|
RUSH
#02
30 ноября 1999 |
|
Развитие платформы - новая звуковая карта для Спектрума DMA UltraSound Card.

------------------------------------------
░░░░░░░░ ░░░░░
░▒▒▒▒▒▒▒▒░ ░▒▒▒▒▒░░
░▒▓▓▓▓▓▓▓▓▒░ ░ ░ ░▒▓▓▓▓▓▒▒░
░▒▓████████▓▒░░▒░ ░▒░░▒▓█████▓▓▒░
░▒▓███▓▓███▓▒▒▓▒░ ░▒▓▒▒▓███▓▓███▓▒░
░▒▓███▓▒▓███▓▓█▓▒░ ░▒▓█▓▒▓███▓▒▓███▓▒░
░▒▓███▓▒▓███▓▓██▓▒░▒▓██▓▓███▓▒▒▓███▓▒░
░▒▓███▓▒▒▓███▓▓███▓▒▓███▓▓███▓▒▒▒▓███▓▒░
░▒▓███▓▒▒▓███▓▓████▓████▓▒▓███▓▓▓████▓▒░
░▒▓███▓▒▒▓███▓▓█████████▓▒▓██████▓███▓▒░
░▒▓███▓▒▒▓███▓▒▓███▓█▓███▓▒▓███▓▓▓▒▓███▓▒░
░▓▓███▓▓▓███▓▒▒▓███▓▓▓███▓░▒▓███▓▒▒▓███▓▒░
▒▓█████████▓▒░░▒▓▓▓▒▒▒▓▓▓▒░▒▓███▓▒▒▓███▓▒░
░▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▒░ ░▒▒▒░░░▒▒▒░ ░▒▓▓▓▒░░▒▓▓▓▒░
░▒▒▒▒▒▒▒▒▒░ ░░░ ░░░ ░▒▒▒░ ░▒▒▒░
░░░░░░░░░ Ultrasound Card ░░░ ░░░
I. Глава самая важная.
------------------------------------------
1. Введение
Так что же такое это загадочное слово-
DMA Ultrasound Card? Сколько всяких неле-
пых вымыслов и слухов окутало этот девайс,
как никакой из всех ранее созданных для
SPECCY. И по сей день идут жаркие споры в
fido, и самое интересное в том, что спорят
юзеры никогда ранее не видевшие эту карту
и не слышавшие ее звучания. И вот теперь,
когда основная работа по созданию DMA
Ultrasound Card уже за плечами, мы решили
написать эту статью, чтобы раз и навсегда
покончить со всеми этими нелепыми выдумка-
ми.
Итак, что же такое DMA Ultrasound Card
прежде всего это звуковая карта, построен-
ная на принципе прямого доступа к памяти
(Direct Memory Access), имеющая некоторые
дополнительные функции (см. ниже).
2. Техническая характеристика.
Чтобы все всем было понятно привожу
техническую характеристику карты с кратки-
ми пояснениями.
Количество каналов*bit: 4*8
Громкость: 0-63 (6 бит)
Частота дискретизации: до 3.5МГц(не кГц!)
Чаще всего возникают вопросы (споры) о
частоте дискретизации,обьясню подробно:
м\с i8237A (аналог - КР1810ВТ37) рабо-
тает, по схеме, с максимальной частотой
выборки 3.5МГц(7МГц некоторые модифика-
ции при TURBO), найти такое применение
в области звука весьма сложно,т.к. мак-
симальная частота дискретизации .wav -
48кГц. Поэтому во всех характеристиках,
связанных со звуком, пишется 48кГц.
Обслуживаемая память: до 1Мб
(с возможностью обслуживания до 16Мб).
Макс. размер сэмпла: до 64кб
(т.к. DMA видит страницы не по 16кб,как
Z80, а по 64кб!). Вообще длина сэмпла
не ограничена,она просто разбивается на
отрезки кратные 64кб.
3. Дополнительные возможности DMA
1. DMA Ultrasound Card представляет воз-
можность использования дополнительно 2-х
таймерных прерываний с частотой от 30Гц до
1.7МГц. Для чего это нужно? Это уже дело
программиста.
2. Использование картой ОЗУ компа дает
возможность использовать ее как акселера-
тор для работы с блоками. Аналог команды
ldir процессора Z80 выполняется за 8 так-
тов на байт при частоте контроллера
3.5МГц, и за 4 такта при частоте 7МГц.
Т.к. размер банка DMA - 64кб, против 16кб
Z80, то можно делать пересылку блоков
между страницами.
3. Программный тормоз компутера. В тес-
товом режиме контроллер DMA выдает только
запрос прямого доступа к памяти, а сигналы
выборки не формирутся. Поэтому единствен-
ный видимый эффект - это замедление работы
компьютера.В этом режиме контроллер выдает
максимум 437500 обращений к памяти в се-
кунду, что приводит к торможению компа на
50%. Этот режим дает возможность подбором
частоты обращенй установить любую скорость
работы компьютера.
4. Нельзя не сказать о том, что с DMA
возможно проигрывание с HDD .wav-ов 44кГц,
стерео, с CD качеством, в realtime неогра-
ниченной длины.
Какая от этого польза?-спросите Вы, да
вот какая: полноэкранный мультиколор или
сколл полного экрана за 2/3 INT'а (при
7МГц - за 28000 тактов). Программным путем
можно выставить любой INT (сверху-вниз).
Т.к. сэмпл проигрывается по прерываниям,
то можно проигрывать запакованный сэмпл с
распаковкой в реальном времени.
Кстати, проигрывание .mod ведется по
прерываниям, за INT тратится 1000 тактов
Z80 (9000 в пике).
4.Программное обеспечение.
ПО для данной карточки написано уже до-
вольно таки не мало, это и муз. редактор
адаптированный под DMA -всеми любимый Dig.
Studio, .mod-, .wav - плейеры, FX-микшер,
утилита установки скорости работы компа-
FreeSpeed, библиотека звуковых эффектов -
DSI, целая куча полностью озвученных игру-
шек и т.д., и т.п. Сейчас пишется и другой
софт.
Одно из самых больших достоинств карты
это то,что любая программа, написанная под
DMA, не вешается при отсутствии таковой (в
отличие от GS). Поэтому ничто не мешает
вам, к примеру, поиграть в игру под DMA,
просто музыкального сопровождения и эффек-
тов не будет.
DMA Ultrasound Card в отличие от Gene-
ral Sound разрабатывалась не только для
озвучивания игрушек (см. ZF#7 - ~Riff
Tracker~), это полноценная, профессиональ-
ная звуковая карта.
В последущих статьях я постараюсь дать
руководство по программированию карты, ме-
тодику сборки и отладки ее со всевоможными
тестами и советами,с помощью которых сбор-
ка карты сводится к минимальным затратам
времени и сил.
Кстати,о стоимости:DMA Ultrasound Card
обойдется баксов в 15-20 (GS стоит 50$!),
в зависимости от комплектующих, импортные
мелки стоят раза в 1.5 дороже. Ну и недели
2-3 для сборки и наладки.
Все кто заинтересовался или имеет какие-
либо вопросы по данной статье или по DMA
Ultrasound Card пишите по адресу:
85280, Украина, Донецкая обл.
г. Дзержинск, пос. Кирово,
ул.Юности 16/48
Михальченкову Дмитрию
или по телефону:
(06247)3-12-06,Андрей с 16°° до 21°°
------------------------------------------
to be continued...
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 27 октября