Optron
#30
03 сентября 1999 |
|
Хобби - Искусство Бонсаи.
Не железом единым... {}Тарас Николайчук Компьютер, единственной задачей которого ещё совсем недавно было "числодробление", всё больше и больше становится средством общения людей. В компьютерной прессе всё чаще появляются статьи на "некомпьютерные темы" и это всё меньше удивляет и раздра- жает читателей. Не исключение и "Оптрон": "Литстраничка" - одна из постоянных рубрик этой газеты. Вот я и предлагаю завести в "Оптроне" ещё одну "некомпьютерную" рубрику, авторы которой могли бы делиться с читателями рассказами о своих увлечениях. А для начала попробую рассказть о своём собственном увлечении. ──══════════── ╔════──── ║ │ Хобби │ ║ ────════╝ Искусство Бонсаи {}Тарас Николайчук, 1999 Бонсаи - это миниатюрные деревца в плош- ках. Выращивание бонсаи началось с Восточ- ной Азии, откуда это древнее и пока отно- сительно редкое у нас искусство распостра- нилось в последние десятилетия по всему миру. Это занятие стало настолько популяр- ным, что его японское название вошло в обиход любителей этого искусства и стало международным понятием. История бонсаи в нашей стране, по срав- нению с её тысячелетней историей в Китае и затем в Японии, невелика - немногим более двадцати лет. В 1976 г. по инициативе супруги посла Японии в СССР госпожи Сегемицу Главный бо- танический сад АН СССР получил в дар от посольства Японии в СССР коллекцию бонсаи из 44-х экземпляров, которые, однако, не остались всего лишь музейными экспонатами: у нас возникли свои собственные традиции, культура и техника выращивания растений, причём, не только экзотических японских, но и родных берёзок и сосенок. На первый взгляд может показаться стран- ным, что искусство, являющееся результатом традиционного китайского и японского миро- понимания, заинтересовало современного че- ловека, втянутого в такой быстрый, иногда просто стремительный темп жизни, что почти не остаётся времени для размышлений. В тем большей степени минуты спокойствия стано- вятся для всех нас совершенно необходимой составной частью духовной жизни. Поэтому разведение миниатюрных деревьев почти иде- ально включается в кажущуюся разнородность контекста современности. Это занятие до- вольно легко приближает человека к приро- де, постепенно безвозвратно исчезающей из его окружения, и даёт ему возможность творческого отдыха в узких рамках его го- родской квартиры с балконом, террасой или лоджией. В Китае, более пятнадцати веков тому на- зад ставшем колыбелью искусства, и в Япо- нии, где выращивание миниатюрных деревьев в плошках достигло необычайно высокого уровня, это занятие имеет глубокий фило- софский подтекст, исходящий из восточ- но-азиатского восприятия мира, как косми- ческого единства. Его основой было посто- янно обновлявшееся ощущение сопричасности человека к жизни природы, а также стремле- ние максимально приблизиться к её ритму. Бонсаи были реализацией принципа "по- средством малого видеть великое", что означало умение на маленьком пространстве отразить бесконечность природы. Маленькое деревце должно было иметь гармонические пропорции большого дерева, свободно расту- щего в лесу или на морском берегу, либо дерева, растущего на горном склоне и ис- хлёстанного ветрами. На этой основе воз- никли раличные стили и техники, основанные на прекрасном знании законов природы. Осо- бое внимание уделялось деталям и способ- ности проникнуть в суть явления и жизни, а потом выразить все с помощью намёка и сим- вола. Искусство бонсаи развивало терпение и настойчивость, но одновременно с этим высвобождалась интуиция, что так необходи- мо в любой творческой деятельности. В отличие от красок художника и камня ваятеля исходный материал бонсаи - живой организм. Он дышит, растёт, постоянно из- меняется, чувствует, у него есть своя душа и своя воля. И эту волю необходимо понять: не грубо сломить, но с любовью быть её проводником, отвечать ей, привести к гар- моническому тождеству с волей и желанием самого художника. Этот диалог никогда не прекращается. Много радостных эмоций несут в себе тон- чайшие