SibNews #05
17 сентября 2017
  Железо  

Сказки чОрного кота - Загадочная архитектура брестского компьютера Байт, который нельзя однозначно эволюционно связать ни с одним клоном спектрума.

<b>Сказки чОрного кота</b> - Загадочная архитектура брестского компьютера Байт, который нельзя однозначно эволюционно связать
ни с одним клоном спектрума.
       Рубрика "Сказки чОрного кота"      

    Проблемы эволюционной классификации   
               компьютера Байт            

Black Cat
    
   Архитектура брестского компьютера  Байт
поставила  меня  в  тупик, я  не  знаю  ни
одного  известного  отечественного   клона
ZX Spectrum,  с которым его можно  было бы
однозначно эволюционно связать.  При  этом
Байт   однозначно   относится   к   клонам
Спектрума.  Подобное  было только  с одним
компьютером  -  Балтиком.   У  Байта   все
времянки формируются дешифратором  на базе
двух   ПЗУ,   выходные   сигналы   которых
синхронизируются     регистрами.     Такое
архитектурное решение встречается только у
Профи, но он явно более поздний компьютер,
т.к.  не  содержит  архаичной  архитектуры
чтения памяти,  характерной для Львовского
Прототипа,  Москвы  с двумя полями памяти,
Балтика,  Новосибирска,  и  других  ранних
клонов.  Это является свидетельством того,
что  Байт  однозначно происходит  от самых
ранних клонов с двумя полями памяти.  Либо
от  Львовского  Прототипа,  или  от самого
раннего  его  клона  -  Москвы,   либо  от
Каунасского  Прототипа,  о  котором  почти
ничего  не известно,  кроме того,  что  он
был,  и был, вероятно, похож на  Львовский
Прототип,  т.к.  их создатели обменивались
информацией. Вместе с тем,  Новосибирск не
мог быть прототипом для Байта,  т.к. в нём
использовались не ПЗУ,  а ПЛМ для формиро-
вания времянок,  а так же  видеовывод  был
организован в виде видеокарты с дублирова-
нием участка видео ОЗУ,  в то время как  в
Байте видеопамять  организована по класси-
ческой  двухполевой   архитектуре.   Такое
сочетание,  как   использование  ПЗУ   для
дешифрации  времянок,  и архаичный  способ
чтения  ОЗУ,  среди  самих  ранних  клонов
встречается ещё только у Балтика,что может
свидетельствовать об их общем предке,также
использовавшем ПЗУ для дешифрации времянок
Так же,  решающим является  географическая
близость регионов создания этих клонов,  и
Каунасского Прототипа, данных, об архитек-
туре   которого   не   сохранилось.    Это
позволяет  предположить,   что  и  Байт  и
Балтик происходят от Каунасского  Прототи-
па,  но при этом Байт  наиболее  близок  к
нему.  Балтик же, является глубоко перера-
ботанной архитектурой  Каунасского  Прото-
типа,  и возможно,  одним из самых  первых
клонов с одним полем памяти. 
   Особенностью Байта,  отличающего его от
всех  известных клонов,  является задержка
на одно  знакоместо  с  помощью  сдвиговых
регистров четырёх видео сигналов: R, G, B,
Bright.  Такого абсурдного  архитектурного
решения больше нет ни у одного  известного
клона.  Такое решение очень похоже на раз-
работку  методом   обратного  инжиниринга,
когда выдвигается  гипотеза строения архи-
тектуры, которая проверяется аппаратно,  и
потом   корректируется,   что  называется,
"костылями".  Именно  такими  костылями  и
являются  эти  четыре с двиговых регистра,
ибо чтобы не  переделывать  прошивки  двух
ПЗУ   дешифратора   времянок,   содержащих
ошибку,  разработчики просто  по  быстрому
приколхозили сдвиговые  регистры,  и таким
способом синхронизировали экран и бордюр.
   Как  же  такой  "полуфабрикат"  попал в
серийное  производство?   Ответ  очевиден.
Скорее  всего,   когда  Партия   поставила
задачу выпуска бытовых компьютеров,  то на
БЭМЗ    просто     позаимствовали    схему
Каунасского  Прототипа   в  его  финальном
виде,  вероятно  ходившую  по рукам  в том
регионе,  со  всеми его костылями,  и,  не
мудрствуя лукаво,  чуть  причесав,  так  и
пустили в производство :).  Тут  возникает
вопрос - а почему  каунасские разработчики
не  исправили ПЗУ  дешифраторов  времянок?
Потому, что проще допаять четыре сдвиговых
регистра,  нежели  вручную  заново вбить в
программатор 2048  шестнадцатеричных  сим-
волов для двух ПЗУ  по 512 байт каждое.  А
вот клонировать для друзей  и знакомых уже
готовые ПЗУ с ошибкой,  никакого  труда не
составляет.    Ведь    когда    создавался
Каунасский Прототип, перед его разработчи-
ками задача промышленного производства  не
стояла,  а для любителей,  собирающих клон
на  макетке - и  так  сойдёт :).  Судя  по
всему,  так и родился ни на что не похожий
серийный компьютер Байт.  Зато  теперь  мы
можем получить  представление  о том,  что
собою представляла  утерянная  архитектура
Каунасского Прототипа :).

P.S.   Если   у  вас  имеется  дополняющая
информация  по  обсуждаемой теме пишите на
zx-conception(мяу)ya.ru,  или  в  личку на
zx.clan.su



Другие статьи номера:

Вступление - Чего же интересного произошло за эти длинющие месяцы в жизни сибирского спектрума?

Вестник - Страсти по ZX Next У западников очередное обострение войны копирайтов.

Война и мир демосцены - скандал на Chaos Construction 2017.

Глас божий - Для чего же создавался hype.retroscene.org? Как устроена система голосования на компьютерных мероприятиях. В чем виноват ААА?

Сказки чОрного кота - возможности применения конфигов от девборды ZXEvo для ZX Next.

Сказки чОрного кота - Загадочная архитектура брестского компьютера Байт, который нельзя однозначно эволюционно связать ни с одним клоном спектрума.

Три осьминожки - история создания игры Three octopuses.

РЭП-ХАЙП-БАТТЛ - стишки от introspec.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Умора - Несколько признаков того, что вам необходимо воздержаться от общения с компьютером.
С битой по миру - об истории развития спектрумизма.
PLAY, PLAY - Описание игры "1000".
Вступление - Вот, потихоньку мы выпускаем наш БРЕД, а также приложение ЧУШЬ OF.
scene intro - free.

В этот день...   19 апреля