Adventurer
#14
30 июня 2003 |
|
Scene - интервью с украиским спектрумистом Looker взятое на CAFe'2002.
Interview with Looker elph/CPU Looker показался на сцене срав- нительно недавно, и сразу с очень глобальным проектом -Netspec, всколыхнувшим внимание об- щественности. Мне было очень ин- тересно пообщаться с ним на party, тем более, что он всегда полон идей на тему развития нашей плат- формы. Elf> Для начала я хочу спросить о проекте, с которым твое имя ассо- циируется на данный момент Netspec; расскажи, что тебя побу- дило заняться этим. Looker> На самом деле мысли у меня были достаточно давно, до то- го момента, как я ушел в армию... Elf> Т.е. в каком это году было? Looker> Это было еще... В общем 2,5 года назад. Вот, посчитай сам. Не только у меня, практически у каждого спектрумиста есть мыс- ли о централизации. Я тут разгова- ривал уже со многими. Кто-то хочет, чтобы были стандарты на железо, т.е. никто не знает, кто что изобрел и как это поддержи- вать, даже если хочет поддержи- вать - не знает, где что изобре- тено. Кому-то нравится собирать базу по soft'у, кому еще что-то. Если кто-то этим занимается, то он этим занимается в одиночку, хотя подобных людей множество. И ес- ли бы они имели возможность об- щаться друг с другом, то было бы намного легче и проще. Вот именно такая цель у меня была в прежние времена. Так вот, мысли о центра- лизации есть практически у каждо- го спектрумиста. Но почему-то все держат в глубине себя, и не вы- пускают наружу. А я вот взял, и выдвинул. И те, кто понимают, что мои мысли сходны с его собствен- ными, те присоединяются. Кто не понимает -я приехал на party, что- бы рассказать этим людям. Elf> Разумное решение, всегда лучше с людьми разговаривать вживую. Looker> Потому как одно дело дистанционно что-то кому-то рассказывать. И на бумаге можно высказать не все. А вживую - это совсем другое дело, и я возлагаю достаточно большие надежды на то, что многие меня поймут именно здесь. Вот с тобой у нас тоже была беседа, ну, я тебя тоже понимаю, что как таковые CPU сами по себе, у вас своя идеология... Elf> Да, мы не хотим возлагать на себя дополнительную ответствен- ность и обязательства, даже мора- льные, перед большим сооб- ществом людей. Looker> Вот в том-то и дело, что все это воспринимают, как обяза- тельство. Как Netspec - это какая-то лейбла, под которой, нап- ример, Miguel'ю придется что-то делать. Ничего подобного. Не хо- чешь говорить, что ты в сооб- ществе - не говори. Это твое лич- ное дело. Просто если тебе что-то надо, ты можешь спросить у других, тебе помогут, тебе просто помогут. Вот, люди искали худож- ника - нашли мы им художника. Люди искали кодера, для того что- бы им продолжить Heresy - нашли мы ему кодера, пока только в лице меня. Вот, еще одна газета скоро получит свое продолжение, тоже нашли мы им кодера. Elf> Какая, если не секрет? Looker> Вполне возможно, что это будет KrNews... Просто взаимо- помощь. Я недавно прочитал о по- добной организации Freedom... Elf> Но она в общем-то неудачна на мой взгляд была. Looker> Да, она была неудачна, по- тому что там сразу сказали: "Вот, типа, тут будут только продвинутые сценеры, которые будут друг другу помогать". A у нас могут быть все от ламеров, кончая самыми прод- винутыми сценерами. У нас все равны. Вот это основа равенства, потому что некоторые, кто только начинает на Spectrum, им нужно научиться кодить. Elf> Ну, т.