17 декабря 2015 |
|
Демосцена на ZX Spectrum: мысли после DiHalt Lite 2016 by Alone Coder К сожалению, этот DiHalt Lite не стал "объединённым главным" спектрумовским демопати, на что можно было надеяться в конце позапрошлого года. Chaos Constructions, с которым объединялись год назад и который имел свой круг авторов, этой зимой не состоялся. А из-за огромного количества демопати в 2015 году авторы так и не накопили материал для серьёзных работ. В итоге первые места вместо спектрумовских работ заняли дема на БК-0011 и картинка на C-64. Откуда-то получила популярность мысль "чтобы корова меньше ела и давала больше молока, её надо меньше кормить и больше доить". В результате демопати размножаются, а средний уровень работ падает ниже последнего места на каком-нибудь Enlight'96. По-видимому, пока число демопати не вернётся в норму, чехарда слабых работ, дискредитирующая ZX Spectrum, не прекратится. Сильные работы будут появляться редко, не соревнуясь на одном пати. Сейчас пати просто дублируют друг друга, даже голосование сделано на одном и том же "запиляторе". И закрываться не хотят. В этой ситуации лучшим компромиссом для Спектрума было бы превращение одного из пати в "Spectrum only, any Spectrum, demo only, realtime only", может быть с заменой формата шоу на формат семинара. Первый пункт - "Spectrum only" - поднимет адресность пати (что-то вроде коммодоровского пати X, где выставляются сильнейшие работы). Смешивание всех 8-битных железок может выглядеть модно, но такие пати есть в ассортименте, в том числе крупнейшие европейские. И потуги разбавления спектрумовских конкурсов эмуляторными поделками ничего Спектруму не дали, хотя психологически понятно желание некоторых организаторов урвать себе (одному пати из дюжины имеющихся) побольше работ любого качества и подружиться ради этого с самим чёртом. Второй пункт - "any Spectrum" - повысит оригинальность работ. Не имеющее исторического смысла ограничение "128К или Pentagon 128+AY", форсированное в последние годы на некоторых пати, только ухудшило ситуацию в этом плане. По нелепости этого ограничения (оно само собой не сложилось - продвигающие и продвигавшие его в прошлом лица известны поимённо) достаточно заметить, что: - между этими конфигурациями 6 лет и смена поколения носителя информации, причём вторая конфигурация является самоделкой с произвольной набивкой, включающей дополнительное устройство; - ни одна из этих конфигураций не была топовой (Timex Sinclair 2068 и дисковый контроллер для него с поддержкой CP/M появились раньше, чем явно развлекательный Spectrum 128K - дополнительная память которого, кстати, изначально являлась виртуальным диском; они распространялись каждый в своих странах; что касается схемы подключения AY к Pentagon 128, о ней нет никаких сведений до появления Profi); - тираж всех 128K моделей в сумме составлял малую долю от всех Спектрумов (на порядок меньше 48K, причём в ряде стран вообще нулевой); - даже в тусовках, где 48K были исключены (узлы ZX-Net), доля 128K моделей по опросам никогда не превышала 74% даже локально и даже игнорируя дополнительные устройства - с максимумом в 1997 году и быстрым спадом в пользу >=256K к 1999 году: Москва (ZX-Net), апрель 1996 - 79 шт. (61%) 128K, 39 шт. (30%) 256K и более http://www.zxpress.ru/article.php?id=2073 в основном Москва (ZX-Net), май 1997 - 49 шт. (74%) 128K, 17 шт. (26%) 256K и более http://www.zxpress.ru/article.php?id=1322 Санкт-Петербург (покупатели ZX-Format), июль 1997 - 31% 128K, 49% 256K и более http://www.zxpress.ru/article.php?id=9885 ZX.SPECTRUM, июль 1997 - 9 шт. (25%) 128K, 24 шт. (67%) 256K и более http://www.zxpress.ru/article.php?id=4745 Гомель, декабрь 1997 - 21 шт. (70%) 128K, 6 шт. (20%) 256K и более http://www.zxpress.ru/article.php?id=3258 Краснодар, июнь 1998 - 9 шт. (64%) 128K, 2 шт. (14%) 256K и более http://www.zxpress.ru/article.php?id=9119 ZX-Net, январь 1999 - 42% 128K, 48% 256K и более http://www.zxpress.ru/article.php?id=7181 Омск, январь 1999 - 3 шт. (25%) 128K, 6 шт. (50%) 512K и более http://www.zxpress.ru/article.php?id=11366 СНГ или бывший СССР, июль 2000 - 9 шт. (15%) 128K, 52 шт. (85%) 256K и более http://www.zxpress.ru/article.php?id=4417 Ростов-на-Дону, июль 2001 - 50% 128K, остальные 256K и более (сумма не сходится) http://www.zxpress.ru/article.php?id=7322 Ижевск, июль 2001 - 100% 512K и более http://www.zxpress.ru/article.php?id=9429 - доля 128K only софта в целом невелика, а что касается дем, 128K демы стали превалировать только с августа 1998 года (это чётко отслеживается по сборнику Chip ZX, где софт лежит в порядке прихода и в каталоге помечены аппаратные требования). Причём уже с Demobit'1996, Doxycon 1998, ArtComp'98, Paradox'99, Cafe'999 и CC'999 компо-машины были с дополнительными устройствами, к сожалению, разными; - несмотря на проблемы с совместимостью и распространением, разными авторами написано около тысячи программ под различные расширения сверх этого ограничения (так-то и 128К ещё в наши годы считалось "расширенной памятью"). В том числе около 200 дем и интр. В этом плане перспективно начавшееся возвращение интереса к Timexи Profi, да и давно идущая движуха в плане Pentagon 1024 и ATM Turboдалеко не исчерпала себя. Сейчас, в отличие от 90-х, нет проблемы запустить любую работу. Всё это железо известно и понятно, так что зрителям будет нетрудно судить, насколько эффективно оно используется. Например, все понимают, что демо для оригинального Speccy располагает раза в 3 меньшим объёмом ОЗУ, чем для 128K, и доступна только одна экранная область (то есть старая добрая борьба с лучом и ограничение на виды мультиколоров). Если взять классом выше и сравнить с Pentagon 128+AY, то учитывается отсутствие вайтов (ускорение и заманчивая простота синхронизации), высокое разрешение бордера и дисковод, с которого можно грузить по фону и почти мгновенно. Понятно, что демы типа Eye Ache 2, Refresh и Stellar Contour просто не могут работать с ленты - при размере подгрузки втрое больше, чем в 48K демах, где она и так долгая. Демы с поддержкой турбо-режима дают несколько более плавное 3D (у умельцев, которые припаивали на Profi 20 МГц, может быть и совсем плавное, причём это может быть и не предел), но ограничены в использовании некоторых техник кода, мультиколоров, цифровых звуков и бордера. Зато демы для Timex'а, Pentagon'а с известными апгрейдами, ATM, Profi и т.п. могут забыть про мультиколор за счёт аппаратных видеорежимов. General Sound возвращает цифровой звук для дем с поддержкой турбо, да и вообще экономит ОЗУ и такты под музыку, давая при этом богатое звучание. И так далее. Тут единственный вопрос - принимать ли SAM Coupe', пользователи которого долго тусовались в своём кругу. Из старых сценеров "за", в частности, Y... Из возможных аргументов, кроме ходячей расшифровки SAM как "Spectrum Advanced Machine", можно увидеть слабо прикрытую преемственность с Timex (в силу чего нестандартные частоты не удивляют, тем более что и на Pentagon 48/128 они тоже нестандартные и тоже нет AY), да и схема переключения памяти навевает воспоминания о древнем-предревнем расширении фирменного 48K до 80K двумя банками по 32K. Третий пункт - "demo only"- сконцентрирует усилия авторов. Особенно художников и композиторов, которым всегда не до дем, ибо надо выставиться сольно на всех подряд пати :) Четвёртый пункт - "realtime only"- призван вернуть былое качество дем (опираясь на определение "Realtime demo" на европейских пцшных пати или формулировку "запрещена чистая анимация" в правилах старых русских пати), тем более что зерно возвращения кода в демах уже посеяно - после многих лет их деградации. Что интересно, деградацию воспевают как форму искусства те же круги, которые поддерживают размножение демопати, кастрацию ZX Spectrum и хулиганство на сцене. Может быть, они не так уж хотят зла платформе (им может быть и по барабану на то, что с ней будет), а просто отстаивают свой стиль жизни. Но последствия видны - русскоязычные IRC-каналы превратились в потоки помоев, форум zx.pk.ru после массовых набегов и вбросов обезлюдел, кое-кто стесняется релизить уже написанный софт (S...), а некоторые вообще собираются уходить со спектрумовской сцены с формулировками наподобие "мне стало неинтересно" (N...) и "мне стало неприятно общаться" (S...). Впрочем, сердце сцены исторически было не среди интернетовских крикунов, а в более размеренной личной переписке и информационной прессе.
Other articles:
|
|
|
|
|
|
|
|
Similar articles:
В этот день... 21 November