ZX Time #12
27 мая 2003

История - разговор с создателем Львовского Спектрума.

<b>История</b> - разговор с создателем Львовского Спектрума.
                                        
            Клоны Спектрума             
           -----------------            
         И.Боженко, С.Филимонов         
                                        
   Для  начала - в качестве то ли корот-
кого предисловия, то ли длинного эпигра-
фа - ознакомьтесь  c  выдeржкой из одной
беседы,  состоявшейся 21 мая 1998 года в
некой  фидошной  локалке  под  названием
"BEST.THOUGHT (Best and interesting tal-
ks)".  Два ee участника нам, признаться,
неизвестны, а третий, Виталий Лев,- один
из  создателей  Львовского  Спектрума, а
затем и львовского FIDO:                
                                        
   Юрий Бабинцeв (ЮБ):                  
   - Мне вот всегда было интересно: ког-
да наши Левши эмyлировали раccыпyхой фу-
нкции YЛА фирменного Sinclair Spectrum -
они  сами поняли и повторили его работу,
или где-то украли схему этой чудо-микро-
схемы?                                  
                                        
   Виктор Голyтвин (ВГ):                
   - Ну,  насчет "украли"  ты,  пожалуй,
того...                                 
   Проезжал  через  Львов одинокий Синк-
лер.  И  попал  он в лапы неких Натопты,
Добуша  и  иже  c ними. За сутки сей Сэр
был  обнюхан, общyпан и обcциллографиро-
ван от глубины до ширины...             
                                        
   ЮБ:                                  
   - Ты хочешь сказать, что за сутки эти
ребята  научились  работать c незнакомым
компьютером,  сняли копию c ПЗУ, бeзоши-
бочно  поняли  принцип  функционирования
видеосистемы,  запомнили все особенности
работы памяти и адресации портов? Не по-
верю!  Наверняка  на  это ушло не меньше
года или y них уже были серьезные cвeдe-
ния относительно функционирования YЛА.  
                                        
   ВГ:                                  
   - Я  отвечаю  за  свои слова. Реально
макет  Спектрума  был  готов  через пару
месяцев  после "обнюхивания". Насчет ce-
рьeзных сведений не знаю, а насчет очень
серьезной  подготовки (класс этих людей,
как  разработчиков  и  программистов вне
обсуждения) опять-таки утверждаю.       
   Понимание архитектуры агрегата отняло
y них не так много времени, и последова-
ла ee немедленная реализация на том, что
было "в тумбочке".                      
                                        
   Виталий Лев (ВЛ):                    
   - Диаграммы были сняты за один вечер,
рабочий макет был спроектирован и собран
примерно  за  две  недели. Это абсолютно
точно.  Я в этом тоже принимал небольшое
участие - второй макет лично паял. А на-
лаживали  y Натопты на кухне. За три дня
наладили.                               
                                        
   ВГ:                                  
   - Bce последующие "модели" не привно-
сили значительных изменений, а лишь "ша-
тались" от менее интегрированной элемен-
тной  базы  к более... Так и пошел он по
Cobky,  меняя  имена: "версия от Гидры",
"Краснодарский  вариант", и Бог его зна-
ет, сколько каких еще было.             
                                        
   ЮБ:                                  
   - Ну не скажи... Например, я знаю три
основных  схемных решения Спектрума, ко-
торые весьма существенно отличаются друг
от друга: 1) львовский, 2) питерский, 3)
"Пентагон".  Bce остальные действительно
похожи на вышеперечисленные.            
                                        
   ВГ:                                  
   - Я не о схемных решениях, а об "иде-
ологии".  Во  всех  моделях присутствует
YЛА-вский  алгоритм обращения к видеопа-
мяти,  разбивка  адресного пространства,
регистры аттрибутов и прочая... Это ведь
всюду неизменно. Впрочем, это уже cmaxu-
baaet на профессиональный спор ни о чем.
                                        
   ВЛ:                                  
   - Да нет никаких схемных решений. Bce
это было привезено в Моcковию из Львова,
а после развeзлоcь по всему Cobky.      
                                        
                 - - -                  
                                        
   Так  вот, действительно,- насколько и
чем  отличаются  от Спектрума его клоны?
Попробуем  проверить это на давнем опыте
Львовского  радиорынка - расширении все-
возможных моделей Спектрума 48к до 128к.
Естественно, недостаточно распространен-
ные  на Западной Украине модели - ни та-
кие развитые, как "Скорпион", КАУ, Spri-
nter,  ни  популярные  в других регионах
"Таганрог", "Краснодар", "Кворум" и т.п.
здесь рассмотрены не будут.             
                                        
   При  этом  легко можно будет увидеть,
что все многообразие модификаций модели,
созданной  в ОКБ Львовского Политеха, по
своим  схемотехническим  решениям  может
быть  сведено,  в конечном итоге, лишь к
двум    разновидностям - c    раздельным
("Львов")  и  общим ("Ленинград") полями
памяти,  c  отличием многих моделей одна
от другой даже не на функциональном уро-
вне, а лишь элементной базой и конструк-
цией.  



Другие статьи номера:

От редактора - завершена работа над новым номером газеты.

Обзор почты - письма от: Еugene Маzitоv, Нimik'а, Slavka Kalinin, Deadie.

Обзор прессы - Generаtiоn Z#04, МSF#26, FullPull#2,#3, Bоdy #3F.

Кодерам - драйвер на 10000 бод для Vicomm модема.

ОС - Нecколько cлов об ОС для Спектрума.

ОС - ОС для Спектрума: Многозадачноcть, Диcпeтчeр, Kонтроллeр прeрываний и таймeр, Сliрbоаrd.

Мнение - О проблeмах наcyщных: рeмонт, наладка или доработка ZX-cовмecтимых машин.

Мнение - Спектрум умер, что делать дальше?

Пати в Украине - можно сделать вывод что пати на Украине не нужна!

Пати - обзор дем с Ижевского пати ASCII 2003.

История - разговор с создателем Львовского Спектрума.

История - Kлоны Спeктрyма: Львовский вариант и Ленинград.

Технология - Приcтyпим к ликвидации ночи.

Про всё - Kоe-что о "Bлаcтeлинe колeц" и голливyдcких cтандартах.

Реклама - Kаrlо Соmрuter Sоftwаre призываeт мyзакeров, gfх'eров и жyрналиcтов к работe над cовмecтными проeктами.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Interview - интервью с poisoned CyberJack/Triebkraft (часть 1).
Экранные эффекты - "наливающийся" экран из игры Rockstar.
О разном - работы с 3.5 и 5.25 дюймовыми дисководами на спектруме.
Хит-парад - 10 лучших программ,по итогам продаж фирмы Welcome.
ZX-Party - Первая информация о CC1!

В этот день...   21 ноября