е. благодаря этому вы планируете поднимать молодежь? Looker> В том числе. Да, конечно, начиная от молодежи, как я сказал, кончая самыми продвину- тыми людьми, всем нужна инфор- мация, всем нужна помощь, как бы они продвинуты не были. Просто кто-то меньше обладает доступом к информации, кто-то больше. Вот, некоторые люди, которые имеют e-mail, доступ в internet, они за- бывают обо всех остальных, у ко- торых этого нет. Очень мало имеют электронную почту. Множество сценеров, кроме реальной почты вообще доступа ни к кому не имеют. И, насколько ты сам представляешь, в каждом городе осталось 1-2 человека, которые чем-то занимаются. Ну, вот, к при- меру Харьков. Была компью- терная, спектрумовская столица Украины. Сейчас там вообще ни од- ного сценера не осталось! Jam был последним. Я с ним немного переписываюсь, он максимум ин- тересуется новьем. Все. Он ничего не делает, не осталось никого. Elf> Нет, не забывай, он помогал нам делать последний номер жур- нала. Looker> ПОМОГАЛ. Elf> Пока мы еще не отсылали ни- каких материалов следующего 6номера для редакции... Looker> Ну, он это вряд ли будет. Я с ним достаточно переписывался. Он сейчас занят литературной ка- рьерой. Роман его фантастический скоро напечатают. Elf> Ну да, я знаю, он говорил. Од- нако он мне предложил сделать совместный с CPU спековский проект, для Chasm'a материалы прислал, да и от того же редакти- рования текстов не отказывается. Looker> Ну, не знаю... Мне ка- жется, как начнут его издавать, так и все... Elf> Ты говоришь, что сейчас поч- товой перепиской занимаешься. Каков у тебя объем snail пере- писки? Looker> Почтовый пока небо- льшой. Потому что я этим конкрет- но не занимался. Elf> Это довольно трудоемко, я знаю. Это очень много времени от- нимает. Looker> Это трудоемко, но это стоит того. Пока я занимаюсь теми, с кем можно побыстрее свя- заться. Т.е. как бы создаю костяк. Для этого мы используем snail, in- ternet, fido, zxnet, в конце кон- цов телефон обычный. Планируется в скором времени открыть сайт. Я приобретаю домен первого уровня, вся проблема в том, как найти кредитную карточку. Но я думаю, к тому времени, как я приеду, ее для меня найдут. Сразу хочу сделать маленький промоу- шен - там будет новый spectrum'овский портал. Портал новостей. Сотрудничество будет как с нашими, так и с западными сценерами, я сейчас веду перего- воры с Raww Arse, они сог- ласны, чтобы мы им помогали с на- шими новостями, а они нам с ихни- ми новостями. Elf> Ну, вот, скажи мне, допустим я знаю Heresy, KrNews. Kакими еще проектами из реального soft'а вы сейчас занимаетесь? Looker> Дело в том, что мы не под- держиваем конкретные проекты. Если кому нужна какая-то помощь, мы ищем того, кто может ее пре- доставить. В частном случае Here- sy помощь предоставил я. Ну просто, ну, вот, смотри, ты кто у нас? Кодер? Кто в настоящий мо- мент? Elf> Coder, organizer - местами. Looker> Вот, organizer, кто ты там, вдруг тебя попросит кто-то, ну, кусочек закодить, маленький, ты поможешь? Elf> С трудом. У нас очень много своих проектов. Но мы частенько музыкой помогаем различным людям. Просто мы решили помо- гать людям, если нас устраивает концепция, идея того проекта, где музыка будет использована. Это из-за того что недавний опыт рабо- ты с RGI нас несколько расстроил. Мы просто не представ- ляли, что получится в конечном итоге, предоставили музыку и все. Looker> А вот наша задача - чтобы люди, которые хотят работать вместе, без проблем могли найти друг друга и контактировать. Elf> У тебя сейчас много контак- тов налажено? Looker> Да, вот, люди обраща- ются: "Нам нужна помощь по DMA", хорошо, мы им взяли, помогли. Несколько людей предлагают до- бавить свои наработки по базе ис- ходников - open sources... Когда я вернулся из армии и пытался восстановить былые связи, оказа- лось, все спектрумисты как спектрумисты умерли. Это из тех, кого я знал, по крайней мере. Поэ- тому мне приходится новые рубе- жи брать. Как я говорил, о стандар- тизации, объединении думал уже давно. Но вот сейчас появилась возможность это сделать. Не знаю, но лично мне кажется, что сцена поднимается. И NetSpec ей нужен. Elf> Да, мне тоже кажется, что по- дъем реально заметен, по сравне- нию с последними 2 годами. Looker> Кстати, я очень страдаю от того, что у меня нет реального Spectrum'a, и я просто решил для себя, что железо -это виртуальная часть, а реальная -это именно то, что мы видим на компьютере. Т.