Spectrum Progress
#02
19 января 1997 |
|
Форум - Интервью с Николаем Носковым и Иваном Макарченко, создателями фирмы "ПЕТЕРС".
Сегодня нашими собеседниками будут люди, пы- тающиеся совершить технический переворот в мире Spectrum'а. И они явно взвесили свои шансы. Но об этом лучше судить вам, уважаемые читатели. А пока представляем вам Николая Носкова, гене- рального директора фирмы Петерс и руководителя проекта Sprinter, а также Ивана Макарченко, специалиста фирмы Петерс и разработчика нового компьютера. Отправившись на встречу с ними, мы решили оставить в покое технические вопросы, и услышать мнение создателей о перспективах кото- рые ждут новую машину, носящую рабочее название Sprinter. Spectrum Progress: Николай, скажите, чем мо- жет привлечь Sprinter пользователей в ближайшем будущем, пока нет еще написанного под его рас- ширенные режимы программного обеспечения? Николай Носков: Уже сейчас, в режиме обычного Spectrum'a, вы можете использовать весь мега- байт ОЗУ. То есть, вы используете 256 килобайт, как обычный, например, Scorpion или что-то еще, а остальная память организуется в виде электронного диска на 800 с лишним килобайт. Это фактически емкость одной дискеты. Вы всю дискету туда сбрасываете и с этим диском прек- расно работаете. Потом, если хотите записываете содержимое на дискету. SP: Это, кажется, уже делается на мегабайтном Profi... НН: М-м-м... Таким образом, Sprinter имеет реально работающий электронный диск. Теперь. Есть графический акселератор и его точно так же можно использовать... SP: Имеется ввиду видеоакселератор? НН: Это не совсем видеоакселератор, это даже некорректно. Это ускоритель экранных операций с основным и видео ОЗУ. Он ускоряет операции как в основном ОЗУ, так и в видео ОЗУ. То есть если вы пишите программу, вы во-первых, используете тактовую частоту 14 МГц (и программа уже будет быстрее проворачиваться) и во-вторых можете ис- пользовать возможности акселератора: пересылка, использование таблиц акселератора для перекоди- ровки из одного формата в другой... Иван Макарченко: То есть перекодировка табли- цы символов. НН: Да. Очень удобно для текстового редакто- ра... Кроме всего этого, делая, например, игру для обычного Spectrum'a на его маленьком экра- не, можно, предусмотреть включение режима более высокого разрешения на той части, которая заня- та border'ом. Там можно сделать красивую рамку или выводить дополнительную информацию. Даже в таком варианте программы будут более интересны- ми, чем на стандартном Spectrum'e, а труда тре- бует от программистов относительно небольшого. Нужно лишь предусмотреть вариант запуска вашей игры на Sprinter'e. SP: Это мы говорили о новом программном обес- печении, а как обстоят дела со старыми, полю- бившимися уже играми? То есть будет ли обеспе- чен уровень совместимости сравнимый с уровнем совместимости того же Scorpion'а? НН: Что значит - Scorpion'а... Насколько я знаю у Scorpion'а просто отвратительная совмес- тимость с Pentagon'ом. Далеко не каждая игра на нем идет... SP: Кстати в свое время велись споры какая из существующих машин ближе всего к ZX-Spectrum. НН: В этот спор мы ввязываться не хотим. У нас будет предусмотрены различные варианты кон- фигурации портов. Независимо от того под что написана программа, под Scorpion или Pentagon, ее можно использовать. Включаете нужный режим конфигурации и работаете. Мы решили проблему вот таким образом. Дабы не мучится, решая кто из них святее папы римского... ИМ: Схема конфигурации портов позволяет реа- лизовать четыре варианта, если стоит 128-я ПЗУ и восемь, если - 256-я. НН: Ну восемь, как я понимаю, никому не нуж- ны - у нас не так много форматов компьютеров... Вобщем, эту проблему мы решили так, поэтому все существующее программное обеспечение, за исклю- чением завязанного на разные хитрости (вроде теневого монитора), должно работать. Ну, мы проведем, естественно, испытания. Сейчас прог- рамм достаточно много, ориентированных на то или иное. Например, возмем в Logros'е несколько сот дискет и посмотрим что бы компьютер работал со всеми видами программ. Вы точно также можете принять участие в тестировании, что бы подтвер- дить потом, что да, действительно обнаружена достаточно полная совместимость или наоборот - несовместимость. Это надо будет прилюдно сде- лать, чтобы сомнения отпали сами сабой. Пусть приносят с собой дискеты, чтобы не кричали, что мы переделали программы... Или проведем незави- симые испытания. Прибудут дискеты в опломбиро- ванном ящике :-), под охраной :-)), специальная комиссия вскроет его :-)))... Вобщем вопрос совместимости для нас принципиальный и мы уде- ляем ему много внимания. SP: Да, это уже понятно. А как вы собираетесь решать такую проблему: пользователи не уверены, что программисты будут писать новые программы для Sprinter'а и поэтому сомневаются, стоит ли его покупать , а программисты не уверены, что пользователи будут покупать этот компьютер и сомневаются, что их программы окупятся. Как разрубить этот узел? НН: Этот узел разрубается... SP: Просто? НН: М-м-м... Вообще-то говоря эта проблема немножко надумана, я так считаю... SP: И все-таки с чего вы хотите начать? НН: Мы хотим начать комплексно. Потому что, когда компьютер будет окончательно готов... Вернее уже на предварительном этапе, когда мы будем уверены, что компьютер работает так как предпологалось, перед тем как он пойдет в серию мы будем проводить широкую разъяснительную ком- панию среди программистов и потребителей. Могу сказать, что у нас уже есть небольшая очередь на этот компьютер. Нам уже несколько месяцев просто руки выворачивают, мол, когда сможем приобрести... Поэтому... Вопрос о том, будут ли его покупать? Будут! Потому что половина из этих желающих - владельцы Scorpion'ов, которые услышали о новом компьютере и хотят сдать свои машины, чтобы приобрести наше изделие. Единственное, что их интересует, будет ли прог- раммная совместимость. Ну, и конечно - будет ли теневой монитор. ИМ: Привыкли вот. НН: Да, они к этому привыкли... С теневым мо- нитором мы вопрос решим в любом случае. Потому что есть в теневике некоторые функции, которые удобны и нужны. Вобщем, наиболее интересные та- кие вещи мы постараемся внедрить у себя, чтоб это было. SP: Самое ценное в теневике, то что программу можно остановить, покапаться в ней, а потом за- пустиь дальше. И тут возникает вопрос о защите авторских прав. Вас это не беспокоит? НН: Я с этим согласен. Более того, получается что? Получается, что кто-нибудь останавливает, поковыряется в программе, потом ломает защиту, если она там была. После дает копию взломанной программы другу, свату, брату. Программа начи- нает таскаться по разным компьютерам и тут на- чинаются проблемы. Вдруг программа начинает глючить, начинают теребить программистов, про- изводителей, мол, как же так я тут купил, а у меня не работает. Где ты купил? Откуда вообще взялась эта версия?.. Понимаете, та возмож- ность, что была заложена Зоновым, была заложена четыре года назад когда все с удовольствием этим делом занимались и вопрос о том, что при- дется защищать авторские права программистов вообще не стоял, все было вокруг колхозное, все вокруг мое... Сейчас ситуация другая и объек- тивно не должно быть выгодно ни нам ни вам, чтобы каждый мог перепахивать ваши программы. Нам это не выгодно, потому что потом к нам при- дут с претензиями, что, мол, ваш компьютер не работает с такими-то и такими программами. Я устану объяснять, что, ребята, покупайте лицен- зионное ПО. И такие ситуации обязательно воз- никнут. SP: Призывы к честности могут оказаться мало- эффективными... НН: А может быть это и не нужно... Я так ду- маю, что у компьютера должны быть другие преи- мущества достаточно весомы, чтобы человек отка- зался от подобного и в то же время не отказался от компьютера. То есть какие-то нетральные воз- можности (вроде остановки и распечатки картин- ки) не позволяющие испахабить замысел програм- миста, нужно оставить. Ведь это сервисные воз- можности, которые нужны любому человеку. SP: То есть кнопка Magik у компьютера будет? НН: Да, будет. SP: Это будет сделано как в Scorpion'е, то есть будет какое-то теневое меню, или будет как-то перехватываться? НН: Понимаете, теневой монитор это такая шту- ка... Вот вы спрашиваете, а что будет? А я хочу знать, а что нужно? SP: :-) НН: Будет то, что нужно! SP: :-)) НН: Не хотелось бы придумывать, что-то делать и навязывать это людям, мол, вот мы сделали и покупайте все вот в таком виде. Здесь надо идти от противного: ребята, что вы хотите, мы вам сделаем! SP: Но давайте вернемся к предыдущему вопро- су... НН: О том кто будет покупать и кто будет пи- сать программы?... На первом этапе, ну скажем в течение девяносто седьмого года, Sprinter'ом можно вполне торговать как скоростным Spectrum- 'ом, который быстрее работает с программами и имеет более развитую переферию. К тому же мно- гие просят что бы был мегабайт ОЗУ даже на обычной машине... Так что даже в этом виде компьютер удовлетворит возросшие требования достаточно большого количества людей за счет большого ОЗУ, за счет развитой переферии, за счет высокой производительности, за счет, в конце концов, того же расширенного текстового режима, в котором удобно работать с текстовым редактором. Если вам нужно работать с докумен- том и сделать его качественно, пожалуйста, включаешь компьютер и делаешь. А если еще ис- пользовать имеющиеся знакогенераторы, то можно готовить документы более качественные, чем даже на PC. SP: А сколько знакогенераторов? ИМ: Семь знакогенераторов по двести пятьдесят шесть символов. Они расположены в ОЗУ, а значит их можно подгружать с диска... НН: Да, их можно подгружать с диска и иметь всегда под рукой. Это лучше даже чем на PC... Таким образом, компьютер найдет какой-то спрос, а мы будем вести учет клиентов и продолжать ра- боту с программистами. Мол, друзья мои, прошло три месяца, продано такое-то количество компью- теров... SP: У программистов должна быть машина, чтобы писать что-то... НН: Да это-то не проблема... Вот это как раз не проблема. SP: Программисты не уверены, что получат в свое распоряжение машину, техническую докумен- тацию и так далее. НН: Почему они не уверены? SP: О фирме Петерс мало кто знает. Нет ника- кой информации. НН: Это другое дело. Но мы сознательно какое- -то время подтормаживали процесс рекламы, пос- кольку хотелось дождаться того, что бы машина нормально заработала. Потому что тот путь кото- рый мы прошли осенью девяносто шестого, был очень тяжелый. Несколько этапов, и каждый раз - вот-вот она, удача. И, раз! Доходишь до како- го-то этапа, когда машина вообще прекращает ра- ботать потому что у тебя очередной шаг по подъ- ему частоты и он все обрезает. Допустим, пол- ностью переразводишь плату, потом какой-то ку- сок формируешь, доводишь и опять, раз, упор. И только с третьего раза мы сделали плату так, чтобы все части заработали между собой на тех частотах на которых должны. Потому что для того чтобы проворачивать информацию через видео ОЗУ и для того чтобы работал акселератор и палитра, эти микросхемы работают на сорока двух мегагер- цах. SP: Но теперь, когда компьютер работает, на- до, наверное, наверстывать время... Например, многих интересует уложитесь ли вы в объявленные восемьсот тысяч? НН: Уложимся. У нас пока планы не изменились, то есть компьютер с одним мегабайтом ОЗУ, в штатном режиме будет стоить в пределах восьми- сот тысяч. Мы не будем задирать цену, поскольку у нас есть возможность, в случае если сама пла- та окажется слишком дорогой, сэкономить за счет других комплектующих. SP: А может быть вы планируете окупить за счет продаж? Сколько компьютеров вы планируете продать за первое время серийного производства? НН: Вопрос стоит так, что надо в течение по- лугода продать несколько сот штук. SP: И это реально? НН: Достаточно реально. Дело в том что у нас есть заявки ото всюду. Например, из-за Урала, из Владивостока, из Сочи, из Благовещенска. Из Екатеринбурга звонил очень интересный человек. Он разработчик тоже какого-то графического ус- корителя для Spectrum'а. Он мне так гордо представился, что я сразу понял, что это широко известный в узких кругах человек :-) . Мне ста- ло стыдно, что его не знаю и я честно признался в этом. Как этот самый... у Бунина, кажется... "я газет не читаю, а если будет война, будет объявлено в полковом приказе" :-) . SP: Идей графического расширения было нес- колько, но до схем дошли немногие... НН: Вобщем нельзя сказать, что нет никакого интереса. Потому что ребята из Владивостока, например, просили в максимально короткий срок поставить им партию компьютеров, поскольку их здорово устраивает, ко всему, вариант подключе- ния писишного модема. Они собираются организо- вать там свою сеть, и компьютерные классы, ка- жется. SP: А платами никто не интересовался? НН: Да, как раз Благовещенск и Екатеринбург просили платы для переоборудования. Мы не про- тив. Кого не устраивает смена компьютера цели- ком мы готовы ему продать отдельную плату. То есть вопрос не в том, чтобы в течение первого полугода получить максимальную прибыль. Я даже не ставлю цель сразу окупить затраты, хотя де- нег уже вложено много и что бы вернуть их пона- добится год работы... SP: Значит идете до конца? НН: Конечно. Думаю проблем не будет. Будем торговать и одновременно рекламировать. Снабдим всех торговцев рекламными материалами. К тому же чем больше будет продано компьютеров, тем больше людей будет о нем знать. Самую тяжелую полосу, полосу непонимания, мы уже прошли. SP: Что ж мы можем только порадоваться вашему оптимизму и желанию работать. От лица всех чи- тателей нашего журнала мы благодарим вас за это интервью, желаем удачи и надеемся, что эта встреча не последняя, посвященная Sprinter'у. ─────
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 2 декабря