Oberon #03
14 марта 1997
  Софт  

Обзор ассемблеров - Edas 3.3, Assembler for Scorpion, XAS, ZX-ASM, Alasm 2.8, Master Assembler v.1.1, TASM 4.1.

<b>Обзор ассемблеров</b> - Edas 3.3, Assembler for Scorpion, XAS, ZX-ASM, Alasm 2.8, Master Assembler v.1.1, TASM 4.1.
---------------------------- (C) 1997 MAXSOFT/SPEED CO. ---------------------------- Я БЫ B КОДЕРЫ ПОШЕЛ... Чтобы " пойти в кодеры ", нужно иметь хо- тя-бы представление об Ассемблере и собст- венно сам Ассемблер. т.е. оболочку, где вы будете писать программы. Допустим,язык ас- семблера вы уже немного знаете, а в данный момент нужно выбрать, где-бы начать прак- тику. Вот тут-то вам и поможет ( а может только запутает ) эта статья. Итак, вашему вниманию представляется об- зор существующих Ассемблеров. Обзор не ох- ватывает все существующие программы, это нереально. Также не рассматриваются широко известные ассемблеры ZEUS 48K. GENS 48K. TASM 2.XX. TASM 3.XX. так как информации о них более чем достаточно. ------------------- EDAS 3.3 48K (C) 1993 S.Maslov ------------------- Этот ассемблер имеет одно очень важное свойство - он работает в 48К памяти. Имен- но поэтому рекомендуется всем пользовате- лям, имеющим SPECTRUM 48. Плавным отличием от основных конкурентов (ZEUS'а и GENS'а) является мощный полноэкранный редактор. 42 символа в строке, возможность быстрого перемещения по тексту,по меткам и по номе- ру строки, операции с блоками значительно облегчают процесс написания программ. Кроме этого имеется возможность задать 10 макрокоманд - последовательностей наиболее часто встречающихся команд. После задания их можно вызывать нажатием пары кнопок. В комплект входит конвертер файлов из/в ZEUS, GENS, MS-DOS (TASM 2.0). Недостатком EDAS 3.3 является отсутствие команд работы с половинками индексных ре- гистров, а также отсутствие отладчика в комплекте. К недостаткам можно отнести и нестандартность управления. В описании ав- тор предупреждает о трудности обучения "методом тыка",и это есть абсолютная прав- да - я бы вряд-ли догадался,что для ассем- блирования программы надо нажать CAPS+B ! Несмотря на недостатки. яbляется наибо- лее удобным для машин с памятью 48K. ------------------------------------ AFS (ASSEMBLER FOR SCORPION) v.1.4 (C) 1995 Peter Tishkov ------------------------------------ Когда я впервые услышал об AFS, то очень обрадовался - "наконец-то появился ассемб- лер специально для SCORP'а!". Конечно, 42 символа в строке и возможность загружать файлы ZEUS, GENS, TASM - это хорошо, но во всём остальном AFS не был лучше. Описания к нему не было, отладчика тоже, со встро- енным монитором не взаимодействует, редак- тор довольно медленный... Подумал я, поду- мал, и ушел обратно - в TASM 3.0. Насколь- ко мне известно, никто из моих знакомых, имеющих SCORPION, AFS 1.4 использовать не стал... Полезность becbma сомнительна. к исполь- зobанию не рекомендуется. --------------------- XAS (C) 1995 Мах Petrov --------------------- Новый, и абсолютно не похожий ни на какие другие, ассемблер для SPECTRUM 128. В этой непохожести и заключены все его достоинст- ва и недостатки. Начну, разумеется, с достоинств : 42 сим- вола в строке и несмотря на это ну ОЧЕНь БЫСТРЫЙ редактор, быстрая работа с диском (собственный драйвер диска), возможность иметь в памяти несколько текстов, выделе- ние ошибок в тексте цветом. Последнее сле- дует отметить особо. Если при ассемблиро- вании возникнут ошибки, то войдя в редак- тор, вы увидите, что они выделены цветом, но это не всё - главное, что по выделенным строкам можно быстро перемещаться. В XAS'е также имеются макросы (не ассемблерные, а как в текстовых редакторах), то есть можно вводить ассемблерную программу с той же быстротой, как программу в BASIC 48, если запомнить "расположение" макросов на кла- виатуре. В комплекте с ассемблером идут STS и конвертер текстов. Теперь о недостатках : несколько странное управление - поэтому к нему трудно привык- нуть после TASM'а или ZX-ASM'а. Но это ме- лочь по сравнению с тем, что длина строки в XAS'е 42 символа. И никак не более! А так как XAS "теряет" символы после 42, то это уже ПЛЮК ! Из-за этого бывают проб- лемы с конверсией текстов. Если bы не пишите комментарии ( а это они