Fantik #07 |
|
Дмитрий Громов - Рухнувшая Стена (обзор фантастики 1995-96 г. г.).
ДМИТРИЙ ГРОМОВ, ОЛЕГ ЛАДЫЖЕНСКИЙ (ГЕНРИ ЛАЙОН ОЛДИ) (Харьков) Р У Х Н У В Ш А Я С Т Е Н А (обзор фантастики 1995-96 г. г.) Возможно, кто-то позволит себе не согласиться с нами, но мы утверждаем: возведенная издателями сте- на, столько лет отделявшая отечественных писате- лей-фантастов от читателей, имела честь рухнуть! Не будем предполагать, чьи имена в результате напишут на обломках самовластья, а также не возведут ли из старого стройматериала стену новую; также ни к чему задерживаться на приснопамятных временах застоя, когда одних не печатали по идеологическим, других -- по клановым соображениям. Лишь припомним на ходу <<эпоху перестройки>>, когда сквозь рушащееся зда- ние старой комсомольской номенклатуры проросло и расцвело буйным, но недолгим цветом пышное древо ВТО МПФ (Всесоюзное творческое объединение молодых писателей-фантастов). Книг оное <<ВТО>> и впрямь успело напечатать немало, причем в основном -- сборники нашей, отечественной фантастики; и неправ- да, что <<ВТОшники>> печатали сплошную макулатуру -- макулатуры хватало, но ведь издавали же Вершини- на и Лукиных, Кудрявцева и Манову, Брайдера с Чадо- вичем и Лукьяненко, чьи произведения весьма достой- ны внимания, и современному читателю фантастики это хорошо известно. Тем не менее, в первых рядах и в первую очередь дружно печатали шаг матерые графоманы, но увы и ах! -- с окончательным развалом СССР развалилось и ВТО, потеряв дешевые источники <<комсомольской>> бумаги и прочие льготы, а также не выдержав конкуренции с коммерческими издательствами, завалившими рынок за- рубежной фантастикой в канареечных обложках. А у читателя, с <<легкой>> руки ВТО, создалось устойчивое мнение: вся наша фантастика -- серая, нудная и <<совковая>> в худшем смысле этого слова; редкие прорывы за грань обыденности лишь подтверж- дают общее правило. И наступила Эпоха Зарубежной Фантастики, в тече- ние нескольких лет издававшейся в совершенно не- вообразимых количествах. Господа, она покупалась! Читатель вовсю голосовал рублем, купоном и другими денежными знаками. Вскоре были изданы и переизданы практически ВСЕ лучшие доконвенционные произведения англо-американских фантастов, а также пиратски ук- радено большинство постконвенционных -- до чего ус- пели дотянуться. Не находя больше шедевров или хотя бы просто приличных произведений (все выгребли под- чистую!), у издателей <<пошла руда>> -- такая же макулатура, как перед этим у ВТО, но зато импортно- го производства! Разве что в ВТО превалировали тол- пы гениальных ученых и набившие оскомину полеты к <<братьям по разуму>>, а в мутной волне <<Звездных войн-138>> и <<Конана против трех поросят>> -- монстры с бластерами, космические империи, черно- белые маги с разноцветными драконами, клыкастые упыри и воины с двуручными мечами и мышцами вместо мозгов (разумеется, мелькали время от времени и на- ши авторы, выгребая против течения или приноравли- ваясь к нему -- но в любом случае то была капля в море). В результате многочисленные издатели всего этого ширпотреба (заодно печатаемого в совершенно безгра- мотных, сделанных на скорую руку переводах) сами вырыли могилу себе и своей продукции: читателя за- тошнило от магов и Конанов, лазерные мечи и драко- ньи хвосты встали поперек горла, мешая глотать оче- редные порции межзвездно-мистического мордобоя -- в итоге народ спрятал рубль в карман и пошел покупать детективы. Единицы упорно занимались <<конанизмом>> -- в семье, как говорится, не без урода! -- но большинство... Фантастику поставили в угол -- стали считать <<некоммерческой>> литературой. Бум схлынул, часть издателей, не успевших вовремя остановиться, прого- рела, кто-то начал издавать справочники и английс- кие самоучители, кто-то вообще стал торговать авто- мобилями; кто-то гнул прежнюю линию, поскольку спрос на фантастику хоть и упал, но не до нуля... А кто-то с удивлением обнаружил, что у нас (име- ются в виду все страны на территории бывшего СССР) тоже есть свои писатели-фантасты. И не только гра- фоманы-халтурщики, занимающиеся изготовлением третьесортных калек со второсортных американских боевиков, но и целая плеяда талантливых авторов, чьи произведения заслуживают всяческого внимания и как остросюжетная, сиречь <<коммерческая>> литера- тура, и как Литература вообще (именно так, с боль- шой буквы!), в самом широком и глубоком смысле это- го слова! Вот тогда-то (точнее, в середине 1995 г.) упомя- нутая нами в начале этой статьи стена наконец дала трещину! Начали создаваться проекты серий отечест- венной фантастики, подписывались первые договоры с авторами, выплачивались (о чудо!) первые авансы: издательства <<Аргус>> и <<Локид>> (Москва), <<Па- раллель>> (Нижний Новгород), <<Фолио>> (Харьков). Стена качалась, но еще стояла. Первые ласточки ще- бетали вовсю: серии <<Современная российская фан- тастика>> московского издательства <<Локид>> (Э. Геворкян: <<Времена негодяев>>, Е. Лукин: <<Там, за Ахероном>>, С. Иванов: <<Ветры Империи>>, книги К. Булычева, М. Успенского, Ю. Брайдера и Н. Чадовича, С. Лукьяненко, А. Лазарчука, В. Васильева, А. Зе- ленского и И. Рясного), <<Хрустальный шар>> нижего- родского издательства <<Параллель>> (А. Тюрин: <<Падение с Земли>>, А. Мирер: <<Обсидиановый нож>>, О. Ларионова: <<Сотворение миров>>, А. Гро- мов: <<Мягкая посадка>>, Г. Л. Олди (Д. Громов и О. Ладыженский): <<Путь Меча>>, В. Михайлов: <<Восточ- ный конвой>>); <<Новая русская фантастика>> харь- ковского издательства <<Фолио>> (Г. Л. Олди: <<Восставшие из рая>>, А. Лазарчук: <<Жестяной бор>>, В. Рыбаков: <<Дерни за веревочку>>, Б. Штерн: <<Остров Змеиный>>, Г. Прашкевич: <<Шкатулка рыцаря>>, А. Корепанов: <<Найти Эдем>>, Г. Л. Олди: <<Войти в образ>>, Е. Манова: <<Феномен двойни- ков>>, А. Щупов: <<То, что хуже чумы>>, А. Дашков: <<Странствия Сенора>>). Следом в <<гонку за лидером>> (сиречь в издание русскоязычной фантастики) включились московское <<АСТ>> и питерская <<Terra Fantastica>> с совмест- ной серией <<Далекая Радуга>> (книги О. Ларионовой, С. Иванова, Д. Трускиновской, А. Столярова, А. Ска- ландиса, Е. Хаецкой, Э. Раткевич, С. Лукьяненко, Г. Л. Олди и т. д.), а также внесерийными изданиями: <<Время учеников>> (Миры братьев Стругацких) и мис- тико-фантастической эпопеей <<Око Силы>> харьковча- нина А. Валентинова. Сразу оговоримся, что изда- тельства мы расставляем не по старшинству или зна- чимости, а просто по реальному времени выхода реальных книг, поэтому обиды или амбиции не имеют смысла; отметили -- и пошли дальше. Московское из- дательство <<ЭКСМО>> открыло серии <<Абсолютное оружие>> (Е. Гуляковский, В. Михайлов, В. Голова- чев, В. Ильин, И. Стальнов, А. Гласьев, Б. Иванов и Ю. Щербатых, А. Щупов, М. Ахманов, В. Звягинцев и т. д.) и <<Абсолютная магия>> (Н. Перумов, Г. Л. Олди, А. Дашков, Ю. Брайдер и Н. Чадович...). Ека- теринбургский <<Тезис>> издал книги А. Щупова, Г. Прашкевича и С. Слепынина, барнаульский <<Полигра- фист>> выпустил трехтомник Г. Л. Олди, ростовский <<Феникс>> -- сборник <<Эпоха игры>>, киевский <<Кранг>> -- книги М. и С. Дяченко, Л. и Е. Луки- ных, С. Лукьяненко; московский <<Аргус>> наконец порадовал Л. Вершининым, Г. Л. Олди, А. Тюриным. Идем дальше. Московский <<Центрполиграф>> -- А. Тю- рин, В. Головачев, Е. Ворон; опять же московская <<Армада>> -- серия <<Фантастический боевик>> (Гу- ляковский, Головачев, Басов, Калугин, Корнюхина, Н. Перумов в соавторстве с П. Каминской, С. Снегов и др.); московская <<Терра>> -- В. Шефнер, В. Ильин, И. Эренбург, А. Максимов, И. Панкеев, Е. Замятин, Б. Жужунава; питерская <<Азбука>> -- Н. Перумов и С. Логинов, вместе и поодиночке, М. Семенова, А. Мазин, И. Мороз, А. Бушков, О. Григорьева, Л. Бутя- ков, Ю. Латынина, О. Авраменко, Н. Подольский; пи- терская же <<Лань>> -- А. Тюрин, В. Рыбаков и А. Легостаев; московское <<ТП>> -- В. Васильев, сара- товская <<Труба>> -- Ю. Латынина... Список можно было бы продолжить! Даже рижский <<Полярис>>, давно и последовательно издающий иск- лючительно собрания сочинений зарубежных мэтров, решился выпустить не издававшийся ранее роман по- койного ныне Сергея Александровича Снегова <<Дикта- тор>>. Разрабатывают программы издания русскоязыч- ной фантастики киевский <<Альтерпресс>>, харьковс- кие <<Око>> и <<Рубикон>>, донецкий <<Сталкер>>, калининградский <<Янтарный сказ>>, ростовский <<Фе- никс>>, смоленский <<Русич>>, ряд других изда- тельств Украины и Росии... Так что сами видите: даже просто перечислить все издания последних двух лет было бы весьма затрудни- тельно, а уж сколько-нибудь подробно охарактеризо- вать их -- и подавно! Посему остановимся лишь на русскоязычной фантастике, выпущенной в Украине за последние два года тиражами не менее 10000 экз. (На украинском языке фантастика в Украине практически не издается, т. к. большая часть тиражей реализует- ся в России.) 1995 г. был еще все-таки беден на серьезные кни- ги, которые можно пересчитать по пальцам одной ру- ки: <<Пришествие цивилизации>> Виталия Забирко, <<Привратник>> Марины и Сергея Дяченко; третья (без номера) антология серии <<Перекресток>> под назва- нием <<Книга Небытия>> и авторский том Бориса Штер- на <<Записки динозавра>>. Книга Забирко <<Пришествие цивилизации>> (МП <<Отечество>>, Донецк, 1995), прошедшая как-то не- заметно мимо большинства читателей, являет собой классический образец <<старой доброй>> научной фан- тастики. Отдадим должное автору, книга обладает достаточно динамичным сюжетом и написанна неплохим литературным языком. Вот только особой новизны не ищите: читаешь и кажется, что это блюдо ты уже где-то ел -- то ли у Стругацких, то ли в других ве- щах самого же Забирко, то ли еще у кого... Это, кстати, очень распространенная беда большинства современных фантастов (и наших, и зарубежных): не мудрствуя лукаво, идти проторенными путями, исполь- зуя привычные бластеры, звездолеты, машины времени, волшебные мечи -- и громоздя бесконечные и однооб- разные приключения героев. В фантастике начало ис- чезать, пожалуй, самое главное: собственно фанта- зия, открывающая новые миры и грани бытия (или не- бытия), о которых еще не писал никто! Неправда, что все темы давно исчерпаны; зато