo Copier.

Аперативчик - Об управлении в обoлочке Deja VU #02

Аперативчик - От авторов.

Доска почета - О пиратстве и лицензировании.

Доска почета - Отклики читателей о журнале.

Капля припоя - XTR-Modem & Soft: Vicomm.

Капля припоя - Чем лучше дисковод 3,5'?

Проба пера - "Спайк в Тронсильвании" (новелла к игре).

Проба пера - Рассказ "Война продолжается" (продолжение: глава 2,3)

Реклама - Реклама и объявления ...

Семь и 1/2 - ...почти крылатые Выражения.

Семь и 1/2 - "Страшилки" - анталогия черного юмора.

Семь и 1/2 - 65 анекдотов...

Семь и 1/2 - Virtual'но Амижный синдром.

Семь и 1/2 - Рассказ "Падал прошлогодний снег".

Тема - Enlight'97 - глазами очевидца.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Мини-анкета - Чего вы больше всего ждёте в новых версиях AC Edit.
PartyZone - Chaos Constructions'o1 ZX results.
Scene - buzz, sweet buzz: "газета Buzz. Да, да, да, тот самый тот, который радовал нас долгие годы и месяцы. Вспомним его".
Прикол - Киносценарий к фильму "Рокки 4+".
Сетевые новости - Устав сети SPbZXNet.

В этот день...   21 ноября