On-Line #04
01 октября 1995
  Pentagon  
  Железо  

Железо - Регистр атрибутов (порт #FF) , новый INT для Пентагона.

<b>Железо</b> - Регистр атрибутов (порт #FF) , новый INT для Пентагона.
╔══════════════════════════════════════════════════════════════╗
│			     ЖЕЛЕЗО			       │
╚══════════════════════════════════════════════════════════════╝

		    HELLO HACKERS & USERS ! ! !

Привет всем, кто любит заниматься аппаратной частью компьютера,
хотя эта статья может пригодиться и простым пользователям,
которые мало разбираются в "железяках".
Перед тем, как начать эту статью, я хочу немного ввести вас в
некоторые подробности, связанные с историей написания данной
статьи и, быть может, после этого у вас отпадет множество
вопросов...
Да, совсем забыл представиться! Я L.D.E. SOFT. Раньше (два года
назад) я сотрудничал с L.P.V. (т.к. мы вместе учились три года
за одной партой). Так вот, еще в те времена я начал заниматься
аппаратной частью Спектрума. Может быть, кто и видел мои творе-
ния под названием "PORT #FF", "-INT-", "AY-схема" ...
Да, "Порт #FF" до сих пор ходит по миру, но дело в том, что он
был ориентирован на "PENTAGON-128" и с профессиональной точки
зрения функционировал не совсем корректно. Правильнее было бы
сказать, что на самом деле та схема эмулировала работу фирмен-
ного железа. "Неправильность" работы схемы заключалась в том,
что там я применил дешифрацию адреса по "#FF" и еше кое-что. Но
по этому поводу я даю комментарий: такое схемное решение я при-
нял в связи с особенностями пентагона 128, а именно, мне не да-
вала жить спокойно времянка сигнала INT. Из-за нее у меня были
разногласия в схемном решении "Порта #FF". Дело даже было не в
том, что я не мог собрать нормальную времянку в Пентагоне, дело
было в том, что меня сбивали с толку разногласные справочные
данные (которые я мог в то время достать) по длительности и
местонахождению сигнала -INT- в кадровом синхроимпульсе. А из-за
этого мой "Порт #FF" (как он задумывался изначально и та схема,
которую вы видели на своих мониторах) упорно засорял шину данных
, а это неблагоприятно сказывалось на IM2. Но в конце концов я
все таки пришел к правильному решению данной задачи, но мной (и
L.P.V.) уже была выпущена демка со старой схемой "#FF'а". Я уже
готовил к выходу в свет новую демку с правильной (почти фирмен-
ной) схемой регистра атрибутов и новой схемой -INT-, но не судь-
ба была этим схемам увидеть свет... Так как я обломался на всю
катушку, меня забрали в ...  Армию !!! ..... Надеюсь, вы меня
поняли. Но мне все таки хотелось доделать начатое дело и, когда
я приезжал в отпуск (это было зимой 1994), то разговаривал с
SHISOFT'ом на счет статьи в "SPECTROFON". Он меня поддержал и
обещал опубликовать ее в "SPECTROFON", но так сложились обсто-
ятельства, что я так и не успел доработать материал, армия есть
армия. Конечно, сейчас кто-то скажет, мол для чего это я тут
распинаюсь не совсем в тему. Дело в том, что, когда я демобили-
зовался и вернулся на Спектрум, то обнаружил ряд статей различ-
ных авторов на тему "Порта #FF" и правильной времянки -INT-.
Причем, конкретно в одном из номеров ZX-РЕВЮ (1994 N4, стр.25)
некий Алексей Иванов из Москвы опубликовал мою (!) схему один к
одному (!) но под своим (C) (!!?). В доказательство, могу предъ-
явить все ту же демку со схемой, написанную мной 2.5 года назад
Тем более, этот криворукий Алексей Иванов передрал схему, совер-
шенно не думая (что доказывает его тупорылость по отнощению к
"железу", а там не знаю, может ты урод еше хуже, чем я могу по-
думать!). Дело в том, что микросхему 555АП6 я использовал пото-
му, что она у меня оставалась свободной на моей плате AY 8910.
Намного удобнее было бы использовать микросхему 555ИР23, т.к.
она вешается бутербродом на D37, кидаются 8 резисторов и монтаж
получается вполне аккуратным. Еще я читал много различных статей
на эту тему, но полностью согласен только с Кириллом Громовым.
Ну а так, как я тоже, можно сказать, внес свою лепту в это дело,
решил написать эту статейку для разъяснения сути дела. Чтобы
потом ко мне не посылали FUCK'и расплодившиеся авторы "Порта FF"
(это не относиться к люлям, которые работают самостоятельно, к
примеру Кирилл Громов) по поводу "авторских прав". На этом я
хочу закончить эту вступительную статью и перейду к техническому
описанию схем.