е. то, что у нас на столе, не так важно. Главное то, в чем мы рабо- таем. А вот если представить, за- быть о том, какой у нас компьютер, забыть о том, какие у нас воткнуты друг в друга платы, и обратить бо- льше внимания на то, что у нас на- рисовано на экране... Ведь, в прин- ципе... Elf> Я не совсем согласен, сове- тую тебе все-таки найти реальный Spectrum. Каким бы совершенным ни был эмуль, он не даст той энер- гетики, которой обладает реальная машина. Looker> Я желаю получить реаль- ный спек очень сильно. Elf> Неужели в Харькове не найти вообще, ни у кого не осталось ни- чего? Looker> Нет, ни в Харькове, ни у нас, в Северодонецке. Кстати, у вас в Adventurer'e, и в других ис- точниках печаталось о проекте разработки новой платы на Ук- раине. Elf> Но эта плата, честно говоря, безумна, такое впечатление, что человек, делавший ее, вообще не думал об ее использовании осталь- ными - гигантские размеры, испо- льзование старой элементной базы... Боюсь, все это будет очень сильно глючить и плохо поддавать- ся настройке в реальных условиях. Looker> Значит, все вопросы ко мне, потому как это делалось пря- мо у нас в городе. Это делал че- ловек, достаточно странный и очень замкнутый. Он это делал сам по себе. Oн развел Спек с самыми массовыми доработками, в том числе dma sound card. Почему он это сделал? Еще до моего отъезда один человек у нас собрал dma so- und card, и я помогал ему ее отла- живать, чтобы оно все правильно работало. Мы достигли успеха, и потом те немногие спектру- мисты, которые приходили это послушать, просто выпадали в осадок. Какой это звукан!! Ну, ска- жем так, это 100% звучание Амиги. Абсолютно. Т.е. это даже идея та же, реализация такая же... Elf> Кстати, вам надо будет на par- ty как-нибудь привезти это устройство. Looker> К сожалению, я не смог. Надеюсь, что на следующий год привезу. Еlf> Или в mp3 хотя бы оцифруйте, чтобы оценить звук. Это, конечно, будет хуже, чем реал, но все-таки что-то. Looker> Да, лучше в mp3, потому что 40 корпусов плата - глюкнуть запросто может. Elf> На мой взгляд этот человек, который составлял плату, он как-то не по современной техноло- гии это все сделал. Looker> Современная технология это PLM. Elf> Да-да-да. И в чем здесь слож- ность? Looker> Сложности нет. Elf> Tак вот ему стоило задума- ться, как мне кажется. Потому, что он сделал плату, которая не вле- зает просто почти никуда. У меня стоит корпус довольно здоровый. Я померял - не лезет даже в него. Looker> Не, ну, отдельной платой. Elf> Не, он же публиковал раз- меры, габариты платы его. Она просто не влезает никуда. В big tower, который стоит дороже, чем эта плата. Looker> Ты имеешь в виду плату Spectrum'a? Кстати, эта плата не получит продолжения. Elf> Не получит?! Looker> Нет. Объясняю почему. Даже такие размеры достигаются путем очень тонких дорожек, а так как они очень тонкие, то все очень сильно глючит. Отечественные микрухи между собой глючат. Elf> Ну, наверное, надо по-друго- му все развести... Looker> Не имеет смысла. Все ведь было примерно так: об этой плате узнал Sly, сам он спектрумист посредственный, в железе мало рубит, однако начал везде распространять инфо об этой недоделанной плате. А на са- мом деле это все очень сырое и непригодное для массового тира- жирования. Elf> Рабочий вариант-то вообще существует, один хотя бы, этой платы? Looker> Один то есть, но глючный. Вот например, этот человек, кото- рый разрабатывал плату, приносил ее ко мне, дабы проверить мопед. У него кроме платы ничего не было - ни мопеда, ни телефона - все это было у меня. Мы пробовали подключать, но просто не хватило времени и я ушел в армию, а потом он заглох, и выйти на него сейчас очень трудно. Elf> По-моему, очень сложно раз- рабатывать плату, которая под- держивает модем, телефон, если у него нет ничего у самого. Looker> Ну естественно, он просто взял готовые схемы. Так вот, на данный момент разработчик за- явил, что эта плата с DMA и прочи- ми наворотами продолжения иметь не будет, ввиду того что жуки на- чинают глючить. Я этого не видел, но по его словам я так понял. Elf> Да? Ну в это можно поверить, потому что он немного не той до- рогой, мне кажется, пошел. Looker> Поэтому он исключил от- туда все сложные элементы, оста- вил самое нужное. И хотел, чтобы кто-то эту плату привез на party, представил всем, и если людям понравится - тогда он ее будет де- лать. Последние несколько недель перед выездом я пытался его пой- мать и не смог. Это чрезвычайно трудно - он не живет дома. В общем, такой расклад, что будет дальше - я не знаю. Однако я пла- нирую среди сообщества распространять отдельные оттес- тированные схемки различных устройств (DMA, modem, и т.п.), да- бы каждый, кому это надо, себе на- весил. Но сначала бы стоило раз- вести новый Спектрум. Elf> На Альтерах, я думаю все-таки стоит. Это не будет до- роже, но это будет устойчивее зна- чительно. Looker> Я, кстати, узнавал о ценах по России. Например Xilinx Spartan 2 - в нее влезет все что надо. Стоит она десять долларов. Elf> Я, в принципе, знаю при- мерно. Короче, в двадцать долла- ров уложиться можно. Мы тоже об этом думали. Looker> В двадцатидолларовую можно запихнуть и Z80 и AY и ВГ-шку. Elf> Ну, AY не запихнуть все равно. Looker> Ну да, может AY не запих- нуть, но тридцать тысяч вентилей хватит за глаза на все. Вот тот че- ловек просит двадцать баксов за голую плату, в которую нужно все впаивать, которую нужно, воз- можно, отлаживать. Другое дело когда это Altera, Xilinx -вставля- ешь в маленькую платочку, в кото- рой все что есть -это разъемчики. Кстати, вот по этому пути пошел Sprinter, но Sprinter - это друго- го уровня машина. Сила Спектрума - в его консерватив- ности, точно так же, как сила лю- бой церкви. Посмотрите на орто- доксальных христиан - они тысяче- летиями хранят свою религию то- лько потому, что они не вплетают в себя там метал-музыку и что- ни- будь такое, и они сильны, они до сих пор сильны. Вот точно так же Spectrum - он будет силен до тех пор, пока мы консервативны, и нам не нужны "супер-пупер" навороты, нам нужно то, что мы имеем. Elf> Я согласен, мы можем от того что мы имеем получать значитель- но больше, чем мы получаем сей- час и дальше это все продвигать, а что-то другое -зачем? для этого есть другие машины - кто захочет, сможет это использовать, если бу- дет возможность. Looker> Вот именно, поэтому нам нужно сделать на недорогих ПЛМ'ках такой Spectrum, который бы был аналогичен нашему, но стоил бы недорого и был бы досту- пен всем. Unknown> В принципе, Sprinter, я думаю, практически удовлетво- ряет... Looker> Он не доступен всем... Elf> Да нет, ты знаешь, что там AY просто нет нормального? Что он там эмулируется и там такой звук, что лучше его не слышать? Unknown> На Спринтере-то? Нас- чет звука не знаю... Elf> А я знаю. Возможно ситуация уже изменилась сейчас, но неко- торое время назад было именно так. Unknown> Реально не видел... Elf> Я не видел, но я разговаривал с человеком, который непос- редственно слушал. Fatal Snipe - у них есть в городе Sprinter, и он говорит там такой звук, что лучше не слышать. Unknown> В принципе там, на- верное, реальный можно поста- вить. Elf> Можно, только они почему-то даже не задумываются об этом. Unknown> Так это просто надо идейку кинуть. Elf> Да им говорили. Я же с ним встречался раньше на party. Unknown> У них же сейчас модель новая какая-то, вот Survivor в Insanity писал - выходит там какой-то Sprinter 2 или 3. Новая материнка вообще, в ней AY дол- жен уже быть... Looker> Так вот, Sprinter во-пер- вых - дорогой, во-вторых -он стре- мился в сторону пц. Нам в эту сторону стремиться абсолютно не нужно. Unknown> Почему в сторону пц, кстати? Looker> Ну в сторону крутости, мегагерц. Elf> Они стремятся в сторону мас- совости, вообще-то. Unknown> Нет, ну, допустим, по железу если сравнивать, то дешев- ле компьютер навряд ли уже мож- но найти. Тем более, что это следу- ющее поколение Спектрумов, то есть он прогресс дает Спектруму. Если бы мы его под- держали, то была бы фирма, кото- рая вела бы Spectrum. Looker> Ты немножко не так пони- маешь прогресс Спектрума. Прогресс Спектрума в идоадап- тации. Это такое понятие из эво- люции. Существо может дегради- ровать - на уровень вниз, может прогрессировать - на уровень вверх, то есть идет следующая жизненная ступень. А может раз- виваться в своей параллели. Вот именно в этой параллели Spectrum и должен развиваться. Unknown> Что ты подразумеваешь под параллелью? Looker> То есть какие мы есть, мы такими и должны быть. Мы не должны наращивать мегагерцы и мегабайты. Unknown> То есть, ты против прог- ресса. Looker> Нет. Elf> Нет, прогресс не в этом может быть, а в новых идеях и методах их воплощения на данном железе, по- верь мне, этот путь никогда не при- ведет в тупик. Unknown> А в чем тогда прогресс заключается, если не в наращи- вании? Looker> Ты знаешь, кто такие были динозавры? У них с каждым столе- тием увеличивалась масса и уве- личивалась мощь. Точно так же сейчас увеличиваются мегагерцы и мегабайты пц. Ты знаешь, что случилось с динозаврами? В один прекрасный момент они все помер- ли и остались мелкие животные, которых никто не замечал, но кото- рые были теплокровными. Они были очень маленькие, но они выжили, и сейчас из них получились люди. Unknown> То же самое случается с теми, у кого нет вообще прог- ресса, они тоже вымирают. Looker> Вот те же самые малень- кие животные были прогрессивны своей теплокровностью, они оста- вались такими же маленькими и такими же теплыми. Поэтому они выжили. И вот, наш Спектрум должен остаться таким же малень- ким и дружелюбным, и он так вы- живет. Unknown> Кто? Спектрум? Без прогресса он загнил. Elf> Ты, например, знаешь о су- ществовании сцены на Commo- dore 64? Unknown> Слыхал... Elf> Какой ты там думаешь прог- ресс в железе? Looker> Ноль! Elf> Просто у меня кроме Спека есть Комод и я немного разбира- юсь в этом вопросе. С 82'го года прогресс в железе там есть, но очень незначительный. А сцена на нем развита гораздо более значи- тельно, чем у нас. Unknown> А там в демках, до- пустим, есть какой-то прогресс? Например, появляются ли там каж- дый год новые технологии? Elf> Да, встречаются. Там люди не боятся экспериментировать, но- вые видеорежимы, типа interlace, ifli, возвращение к oldschool с ис- пользованием новых технологий и т.д. Буквально это заметно в рабо- тах 2001-2002 годов. Unknown> За последние годы я на Спектруме не вижу прогресса. После чанковой революции наблю- дается застой. По-моему из 3.5 ме- гагерц уже выжали все. Elf> Технический прогресс в коде будет продолжаться, но конечно, значительно медленнее. Теперь нужно будет гораздо глубже все изучать, но все-таки что-то новое будет появляться, я уверен. Но сконцентрироваться, я думаю, стоит на идеологии, каждая дема должна нести message... Unknown> На мой взгляд, уже все изучено. Придумать что-то новое очень сложно. Looker> Нет. Вот сейчас многие говорят: "У нас есть два выхода в демках - multiclour или chunks". На самом деле в старых демках есть много вещей, которые можно сильно развить с использованием новых технологий. Ну ладно, что-то мы отвлеклись от темы. Давай да- льше о NetSpec. Elf> Да, продолжим. Looker> Еще одной моей мыслью является продвижение Спектру- ма в Internet, потому что на родственной нам платформе C64 есть собственный сервак в инете. На котором стоит web-страница C64. Чем мы хуже? Elf> Кстати, ты знаешь, как все там сделано? По-моему это не сов- сем тот путь на самом деле. У них там pc стоит, который использу- ется для интернет-подключения. На Комmодоре, конечно, какие-то данные обрабатываются, но в основноm все делается через pc -они используют его модем, память, винт. В общем это все как большой придаток Комmодора, без которого он полноценно в сети ра- ботать не будет, насколько мне из- вестно. Хотя некоторые возмож- ности можно реализовывать и на стандартном железе. Looker> Ясно. Ну это наподобие того, как Спек подключали через Linux, Зотов Сергей делал... Ну ладно. Вот Atari тоже подключа- ется через модем к интернет. У спектрума ведь тоже есть модем... Elf> Ну да. Допустим, работа с FTP-серверами относительно реа- льна. Looker> Да, FTP. Смотрим дальше IRC, smtp-pop3, то есть можно на- писать мэйлеры и пожалуйста реальный e-mail. А сейчас боль- шинство спектрумистов общают- ся через e-mail. Unknown> А как с HTML? Как гра- фику-то просматривать? Looker> Существует огромное ко- личество сервисов интернета, ко- торые доступны Спектруму. Прак- тически, что недоступно, так это flash полноэкранный... Elf> Вообще, можно сделать под- держку WAP-протоколов для сото- вых телефонов, где используется низкое разрешение. Looker> Скажем так: 90% ин- тернет-протоколов доступны Спектруму... Elf> Ну, я бы с такой уверенностью не сказал... Looker> Протоколы, именно прото- колы сервисные. Мы не говорим о динамических-графических при- ложениях, типа flash. Например, когда я сижу в интернете через писюк, то загружаю Opera, отклю- чаю всю нафиг графику и сижу в тексте, потому что это повышает скорость серфа в десятки раз. То же самое можно делать и через Спектрум. Вот это - моя идея. По опросам, есть люди, которые гото- вы платить деньги тому, кто это на- пишет. Они говорят "А ты сам на- пиши". Конечно если долго сидеть напишу, но у меня и без того забот хватает. Кроме того я пишу собственную игрушку, мне ее ин- тереснее писать. Elf> Какую ты игруху, кстати пи- шешь? Looker> "Command&Conquer". Я делаю конверсию первой части, там разрешение очень низкое, близкое к спектрумовскому. Хо- чу сделать игру, максимально приближенную к оригиналу. Заду- мал сделать я ее еще 3.5 года назад, когда был еще жив мной ре- альный Спектрум. Я такой че- ловек, если что сказал, то сделаю рано или поздно. У меня долгое время не было возможности реали- зовать задумки, но сейчас процесс пошел полным ходом, хотя, правда, под эмулем. В данный мо- мент можно скроллиться по карте... Elf> На сколько процентов готова? Looker> На данный момент я ее сделал на 30%. Если доделать до 50%, то можно уже выпускать де- моверсию. Но все-таки много сил и времени у меня уходит на сооб- щество, поэтому я даже отверг приглашение Alex XOR'а к учас- тию в "Твоей игре", так как ре- ально в ближайшее время "C&C" мне не закончить. Возможно выс- тавлюсь у него в следующем году. Elf> Ладно, спасибо. Давай сфот- каемся.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября