ACNews
#34
29 сентября 2004 |
|
Мысли - Православная цензура? Читателям СЭС словаря поворачивают вектор восприятия.
▄ ▄ ▄ ▄ ▄▄▄▄ ▄▄▄▄ ▄ ▄ ░▄■ ▓▀▄▀▓ ▓▄▄ ▓ ▓ ▒ ▓ ▓ ▄▀▓ ■▄░ ■▄░ ■▄░ ■▄░ ■▄░ ■▄░ ■▄░ ■▄ ▀■▄ ░ ▒ ░▄▒ ░ ▒▄▄▄ ▄▀ ░ ▒▀ ░ ▄■▀░ ■▀░ ■▀░ ■▀░ ■▀░ ■▀░ ■▀░ Православная цензура? СЭС - это энциклопедическое издание, которым пользуются без про- верки. СЭС - это однотомное издание, статьи которого тщательно отобраны и вымерены. Известно несколько послереформенных изданий СЭС (БЭС, МЭС и др.), отличающиеся объемом и годом редакции. Я постоянно пользуюсь OCR Палека, сделанным с одного из изданий. В редакции Палека добавлен ряд развернутых статей из БСЭ и тексты законодательным актов. Законодательные акты я убрал. Назовём этот вариант условно - "СТС". По совершенно безобидным книжкам "Первоисточники по истории ран- него христианства" и "Античные критики христианства" А. Б. Рано- вича (1885-1948) я случайно обнаружил, что редакция нашего люби- мого словаря находится под влиянием... Русской Православной Цер- кви! В СТС названо Макариев: 3 монаха, 1 партиарх, 1 митрополит и 4 мученика. В число этих величайших деятелей почему-то не по- пал Макарий Магнет (конец IV в.), передавший в своей книге "Apokritikos" крупнейшие антихристианские цитаты из неоплатоника Порфирия. В СТС названо Аполлониев: 2 мученика (в СЭС 1984 г.их не было) и 2 скульптора. Аполлоний Тианский - популярнейший лжепророк I в. - не указан. (Вы еще можете найти его следы в статье СТС "Неопифагореизм" и в "Молоте ведьм" Шпренгера и Инститориса. ) Нет даже известных еврейских пророков I в. - Февда и Иуды Гали- лейского (всего в словаре 4 Иуды). Об этих лицах можно почитать в "Галерее святых" П. Гольбаха, в новозаветных "Деяниях апосто- лов" и у М. Абрамовича в книге "Иисус, еврей из Галилеи". Еще в Палестине I в. этим ремеслом прославились (следуя Абрамовичу ) Шимон раб Ирода и пастух Атронг. Понимаете, почему их нет в сло- варе? А пророк II в. Бар Кохба (Шимон Сын Звезды) назван всего лишь "вождем антиримского восстания". В СТС ровно один Корнут - священномученик (в СЭС 1984 г. не было и его). Корнута, стоика I в., там нет. Этот философ прославился аллегорическим толкованием греческого учения о богах. В СТС названо Феодоров: 10(!) мучеников, епископ и настоятель, скульптор, 2 писателя, боярин и князь (оба православные святые). Древнегреческий философ-атеист Феодор из Кирены (IV в. до н.э.) не указан. В СЭС 1984 г. было всего 3 Феодора: 2 писателя и один христианский деятель.То есть статьи добавлены непропорционально, вы не находите? В СТС ровно один Цельс (автор энциклопедического труда "Искус- ства" ). Антихристианского писателя Цельса (конец II в.; до нас он дошел в передаче Оригена ) там нет. (Можете найти его имя у И.А.Крывелева, З.Косидовского и П.Гольбаха - то есть это дейст- вительно ИЗВЕСТНЫЙ антихристианский писатель.) Теперь поглядим, какими выражениями описан в энциклопедии импе- ратор Юлиан: ЮЛИАН ОТСТУПНИК (Julianus Apostata) (331-363), римский император с 361. Получил христианское воспитание; став императором,объявил себя сторонником языческой религии, реформировав ее на базе неоплатонизма; издал эдикты против христиан. От христианской церкви получил прозвище Отступник. Это опровергает А.Б.Ранович: "Получив власть, Юлиан не открыл гонений против христиан, как это делали его христианские предшественники и преемники по отношению к "язычникам". Христианская церковь была тогда уже слишком сильна. Он провозгласил свободу вероисповедания; единственный его враждебный христианам акт - запрещение христиа- нам преподавать светские науки. Но это запрещение было изложено в весьма умеренных выражениях: "Преподаватели школьные должны превосходить других, во-первых, своим поведением, во-вторых - красноречием. Поэтому, поскольку я не могу быть лично в каждом городе, я приказываю,чтобы всякий желающий отдаться преподаванию не попадал на это дело без разбору и внезапно, но чтобы он полу- чил одобрение властей и декрет куриалов, изданный в согласии с лучшими гражданами; этот декрет будет потом представлен на рассмотрение мне для того, чтобы (преподаватель) приступил к занятиям в городе, облеченный высшим почетным титулом на основа- нии нашего заключения". Конечно, Юлиан имел в виду просто не утверждать учителей-христиан и откровенно мотивировал это в одном из своих циркуляров тем, что преподаватель должен быть честен,а не двуличен; и поэтому христианин не может быть допущен к преподаванию Гомера и других классиков, которых он считает сынами сатаны. Но император вместе с тем не возражает, чтобы христиане в своих церквах преподавали своим единоверцам догматы христианской веры и занимались "толкованием Матфея и Луки"". Всего в энциклопедию внесено, как удалось подсчитать, 910 статей о мучениках или группах мучеников. Туда же вливаются статьи о 254 епископах, архиепископах, митрополитах, архимандритах или патриархах, где эта деятельность названа основной. Плюс 75 про- фессиональных монахов,отшельников и пустынников. (Для сравнения: упомянуто 90 римских пап и антипап из 303 существовавших. Като- ликосов же в словаре только 8.) А общее количество статей в сло- варе всего 75277. Что это значит? То, что читателям словаря поворачивают вектор восприятия. Понемножку. Сначала, видимо,были сглажены выражения, которыми описывались православные деятели. (Можно было оправдать - поликорректность.) Тогда же убраны карточки с антихристиански- ми писателями (это незаметно без особой проверки). В наши дни добавлены мученики и чудотворцы, во времена СССР они бы не смот- релись. Что будет дальше? Не знаю... А.Кодер
Другие статьи номера:
News - Ldir снимает с аукциона свой Pentagon. Не успело пройти года со дня смерти Dr. Envelope. |
Scene - О голосовании за AY Music. |
Мысли - Православная цензура? Читателям СЭС словаря поворачивают вектор восприятия. |
Contacts - Список Заслуженных Пользователей AC Edit. |
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября