|
музыка: 'B/!e4eHuE'(BuGs-tiMe 2:58)_2000
от: Nik-O/Techno Laboratory_31_mArCh
Предлагаем вашему вниманию довольно ин-
тересную статью о сквернословии найденную
в журнале "Heba", №2 за 2003 год. Её Будет
полезно почитать многим спектрумистам. Де-
лайте выводы, друзья!
игумен Вениамин (Hobuk)
Антислово.
Взгляд на сквернословие
с религиозной точки зрения.
Слухи о смерти диамата в нашем Богоспа-
саемом отечестве оказались, как говорить-
ся, явно преувеличены. Страшноватенький
курилка жив, да ещё как! Он теперь своё
возьмёт, как и раньше Брал, не через Идео-
логический отдел ЦК почившей КПСС, а ина-
че, на уровне народного самосознания или,
точнее говоря, нижепуповой стихийной Бес-
сознательности. Связь диамата с матом не
только этимологическая, но и... глуБинно-
нутряная, Биологическая и даже философ-
ская, если, конечно, материализм считать
за философию. Материализм есть методологи-
ческая редукция высшего к низшему, челове-
ка к оБезьяне.
Русский историк и мыслитель Иван Тимо-
феев в качестве одного из главных пороков
своих соотечественников назвал "зловонное
произношение языком и устами скверных слов
(1645).
Прот. Сергий Булгаков писал: "Больше-
визм родился из матерной ругани, да он, в
сущности, и есть поругание всяческого ма-
теринства: и в церковном, и в историческом
орошении. Надо считаться с силою слова,
мистическую и даже заклинательную. И жутко
думать, какая тёмная туча нависла над Рос-
сией, вот она, смердяковщина-то народная"
(На пиру Богов//Из глуБины (СБорник статей
о русской революции). М.; Пг.,1918). B том
же сБорнике Bяч. Иванов в своей статье
"Наш язык" так передаёт мысли B.ГумБольта:
"Язык есть одн овременно дело и действен-
ная сила, соБорная среда, совокупно и неп-
рестанно творимая и вместе предваряющая и
оБуславливающая всякое творческое действие
в колыБели его замысла; антиномическое
совмещение своБоды и неоБходимости, Божес-
твенного и человеческого ; создание духа
народного и Божий дар нарду".
Эксперимент последовательного материа-
лизма как идеологии в нашей стране доста-
точно уБедителен: невульгарного материа-
лизма не Бывает, и мат стал повсеместным и
громким именно в коммунистический период,
получив на то "научную санкцию": в основе
всего материя!
Теперь же, когда первая оторопь перест-
ройки прошла окончательно, наметилось даже
некоторое, всё Более наБирающее силу дви-
жение в защиту мата. Мол, не отдадим на-
родную святыню! Вот недавно ещё защитников
матерщиы приБыло, теперь уже якоБы со сто-
рон и". Похоже, слово "наука" до сих пор
оБладает магическим действием, иначе к не-
му Бы не апеллировал несколько раз автор
статьи "Ради крепкого словца" (АльБерт Ва-
лентнов, "Российская газета", 31 декаБря
1997г.). Видно для пущей уБедительности,
осоБенно когда соБственных доводов не хва-
тает.
Оказывается, матерные, уБеждают нас,
слова когда-то несли в сеБе совсем другой
смысл. Это Были таБуированные в язычестве
термины, что Было оБусловлено мистико-ре-
лигиозным мировосприятием и связанным с
ним понятием запретного.
Это похоже на правду. Действительно,
мат - это архаика. Но постепенно, в ре-
зультате массовой атеизации населения, ко-
торую завершил неБезызвестный диамат, со
всякими тайнами Было покончено, мат зазву-
чал в полную силу везде, где можно и нель-
зя. Наступила эпоха уже не ограниченного
ничем материализма (выражение А.Зиновье-
ва), то есть легализованного "наукой" Бес-
стыдства. Вспоминаются слова Ф.М.Достоевс-
кого, что ничем так нельзя увлечь русский
народ, как открытым (научно доказанным)
правом на Бесчестие.
Если это так, то следовало Бы не науку
под факты подгонять и эти факты таким оБ-
разом оправдывать (это называется факто-
поклонством), а всё же задуматься оБ эти-
ческой стороне дела, о проБлеме "должного"
и "не должного", так сказать.
"Наука" сделала ещё одно "великое отк-
рытие", доверительно сооБщает нам автор,
оказывается, ругань вооБще полезна: так в
наше трудное время она помогает человеку
эмоционально разряжаться. Такова, мол, ди-
алектика жизни. Диамат, так сказать, в
действ ласно такой "научной логике", очень
Быстро и полезно к популярному у нас пьян-
ству (тоже, кстати, от стрессов хорошо по-
могает) доБавить "драку оБыкновенную" для
снижения уровня тяжёлых преступлений. А то
маловато как-то у нас драк стало, всё
уБийства, да уБийства. B самом деле, поче-
му Бы не подумать о возоБновлении славной
народной традиции кулачных Боёв для орга-
низованного снятия стрессов у населения.
ИзоБьют вас, вы кому-то нос расквасите, и,
глядишь, невыплаченная зарплата не такой
уж трагедией кажется. Или почему Бы не
пропагандировать мелкую кражу, например,
может Быть, крупных стало Бы меньше?
Автору статьи почему-то не приходит в
голову простой и совсем ненаучный вопрос:
а почему таким оБразом осуществляемая
"эмоциональная разрядка" должна происхо-
дить за счёт других людей, вынужденных
слушать похаБщину? Матершиннику же непре-
менно нужно чтоБы кто-ниБудь его слышал.
Так что неплохо поинтересоваться, опять же
с "научной точки зрения", уровнем стрессо-
вого состояния слушателей, спросить их
мнение. Ну, как, мол? Может ещё доБавить?
Сквернословие, к Большому сожалению, не
так уж БезоБидно. Существует прямая связь
между жалким состоянием нашей экономики,
повсеместным воровством, всеоБщей расхля-
Банностью, хамством, жутким состоянием
мест оБщего пользования и - повсеместной
же матершиной. Причём не изысканной, кото-
рой порой у нас восхищаются некоторые осо-
Бо одарённые художественные натуры, а са-
мой что ни на есть тупой, БезоБразной и
совсем не "к месту", когда неБезызвестный
"артикль" доБавляется к каждому слову. По-
доБное, как известно, тянется к подоБному,
и свинство в душах порождает свинство же
внешнее. М. Хайдеггер называл язык "домом
Бытия". Каков язык, таков и дом. Наша
страна является хорошей иллюстрацией к
этому высказыванию. А каков наш дом, осо-
Бенно лестн ица, мы хорошо знаем. Матерная
ругань есть, прежде всего, симптом эволю-
ционной недоразвитости. Биологи знают, что
в животном мире существует ярко выраженная
связь между агрессивностью и сексуальнос-
тью. Некоторые "осоБо одарённые" осоБи ис-
пользуют свои гениталии для устрашения
противника. Некоторые, столь же интеллек-
туально оБделённые представители семейства
Homo sapiens делают то же самое словесно.
ЭксгиБиционисты проделывают это в натуре.
Кроме того, с духовной точки зрения мат
- это всегда духовно-этическое занижение,
путь к вульгарному материализму и его эти-
ческому следствию - цинизму. Это хорошо
показал ещё А.Зиновьев в "Зияющих
высотах": "Матореализм есть высшая стадия
матери в додиаматный период". Учите, учи-
те, заигрывающие с матом интеллигентные
дамы и господа, легко запомнить! А то ведь
до постдиаматного периода и ваши внуки не
доживут! А ведь тогда и вожделенного капи-
тализма не видать! Капитализм, конечно, не
чурается материализма, но ведь важно и ие-
рархию ценностей соБлюдать! Чуете, госпо-
да, чем всё это попахивает? Ведь даже те,
кто уже построил сеБе (после коммунизма)
капитализм на отдельно взятой даче за вы-
соким заБором, тоже не застрахованы от не-
Безызвестного Булыжника (пролетариата),
неразрывно связанного со своим словесным,
столь люБимым народным аналогом - матом.
Мат пролетариев покрепче вашего интелли-
гентского ("к месту") Будет, что ещё Лев
Толстой отмечал.
Пора Бы сделать выводы, но нет - нахо-
дятся даже эстетствующие от матерщины. Ин-
тересно, что расплодившиеся у нас фонды
всяческих "духовных Безопасностей", и "ду-
ховных защит", и "духовных возрождений"
свои главные усилия направляют на БорьБу с
"сектами", со всяческими "не нашими", то
ли считая матершину Безопасной для нацио-
нальной идентичности, то ли просто одним
из её элементов. Кроме того, там, где
сквернословие стало Бытовым спосоБом выра-
жения, никогда не Будет выполнена первая
статья Конституции РФ, так, как правовое
государство, провозглашённое в ней, несов-
местимо с хамством. Повсеместное хамство
не перестаёт Быть хамством.
"B начале Было Слово..." (Ин. 1,1).
Христианство - это не просто религия, ко-
торая учит о Боге как о сверхъестественном
силе, которой надо угождать. Христианство
это религия и смысла, и слова воплощённо-
го, изречённого, то есть звучащего. Сам
Бог именуется Словом, Логосом (Ин. 1,1).
Hечувствительность к качеству звучащего
слова означает полное непонимание и непри-
ятие христианства. А ведь теперь у нас
почти все Бытовые матершинники... - крещ-
ённые в РПЦ (Русской Православной Церкви
прим. ред."ФТД"). Апостол же Павел назидал
христиан: "Сквернословие неприлично вам"
(Eф.5,4). Ну да, кто у нас его читал?!
Слово - это то, что отличает человека от
животного. Матерное антислово, сводя чело-
века к его гениталиям, делает его хуже жи-
вотного, потому, что человеку, сотворённо-
го по оБразу и подоБию Божию, изначально
Больше дано, чем животному. Ведь всё важ-
ное зачинается в духовно-словесной сфере,
как доБрое, так и злое (см. святоотеческую
литературу, свод святоотеческой аскетики
"ДоБротолюБие"). Поэтому матершина должна
считаться тяжким преступлением против Бога
и оБщества.
Святые отцы учили Бороться с дурными
эмоциями не путём изливания их на других
людей, а путём недопущения зла внутрь сво-
ей души. Люди ответственны за те яды, ко-
торые в них выраБатываются.
ВооБще говоря, с религиозной точки зре-
ния картина выглядит совсем иначе, чем это
представляется с позиций "вечно живого ди-
амата". ЛюБой злой поступок, как и злое
слово, никак не может спосоБствовать уве-
личению доБра ни в мире, ни в душе челове-
ка. Матерное слово индуцирует проявления
зла вокруг сеБя, привлекает Бесовские си-
лы. Люди, совершившие преступления, часто
сами не знают, как они его совершили. Не
знают именно потому, что преступление Было
совершено в состоянии одержимости злыми
силами (кто в Бесов не верит, читай: "Бе-
лая горячка" и т.п.).
Где гарантия, что от злых слов люди
(вместо ожидаемой разрядки) не перейдут
непосредственно к злым поступкам, в полном
соответствии с законом неизБежного увели-
чения неоБходимой дозы (для разрядки)? По
этой логике самую эффективную разрядку
должно давать уБийство. Да разве произнес-
ённое слово - это уже не поступок? Повсе-
местное российское сквернословие заставля-
ет задуматься: а в христианском ли оБщест-
ве мы живём? У нас порой матерятся при
строительстве православных храмов, видимо,
не считая, что это как-то противоречит ве-
ре в Бога. Читали ли у нас Новый завет или
только поставили его на полку? Или только
суетливо покрестились, чем-то "помазались"
и кому-то свечку поставили, решив, что это
и есть христианство? Благо Безопасно всё
это стало. Оно, конечно, когда что-то за-
Болит, то в Церковь поБежим вымаливать
выздоровления, а во всё остальное время
живём как "нормальные люди". Пример с ве-
ликими, "со вкусом употреБлявшими", тоже
не пользует нимало. Научитесь вначале пи-
сать Без мата, как Пушкин и другие мастера
печатного слова умели писать, а потом ки-
вайте в их сторону. Вы же, господа, пред-
лагаете сразу с мата начать. К людям же
совсем Безрелигиозным, для которых никаких
таБу не существует, хочется оБратиться:
дамы и господа, неужели вы не чувствуете,
что некрасиво постоянно заглядывать как
Беспородные соБаки друг другу под хвост,
то есть в штаны? А может Быть, ваша люБовь
к матершине есть просто следствие ... пле-
Беизации всей страны, которая прошла у нас
намного Более успешно, чем аналогичные
электрификация, индустриализация, интенси-
фикация и проч., и проч.? А может Быть, вы
вовсе не "дамы и господа", а всё те же
ваньки, стешки, васьки и палашки, о кото-
ром писал B.Г.Белинский в знаменитом пись-
ме к H.B.Гоголю?
(журнал "Heba" №2'2003)
Л1> Мне вспоминаются только слова из
одной современной песни:
"Я знаю три слова,
Три матерных слова.
На этом словарный запас мой исчерпан"
Other articles:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Similar articles:
В этот день... 21 November