31 января 1999 |
|
ЭКСЛИБРИС История. Российский экслибрис. Предмет собирательства. Международное общество. Литература ------------------------------------------ С. А. Вуль [5.2 кВ] Многие владельцы личных библиотек накле- ивают на внутреннюю сторону переплета или обложки каждой книги своего собрания спе- циально выполненное графическое произведе- ние малой формы - книжный знак, или экс- либрис (от латинского "ех libris" - бук- вально "из книг"). Книжный знак, как пра- вило, заказывается художнику, но иногда выполняется и самим владельцем. Экслибрис, столь широко теперь распрост- ранившийся, имеет древнюю историю. Своего рода прообразом экслибриса можно считать глиняные дощечки, которые египетский фара- он Аменофис III (1410-1375 гг. до н. э.) велел прикреплять к свиткам или рукописям. На этих дощечках вырезывались имя владель- ца библиотеки, то есть фараона, и резюме содержания рукописи. Подобные "протоэкс- либрисы" были и у ассирийского царя Ашшур- банипала (669-663 гг. до н. э.), библиоте- ка которого насчитывала 50 тыс. табличек. Но в том понимании, какое принято и се- годня, экслибрис впервые появился в Герма- нии в 15 в.. Тогда искусству малой графики отдали дань такие выдающиеся мастера, как Альбрехт Дюрер, Ганс Голбейн, Лука Кранах и другие. Из Германии обычай украшать кни- гу экслибрисом распространился в Англию, Швейцарию, Францию, Италию, а затем и в Америку. В России печатный книжный знак получил распространение с 18 в., хотя задолго до этого на рукописных книгах появлялись раз- нообразные по содержанию, часто меткие и афористичные владельческие надписи, удос- товеряющие принадлежность книги. Просве- щенные сподвижники Петра I владели значи- тельными для своего времени книжными соб- раниями. Так, Дм. Ив. Голицын владел биб- лиотекой численностью свыше 6 тыс. томов. Каждый из них был снабжен ярлыком с латин- ской надписью: "Из библиотеки Архангельс- кое". Фельдмаршал Яков Вилимович Брюс имел библиотеку в 1500 книг, украшенных экслиб- рисом с изображением герба владельца; Ро- берт Аренский, лейб-медик Петра I, также заказал для своего книжного собрания (свы- ше 4 тыс. томов) гербовый знак. В 18 веке экслибрисы, украшавшие библиотеки знатных особ, в основном были гербовыми. Сравнительно медленное развитие искусст- ва экслибриса и не очень широкое его рас- пространение в 19 веке сменилось расцветом этого жанра малой графики в начале 20 сто- летия. В это время художники группы "Мир искусства" А. Бенуа, К. Сомов, Б. Кустоди- ев, Л. Бакст, M. Врубель, Е. Лансере и др. создали целый ряд блестящих по мастерству и глубоких по содержанию графических работ в жанре книжного знака. Современные экслибрисы чрезвычайно раз- нообразны как по тематике, так и по своим художественным особенностям, связанным с индивидуальностью автора знака и со вкусом собирателя. Выбор сюжета книжного знака определяется характером книжного собрания, профессией или увлечением владельца. Экс- либрис, наклеенный на книгу, призван пред- ставлять, символизировать ту или иную лич- ную библиотеку. Однако, помимо своего основного назначе- ния, книжные знаки, как жанр малой графи- ки, еще в начале 20 в. сами по себе стали предметом собирательства. Одним из первых русских исследователей и собирателей книж- ного знака был Удо Георгиевич Иваск (1878- -1922). Страстный коллекционер, знаток ис- тории книги, У. Иваск опубликовал 26 пе- чатных работ по теории и истории экслибри- са. Его трехтомный труд "Описание русских книжных знаков" остается незаменимым спра- вочным пособием. У. Иваск был также зачи- нателем благородной традиции коллекционе- ров экслибриса: собирать книжные знаки, изучать их с тем, чтобы впоследствии пере- дать коллекцию в одно из государственных хранилищ. С 1953 года существует Международное об- щество экслибрисистов, куда входят общест- ва любителей экслибриса из многих стран мира. Каждые 2 года Международное общество организует конгрессы, во время кот. прово- дятся выставки экслибрисов художников раз- ных стран и конкурсы на лучшие книжные знаки. Для более подробного ознакомления с ис- торией книжного знака и его современными проблемами будет полезна следующая основ- ная литература: 1. Верещагин В. А. Русский книжный знак. СПб., 1902. 2. Иваск У. Г. Описание русских книжных знаков. M., 1905-1918. Вып. 1-3. 3. Адарюков В. Я. Русский книжный знак. M., 1921. 4. Книжные знаки русских художников /Под ред. Mutpoxuha Д. И., Нерадовского П. И., Соколовского А. К. Пг., 1922. 5. Труды Ленинградского общества экслибри- систов. Л., 1924-1931. 6. Ласунский О. Книжный знак: Некоторые проблемы изучения и использования /Вступ. ст. Беркова П. Н. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1967. 7. Минаев Е. Н., Фортинский С. П. Экслиб- рис. M.: Книга, 1970. 8. Ивенский С. Г. Мастера русского экслиб- риса. Л.: Художник РСФСР, 1973. 9. Ивенский С. Г. Книжный знак: История, теория, практика худож. развития. M.: Кни- га, 1980. 10. Московский клуб экслибрисистов: Памят- ки заседаний. M., 1965-1982. Вып. 37-226. Перепечатано с сокращениями: Краткий спра- вочник книголюба /Сост. и общая ред. А. Э. Mильчина. M.: Книга, 1984, с. 306-311.
Other articles:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Similar articles:
В этот день... 21 November