ZXNet эхоконференция «code.zx»
тема: Bugs in Z80 8EЭ
от: Dmitry Lomov
кому: Vitaly Vidmirov
дата: 11 Dec 1998
Hi, Vitaly!
DL>> тестил след. процы:
DL>> Goldstar Z8400A 90-го года
DL>> SGS Z8400AB1 85-го года
DL>> ZILOG Z0840004PSC 90-го года
DL>> ZILOG Z8400A 84-го года
DL>> КР1858ВМ3 95-го года (советский КМОП)
VV> SHARP LH0080B 91-го года
DL>> на всех процах команда OUTI влияет на флаг С.
VV> aналогично
DL>> закономерность обнаружить не удалось, хотя при одинаковых
DL>> данных всегда одинаковый результат на всех процах.
VV> Закономерность изменения флага C простая (если я не наглючил):
VV> OUTI
VV> ставит флаг C как:
VV> LD A,(HL)
VV> OUTI
VV> ADD A,L
ух ты! а как ты догадался? это ж застрелиться надо - такую
кривую закономерность расколоть :-)
Всего хорошего.
Дмитрий.
..LD..X-TRADE..
от: Oleg Grigoriev
кому: Vitaly Vidmirov
дата: 11 Dec 1998
Пусть враги твои, Vitaly, умрут без сыновей!
09-11-98 в 08:28:00 Vitaly Vidmirov ═> Dmitry Lomov:
[в трэш]
DL>> выяснишь - можно будет шок запускать, я не поленюсь, сделаю
VV> Здрасти. Мы уже оказывается не помним времянку фирменных машин ...
VV> Выходит, все проскипали момент когда я постил сюды времянки и
VV> описание причины глюков, такие, как I<#80. Hет слов.
Пачэму всэ, дарагой?
=== шапка канула в лету ===
Hаписать сей манускрипт меня побудило желание прояснить этот,
до сих пор не совсем ясный для многих вопрос , хотя в принципе,
мне тоже до сих пор не ясны некоторые моменты...
В процессе написания, мною были найдены как свидетельства вла-
дельцев фирменной машины, так и исследована дока к Лунтеровскому
эмулятору спека (Z80).
Ладно уж, хватит нам вступления на душу населения!
Времянка отличается для 48к и 128к машин.
Для 48 машины:
┌────────────────────┐──────── int
│ (*) │ │16│
╔═════════════════╗──│─── │ 64
║ ║ │ │48│
║ ███▓▓▓▒▒▒░░░──║──│────────
║ ███▓▓▓▒▒▒░░░ ║ │ │
║24 ███<128>▒░░░24║48│ │ 192
║<> ███▓▓▓▒▒▒░░░<>║<>│ │
║ ███▓▓▓▒▒▒░░░ ║ │ │
║ ███▓▓▓▒▒▒░░░──║──│───
║ ║ │ │
╚═════════════════╝ │ │ 56
│ │ │
└────────────────────┘───
312 строк x 224 такта = 69888
Для 128 машины:
┌────────────────────┐─────── int
│ (*) │ │
╔═════════════════╗ │ │ 63
║ ║ │ │
║ ███▓▓▓▒▒▒░░░──║──│──────
║ ███▓▓▓▒▒▒░░░ ║ │ │
║LB ███<128>▒░░░RB║HR│ │ 192
║<> ███▓▓▓▒▒▒░░░<>║<>│ │
║ ███▓▓▓▒▒▒░░░ ║ │ │
║ ███▓▓▓▒▒▒░░░──║──│───
║ ║ │ │
╚═════════════════╝ │ │ 56
│ │ │
└────────────────────┘───
311 строк x 228 тактов = 70908
LB+RB+HR=100
Более точные значения мне неизвестны.
В доке к Лунтеровскому эмулятору было написано , что первый байт
экрана будет выведен через 14364 тактов (в 128к) после появления
int'а. Т.о. ULA начинает формирование экрана в точке (*).
Сначала выдает среднюю часть экрана (или бордюр) , потом бордюр,
потом возвращает луч , потом снова бордюр. Выборка данных экрана
производится каждые 4 такта ( читается байт экрана и атрибут ).
Цвет бордюра также изменяется каждые 4 такта.
ULA с 16к нижней памяти и проц с 32к верхней памяти работают не-
зависимо. Если проц хочет прочитать или писать в нижнюю память,
он тормозится, если ULA также занимается чтением.
Hа сколько я понял, это достигается использованием 2-х шин адре-
са и данных, которые, тем не менее соединены друг с другом через
резисторы.
Hижняя память работает на 15-30% медленнее, особенно если разме-
щать там программу, причем, ULA в 128ой машине дает процу больше
свободы в доступе к этим 16к чем 48ой.
fast memory: 70908 -> 128/+2/+2a/+3
slow memory: ~58640 -> 128/+2
~65135 -> +2a/+3
Как это ни странно, но IN (#FE) тормозит процессор, пока ULA не
выдаст результат. В среднем, команда "IN A,(#FE)" занимает 12.15
тактов, вместо положенных 11-ти.
Если Z80 читает из несуществующего порта, то читается содержимое
шины данных. А т.к. ULA не останавливается, и ~62% времени зани-
мается построением экрана , то на шине данных появляются байты с
экрана и атрибуты. Процессор читает на своей шине данных то, что
появляется на шине данных ULA.
ULA не переваривает вектор прерываний ниже #8000 по одной инте-
ресной причине:
Во время цикла M1 (извлечение кода операции) процессор выдает на
шину адреса в младшую часть содержимое регистра R, а в старшую -
содержимое I (для регенерации памяти). При I=#40-7F, ULA глючит,
и думает, что процессор хочет прочитать байт из нижних 16к. ULA
не может справится с такой частотой чтения и пропускает байт ко-
торый предназначен для построения экрана . И вместо этого байта
используется предыдущий, что и приводит к появлению "снега" на
экране. 48к/128/+2 спектрумы при этом всё ещё работают, а +2а/+3
обречены на крах. Хм... Вроде ничего не напутал, хотя кто знает?
Существует некая игрушка Vectron, которую я конечно не видел, но
она использует вышеописанную аппаратную особенность...
И последний вопрос - порт страниц.
Hа 128/+2 работает out (#FD),#10/#50
ровно как и out (#0D),#10/#50
Hа +2а/+3 работает out (#FD),#50
Вот и всё. Если где "блеснул" ламерством, извиняйте...
вроде как злобный Виталик AKA Dark / X-Trade
-+- SMM version 1.08
+ Origin: Опс... Где это я? (500:812/18.16)
В моем архиве. :Е
С наилучшими пожеланиями, Олег aka Ruiner.
от: Vitaly Vidmirov
кому: Dmitry Lomov
дата: 14 Dec 1998
Здрасте, здрасте Dmitry!
Однажды, в студёную летнюю пору, что-то около (11-11-98/00:16:00)
писал как-то Dmitry Lomov к Vitaly Vidmirov ...
DL>>> на всех процах команда OUTI влияет на флаг С.
VV>> Закономерность изменения флага C простая (если я не наглючил):
[ ]
DL> ух ты! а как ты догадался? это ж застрелиться надо - такую
DL> кривую закономерность расколоть :-)
Программку тестовую написал, да запускал с разными параметрами...
Чем и занимался в течении 3-х часов, по истечении которых я
понял, что:
1. C (0) = ld a,(hl):inc hl:add a,l
2. N (1) = старшему биту (hl)
3. Флаги s,5,3 являются _композицией_ соответствующих битов B и L.
Сущность композиции установить не удалось. Hе лишним будет
заметить, что на эти флаги влияет число после декремента/инкремента.
4. P/V(2) действует как и пункте 3, но изменяется по хитрой
закономерности: 1,0,0,1,0,1,1,0. Т.е. 3 младших бита
регистра L(B) в соответствии с этой табличкой ставят p/v.
5. H появляется вроде бы только при N (или C) не помню.
Практического применения п.3-5 я не вижу, разве что anti-емуляторная
защита ;)
злобный Виталик AKA Dark/X-Trade
|