изменения, с годами происходящие и в самом бонсаи, и в том, как художник ви- дит его... Результатом мастерства являются столет- ние бонсаи, около которых и сейчас каждый останавливается в немом восхищении. Совер- шенные миниатюрные деревца в Китае, Японии и других странах Восточной Азии ценятся так же высоко, как картина или скульптура. Они передаются в семье из поколения в по- коление и постоянно совершенствуются бла- годаря чутким прикосновениям человеческих рук, никогда не достигая законченной фор- мы, которую можно было бы повесить на сте- ну или возвести на постамент и на этом ус- покоиться. С чего же начинается бонсаи? В традиционном японском стиле бонсаи вы- ращивают из семян. Хотя этот метод и тре- бует больше всего времени, но именно он приносит наивысшее удовлетворение. Данный метод был испробован мною при выращивании деревца граната (Punica granatum). (Семена были изъяты из плода, купленного на Кра- ковском рынке у "лица кавказской нацио- нальности".) Более удобный и быстрый метод выращива- ния - выкопать молодые растения подходящей формы и размера, выросшие в природных ус- ловиях. Подобный материал можно найти в горах, на скалах и других малоплодородных местах. Городским жителям рекомендую плос- кие крыши многоэтажных зданий. Растения там чаще всего укореняются в расщелинах бетонного перекрытия и поэтому, благодаря своей маленькой корневой системе, идеально подходят для выращивания в плошке. Лично для меня великолепным "рассадником" была крыша 12-го общежития родимого Политеха. Самое лучшее время для пересадки лист- венных деревьев - ранняя весна, для хвой- ных - лето. При этом надо хорошо очистить почву вокруг саженца от травы и сорняков и вырыть его вместе с достаточным количест- вом корней. У принесённого растения, прежде всего, следует уменьшить корневую систему, отре- зав большую часть корней. Если имеются стержневые корни - их необходимо удалить. Затем следует обрезать лишние ветки, а нужные сформировать с помощью проволоки, которая должна быть достаточно толстой, для того, чтобы и во время роста растение сохраняло желаемую форму. Затем, хорошо продумав, нужно обрезать концевые почки. Этим, с одной стороны, достигается "выгон- ка" большего количества отростков, а с другой - ограничение роста ветви в длину, ствол укрепляется, и деревце начинает на- бирать силу. После пересадки поверхность почвы жела- тельно покрыть влажным мхом. Несколько слов о почве. Она должна, с одной стороны, задерживать определённое количество воды, а с другой - быть хорошо проницаемой и аэрируемой. Рекомендую сле- дующий состав почвы: хороший перегной, торф и речной песок в соотношении примерно 3:1:1. Почва должна быть всё время умерен- но влажной. Постоянным местом нахождения растения с ранней весны до начала зимы должны быть сад, балкон, терраса. Во время сильных мо- розов молодые растения и те, что растут в мелких плошках, надо перенести в помеще- ние, лучше всего в неотапливаемое. Подходящей посудой для бонсаи являются тарелки не глубже 5-6 см. Молодые растения высаживают в маленькие ёмкости диаметром 10-15 см, а позже пересаживают в более ши- рокие, но такие же мелкие. На второй год растение надо пересадить в то же блюдо, только с обновлённой почвой. Излишние корни при этом снова устраняются, новые побеги и почки всё время обрезают. После пересадки растение всегда следует помещать в полутёмное место, защищённое от ветра, обильно его поливать. Позже расте- нию должно быть предоставлено достаточное количество солнца и воздуха. Растения, пересаживаеные ежегодно, не следует удобрять. Непересаживаемые, старые растения удобряют обычно только весной и в конце лета, и то всегда очень немного. Взглянув на "обложку" вы сможете уви- деть, как выглядит одно из бонсаи. Тем, кто хотел бы побольше узнать об этом искусстве, могу порекомендовать книгу Лейлы Джаханды "Культура БОНСАИ". (Эту книгу я "выудил" из недр Fido; литература по таким направлениям - большая редкость и собиралась мною буквально "по крохам"). ──══════════──
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября