Faultless
#04
09 октября 1996 |
|
Пользователям - Обзор программного обеспечения для ZX Spectrum: языки программирования, прикладные программы, графические редакторы, 3D редакторы.
╔══════════════════════════════════════╗ ║Раздел:Пользователям; ║ ║Статья:Обзор программного обеспечения;║ ║Музыка:KURT; ║ ║Текст :В.Александр,Б.Станислав. ║ ╚══════════════════════════════════════╝ Существуют тысячи (по некоторым оценкам до десяти тысяч) программ и пакетов для ZX-SPECTRUM, из которых более 90 процен- тов - игровые.Полностью этого изобилия, вероятно нет ни у кого.Лишь некоторые советские синклеристы могут похвастать коллекцией в две-три тысячи программ. Правда,в последнее время быстро растет число фирм,за умеренную плату распрост- раняющих программное обеспечение для ZX-SPECTRUM.Так это вы,наверняка,сможете найти то, что вас заинтересует, после прочтения этого обзора. Начнем его с относительно небольшой, но наиболее интересной для программистов группы - системных программ. В первую очередь расскажем о языках программирования.Для тех, кого не удов- летворяют возможности стандартного син- клеровского Бейсика,разработаны разнооб- разные его расширения.Наиболее мощное из них - BETA-BASIC фирмы BETASOFT.Первые его версии 1.0 (1983 г.) и 1.8 (1984 г.) дополняют синклер-бейсик более чем 20 новыми командами и функциями и занимают всего 5K и 8K соответственно.Следующие версии - BETA-BASIC 3.0 и 3.1 (1985 г.), предоставляя пользователю более изощрен- ные возможности, требуют по 19K каждая, что несколько сужает сферу их примене- ния.Наконец , последняя версия 4.0 (1988 г.),уже другой фирмы REAL TIME, предназначена для ZX-SPECTRUM 128,в чем и заключается ее основное достоинство. Из других расширениях Бейсика вас могут заинтерисовать две мало отличающиеся друг от друга версии MEGA-BASIC 1.1 и 3.0 (1985 г.), занимающие каждая по 20K. MEGA-BASIC позволяет программировать с использованием процедур, имеет дополни- тельные средства редактирования и отлад- ки программ , собственный монитор для просмотра и изменения содержимого памя- ти.Кроме того,он содержит два встроенных шрифта,любой из которых довольно легко заменяется русским. В среде синклеристов часто упонинается графический пакет LASER-BASIC фирмы OASIS SOFTWARE.Он состоит из трех самос- тоятельных частей: интерпретатора,компи- лятора и генератора спрайтов.Интерес к LASER-BASIC понятен - умело пользуясь пакетом,можно написать вполне приличную динамическую игрушку. Однако немало приверженцев остается и у стандартного спектрумовского Бейсика.Для них существуют масса в спомогательных средств.Наиболее известны пакеты SUPER- CODE I,содержащий 100 функционально за- конченных подпрограмм в машинных кодах, и SUPERCODE II (120 подпрограмм).Нужные подпрограммы извлекаются из пакета и ис- пользуются совместно с бейсик-програм- мой. Существуют вспомогательные программы, расширяющие возможности редактора синк- леровского Бейсика.С их помощью можно, например,автоматически нумеровать стро- ки,перемещать и удалять блоки бейсик - программы и т.п. Для этих целей весьма удобна программа ZXED фирмы DK'TRONICS, занимающая 4.5K памяти машины и несколь- ко строк в конце бейсик-программы.Она предоставляет на выбор 12 вспомогатель- ных функций. Следующая группа вспомогательных прог- рамм - это компиляторы Бейсика.Они пре- образуют программу, написанную на Бейси- ке,в машинный код,что предпологает повы- шение ее быстродействия.Самые ранние из компиляторов - MCODER (1983 г.) и ULTRA- KIT (HI-SOFT,1984 г.).Наиболее мощный - BLAST в пакете с утилитой TOOLKIT,приво- дящий бейсик-программу к виду,удобному для компиляции.Обратите внимание, что компилятор LAZER BASIC способен обраба- тывать программы,написанные не только на LAZER BASIC,но и на стандартном синкле- ровском BASIC'е.Правда, практическому применению компиляторов BASIC препятст- вует их несовершенство - одни из них "не переваривают" дробных чисел,другие - не поддерживают массивы данных и т.д. Скомпилированные программы,как правило, не работают без присутствия в памяти са- мого компилятора или его части.Так что часто овчинка выделки не стоит. Конечно же,кроме разнообразных диалек- тов BASIC для Speccy разработаны версии и других языков высокого уровня.Так,в 1983 - 1984 гг. фирмой HI-SOFT выпущено несколько вариантов Паскаля.Они встреча- ются и с доработками, к которым фирма не имеет никакого отношения.Паскалем на ZX- SPECTRUM можно побаловаться,но не более. Написать приличную программу на нем до- вольно сложно - возникают трудности,свя- занные с малым быстродействием,нехваткой памяти и пр. Также фирма HI-SOFT в 1984 г. выпустила две версии компилятора языка Си - 1.0 и 1.1.На нем можно попытаться написать бо- лее или менее серьезную программу.Но для этого часто не хватает системных библио- тек STUDIO.H и STUDIO.LIB, которые по чьей-либо дурости часто исчезают из па- кета. Вы можете встретить и другие,более эк- зотические языки программирования.Сущес- твуют,например, несколько различных вер- сий языка FORT фирм ABERSOFT,ARTIC COM- PUTING,CP SOFTWARE (последняя выпустила версию,поддерживающую операцию с плава- ющей запятой); два - три варианта не- серьезного языка LOGO разных фирм;по од- ной версии весьма специфических языков LISP (SERIOUS SOFTWARE,1983 г.) и MICRO- PROLOG.К последнему прилагаются допол- нительные библиотеки,но,к сожалению, са- мую полезную из них, под названием SIMP- LE в Союзе обнаружить не удалось. Непосредственно к языкам высокого уров- ня примыкают ассемблеры и дизассемблеры, позволяющие общаться с компьютером на языке команд ассемблера.Дизассемблеры зачастую выполняют также функцию отлад- чика программ.Программирование на языке низкого уровня - чрезвычайно трудоемкий, но, к сожалению, единственно возможный способ создания на ZX-SPECTRUM программ высокого уровня.Как правило,ассемблер и дизассемблер одной фирмы работают с фай- лами одинакового формата и составляют единый программный пакет.Первыми в 1982 году были созданы ассемблер EDITAS и па- кет ULTRAVIOLET-INFRARED,рассчитанные на ZX-SPECTRUM с ОЗУ объемом не только 48K, но и 16K.Из разработанных позже много- численных ассемблеров и дизассемблеров стоит упомянуть интерестный пакет макро- ассемблера с монитором SPECTREMAC-SPECT- REMON фирмы OASIS SOFTWARE,для которого, к сожалению,пока не обнаружено подробно- го описания.Совершенно фантастически по своим возможностям пакет LASER-GENIUS той же фирмы остался в тени также из-за отсутствия описания.Весьма интерестен отладчик MON2, но для него нет совмести- мого ассемблера.Непреходящей популярнос- тью среди синклеристов пользуется пакет GENS-MONS фирмы HI-SOFT (оригинальное название пакета DEVPAC).В Союзе наиболее часто встречаются его версии со второй по четвертую в различных подвариантах. Перейдем к описанию другой группы прог- рамм "для дела" - прикладных программ: текстовых,графических,музыкальных редак- торов и пр. Типичнейшие представители прикладных программ - текстовые редакторы.Из них наиболее развито семейство редакторов TASWORD фирмы TASMAN SOFTWARE.Первая версия TASWORD сейчас практически не ис- пользуется,зато на основе TASWORD 2 во многих странах,в том числе и у нас,соз- даны многочисленные модификации,приспо- собленные под национальные алфавиты,раз- ные принтеры и дисковые системы.TASWORD2 позволяет редактировать строки длиной 64 символа,причем на экран их можно выво- дить как целиком (мелким шрифтом),так и фрагментами по 32 символа (нормальный синклеровский формат).Этот редактор вы- полняет все,на что способен любой более или менее приличный текстовый процессор: форматирует текст (с выключкой строк или с рваным краем),перемещает блоки текста, производит поиск слова по образцу и мно- гое другое.TASWORD2 имеет и существенный недостаток - каждая строка текста,неза- висимо от того,сколько в ней символов, дополняется пробелами до 64 знаков.При небольшой свободной памяти (около 20K) это сильно ограничивает размер текста - в редакторе можно обрабатывать лишь 320 строк. Существует много "национальных" вариан- тов TASWORD2,в том числе несколько руси- фицированных,например, Тасворд Авп (или RusTas),работающий только с русским ал- фавитом,и TASWORD RL,имеющий полные зна- ковые наборы русского и латинского алфа- витов.Но,к сожалению, сделаны они крайне непрофессионально,и работать с ними практически невозможно. Последняя известная нам версия "тасвор- да" - TASWORD 128 (1986 г.) рассчитана для работы на ZX-SPECTRUM 128.Помимо увеличения ширины текста до 128 символов и устранения "холостых"пробелов в конце строки,серьезным преимуществом этой вер- сии является расширение свободной памяти до 64K. Из других редакторов текста упомянем программу SPECTRAL-WRITER.Она разработа- на в 1984 г. фирмой SOFTEK,явно под вли- внием TASWORD2,но при этом обладает рас- ширенной до 22K свободной памятью и не- которыми другими привлекательными осо- бенностями. Особого внимания заслуживает текстовый редактор TLW (The Last Word) фирмы MYRMIDON SOFTWARE (1986 г.),превосхо- дящий своих собратьев почти по всем па- раметрам.Наиболее распространена слегка доработанная фирмой версия TLW2.Одно из существенных достоинств редактора - большой объем свободной памяти (до 25K). Но размер создаваемого документа не ог- раничен этим объемом - TLW2 при выводе на принтер может соединять в цепочку не- ограниченное число файлов.Примечательной особенностью TLW2 является его способ- ность выводить на экран текст в 4-х раз- личных форматах: от 40 до 80 символов в строке.Независимо от этого,при выводе на принтер длина строки может достигать 144 символов.Но разнообразие форматов вывода затрудняет русификацию редакторе.Многими делались попытки "встроить" в TLW2 рус- ский алфавит,но обычно они заканчивались неудачей.В лучшем случае русификация достигалась замещением знакогенератора, без возможности одновременной работы с русскими и латинскими буквами. От программ,работающих с буквами и циф- рами,перейдем в другую область - расска- жем о графических редакторах.Разнообра- зие их довольно велико,причем постоянно появляются все более совершенные разра- ботки.Мы не будем подробно описывать возможности графических редакторов.Упо- нямен только,что различают три основных режима работы графических редакторов: создание и редактирование на экране компьютера картинок, спрайтов и наборов символов.Наличие всех трех режимов не обязательно,но возможность редактирова- ния всей картинки - отличительный приз- нак графического редактора так такового. Итак, какие графические пакеты для Speccy вы можете найти? Как уже повелось в этом обзоре,подойдем к вопросу истори- чески.Первый графический редактор, поя- вившийся на рынке в 1983 г., и по своему качеству до сих пор не последний - это MELBOURNE DRAW фирмы MELBOURNE HOUSE. Настоящей сенсацией для того времени бы- ла реализация в этой программе режима редактирования фрагментов рисунка с 4- и 16-кратным увеличением. В том же 1983 г. программист Джо Гил- леспи из фирмы PRINT'n'PLOTTER PRODUCTS написал довольно-таки среднюю по нынеш- ним временам программу PAINTBOX в комп- лекте с демонстрационной частью.Он же на следующий год произвел на свет пакет SCREEN MACHINE , а затем - пакет PAINT- PLUS,после чего,слава Богу, навсегда ис- чез со спектрумовского горизонта. Его программы,учитывая их явные недостатки и даже ошибки, вряд ли можно рекомендовать к использованию на фоне того изобилия графических редакторов,которое появилось поздже.Это,во-первых, пакет DYNAMIC GRA- PHICS,ориентированный,главным образом,на редактирование спрайтов с возможностью мультипликации.Далее,ICON GRAPHIX - пер- вый редактор , управляемый джойстиком - выбор функций в нем осуществляется на- ведением курсора на символизирующие их пиктограммы.Применение в редакторе LEO- NARDO традиционного способа управления (с помощью клавиш) при большом кол-ве функций привело к необходимости задейст- вовать практически всю клавиатуру , что сильно усложняет работу с программой. Учитывая это, в достаточно мощном шведс- ком редакторе THE ARTIST (фирма XCELENT SOFTWARE), также управляемом многочис- ленными клавишами , работа облегчена на- личием на экране подсказки.Но наиболь- шей популярностью сразу же после своего появления в 1985 г. стал пользоваться графический редактор ART STUDIO (фирма OCP SOFTWARE) и, в первую очередь,благо- даря новому для редакторов того времени принципу управления. Этот способ управления применен также и во второй версии редактора ARTIST - ARTIST II, которая, благодаря расширению возможностей, успешно конкурирует с ART STUDIO. Тем более , что разработчики ARTIST II реализовали в нем несколько уникальных функций, отсутствующих в дру- гих графических редакторах для ZX-SPECT- RUM.Например, имеется возможность встав- лять в картинку произвольный фрагмент другого экранного файла,а также редакти- ровать изображение "под лупой" с однов- ременным просмотром его в реальном масш- табе. Вам также могут пригодиться программы, позволяющие манипулировать трехмерными графическими объектами.В этой немного- численной группе наиболее известна прог- рамма VU-3D, выпущенная фирмой PSION в 1982 году.По заданным проекциям трехмер- ного объекта она позволяет строить и трансформировать на экране его изображе- ние (например, вращать,приближать и уда- лять центр проекции и др.).К сожалению, программа работает только с отрезками прямых - криволинейные контуры приходит- ся описывать ломанными линиями.Этого не- достатка лишена программа CAD + 3D PLOT, представляющая некое подобие профессио- нальной системы CAD/CAM, разработанной для "больших" машин,CAD + 3D PLOT ориен- тирована,главным образом, на построение ортогональных проекций объекта, то есть, по существу, дает возможность получать его чертеж. Западные общеобразовательные программы для ZX-SPECTRUM если и интересны , то только для спецшкол с глубоким изучением английского.Правда,после появления Spec- cy в наших обычных школах эти программы начали переводиться на русский язык,хотя и не всегда удачно.Кроме того , уже и в Союзе написаны очень приличные учебные программы. * * *
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября