ZXNet эхоконференция «zxnet.soft»


тема: Расширения файлов TR-DOS



от: Ivan Roshin
кому: All
дата: 14 Jan 2001
Hello, All!

═══════════════════ ExtFiles.1 ══════════════════

(c) Иван Рощин, Москва

Fido : 2:5020/689.53
ZXNet : 500:95/462.53
E-mail: asder_ffc@softhome.net
WWW : http://www.zx.ru/echo/roschin

Расширения файлов TR-DOS
────────────────────────

("Радиолюбитель. Ваш компьютер" 12/2000)

Представьте себе такую ситуацию: встретился вам TR-DOS-файл,
а что в нем находится - непонятно. Попробовали посмотреть
содержимое - и увидели только, что это не текст... Что делать
дальше? Стереть этот файл? Это, конечно, проще всего, да и место
на диске освободится. :-) Но кто знает, чего вы при этом
лишитесь? Вдруг там было что-то полезное или хотя бы интересное?
Гораздо правильнее не стирать незнакомый файл сразу, а
присмотреться сначала к его расширению. Тогда, воспользовавшись
приведенной в этой статье таблицей расширений, вы сможете
сделать выводы о типе содержащейся в файле информации и о том,
с помощью каких программ с ним можно работать.
А как его увидеть, это расширение? "Что за глупый вопрос?" -
подумаете вы. Но не все так просто, как может показаться с
первого взгляда. :-) Дело вот в чем: изначально в TR-DOS
расширение файла было односимвольным, да и самих расширений было
всего четыре. В дальнейшем этого показалось мало, и
софтописатели решили увеличить длину расширения до трех
символов - как в MS-DOS. Но вносить изменения в ПЗУ TR-DOS,
чтобы обеспечить возможность корректной работы с трехсимвольными
расширениями средствами операционной системы, никто не стал.
С одной стороны, это правильно - ведь любое изменение ПЗУ может
привести к неработоспособности уже существующих программ. Но это
же приводит и к определенным неудобствам - при выполнении
команды "CAT" показывается лишь первый символ расширения каждого
файла. Увидеть расширение полностью можно только с помощью
специальных программ-оболочек - например, "Real Commander".
Несколько слов о таблице. Она сформирована по следующему
принципу: если имеется TR-DOS-программа, обрабатывающая файлы с
данным расширением - оно включается в таблицу. Таким образом,
кроме известных мне на этот момент "чисто спектрумовских"
расширений, там оказались и расширения некоторых типов файлов,
которые впервые появились на других компьютерных платформах
(AMiGA, PC). При этом в таблице указаны и названия
TR-DOS-программ для работы с такими файлами (например, файлы
с расширением "zip" можно обрабатывать с помощью программы
"pkunZIP 1.3f").
Расширения в таблице перечислены в алфавитном порядке.
Таблица может оказаться полезной и авторам программ в
случае, когда возникает необходимость выбора расширения для
"своего" формата файлов. Чтобы избежать путаницы, расширение
лучше выбирать либо еще не задействованное, либо наиболее
подходящее по смыслу.
Приведенная в таблице информация собрана из различных
источников и по собственным наблюдениям. Разумеется, она не
являются абсолютно полной, поэтому присылайте уточнения и
дополнения - они войдут в последнюю версию этой статьи, которая
будет регулярно выкладываться на мою web-страничку.

╔════════════╤═════════════════════════════════════════════════╗
║ Расширение │ Комментарий ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ # │ Файл прямого или последовательного доступа ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ Экран, упакованный компрессором "ASC" без ║
║ $ │ распаковщика (такие файлы создает программа ║
║ │ "Quick Screen Viewer 1.0") ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ Файл в формате "Hobeta"; второй символ ║
║ │ расширения показывает, каким было расширение ║
║ $? │ исходного файла. ║
║ │ Программы для обработки: "Hobeta 1.1", ║
║ │ "Godzilla 2.0 Pro", "File extractor 1.1b". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ > │ Модуль для графического редактора "Burial Gfx ║
║ │ Editor" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ + │ RGB-экран, созданный в программе "Multistudio" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ 0??,1??,...│ Части длинного файла; последние два символа ║
║ │ расширения - такие же, как у исходного файла ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ 1) aрхив LZ Compressor ║
║ │ 2) исходный текст программы на ассемблере ║
║ A │ в одном из следующих форматов: "TASM 3", ║
║ │ "TASM 4 (by XLD)", "TASM 4 (by RST7)", ║
║ │ "GENS" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ a │ Исходный текст программы на ассемблере ║
║ │ в формате "MASM 1.1" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ ANSI-графика. ║
║ ans │ Программа для обработки: "ANSI viewer/player ║
║ │ 0.1 alpha". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ 1) исходный текст программы на ассемблере ║
║ asm │ в обычном текстовом формате ║
║ │ 2) исходный текст программы на ассемблере ║
║ │ в формате "ZX ASM 3.10" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ B │ Программа на Бейсике ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ Графический файл. ║
║ bmp │ Программы для обработки: "Bitmap Viewer 2.0 ║
║ │ BETA", "ZX<>BMP Converter 2.0". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ C │ Кодовый файл ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ c │ 1) программа на Си ║
║ │ 2) шрифт, созданный в редакторе "Chr Editor" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ Векторный шрифт. ║
║ chr │ Программы для обработки: "Chr Editor 1.50", ║
║ │ "ChrPrint 1.06", "Burial Gfx Editor 1.07/2". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ D │ Массив данных ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ diz │ Текстовый файл-описатель ║
║ │ (например, "file_id.diz") ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ Документ, созданный в текстовом редакторе ║
║ doc │ "Microsoft Word". ║
║ │ Программа для обработки: "WordCon". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ drv │ Драйвер принтера для ассемблера "ZX ASM 3.10" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ E │ Сохраненное состояние игры "ELITE 3" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ 1) mузыкальный модуль, созданный в редакторе ║
║ F │ "Sound Tracker Pro" ║
║ │ 2) спрайт, созданный в редакторе "Sprite Master"║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ fnt │ Шрифт, используемый в ассемблере "ZX ASM 3.10" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ G │ Спрайт, созданный в редакторе "Sprite Edit" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ GTR │ Музыкальный модуль, созданный в редакторе ║
║ │ "Global Tracker" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ H │ Исходный текст программы на ассемблере в ║
║ │ формате "ALASM" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ h │ Библиотека, подключаемая к программе на Си ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ hrp │ Архив HRIP ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ 1) семпл (sample) для музыкального редактора ║
║ │ "Super Sonic" ║
║ I │ 2) оцифрованый семпл для музыкального редактора ║
║ │ "Instrument" ║
║ │ 3) ярлык для файловой оболочки "Windows 2000" ║
║ │ (не путать с одноименной ОС для PC!) ;-) ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ i │ Инструмент для графического редактора "Graphic ║
║ │ Station" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ imp │ Модуль конвертирования текстов для ассемблера ║
║ │ "ZX ASM 3.10" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢


════════════════════════════════════════════════


С уважением, Иван Рощин.
[ZX] [BestView 3.0 - 26%]

от: Ivan Roshin
кому: All
дата: 14 Jan 2001
Hello, All!

═══════════════════ ExtFiles.2 ══════════════════

║ jpg │ Графический файл. ║
║ │ Программа для обработки: "Jpeg viewer 0.1b". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ L │ Комментарий к музыкальному модулю, созданному ║
║ │ в редакторе "Sound Tracker 3" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ 1) музыкальный модуль, созданный в редакторе ║
║ M │ "Super Sonic" ║
║ │ 2) mузыкальный модуль, созданный в редакторе ║
║ │ "Pro Tracker 2" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ m │ Музыкальный модуль, созданный в редакторе ║
║ │ "Pro Tracker 3" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ Музыкальный модуль (такой формат используется ║
║ │ на компьютере "AMiGA"). ║
║ mod │ Программы для обработки: "MOD player 2.01", ║
║ │ "MOD'S player", "PLAYMOD", "AMMY>PT2", ║
║ │ "Riff Tracker". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ mon │ Монитор-отладчик для ассемблера "ZX ASM 3.10" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ MPS │ Музыкальный модуль, созданный в редакторе ║
║ │ "Pro Sound Creator" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ 1) музыкальный орнамент, созданный в одном из ║
║ │ редакторов: "Pro Tracker 2", "Pro Tracker 3",║
║ │ "Sound Tracker", "Sound Tracker Pro", ║
║ o │ "Global Tracker" (естественно, у каждого ║
║ │ редактора свой формат) ║
║ │ 2) oверлей файловой оболочки "Windows 2000" ║
║ │ (не путать с одноименной ОС для PC!) ;-) ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ OVL │ Оверлей файловой оболочки "Consul Commander" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ ovl │ Оверлей программы "File extractor" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ ovr │ Оверлей ассемблера "ZX ASM 3.10" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ 1) экран, упакованный компрессором "Laser ║
║ P │ Compact" версий 4, 5 (без распаковщика) ║
║ │ 2) упакованные данные ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ 1) данные, упакованные компрессором "HRUST 2.1" ║
║ │ 2) паттерн, созданный в музыкальном редакторе ║
║ p │ "Pro Tracker 3" ║
║ │ 3) настройки программы "Lara Croft" (если файл ║
║ │ называется "setup.p") ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ Графический файл. ║
║ │ Программы для обработки: "PCX viewer 1.0" by ║
║ pcx │ ZMANU.C.G., "PCX viewer 1.6" by BrainWave, ║
║ │ "PCX Show 1.1" by Johnny Graphics, "PCX viewer ║
║ │ 1.0" by C.D.L. Lab, "PCX converter 3.41" by ║
║ │ E.Kulikaev. ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ PKT, pkt │ Почтовый пакет. ║
║ │ Программы для обработки: "ZED", "Lara Croft". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ PPS │ Паттерн, созданный в музыкальном редакторе ║
║ │ "Pro Sound Creator" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ ptn │ Паттерн, созданный в музыкальном редакторе ║
║ │ "Global Tracker" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ rar │ Архив RAR. ║
║ │ Программа для обработки: "UNRAR 0.23 beta". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ rom │ Содержимое ПЗУ ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ 1) музыкальный модуль, созданный в редакторе ║
║ S │ "Sound Tracker" ║
║ │ 2) набор спрайтов, созданный в графическом ║
║ │ редакторе "Burial Gfx Editor" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ Семпл для одного из музыкальных редакторов: ║
║ │ "Pro Tracker 2", "Global Tracker", ║
║ s │ "Digital Music Maker", "Sound Tracker", ║
║ │ "Sound Tracker Pro", "Pro Tracker 3" ║
║ │ (естественно, у каждого редактора свой формат) ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ Один или несколько TR-DOS файлов в особом ║
║ scl │ формате. ║
║ │ Программы для обработки: "File extractor 1.1b", ║
║ │ "SCL 0.1". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ SCR, scr │ Экранный файл ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ Snapshot (файл, в котором запоминается ║
║ │ состояние эмулируемого "Спектрума" - содержимое ║
║ sna │ памяти, значения регистров процессора ║
║ │ и некоторая другая информация). ║
║ │ Программа для обработки: "File extractor 1.1b". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ 1) текстовый файл ║
║ T │ 2) музыкальный модуль, созданный в редакторе ║
║ │ "Digital Music Maker" или "Instrument" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ t │ Текстовый файл, созданный в редакторе ║
║ │ "Microeditor" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ Образ магнитофонной ленты. ║
║ tap │ Программы для обработки: "TAP2DISK", "TAP 0.3", ║
║ │ "File extractor 1.1b". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ tcp │ Оверлей для программы "Turbo Commander" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ Графический файл в формате TIFF. ║
║ tif │ Программа для обработки: "Screen Viewer 3.0 ║
║ │ beta". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ trd │ Образ диска TR-DOS. ║
║ │ Программа для обработки: "File extractor 1.1b". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ TXT │ Текстовый файл ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ 1) обычный текстовый файл ║
║ txt │ 2) текстовый файл, созданный в редакторе ║
║ │ "ZX ASM 3.10" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ Образ магнитофонной ленты. ║
║ tzx │ Программы для обработки: "File extractor 1.1b", ║
║ │ "TAP 0.3". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ U │ Двухэкранная картинка, упакованная ║
║ │ с распаковщиком ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ v │ Векторное изображение, созданное в графическом ║
║ │ редакторе "Burial Gfx Editor" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ W │ Текстовый файл, созданный в редакторе "ZX Word" ║
║ │ или "Modern Word" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ wav │ Звуковой файл. ║
║ │ Программа для обработки: "WAV Player". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ X │ Графический файл в формате pcx ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ XAS, xAS │ Исходный текст программы на ассемблере ║
║ │ в формате "XAS" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ XaS, xaS │ Макросы для ассемблера "XAS" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ 1) музыкальный модуль, созданный в редакторе ║
║ Y │ "Fast Tracker" ║
║ │ 2) RGB-экран, упакованный с распаковщиком ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ │ Snapshot (файл, в котором запоминается ║
║ │ состояние эмулируемого "Спектрума" - содержимое ║
║ z80 │ памяти, значения регистров процессора ║
║ │ и некоторая другая информация). ║
║ │ Программа для обработки: "RUN .Z80 0.1". ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ zas │ Исходный текст программы на ассемблере ║
║ │ в формате "ZX ASM 3.10" ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ ZIP │ Архив ZXZIP ║
╟────────────┼─────────────────────────────────────────────────╢
║ zip │ Архив PKZIP. ║
║ │ Программа для обработки: "pkunZIP 1.3f". ║
╚════════════╧═════════════════════════════════════════════════╝


════════════════════════════════════════════════


С уважением, Иван Рощин.
[ZX] [BestView 3.0 - 26%]

от: Eugene Palenock
кому: Ivan Roshin
дата: 18 Apr 2001

Привет, Ivan!

14 Янв 01 07:38, Ivan Roshin -> All:

IR> ║ PKT, pkt │ Почтовый пакет. ║

Ещё может называться Ckt, если его pkunzip старый распаковывал...

IR> ║ rom │ Содержимое ПЗУ ║

и bin тоже.

IR> ║ SCR, scr │ Экранный файл ║

или экранная заставка из Windows ;)

IR> ║ v │ Векторное изображение, созданное в графическом ║

vi1 (размером 64 байта) - дамп м/с CMOS. Создаётся прогой CMOS Commander,
записывает в файл он все 64 регистра, но при чтении восстанавливает в
микросхему CMOS только регистры данных (которые начиная с 0Eh включительно).
Расширение такое было придумано потому что советский аналог этой м/с - 512ВИ1.

IR> ║ ZIP │ Архив ZXZIP ║

zxz - тоже самое. В MSDOS и ISDOS ZXZIP нередко переименовывают в ZXZ. Hа
спектруме надо его соответственно обратно в ZIP переименовать.

com, set, bat, res, ovr - могуть быть из ISDOS. Особено если там массово (кроме
bat ;) встречаются команды LD C,n:RST 16

mnu - меню оболочки в ISDOS

img - образ диска в ISDOS. Там может быть не обязательно ISDOS-диск (это
запросто может быть и переименованный TRD), ибо просто дамп как и TRD. Под
ISDOS есть прога image.com которая разворачивает этот образ на дискету.



С уважением, Евгений.




Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Список BBS - Список работающий BBS.
AY Music Hit - 5 лучших AY-мелодий от Baz0FFt's & Smokers.
Печатается с продолж. - Выпускникам военных кафедр посвещается (часть 2,3).
Игрушки - Строение скриптового движка игры на примере L7 script engine.
Реклама - Реклама и объявления ...

В этот день...   24 апреля