Nicron #37
05 июня 1997
  Железо  

Железо - логические схемы.

<b>Железо</b> - логические схемы.
╔══════════════════════════════════════════════════════════════╗
║▒▒▒▒▒▒▒▒▒░ "Железная"... логика! ░▒▒▒▒▒▒▒║
╚══════════════════════════════════════════════════════════════╝
(C) KLIM

   Важной  особенностью  цифровой  техники является однотипность
элементов   и  узлов,  из  которых  собираются  самые  различные
устройства    современной    радиоэлектроники,    автоматики   и
вычислительной  техники.  Подобный  принцип  построения  сложных
устройств   из  ограниченного  числа  простых  элементов  широко
используется в технике.
   В   цифровой   технике   любую   сложную   схему  переработки
информации,   предназначенную,   например,  для  вычисления  или
автоматического   управления,  можно  составить  всего  из  трех
основных  логических  элементов  И,  ИЛИ  и НЕ и триггера. Более
того, сам триггер состоит из логических элементов. Рассмотрим их
назначение и работу.

		       ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

Логический элемент ИЛИ моделирует операцию логического сложения,
или, как ее еще называют, операцию дизъюнкции. Алгебраически эта
операция  записывается  следующим образом: A+B=C . Буквами A и B
обозначены простые высказывания, или двоичные переменные, буквой
C-сложное  высказывание, или переключательная функция. Последнее
название   показывает,   что  функция  зависит  от  переключений
переменных  A  и  B. Переменная C должна равняться 1, если A и B
равны  1  по  отдельности  или  одновременно.  Зависимость между
двоичными  переменными A и B и переключательной функцией C может
быть  задана  в  виде таблицы истинности; в ней написаны условия
истинности  сложного  высказывания  в  зависимости от истинности
простых высказываний.

			A B C
			-----
			0 0 0
			0 1 1
			1 0 1
			1 1 1

Электрическая цепь, реализующая эту функцию, должна иметь сигнал
на выходе, если имеется сигнал хотя бы на одном из входов.











   На  рисунках 1 и 2 показанны схемы логического элемента ИЛИ с
применением  кнопок (1) и диодный логический элемент ИЛИ (2). На
рисунке 3 показано условное обозначение элемента ИЛИ.
   Логический   элемент   И   выполняет   операцию   логического
умножения,    или   конъюнкции.   Алгебраически   эта   операция
записывается  следующим образом:C=A*B, при этом C=1 только в том
случае,  если  A  и  B  одновременно  равны 1. Эти правила можно
записать в виде следующей таблицы:

			A B C
			-----
			0 0 0
			0 1 0
			1 0 0
			1 1 1

Электрическая   цепь,  соответствующая  логической  операции  И,
должна  иметь сигнал на выходе только в том случае, если имеются
сигналы  одновременно на всех входах. Проще всего эта логическая
операция  моделируется  при  последовательном  соединении кнопок
рисунок  4. Очевидно, что лампа C загорится только в том случае,
если  одновременно  нажаты  кнпки  A  и  B. На рисунке 5 показан
диодный  логический  элемент  И.  На рисунке 6 показано условное
обозначение логического элемента И.









   Логический  элемент  НЕ  выполняет  операцию  отрицания,  или
инверсии, алгебраически она записывается следующим образом:
  _
C=A,  при  этом  на выходе будет сигнал 1, если на входе имеется
сигнал  0  и,  наоборот,  выходной  сигнал  равен  0 при входном
сигнале  1.  Работа  элемента  НЕ  записывается в виде следующей
таблицы:

			A C
			---
			0 1
			1 0

Электрическая  цепь,  моделирующая  логическую  операцию  НЕ,  и
условное  обозначение  этого  логического  элемента  показаны на
рисунках  7,  8.  В электрических цепях эта операция реализуется
только   с   помощью  активных  элементов,  усиливающих  сигнал,
например транзисторов.
   Работу  трех основных логических элементов И, ИЛИ, и НЕ лучше
всего понять, изготовив наглядные пособия.

















В следующем номере мы ознакомимся с триггером - основным
элементом в цифровой технике.

[ Продолжение следует ].



Другие статьи номера:

Вступление - содержание номера.

BBS - список станций BBS ZXNet.

Рассказ - создание сети SuperNet.

Рассказ - Большое космическое Трахание.

РАссказ - Послушайте.

Железо - логические схемы.

Рассказ - Hевыдуманные истории.

Юмор - анекдоты.

Реклама - реклама и объявления.

Обратная связь - контакты редакции.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Реклама - Реклама и объявления ...
Music - Вернёмся к давно обещанной теме "музыки на заданные сэмплы".
Игроскоп - краткий обзор игровых программ, появившихся в Челябинске: Freddy Kruger Live, Mortal Kombat, Zybex Remix, Gorodki, Atomic Robo Kid, Turbo Skate Fighter, Gremlins 2, Robot, Mercs, The Big Slease, UFO 2, Twin, Клятва Ночи, Trinia, Randex, Hunter, Talisman, Killed Until Dead, Supertetris, Miner, Tarzan, Final Fight, Go Bear Go, Rings Wars, 48 Утюгов, Prince of Persia и т.д.
От авторов - Presented by Triumph.
Перекресток драконов - Раскрутка игры Stormbringer.

В этот день...   29 сентября