правда, что многие писатели стали стесняться принадлежности к цеху фантастов, громоздя термины, аки фиговые листки: турбореализм, киберпанк, магический реализм, пост- модернистский роман... что не мешает получать лите- ратурные премии именно за фантастику. Впрочем, к книге Забирко это уже не имеет непос- редственного отношения. Добавим лишь, что она впол- не читабельна, хотя шедевром ее не назовешь. Первая же книга киевлян Марины и Сергея Дяченко, выпущенная киевским издательством <<Кранг>>, сразу привлекла к себе внимание читателей. Написана она в редком для нас жанре <<серьезной Fantasy>>, где приключения героев (достаточно интересные и сами по себе) отнюдь не являются самоцелью, а лишь средст- вом передать внутренние переживания, проследить развитие характеров и подвести читателя к некой фи- лософско-сакральной сущности романа, которая, не- сомненно, присутствует в <<Привратнике>>. Книга эта умная и интересная, с оригинальными стилистически- -языковыми ходами и неожиданными поворотами сюжета, зримыми образами героев... Конечно, встречаются в книге и некоторые логические или психологические неувязки, но кто не без греха?! Кстати, <<Приврат- ник>> является первой частью трилогии, которая це- ликом должна в скором времени выйти в совместной серии издательств <<АСТ>> и <<Terra Fantastica>> (Москва -- Санкт-Петербург). Далее -- последний (пока, во всяком случае) вы- пуск серии <<Перекресток>>: <<Книга Небытия>> (<<Сатия Юга>> (Днепропетровск) -- <<Око>> (Харь- ков)). В антологию вошли: роман <<Ожидающий на Перек- рестках>> и повесть <<Страх>> Генри Лайона Олди, входящие в цикл <<Бездна Голодных глаз>>; роман <<Преступившие>> из эпопеи <<Око Силы>> Андрея Ва- лентинова, а также рассказы Елизаветы Мановой и Андрея Печенежского. Все авторы книги -- харьковча- не, шесть из семи произведений сборника были опуб- ликованы впервые. Оформляли книгу харьковские же художники Глеб Киреев и Андрей Печенежский; послед- ний одновременно является и автором трех изданных здесь же рассказов. За невозможностью говорить подробно о каждой книге, заметим только, что произведения ВСЕХ авто- ров <<Книги Небытия>> вошли в номинации премий <<Бронзовая Улитка>> и <<Интерпресскон>>, а роман <<Ожидающий на Перекрестках>> (почему-то номиниро- вавшийся в рубрике <<повесть>>!) занял третье место по итогам общего голосования. И дадим слово питерс- кому критику Сергею Бережному: <<... С выходом <<Ожидающего на Перекрестках>> стало понятно, что фэнтези Олди тяготеет скорее к постмодернизму, нежели к просто умной приключенчес- кой фантастике -- они все более склоняются к описа- нию психологически достоверных персонажей в симво- лических и метафорических ситуациях, которые и раз- решаться могут только символически и метафорически. Что-то подобное (да и то в применении не к фэнтези, а к science fiction) мне попадалось только у Элли- сона и Балларда. Сами по себе рассказы Мановой и Печенежского неплохи... А. Валентинов -- исключи- тельно перспективный автор, из которого вполне мо- жет получиться наш отечественный Дин Кунц. В общем и целом, <<Книга Небытия>> заслуживает самого прис- тального внимания читателей. >> Что же касается книги Бориса Штерна <<Записки Динозавра>>, то заметим, что вышла она в серии за- рубежной фантастики издательства <<Альтерпресс>>, и если том остроумного киевлянина и лауреата многих премий пропал с книжных лотков, едва появившись, то