Deja Vu #01
30 июня 1997
  Звук  
  ZX vs PC  

Тема - Музыкальные возможности ZX-Spectrum'а: что было, что есть и что будет.

(C)1997 DANIIL

   Музыкальные возможности ZX-Spectrum.
     Что было, что есть и что будет.
__________________________________________

                      -  Следует похвалить
                      человека за то, что,
                      будучи  таким плохим
                      музыкантом,   он  не
                      бросает  музыки, за-
                      нимается   ею  и  не
                      становится вором.

                                   Диоген.
                  * * *

 В   последнее  время  к  SPECCY  пытаются
подключить  целую кучу различных устройств
(причем  частенько  это  удается).  Если с
увеличением  графических возможностей дела
обстоят далеко не лучшим образом, то этого
нельзя  сказть о музыкальных возможностях,
в этой облсти наши народные умельцы весьма
приуспели...
 Но маленько отвлекемся и заглянем в неда-
лекое прошлое, попытаемся вспомнить какими
музыкальными  возможностями обладал SPECCY
буквально лет 5-7 назад.
 В  те времена управление звуком сводилось
к  переключению  одного единственного бита
порта  #FE.  Об  музыкальном  сопроцессоре
знали  только  из  игрушек с опциями SOUND
48/128, и для многих это оставалось загад-
кой.  Но  даже из этого единственного бита
западные  разработчики умудрялись выжимать
невозможное   (вспомните  сериал  SAVAGE).
Хотя  и на проигрывание музона уходило все
время   процессора,   всеже  трехканальный
звук,  который  удавалось  получить  путем
программного  разделения,  был  очень крут
(естественно для того времени !)
 но  жизнь не стоит на месте. Почти однов-
ременно с подключением контроллера TR-DOS
началось повсеместное и глобальное внедре-
ние  в  архитектуру  спектрума музыкальных
сопроцессоров  AY  8910/12.  В  наше время
трудно  представить себе хоть одного юзера
у которого данная штука отсутствует.
 По началу все протаскивались от фирменных
музонов из игрушек, даже начало демострое-
ния  было  основано на использовании оных.
Потом началось освоение музыкальных редак-
торов.  Ощутимый след в истории SPECCY ос-
тавил  редактор SOUND TRACKER. Отечествен-
ные  софтопроизводители тоже не остались в
долгу,  и насытили рынок такими вещами как
ASM (Сендетский,1994), PRO TRACKER (GOLDEN
DISK,1995), SOUND TRACKER PRO (KSA,1996).
 Качество  данных продуктов просто неверо-
ятно,  из  AY теперь выжимают таки возмож-
ности, какие западным музыкантам даже и не
снились.
 Хотелось  бы  отметить неоценимый вклад в
"музыкальный фонд" следующих людей:

KSA,   MIC,  VOXON,  IRONMAN,  IMP,  KLAV,
A.KOLESNIK, LAV, SLACK DEN, DOC и др.

 Теперь  постепенно,  плавно и незаметно я
перейду  от  MUSIC  ON INTERRUPT к DIGITAL
MUSIC.
 Лично  я  впервые услышал DIGITAL на AY в
польских демках SABRINA и LAMBADA. Это бы-
ло необычно и в тоже время качество звуча-
ния  оставляло  желать  лучшего. Более или
менее  качественное  звучание  я услышал в
демках    WELCOME   TO   AMIGA   WORLD   и
SATISFACTION megademo. Это уже было нечто,
особенно  если  учесть  что редакторов для
DIGITAL в то время еще не было.
 Потом  появились  редакторы:  INSTRUMENT,
DIGITAL STUDIO, DMM, SAMPLE TRACKER и др.
И  пошло  и  поехоло,  теперь качественную
оцифровку может создать любой юзер.
 Все  вышесказанное  относится к цифровкам
на AY, но в последнее время появилось кое-
что еще...
 COVOX.  Как много в этом звуке для сердца
русского  слилось... Много об этом девайсе
рассказывать я не буду, скажу лишь,что оно
позволяет  прослушивать  8-битную  DIGITAL
музыку  с  качеством  близким к оригиналу.
Редакторы  для COVOX'а это: SAMPLE TRACKER
и DIGITL STUDIO for COVOX.
 Более совершенным вариантом ковакса явля-
ется SOUNDRIVE. На данный момент последней
версией  является версия 1.05. которую пе-
реработал  MYSTERY/FLASH.  По  сравнению с
версией  1.02  (VOXON/FLASH),  версия 1.05
отличается   малым  количеством  элементов
(всего 5 микросхем), и простотой сборки, а
также        наличием        переключателя
SOUNDRIVE/COVOX.
 Качество звучания просто отменное! Четыре
восьмибитных канала позволяют прослушивать
даже MOD файлы с PC и AMIGA.
 Слухи  о том, что к Scorpion'у подключить
данное  устройство нельзя, якобы из-за ис-
пользования   порта  #1F  неподтвердились.
Братцы ведь #1F это младший байт порта,а в
скорпионовском   #1FFD,  #1F  это  старший
байт,  и никаких конфликтов просто быть не
может!  К  тому  же  MYSTERY  и DR.BARS из
FLASH имеют SCORPION'ы, и у обоих установ-
лен  SD.  Да и ваш покорный слуга тоже не-
давно поставил себе эту штуку.
 Всех  интересует  софт. Софт есть- для SD
существуют FLASH TRACKER, SAMPLE TRACKER и
DIGITAL  STUDIO FOR SOUNDRIVE. Следует от-
метить,  что  из четырех возможных каналов
на  SD,  поддерживает  все  четыре  только
FLASH  TRACKER, a SAMPLE TRACKER и DIGITAL
STUDIO  поддерживают только три!
 Хочется  высказать огромную благодарность
VOXON'у/FLASH,  за  разработку  SD и FLASH
TRACKER. Кроме того редакция журнала хоте-
ла  бы получить комментарии по поводу этой
статьи от выше нзаванных лиц.
 Но SOUNDRIVE это еще не конец музыкальной
эпопеи, на горизонте замаячил еще один де-
вайс  под названием GENERAL SOUND, которую
разработал  группа X-Trade из Санкт-Петер-
бурга.  Качество звука воспроизводимого GS
очень  высоко и сравнимо разве что с AMIGA
или PC. Самым большим достоинством данного
устройства   является  то,  что  GS  имеет
собственный процессор (Z-80), а также ОЗУ.
Поэтому для воспроизведения музыки не тра-
тится время основного процессора, управле-
ние  осуществляется  на уровне портов и по
времени, я думаю, не больше чем на AY. Это
открывает  просто  невероятные возможности
для творчества, правда на данный момент не
существует  редакторов  для GS, но я думаю
это дело времени.

 Итак подведем итоги, что мы на данный мо-
мент имеем:
╔═══════════╦═════════════╦══════════════╗
║ усройство ║  софтовая   ║  наличие     ║
║           ║  поддержка  ║  редактора   ║
╠═══════════╬═════════════╬══════════════╣
║ BEEPER    ║ Большое ко- ║ Наиболее рас-║
║ port #FE  ║ личество    ║ пространен   ║
║           ║ фирменных   ║ редактор     ║
║           ║ игр для ре- ║ WHAM 48 kb.  ║
║           ║ жима 48 kb. ║              ║
║           ║ С 1993 года ║              ║
║           ║ практически ║              ║
║           ║ не поддержи-║              ║
║           ║ вается.     ║              ║
╠═══════════╬═════════════╬══════════════╣
║ Музыкаль- ║ Огромное ко-║ Огромный вы- ║
║ ный сопро-║ личество за-║ бор музыкаль-║
║ цессор    ║ падных и    ║ ных редакто- ║
║ AY-8910/12║ отечествен- ║ ров, и редак-║
║     (     ║ ных игр, а  ║ торов FX.    ║
║           ║ тайже масса ║ Наиболее рас-║
║           ║ демонстраци-║ пространены: ║
║           ║ онных про-  ║ ASM, SOUND   ║
║           ║ грамм.      ║ TRACKER, PRO ║
║           ║ В настоящее ║ TRACKER,     ║
║           ║ время широко║ SOUND TRACKER║
║           ║ поддержива- ║ PRO, DIGITAL ║
║           ║ ется оте-   ║ STUDIO, DMM, ║
║           ║ чественными ║ INSTRUMENT,  ║
║           ║ софтопроиз- ║ SAMPLE       ║
║           ║ водителями. ║ TRACKER.     ║
╠═══════════╬═════════════╬══════════════╣
║ LPT-COVOX ║ Небольшое   ║ Очень неболь-║
║           ║ количество  ║ шое количе-  ║
║           ║ отечествен- ║ ство редакто-║
║           ║ ных разрабо-║ ров.         ║
║           ║ ток, в ос-  ║ SAMPLE       ║
║           ║ новном де-  ║ TRACKER,     ║
║           ║ монстраций. ║ DIGITAL      ║
║           ║ С 1995 года ║ STUDIO FOR   ║
║           ║ количество  ║ COVOX, это   ║
║           ║ софта неу-  ║ пожалуй все. ║
║           ║ клонно рас- ║              ║
║           ║ тет.        ║              ║
╠═══════════╬═════════════╬══════════════╣
║ SOUNDRIVE ║ Небольшое   ║FLASH TRACKER,║
║           ║ количество  ║ SAMPLE       ║
║           ║ отечествен- ║ TRACKER,     ║
║           ║ ных разрабо-║ DIGITAL      ║
║           ║ ток, в ос-  ║ STUDIO FOR   ║
║           ║ новном де-  ║ SOUNDRIVE.   ║
║           ║ монстраций. ║              ║
║           ║ С 1995 года ║              ║
║           ║ количество  ║              ║
║           ║ софта неу-  ║              ║
║           ║ клонно рас- ║              ║
║           ║ тет.        ║              ║
╠═══════════╬═════════════╬══════════════╣
║ GENERAL   ║ Софт        ║ Редакторы    ║
║ SOUND     ║ отсутствует.║ отсутствуют. ║
╚═══════════╩═════════════╩══════════════╝

 Уже после  написания этой  статьи к нам в
редакцию поступила демонстрция o SOUNDRIVE
версии 1.51 в которой  содержится полезная
информация, в  частности  доработка  после
которой не требуется переключатель SD/CVX.
 Две демонстрации о SD v1.05 и v.1.51 вы
можете найти в приложении.

END...




Другие статьи номера:

Coding - Описание программы AntiRST8 (для ZS256).

Coding - Режим IM 2 при работе в TR-DOS (вариант Loader'а).

Software - Oбзор системных программ : ZX-Turbo Assembler v3.10 demo, Flash Music Module Convertor v 1.1, Pro Tracker v2.4, Str Music Decompiles v1.1, Extremes Tracker v 1.3, Softcopy v1.3.

Software - Новинки демосцены: Over The Top, Brain Sugery, Braind Crash, Paraxyzm, Nerve Trackmo, Insane, Trashe, Iris Uldtra demo.

Software - Обзор новых игровых программ: Mortal Kombat, Magic Stripes, Return to Home 4, Чёрный Ворон, Athena, Rescate Atlantida, Skull & Crossbones, Mario Islands demo.

Software - Описание системной программмы: Professional Xoring System v1.0.

Апперативчик - Об оболочке журнала и управлении в ней.

Апперативчик - От авторов

Доска почета - "oVERFILE" всю страну кинули". О Кемеровской Спектрумовской Сцене. Пара слов о писи.

Доска почета - Попса, Must Die !

За бугром - Богатые тоже плачут?

За бугром - Интервью с Джоном Ритманом.

Капля припоя - Использование принтера СМ-6337 с компьютером Скорпион ZS 256 Turbo+.

Капля припоя - О доработке компьютера Scorpion ZS256 (Схема доработки AY).

Проба пера - Рассказ "Война продолжается"

Реклама - Реклама и объявления ...

Семь и 1/2 - Из неопубликованного: Стих "Кроха сын к отцу пошел..."

Семь и 1/2 - Повесть о настоящем Werewolfe или Virtual'но амижный синдром.

Семь и 1/2 - Прострелить себе ногу (руководство программистам).

Тема - Музыкальные возможности ZX-Spectrum'а: что было, что есть и что будет.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Список BBS - Список BBS. Открылась новая Creative Station.
Киберпанки - Привет тебе! Вот так! Почему именно тебе? Потому, что именно ты с нетерпением все эти три долгих месяца ждал.
Программирование - некоторые вопросы создания файловых оболочек на SPECCY и обзор SPECTRUM'овских DOS'в.

В этот день...   20 июля