обычно bыхoдят за 42 симboла ). или bы не любите TASM. то XAS bam подойдёт. ----------------------------- ZX-ASM v.3.00 (C) Хoхлob.Aфендикob.Pубцob ----------------------------- Фамилия Хохлов вам ни о чём не говорит ? А программу ZX/IBM EDITOR знаете ? Если да,то вам уже всё наверное понятно, а если нет, то читайте дальше. ZX-ASM 3 представляет собой ассемблер, сделанный на базе хорошего текстового ре- дактора. Как к редактору, к ZX-ASM'у нет претензий. Всё сделано солидно и с понима- нием нужд пользователей. Как ассемблер он тоже смотрится неплохо : поддерживает SLI, половинки индексных регистров, имеет STS в своём составе. В отличии от многих других ассемблеров, может выгружать свой текст на диск как в формате ASM ( токенизированный текст ), так и в ASCII - кодировке. Пере- кодировщик текстов позволяет перевести в ZX-ASM из GENS, TASM 2.0, TASM 3.0, MASM. К недоработкам этого ассемблера можно от- нести работу команды DEFS. Она только ре- зервирует память, хотя во всех других ас- семблерах сегодня DEFS может повторять за- данную последовательность байтов в памяти. Система очень хорошая. особенно подойдёт тем. кто имел опыт работы b редакторе ZX/IBM EDITOR. --------------- ALASM 2.8 (C) 1996 ALEM --------------- Ещё один хороший ассемблер с Cамостийной Украйны. К счастью, сам он " самостийнос- тью " не страдает. К чему я об этом ? А к тому, что все управляющие кнопочки сделаны как в TASM'е, все новые функции " висят " там, где их можно легко найти, а новые ди- рективы ассемблера введены " в соответст- вии с международными стандартами " ( почти цитата ). Враги ( любители ассемблеров XAS и ZX-ASM ) могут конечно съязвить : - А в ALASM'е такой же неудобный 64-х символьный вывод текста, как в TASM'е ? И да, и нет. ALASM поставляется в 3-х ва- риантах : 32, 42 и 64 символа в строке. Кроме этого, ALASM имеет русский шрифт, RAM диск для подкачиваемых при ассемблиро- вании файлов, при наличии 256K и более па- мяти вы можете работать с несколькими фай- лами, прилагается STS с поддержкой меток ALASM'а, при старте возможно отконфигури- ровать систему и сохранить состояние на диск. ALASM имеет встроенный калькулятор, который может оперировать как числами, так и метками. Всем хорош, но... ALASM имеет три непри- ятных момента. Во-первых, собственный оп- рос клавиатуры. При турбировании компьюте- ра " пропадают " клавиши с " CAPS SHIFT ". Во-вторых, для собственных нужд использу- ется буфер принтера, хотя без этого можно было обойтись. В-третьих, фирменная версия поддерживает расширение памяти только по порту #7FFD. Владельцам компьютеров PROFI, ATM, SCORPION придётся довольствоваться памятью 128к. Очень мощный ассемблер b стиле TASM'а.пол- ностью сooтbетстbующий ему по упраbлению. очень рекомендуется к испoльзobанию. ------------------------------ MASM (MASTER ASSEMBLER) v1.1 (C) 1995 KSA & *AIG* ------------------------------ Широко разрекламированное ZX-РЕВЮ, INFOR- COM'ОМ и SPECTROFON'ом творение московских программистов. Что же MASM представляет собой в действительности ? Появившись около года назад, MASM стал " продолжением " TASM'а. Но по сравнению с последним имел много нововведений. Более " дружественный " интерфейс, STS в своём составе, поддержка русского шрифта, увели- ченная в 2 раза скорость ассемблирования, макросы. О макросах стоит сказать особо. То, что KSA назвал макросами : BEGIN END макросами вряд-ли можно назвать, так как эта конструкция только повторяет N раз текст, заключённый в BEGIN-END. А вот дру- гое новшество в MASM'е макросами вполне можно назвать : DOWN UP STOPKEY Процедуры DOWN и UP с параметрами HL,DE,BC производят пересчёт данных в регистрах в соответствии с " опусканием " или " подни- манием " адреса в экране на одну строчку. STOPKEY генерирует процедуру ожидания лю- бой клавиши. Но кроме новых возможностей,MASM дал так- же и новые глюки. C тем, что в основном меню на клавише 'Q' " висит " выход в STS, ещё можно смириться ( в TASM'е 'Q' - QUIT to BASIC ), но вот другие глюки попросту опасны - они портят текст программы. Первый из них : при замене текста внутри скобок теряется закрывающая скобка. Второй ( куда более опасный ) - MASM мо- жет " терять " строки программы при пере- мещениях по тексту. Чем это грозит, думаю объяснять не надо... Хотя имеет bысoкую скорость ассемблирobа- ния и другие преимущестbа. к испoльзobанию не рекомендуется b сbязи с серьёзными ошибками b редакторе. -------------------- TASM 4.1 (XLD) (C) 1996 XL DESIGN -------------------- TASM он и в Африке TASM. Но TASM от XLD - это нечто особенное. Приобретая TASM 4, вы получаете хорошо знакомый TASM 3 + массу полезных доработок. Итак, начнём : нет ни- каких проблем со SCORPION'ом, исправлены ошибки MERGE и SAVE OBJECT. Добавлены : двоичные числа, недокументированные коман- ды ( SLI, INF, OUT (C),0 ), работа с поло- винками индексных регистров, кэширование диска при INCLUDE и INCBIN ( заметно уско- ряется работа с диском, особенно если фай- лы находятся в конце диска ), команда DEFS повторяет не только байты, но и стринги. А теперь самое главное - ускорена работа в редакторе. Ускорена - это мягко сказано, курсор в TASM'е прямо-таки летает по текс- ту. Такого " скорострельного " редактора нет ни у одного ассемблера. Важным свойст- вом TASM 4.1 является то, что тексты из TASM 3.XX он понимает без какой-либо кон- версии. На мой взгляд, в TASM 4.1 зря сок- ратили длину меток до 7 символов ( против 13 у TASM 3.0 ), это несколько неудобно. Также к неудобствам можно отнести отсутст- вие выхода в STS, хотя он прилагается. Очень быстрый редактор oстаbляет bhe конкуренции bce остальные. И если 64 сим- boла b строке для bac не помеха. то добро пoжалobать b TASM! Ну а теперь, после рассмотрения всех вы- шеперечисленных ассемблеров, надо подвести итоги, оформить их в виде таблицы и срав- нить полученные данные с усреднёнными дан- ными на 1913 год. В таблице имеется 4 графы : ( P ) - редактор, скорость работы и набор функций: ( C ) - сервисные возможности: ( Н ) - недостатки и ошибки, эти баллы вы- читаются из общего результата: ( A ) - ассемблер, его команды и т.п. Скорость ассемблирobания не oцениbается специально - bo избежание третьей мирoboй boйны. ┌--------┬---┬---┬---┬---┬-------┐ │ P │ C │ Н │ A │ СУММА │ ├--------┼---┼---┼---┼---┼-------┤ │ EDAS │ 3 │ 3 │ 0 │ 3 │ 9 ├--------┼---┼---┼---┼---┼-------┤ │ AFS │ 2 │ 3 │ 0 │ 3 │ 8 ├--------┼---┼---┼---┼---┼-------┤ │ XAS │ 5 │ 4 │ 2 │ 5 │ 12 ├--------┼---┼---┼---┼---┼-------┤ │ ZX-ASM │ 4 │ 5 │ 0 │ 4 │ 13 ├--------┼---┼---┼---┼---┼-------┤ │ ALASM │ 4 │ 4 │ 1 │ 5 │ 12 ├--------┼---┼---┼---┼---┼-------┤ │ MASM │ 4 │ 3 │ 2 │ 4 │ 9 ├--------┼---┼---┼---┼---┼-------┤ │ TASM │ 5 │ 3 │ 0 │ 5 │ 13 └--------┴---┴---┴---┴---┴-------┘ Как всем известно, на вкус и цвет товари- щей нет. Поэтому прокомментирую только те баллы, которые вычитались. XAS - один балл снят за потерю 42-го и последующих симво- лов, второй - за проблемы при конвертации текстов. MASM - за загадочные исчезновения скобок ( один балл ), а также строк ( вто- рой балл ). ALASM - за некорректную работу клавиатуры в турборежиме. Всё это говорит о том, что по сравнению с 1913-м годом ас- семблеры стали в N раз лучше! Кому мало N, пусть считает, что в M раз круче! Я отдаю себе отчёт в том, что этот обзор ассемблеров не является на 100% объектив- ным и у каждого найдется своё субъективное мнение. Поэтому если у вас будут какие-то вопросы, комментарии, дополнения, то при- сылайте письма в редакцию " ОБЕРОНА ". -----════════════════════════════════----- А это ещё не конец... Чтобы решить все проблемы и исключить не- которые вопросы, я расскажу, кто и в каком ассемблере приближал выпуск выход в свет третьего номера журнала " ОБЕРОН ". Буквы SE, встреченные вами, означают, что данный продукт есть special editiob, то есть спе- циальная версия для себя лично. ALK/STARS OF KELADAN ZEUS128 SE PAUL ATRIDES/STARS OF KELADAN GENS128 SE A.B.K./STARS OF KELADAN XAS MAXSOFT/SPEED CO. TASM 3M SE M.M.A SOFT/SPEED CO. MASM/ALASM DR.DEATH/SPEED CO. TASM 3M SE P.S. К моменту написания этой статьи, МКП "ИНФОРКОМ" начало распространение но- вой версии ассемблера ALASM. Эта версия гораздо превосходит предыдущую, но мы не стали включать её в этот обзор по причине того, что ещё не достаточно поработали с этой программой. Также ожидаются новые версии MASM 2.0 и MASM 3.0. Посмотрим, посмотрим ...... -------════════ THE END ════════------- * * * * * *



Другие статьи номера:

От авторов - Не станем рассказывать о тех трудностях, с которыми столкнулась редакция при создании третьего номера Оберона.

Как написать в Oberon - Написать статью в "ОБЕРОН" очень просто!

Свиток - описание 3D игры Eidolon в которой гармонично сочетаются жанры ACTION и ADVENTURE.

Свиток - описание космической стрелялки Dark Star.

Свиток - описание игры Qazatron/Magnetron получившей знак Sibclair User CLASSICS означающий, что данная программа является лучшей в своём жанре!

Обо всём - письма от читателей: Peace User, Илымов Владимир, Phantom Lord.

Обо всём - кто же такой M.M.A, и почему он называет себя Предводителем Всех Cамарских Хаккеров.

Amiga rulez? - если вы никогда не видели "живой" AMIGA, представьте себе компьютер размером не более обычной БК-шки, который подключается к любому телевизору и имеет возможности IBM!

Каким быть "boot" - несколько мыслей по поводу развития BOOT'остроения и некоторых современных его тенденций.

Письмо от Queen Software - хочy рассказать о своих впeчатлeниях послe просмотра АМИЖНЫХ дeм... Зацeнив скрины с eнлайта, я блeвал! Tам что, на мeстe за пять минyт до начала рисовали?

Обзор - обзор игрушек: Space Gun, World Championchip Soccer, Night Breed, Satan 2, Obliterator, Stun Runner, Side Arms, Salamnder, Dark Fusion, Moontorc, Blood Valley, Magicians Land, Magic Fields, Mountain Bike Simulator, Starfox, Heavy Metall Mover.

Обзор ассемблеров - Edas 3.3, Assembler for Scorpion, XAS, ZX-ASM, Alasm 2.8, Master Assembler v.1.1, TASM 4.1.

Наш ответ - вся правда о жрунале Faultless и его создателях.

Наш ответ - Scropion VS Profi: какой спектрум круче?

Наш ответ - Хаккер - не хакер. Кто такие Хакеры?

Железо - О подключении AY-3-8910(8912) для проигрывания цифровой музыки.

Железо - Еще раз о "TURBO" в SCORPION ZS 256.

Железо - доработка INT'a Profi до Pentagon'воского.

Погурмим - микродрама в системной магистрали.

Погурмим - Тихо спит Америка.

Погурмим - плоды прогресса.

Погурмим - армейские маразмы (часть 1).

Погурмим - армейские маразмы (часть 2).

Ликбез - ликбез о Хакерах по материалам еженедельника "КомпьюТерра".

Ликбез - пираты на букву "Х". Какие бывают Хакеры.

Конкурс - Ваша задача, угадать название песни, а также исполнителя/группу.

Конкурс - фрагмент #1.

Конкурс - фрагмент #2.

Конкурс - фрагмент #3.

Реклама - просто двигатель тарговли.

Реклама - ремонт и модернизация Спектрум совместимых компьютеров.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Вступление - новое Пеpиодическое Спектpум-издание.
Мозаика - Пароли, бесмертия и читы...
Разборка - Описание игры THE DOOBLE.
Interview - гоны за сцену: "почему Chasm/CPU урод, и кто вообще решил, что он - урод?"
Вступление - история создания журнала.

В этот день...   21 ноября