фолианты заокеанских беллетристов раскупались куда медленнее. Возможно, в 1995 г. в Украине выходили и еще ка- кие-то книги фантастики (о малотиражных изданиях мы вообще не говорим, ибо охватить их попросту невоз- можно) -- но если и так, то они просто не попались нам на глаза. Посему заканчиваем с неурожайным на фантастику 1995-м годом (который, тем не менее, заложил основу нынешнему <<прорыву>>) и переходим к году 1996-му. Наиболее заметным явлением на рынке изданной в Украине фантастики (и одним из самых ярких в масш- табах СНГ) стала серия <<Новая русская фантастика>> харьковского издательства <<Фолио>>. Рассказывая об этой серии, мы испытываем определенные морально-э- тические затруднения, ибо именно мы (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский) являемся ее редакторами-соста- вителями. Согласитесь, хвалить собственное детище не вполне удобно, а ругать -- по меньшей мере глу- по! И все же попробуем. В первый пятитомник <<НРФ>> (а книги в этой се- рии выходят <<блоками>> по пять томов) вошли: Генри Лайон Олди (Харьков): <<Восставшие из рая>>. Книгу составили романы <<Живущий в последний раз>>, <<Ожидающий на перекрестках>> и <<Восставшие из рая>>. Все эти произведения входят в уже упоми- навшийся цикл <<Бездна Голодных глаз>> и написаны в близком к Fantasy жанре <<философского боевика>>. Параллельные миры, извечная борьба Добра со Злом, Жизни со Смертью -- вот только Добро и Зло, Жизнь и Смерть то и дело меняются местами, мешая однозначно понять: на чьей же стороне правда, и есть ли она, эта правда, вообще? Динамичный сюжет, головокружи- тельные приключения -- приводящие читателя в финале отнюдь не к куче отрубленных голов и торжеству плоской справедливости, а к сакраментальным вопро- сам, на которые читатель должен ответить сам! (Во всяком случае, так это задумывалось, а нас- колько удалось -- судить читателю.) Андрей Лазарчук (Красноярск): <<Жестяной бор>>. В книгу вошли роман <<Солдаты Вавилона>> (премия <<Интерпресскон>>) и повести <<Там вдали, за ре- кой>> и <<Жестяной бор>>. Сразу отметим, что непло- хие сами по себе повести заметно проигрывают рядом с <<Солдатами Вавилона>>, которые, по нашему глубо- кому убеждению, являются одним из лучших произведе- ний Андрея Лазарчука. Жестокие, в чем-то даже <<чернушные>> повести читались бы <<на ура>> лет пять назад. Разумеется, они в любом случае написаны рукой мастера, но... время упущено! Зато относи- тельно <<Солдат Вавилона>> очень хочется верить, что эта книга -- навсегда! Многопластовая фантасма- горическая композиция, где десятки параллельных ми- ров (измерений? вероятностных реальностей?) борются против общей опасности, не понимая толком, кто их враг... Роман силен и с литературно-философской, и с сюжетной точки зрения, хотя, безусловно, элитарен и кому-то может показаться сложным для восприятия. Перечитайте еще раз -- не пожалеете! Вячеслав Рыбаков (Санкт-Петербург): <<Дерни за веревочку>>. В книгу вошли романы <<Гравилет "Цеса- ревич">> и <<Дерни за веревочку>>, а также рассказ <<Носитель культуры>> и подборка стихов разных лет. Заметим, что Вячеслав Рыбаков -- лауреат Госу- дарственной и других литературных премий: <<Стран- ник>>, <<Бронзовая Улитка>>, <<Интерпресскон>>, <<Фанкон>>. На наш взгляд заслуженно премированный <<Гравилет... >>, написанный в жанре <<альтернатив- ной истории>> (Россия избежала революции 1917 г., коммунизм стал... религией (!), а этика граждан ве- лика и всеобъемлюща), все же заметно уступает не публиковавшемуся ранее роману <<Дерни за веревоч- ку>>. Здесь почти нет внешней фантастики -- но не это главное! Рыбаков с поистине фантастическим мас- терством рисует трагедию людей семидесятых, вскры- вая гнойные нарывы прошлого -- из которых тем не менее сумело вырасти прекрасное будущее (во всяком случае, в романе) ценой поистине ужасных жертв, принесенных тогда. Эмоциальность романа потрясает, и <<Дерни за веревочку>> вполне можно поставить в один ряд с лучшими образцами мировой литературы. Борис Штерн (Киев): <<Остров Змеиный>>. В книгу вошла подборка рассказов и коротких повестей Б. Штерна, часть из которых ранее не издавались. Наря- ду с несомненными удачами автора, где тонкая груст- ная лиричность сочетается с мягким юмором, а в зна- комом нам с детства мире начинает твориться сюрреа- листическая мистерия (<<Шестая глава <<Дон Кихо- та>>, <<Безумный Король>>, <<Дом>>, <<Дед Мороз>>), а также остроумной сатирой (<<Остров Змеиный>>, <<Да здравствует Нинель! >>), в книге присутствуют и более слабые вещи. Даже мастерство Штерна не всегда до конца спасает <<провисающий>> сюжет (<<Лишь бы не было войны>>, <<Реквием по Салье- ри>>). Тем не менее, книга в целом читается запоем. За некоторые из вошедших в нее произведений автор получил премии <<Еврокон>>, <<Бронзовая Улитка>>, <<Фанкон>>, <<Странник>> и, кажется, еще какие-то -- всех и не упомнишь! Геннадий Прашкевич (Новосибирск): <<Шкатулка ры- царя>>. Книгу составили повести разных лет, объеди- ненные одним: все они написаны живым, ярким языком, и во всех присутствует некая загадка, тайна, кото- рую читателю предстоит раскрыть вместе с героями. Надо сказать, что запутанная детективная интрига присуща практически всем произведениям Г. Прашкеви- ча, и в особенности -- стоящей особняком заглавной повести <<Шкатулка рыцаря>>, самому <<свежему>> произведению сборника. Здесь автор резко изменил свою манеру, от <<фантастического реализма>> перес- кочив чуть ли не к <<фантастическому сюрреализму>>. Впрочем, сей рискованный эксперимент вполне удался! Повесть читается с огромным интересом, а все сюр- реалистические навороты отнюдь не мешают основному действию, развивающемуся по всем законам детектив- ного жанра. Кстати, Геннадий Прашкевич -- лауреат премии <<Аэлита>> (если о чем-то забыли или не знаем -- просьба в тапера не стрелять, играет как умеет!). Во второй пятитомник <<Новой русской фантасти- ки>> вошли: Генри Лайон Олди (Харьков): <<Войти в образ>> (романы <<Дорога>> и <<Войти в образ>>, повести <<Страх>> и <<Витражи патриархов>>, а также цикл из девяти объединенных общим героем юмористических рассказов <<Герой Вашего времени>>). Вся <<крупная форма>>, опять же, относится к циклу <<Бездна Го- лодных глаз>>. Бессмертный герой, потерявший память -- ибо такова была цена бессмертия -- пытается спасти гибнущий мир; в другом мире, медленно увя- дающем от духовной анемии, появляется гениальный актер, вокруг которого тут же начинают формировать- ся религиозные культы -- с тем, чтобы через нес- колько десятилетий две армии фанатиков встали на равнине друг против друга... Да, Д. Громов и О. Ладыженский вслед за ТАСС уполномочены заявить: Г. Л. Олди стал лауреатом премий <<Фанкон>>, <<Старт>> и <<Великое кольцо>>! Если про других пишем -- грех о себе забывать... Алексей Корепанов (Кировоград): <<Найти Эдем>>. Трудно понять, к какому из жанров относятся романы <<Найти Эдем>> и <<Вино Асканты>>, а также повести <<На сияющих вершинах>> и <<Без маски>>, вошедшие в эту книгу, -- но оторваться от них, не дочитав до конца, просто невозможно. Вселенские мусорщики спа- сают Землю от... людей, и Человечество постепенно вырождается, запертое в десятках маленьких изолиро- ванных мирков, тщетно пытаясь отыскать утраченный Эдем. Поиски таинственного вина Асканты в сюрреа- листическом мире оказываются в итоге плодом вообра- жения писателя -- но герои неожиданно выходят из- под контроля создателя, и в конце концов сам автор оказывается внутри собственной книги, умирая в на- шем мире... Что это? Fantasy? Science Fiction? Что-то еще? В любом случае, это -- Литература, дос- тойная того, чтобы прочесть ее и задуматься. Андрей Дашков (Харьков): <<Странствия Сенора>>. Этой трилогии, первая часть которой вышла еще в 1993 г. в антологии <<Сумерки мира>> серии <<Перек- ресток>>, читатели ждали уже давно. И дождались! Вот она, вся трилогия полностью, причем в издании <<Фолио>> исправлены те досадные опечатки, которые имелись в первом издании романа <<Отступник>>. Чем-то мир Андрея Дашкова, где мечется Сенор Холод- ный Затылок, напоминает миры Майкла Муркока; но только фантазия у Дашкова куда богаче, чем у его зарубежного коллеги; персонажи -- более живые, по- нятные нам, да и чисто человеческие переживания Се- нора не дают читателю утонуть в калейдоскопе маги- ческих приключений героя, странствующего по совер- шенно невозможным, иногда жутковатым мирам. Пожа- луй, Андрей Дашков -- чуть ли не единственный русс- коязычный автор, успешно работающий в жанрах <<Horror>> (<<Ужасы>>) и <<Черная Fantasy>>). Кста- ти, в самом ближайшем времени две другие книги А. Дашкова должны выйти в московском издательстве <<ЭКСМО>>. Андрей Щупов (Екатеринбург): <<То, что хуже чу- мы>>. Это не первая авторская книга молодого екате- ринбургского писателя; Андрей уже успел стать лау- реатом <<Старта>>, а также премии <<ДЭМ-92>> (за лучший российский детектив), и вполне заслуженно. Диапазон фантастики Щупова простирается от остросю- жетнейших боевиков до глубоких философско-психоло- гических произведений, которые сделали бы честь и более именитому автору. Включая все промежуточные стадии. Но всегда Андрей остается верен себе: самые мудреные вещи Щупова читать крайне интересно, даже не имея степени магистра философии, а в зубодроби- тельном боевике сквозь стрельбу нет-нет, да и прор- вутся нетривиальные мысли, заставляющие читателя всерьез задуматься. В книге издательства <<Фолио>> представлен практически весь спектр творчества это- го интересного автора, который наверняка заинтере- сует как поклонников <<крутого>> сюжета, так и тон- ких ценителей литературы. Елизавета Манова (Израиль, до того -- Харьков): <<Феномен двойников>>. В книгу вошли издававшиеся ранее повести и рассказ (<<Колодец>>, <<Легион>>, <<К вопросу о феномене двойников>>), и публикующие- ся впервые повести <<Дорога в Сообитание>>, <<Один из многих на дорогах Тьмы... >> и роман <<Побег>>. Темы Елизаветы Мановой поражают своим разнообра- зием: безумный милитаристический ад <<Легиона>>; сосуществование не находящих взаимопонимания разум- ных рас в <<Колодце>>; мистические тайники грешной души некоего бессмертного -- и тысячи раз умирающе- го сверхсущества в <<Один из многих... >>; совмес- тимость