Spectrofon #02
31 января 1994
  IS-DOS  

С миру по биту - "Не надо нам такого порядка" дискуссия на тему: "IS-DOS: проблемы развития".

<b>С миру по биту</b> -
┌─────────────────────────────┐
│ ───── С МИРУ ПО БИТУ ────── │
└─────────────────────────────┘

   Сегодня  мы предлагаем Вашему
вниманию  статью  нашего  специ-
ального корреспондента из Москвы
В.Ананьина,  в которой автор де-
лится  своими  соображениями  по
вопросу  адаптации игровых прог-
рамм   к   операционной  системе
IS-DOS. Этой статьей мы открыва-
ем  дискуссию  на  тему "is-DOS:
проблемы развития".

   Мы  приглашаем всех заинтере-
сованных лиц высказаться по это-
му  вопросу.  Ведь  операционная
система is-DOS, возможно, станет
тем "тягачом", который сможет не
только  вдохнуть  новую  жизнь в
детище Клайва Синклера, но и вы-
тащить  этот уникальный домашний
компьютер  на новые высоты.
   Попробуйте  представить себе,

что  наши  аппаратчики возьмутся

за   выпуск   нового   поколения

спектрум-совместимых   компьюте-

ров, в которых is-DOS будет "за-

шита" в ПЗУ. Что из этого выйдет

сейчас  можно  только  предпола-

гать.  Быть может тогда не будут

казаться  смешными  попытки иных

программистов заниматься адапта-

цией   программ,   записанных  в

TR-DOSе, к системе is-DOS.

В.Г.Ананьин.

  НЕ НАДО НАМ ТАКОГО "ПОРЯДКА".

   В  январском  номере  глубоко
уважаемого  всеми  синклеристами
журнала ZX-РЕВЮ была опубликова-
на  статья некоего Михаила Голо-
вина  из  Москвы  под  названием
"АДАПТАЦИЯ ИГРОВЫХ ПРОГРАММ СИС-
ТЕМЫ  TR-DOS  К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
СИСТЕМЕ  iS-DOS".  В  сей статье
автор описывает два из возможных
способов заставить Ваши игры за-
пускаться  из  iS-DOS.  И, каза-
лось  бы,  все нормально: ну хо-
чется  человеку  поупражняться в
переделке  программ - ну и пожа-
луйста! Но под все эти развлече-
ния  подводится  глубокая,  даже
можно   сказать,   "философская"
концепция,  на которую так и хо-
чется  ответить, что я и попыта-
юсь сделать.
   Для  начала, дабы не быть го-
лословным,   позволю  себе  пол-
ностью  привести  один  абзац из
вышеупомянутой  статьи, от кото-
рого и буду танцевать:

  "Многие могут спросить: "А за-
чем нужна вся эта кутерьма ?! Мы
и  в TR-DOS неплохо играем и ра-
ботаем."  На  этот  вопрос можно
ответить  так. iS-DOS - многока-
талоговая   файловая  система  и
каждая  игрушка может иметь свой
каталог  и хранить там свои слу-
жебные файлы. Они никогда не пе-
репутаются,  как  это  частенько
бывает  в TR-DOS. И надо выбрать
для  себя что лучше: куча дисков
одни  в  TR-DOS, другие в iS-DOS
или  все  диски под одной систе-
мой. Надо наводить порядок."
                  (Конец цитаты)


   А  теперь  попробую  привести
некоторые  аргументы  против по-
добных  занятий,  которые  сходу
приходят в голову.

   Во-первых,   хочется  сказать
несколько слов о якобы КУЧЕ дис-
ков  в  системе  iS-DOS, которые
будут  изо  всех  сил  перепуты-
ваться и конфликтовать с дисками
TR-DOS. Полугодовое и достаточно
плотное   общение   с   системой
iS-DOS (не только мое, но и мно-
гих  моих  знакомых) показывает,
что в 95 случаях из 100 из всего
iS-DOS   пользователь   работает
только  в  текстовом редакторе и
распечатывает  тексты. Текстовый
редактор  в iS-DOS действительно
хорош,  тут  уж  не  отнять и не
прибавить. Хотя необходимо заме-
тить,  что  наиболее хорош он на
машинах  с  об'емом памяти более
48  и  даже 128 килобайт.
   Именно  тогда появляется воз-
можность  сбросить все системные
и текстовые файлы на электронный
диск  ,  что  позволяет не ждать
при  выполнении каждой операции,
когда  головка дисковода "попол-
зает"  по диску и загрузит соот-
ветствующую подпрограмму.

   Остальные же программы, выпу-
щенные под iS-DOS, не пользуются
столь большой популярностью либо
из-за  своей специфичности, либо
из-за каких-то недостатков. Так,
при  работе  с программой печати
графических файлов, весьма проб-
лематично напечатать экран сред-
них  размеров в полутоновой гра-
фике  и приличного качества (все
очень  "зачерняется", по крайней
мере на принтере EPSON). Да и не
у  каждого есть принтер,да в об-
щем  то  и  не очень это нужно -
печатать  картинки.


   Деловым   календарем   обычно
пользуются  ну очень деловые лю-
ди,  а  у  них,как правило, есть
IBM.    Набивать    данные   для
собственой  картотеки быстро на-
доедает  (есть  печальный опыт).
Программы   прокрутки  рекламных
роликов и резидентного воспроиз-
ведения  музыки  на AY-3-8910/12
имеют  весьма  сомнительную цен-
ность. Язык ФОРТ, во всяком слу-
чае  на  первый взгляд, (оконча-
тельное резюме пока выдавать ра-
новато) сильно ограничен рамками
самой  iS-DOS.  Насчет "СКЛАДА",
"МАГАЗИНА"  и  "ФИНАНСОВ" судить
не берусь за отсутствием практи-
ки  конкретной  работы  с  этими
программами.



   Итак,  из вышесказанного сле-
дует,  что  вся  iS-DOS у самого
старательного пользователя умес-
тится, максимум, в одной коробке
для  дискет  и ни о какой "куче"
не может быть и речи. Для подав-
ляюшего  большинства  достаточно
иметь базовую дискету, рабочую и
копию  рабочей,  ну и еще форма-
тер.   Система  iS-DOS  остается
вещью "в себе" и нет никакой не-
обходимости запихивать в нее все
остальное, как бы этого ни хоте-
ли официальные продавцы iS-DOS.

   Теперь  попробуем представить
себе, что "процесс пошел" и ста-
ли появляться игры, адаптирован-
ные под iS-DOS. Предположим, что
Вы  исклюительно честный пользо-
ватель   и   используете  только
обеспечение, приобретенное у за-
конных распространителей (имеет-
ся  в виду  iS-DOS).

   Чтобы  запустить игру Вам не-
обходимо:
 а) Вставить загрузочную дискету
и загрузить iS-DOS;
 б) Вынуть загрузочную дискету и
вставить  дискету  с игрой. Счи-
тать ее;
 в) Войти в поддиректорию с нуж-
ной Вам игрой и запустить игру.

   Очень  удобно, не правда ли ?
Конечно,  пункт  б)  можно опус-
тить, если периодически покупать
фирменные    форматеры(Вы   ведь
исключительно  честный пользова-
тель),  расчитанные  на конечное
число  форматирований  и  делать
все  дискеты  загрузочными. Это,
конечно, очень хорошо для офици-
альных распространителей iS-DOS,
но не очень выгодно для Вас.


   Да и вообще не очень понятно,
зачем  ждать,  когда  загрузится
iS-DOS, чтобы потом, при загруз-
ке игры, очистить память компью-
тера  от  iS-DOS. Ведь вся гени-
альность  компьютера  SINCLAIR в
простоте, в частности в том, что
TR-DOS  не  надо  загружать. Су-
ществуют  очень короткие boot-ы,
которые  позволят Вам уже запус-
тить игру в то время как у упер-
того     пользователя     iS-DOS
только-только  загрузится систе-
ма.
   Спросите любого человека, не-
давно перешедшего с SINCLAIRа на
компьютер IBM или AMIGA, что ему
не  нравится в новой машине и он
наверняка ответит, что его прос-
то бесит долгое и упорное ожида-
ние  загрузки системы после каж-
дого сброса компьютера. Зачем же
нам воспроизводить этот недоста-
ток на своих машинах?
   Рассмотрим  еще  одно  сомни-
тельное   преимущество  хранения
игр  в  формате iS-DOS, а именно
складирование каждой игры в сво-
ей  директории.  Ведь  по словам
М.Головина  в  TR-DOS "служебные
файлы к игрушкам частенько пере-
путываются". Ну я не знаю, у ме-
ня  это  происходит  не так уж и
частенько,  хотя  я имею порядка
двух   тысяч   игровых  программ
(точнее  говоря, я не припоминаю
подобных  случаев). Тем же, кого
замучили  такие ползучие и пере-
путывающиеся файлы, напомню, что
существует весьма простой способ
"запихнуть"   всю  игру  в  один
BASIC-файл.  Сей способ доступен
практически любому пользователю,
описание   его  весьма  незначи-
тельно  по размерам и, будем на-
деяться,  в скором времени будет
опубликовано в журнале "СПЕКТРО-
ФОН".

   Таким  образом, если Вы пере-
делаете  свои игры вышеуказанным
способом,  никакие  файлы больше
не перепутаются и каталог Вашего
диска  будет  иметь  очень  эле-
гантный вид.
   Надеюсь, что всем вышесказан-
ным  я  никого  не оскорбил и не
обидел.  По  крайней мере, я со-
вершенно не ставил себе подобной
задачи.  Не  собирался я также и
проводить какую- либо антирекла-
му  системы iS-DOS. В самом деле
редактор   системы  iS-DOS - это
действительно    очень   хорошая
программа,сделанная  на высочай-
шем уровне. Любой, кто поработал
в  нем,  уже  никогда не захочет
работать  ни  в  TLW  ни в каких
других  редакторах.  Но не нужно
доводить  хорошую идею до мараз-
ма.

   А  то  ведь  можно вспомнить,
что  есть  CP/M  для  АТМ-ТУРБО,
CP/DOS  для PROFI и начать пере-
делывать  игры  под эти системы.
   Те,  кто  знаком  с  наиболее
мощным   музыкальным  редактором
А.Сендецкого  "ASM"   для   AY-3
-8910/12,  наверняка  знают, что
последние  его версии пользуются
своей собственной DOS, созданной
самим  автором  ASM для каких-то
непонятных целей. Ну так давайте
и  в  эту  DOS запихнем все наши
игры.  Да,  чуть  не забыл! Ведь
через  iS-DOS  можно  работать с
дисками MS-DOS! Чувствуете полет
фантазии  ?!  Представьте  себе,
как  попадают с ног Ваши прияте-
ли,  когда Вы, как бы невзначай,
бросите им: "Мой компьютер рабо-
тает  в MS-DOSе". Какой шик! Ка-
кая  мощная стандартизация Ваших
дискет!

   И  можно  совершенно не обра-
щать внимание на то, что для за-
пуска игры нужно будет: вставить
диск с iS-DOS, запустить iS-DOS,
войти  в режим работы с MS-DOS -
дисками,  вынуть  диск с iS-DOS,
вставить  диск с MS-DOS, считать
его,  найти  соответствующую ди-
ректорию,  запустить игру,(конец
программы).

   А  все-таки, давайте не будем
делать   свое   маленькое  Вави-
лонское   столпотворение.  Пусть
все  игры  будут в TR-DOSе. Да и
какое  отношение  система, пред-
назначенная  для  работы,  может
иметь  к играм. Можно еще понять
наличие своего встроенного "Тет-
риса" для того, чтобы можно было
на 5 минут отвлечься от работы и
отдохнуть, но не более("Тетрис",
кстати,  хорошо будет смотреться
в своем собственном окне).




   А тем, у кого руки чешутся до
работы в ассемблере, хотелось бы
посоветовать  не  "взламывать" и
переделывать  чужое, а создавать
что-то  свое.  Поверьте, гораздо
большее уважение всегда вызывает
пусть неказистая, но именно "са-
мопальная"  программа  со своими
мыслями,  чем, красивая, но все-
таки  поделка,  слепленная путем
выдергивания  и  линковки кусков
из чужих программ.



             * * *



Другие статьи номера:

Экспертиза - разбор игры "ShadowFire", продолжение игры "Enigma Force".

Дебют - Описания двух интересных игр: "Deactivators" и "Vendetta".

Эказамен - Вам предлагается решить игровой этюд по программе "Deactivators".

Обзор - Новые подробности о новосибирской версии игры "ELITE".

С миру по биту - "Не надо нам такого порядка" дискуссия на тему: "IS-DOS: проблемы развития".

Система - Музыкальный редактор ASM А.Сендецкого - авторская инструкция по работе с редактором.

Реклама - раздел бесплатных обьявлений.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Реклама - Реклама и объявления ...
Программистам - Кодинг для начинающих: "Погружeниe в движeниe". Часть вторая.
Реклама - Рeдaкции журнaлa трeбуются: xудожники, музыкaнты, прогрaммисты, экспeрты по игровым прогрaммaм, и пeрeводчики с aнглийского.
Info - Объявления. Реклама.
Комната смеха - Ореол: окончание рассказа опубликованного во втором номере.

В этот день...   26 апреля