Во первых, хочу сразу сказать,что эта схема должна работать сов-
местно со схемой доработки сигнала -INT- (см.ниже). Дополнитель-
ная микросхема К555ИР23 (К1533ИР23) вешается бутербродом на D37
(обозначения по схеме "PENTAGON-128"),причем выводы: 3,4,7,8,10,
11,13,14,17,18,20 запаиваются один в один; от вывода 1 нужно
бросить перемычку на 8 ножку D10 (PENT.). к выводам 2,5,6,9,12,
15,16,19 подключаются резисторы, сопротивлением 1ком. другой
стороной резисторы подключаются в таком же порядке (по номерам
выводов) к микросхеме D39 (PENT.). При таком подходе монтаж по-
лучается довольно аккуратным. Схема полностью работаспособна и
не требует каких-либо настроек.(см рис.1)

Можно обойтись и без дополнительной микросхемы к555ИР23,просто
подпояв резисторы к выходу регистра атрибутов(D37 Pent.)-выводы 
2,5,6,9,12,15,16,19. И соответстевнно подключить их к шине дан-
ных. Потом необходимо отрезать вывод 1/D37(Pent.) от минуса
схемы и подать на него сигнал C5(BORD) с 8 ножки микросхемы D10.
Но сэкономив на микросхеме вам очевидно придется немножко подсс-
троить схему видеоконтроллера пентагона. Хотя в 4-х случаях из10
вам этого делать не придется. Дело в том,что после данной дора-
ботки на экране около бордюра(слева или справа) может появиться
полоска,шириной чуть тоньше точки. Полоска может еще появиться 
и в конце(или начале) атрибутов,что совсем уж неприятно. Связан-
но это явление с поздним открыванием регистра атрибутов видео-
контроллера относительно регистра точек. В таком случае необхо-
димо установить конденсатор емкостью 120 пФ. на 10ножку микро-
схемы D42(555ИР16). И методом подбора емкости данного конденса-
тора добиться исчезновения неприятного эффекта. Обычно емкость
конденсатора лежит в пределах от 50 пФ до 500 пФ. Если подбор
этого конденсатора не удается полностью избавиться от смещения 
атрибутов,то необходимо поставить дополнительный конденсатор
на 10ножку микросхемы D41,такой же емкости. После этого обычно
настройка заканчивается. Описанный эффект на некоторых пентаго-
нах проявляется и без установки "порта FF", так что данная ре-
комендация будет полезна и остальным.
Данные схемы регистра атрибутов были протестированны в течении
длительного времени и дурного воздействия на совместимость ком-
пьютера по IM 2  не оказывали. 

Теперь дело дошло до сигнала -INT-. Здесь можно много спорить и
я думаю, конкретного варианта не найдешь. Я предлагаю компро-
мис: оставить схему Пентагоновского INT'а и собрать дополни-
тельно схемку INT'а, который более похож на фирменный. И устано-
вить переключатель рода INT'а. Старый INT нужен для совместимос-
ти с нашими отечественными программами, которых написано уже
немало. Схема, которую вы наблюдаете не требует настройки или
подборки аналоговых элементов (что важно для непосвященных лю-
дей). Дополнительный -INT- собирается на дополнительной микро-
схеме К555ТМ2 (К1533ТМ2 или, на крайняк, К155ТМ2), которую лучше
установить бутербродом на D51(PENT.) для уменьщения связей.
Необходимые инверторы необязательно устанавливать дополнительно,
т.к. они имеются на плате пентагона. Можно использовать свобод-
ный элемент от D51 (5,6 ножки), второй элемент можно взять у D84
(3,4 ножки). На 5 ножку свободного элемента D51 необходимо по-
дать сигнал гашения с D4/2 (сигнал б4 PENT.), от вывода 6/D51
бросается перемычка на 13/D (ТМ2 доп.). Я думаю, примеров хватит
, далее смотрите на схему, там все понятно (рис.2).
Теперь я немного расскажу, какие программы критичны к данным
доработкам и по которым можно судить о совместимости вашего
компьютера.
Первая категория программ, критичных к сигналу -INT- (в скобках
будет дан комментарий по признаку):
 1 - RED HEAT (мерцание спрайтов в верхней части экрана)
 2 - ARKANOID-II (мерцание спрайтов в нижней части экрана)
 3 - VENOM STRIKES BACK (мультиколор)
 4 - QARX (мультиколор, бегущая строка по... бордюру (!))
 5 - SHOCK MEGADEMO (мультиколор, перестроение экрана)
Это только несколько примеров, которые мне сейчас припоминаются
из этой области (примеров может быть десятки).
Вторая группа - программы, критичные к состоянию шины данных во
время формирования бордюра (подхват атрибута на шину данных), а
проще, "Порт #FF":
 1 - GRIZOR 128 (зависание программы или мерцание спрайтов)
 2 - TOP GUN (зависание программы)
 3 - SHORT CIRCUIT 128 (не работает первая часть игры (клавиша
"0"), зависание второй части игры после гибели робота)
 4 - ARKANOID-I (зависание программы)
 5 - F.I.R.E. (зависание программы, мерцание спрайтов)
 6 - DOOMTUBE (зависание программы, мерцание спрайтов)
Здесь тоже можно продолжить список.
После проведенных доработок, совместимость первой группы прог-
рамм возросла на 95%, а второй группы на 100% (!). Так что, есть
смысл 30 минут посидеть с паяльником в руках и доработать себе
компьютер.
Теперь привожу карту расположения свободных элементов (незадей-
ствованных технологически) на платах PENTAGON-128 (широко рас-
пространенную в Москве) и для платы PENTAGON-128++ (изготовитель
фирма "СОЛОН". Отличается наличием на плате AY-8910 и кемпстон
джойстика, а также ошибками платы...). Карта пригодится тем, кто
любит постоянно дорабатывать свой ZX, т.к. можно уменьшить коли-
чество навесных микросхем.
 
Этим я заканчиваю статью, но не заканчиваю тему, так что ждите
следуюших статей! С вами был Леженко Денис (L.D.E. SOFT).

						(C) L.D.E. SOFT

		РЕГИСТР АТРИБУТОВ (ПОРТ #FF)
		■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■

       D39▐	      R1    ┌──┬──┬──┐		   ▌D37
	  ▐─  2нD39 ─═══──2┤D0│RG│D0├─3─  3нD37 ─▌
	  ▐─  5нD39 ─═══──5┤D1│  │D1├─4─  4нD37 ─▌
	  ▐─  6нD39 ─═══──6┤D2│  │D2├─7─  7нD37 ─▌
	  ▐─  9нD39 ─═══──9┤D3│  │D3├─8─  8нD37 ─▌
	  ▐─ 12нD39 ─═══─12┤D4│  │D4├13─ 13нD37 ─▌
	  ▐─ 15нD39 ─═══─15┤D5│  │D5├14─ 14нD37 ─▌
	  ▐─ 16нD39 ─═══─16┤D6│  │D6├17─ 17нD37 ─▌
	  ▐─ 19нD39 ─═══─19┤D7│  │D7├18─ 18нD37 ─▌
		      R8┌──1┤DE│  │ C├11─ 11нD37 ─▌
	  (C5)8нD10 ───┘   └──┴──┴──┘
			R1-R8-1k		(C) L.D.E. SOFT
			D1-К555ИР23            
рис.1

			    НОВЫЙ INT
			    ■■■■■■■■■

		+5в  D2-К555ТМ2
		│   ┌─┬─┬─┐
   ┐┌─ КСИ  D51 ├10─┤S│T│Q├─9─
   └┘      ┌──┐ └12─┤D│ │ │
   8нD5 ─5┤1 ├6──11┤C│ │_│		  "фирменный" int
	   └──┘  ┌13┤R│ │Q├─8──┬───────────┐
	   ┌──┐  │  └─┴─┴─┘   ═╪═ C1-510нФ │     ___
(B4)2нD4──┤1 ├──┘	      ─┴─	   │ ─┐┌ int
	   └──┘				   │  └┘
	    DD доп.			    \______┌ 16нD13
						 ___   (Z80)
   ┐┌─ КСИ	    D51			   │ ┐┌─ int
   └┘      C6	   ┌──┐			   │ └┘
	──║───┬─11┤1 ├10──────────────────┘
	 R17┌══┤   └──┘			  "ПЕНТАГОН" int
	 VD3├│┘
рис.2	   ─┴─					(C) L.D.E. SOFT
			 

     ТАБЛИЦА СВОБОДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НА ПЛАТЕ "PENTAGON - 128"
     ■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■

     D51-555ЛН1    D97-555ЛИ1    D95-555ЛП9    D84-555ЛН1
	┌──┐	      ┌──┐	    ┌──┐	  ┌──┐
     ──5┤1 ├6──	   ──9┤& │	 ─13┤1 ├12─    ──3┤1 ├4──
	└──┘	      │  ├8──	    └──┘	  └──┘
		   ─10┤  │			  ┌──┐
		      └──┘		       ─13┤1 ├12─
     D82-555ЛИ1	      ┌──┐	 D65-555ЛЛ1	  └──┘
	┌──┐	   ─12┤& │	    ┌──┐
     ─12┤& │	      │  ├11─	 ──9┤1 │       D100-561ЛН2
	│  ├11─    ─13┤  │	    │  ├8──	  ┌──┐
     ─13┤  │	      └──┘	 ─10┤  │       ─13┤1 ├12─
	└──┘			    └──┘	  └──┘
		   D94-555ЛН2
     D86-555ЛН1       ┌──┐	 D52-555ЛЛ1
	┌──┐	   ─13┤1 ├12─	    ┌──┐
     ─11┤1 ├10─	      └──┘	 ──4┤1 │
	└──┘			    │  ├6──
	┌──┐			 ──5┤  │	(C) L.D.E. SOFT
     ─13┤1 ├12─			    └──┘        
	└──┘


     ТАБЛИЦА СВОБОДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НА ПЛАТЕ "PENTAGON - 128++"
     ■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■

     D51-555ЛН1    D86-555ЛН1    D97-555ЛИ1    D106-555ЛЛ1
	┌──┐	      ┌──┐	    ┌──┐	   ┌──┐
     ──5┤1 ├6──    ──5┤1 ├6──	 ──9┤& │	──1┤1 │
	└──┘	      └──┘	    │  ├8──	   │  ├3──
		      ┌──┐	 ─10┤  │	──2┤  │
     D65-555ЛЛ1    ─13┤1 ├12─	    └──┘	   └──┘
	┌──┐	      └──┘	    ┌──┐	   ┌──┐
     ──1┤1 │			 ──4┤& │	─12┤1 │
	│  ├3──    D105-555ЛН1	    │  ├6──	   │  ├11─
     ──2┤  │	      ┌──┐	 ──5┤  │	─13┤  │
	└──┘	   ──9┤1 ├8──	    └──┘	   └──┘
	┌──┐	      └──┘
     ─12┤1 │			 D102-555ЛЕ1
	│  ├11─    D100-561ЛН2	    ┌──┐
     ─13┤  │	      ┌──┐	 ──8┤1 │
	└──┘	   ─13┤1 ├12─	    │  ├10─
		      └──┘	 ──9┤  │	(C) L.D.E. SOFT
				    └──┘        



Другие статьи номера:

B.B.S. Новости - Alex B.B.S.

Scorpion Club - Некий стандарт на номера модема.

TOP 20 - Лучшие 20 игр по итогам продаж на торговых точках Москвы.

Видеообзор - Видеообзор новинок.

Глюк - O глюках в ZXZip & ZXUnzip и CDos'e.

Железо - Регистр атрибутов (порт #FF) , новый INT для Пентагона.

Застрял ? - Описание адвентюрной игры "Kayleth" (продолжение).


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Кодерам - TR-DOS VS BASIC VS IS-DOS.
Наших бьют - поучительная история о пользе знания сленговых выражений в общении с простыми смертными, кои компьютер видели лишь по TV...
Советы экспертов - Stonkers.
Вступление - От авторов.
BMP 1 - Brutal Miny Party: день 2.

В этот день...   19 апреля