этики людей и коллективного разума далекой планеты; космический детектив (роман <<Побег>>). Но во всех случаях герои Мановой вызывают искреннее сочувствие читателя -- настолько мастерски они вы- писаны, настолько человечны и близки нам их желания и помыслы, независимо от того, где происходит действие: в загробном мире, магическом измерении или в неведомой галактике... Сейчас запущен в работу третий пятитомник <<Но- вой русской фантастики>>, и мы рассчитываем, что до конца 1996-го года он успеет выйти в свет. Это: Андрей Валентинов (Харьков): <<Овернский кли- рик>>. Первый же опубликованный роман Андрея Вален- тинова сразу попал в номинационные списки премий <<Интерпресскон>> и <<Бронзовая Улитка>>. Однако эта книга открывает совершенно новый качественный этап в творчестве писателя, который, кстати, яв- ляется еще и кандидатом исторических наук. Романы <<Серый коршун>> и <<Овернский клирик>> переносят нас, соответственно, на Пелопоннес XIII в. до н. э. и в Европу XII в. (уже нашей эры). Запутанная, практически детективная интрига, невероятные (но при этом вполне логичные) приключения героев, с из- рядной долей мистического ужаса -- и все это проис- ходит на фоне абсолютно достоверной исторической картины прошлого, что придает описываемым событиям особую зримость. Елена Хаецкая (Санкт-Петербург): <<Синие стреко- зы Вавилона>>. Елена Хаецкая хорошо известна люби- телям фантастики по книге <<Завоеватели>> и, конеч- но же, по знаменитому роману <<Меч и радуга>>, опубликованному издательством <<Се веро-Запад>> под псевдонимом <<Мэделайн Симонс>>. В новую книгу во- шел роман-цикл <<Синие стрекозы Вавилона>> и по- весть <<Хальдор из Светлого Города>> (продолжение романа <<Меч и радуга>>!). Обе вещи хороши по-свое- му: романтические приключения <<Хальдора... >> ра- зительно контрастируют с жестокостью <<Вавилонско- го>> цикла, обильно сдобренной <<ненормативной лек- сикой>>, которая, тем не менее, смотрится в тексте вполне органично и отнюдь не вызывает отторжения. Этот цикл отличается от предыдущих произведений Елены и, по-видимому, является неким переломным этапом в ее творчестве. Думается, он будет интере- сен многим. Ну, а продолжение <<Меча и радуги>> -- как долгожданный и любимый гость! Сергей Герасимов (Харьков): <<Искушение>>. Ро- ман, повести и рассказы Сергея Герасимова, включен- ные в эту книгу, написаны в манере <<психологичес- кой фантастики>>. Автор исследует подсознательные мотивы поступков героев, зачастую приводящих к фа- тальным последствиям, действие разворачивается как в реальном мире, так и в глубинах человеческого <<эго>>. Следуя лучшим традициям, Герасимов удачно совмещает реализм и фантастику с психоанализом, по- лучая весьма оригинальный <<сплав>>,где философско- фантастическая концепция постепенно проступает сквозь напряженное действие -- а финал неожиданно ставит все с ног на голову: Добро оборачивается Злом, благодетель -- преступником, а маньяк-психо- пат -- справедливым мстителем... Юлий Буркин и Сергей Лукьяненко ( Томск -- Алма- ты): <<Остров Русь>>. Трилогия, написанная двумя известными писателями-лауреатами различных литера- турных премий, подобна бокалу хорошего шампанского -- она пенится пузырьками изысканного юмора,искрит- ся радугой тонких намеков и аллюзий, аромат ее оди- наково пьянит читателя, впервые обратившегося к фантастике, и знатока <<фэндома>>, который увидит здесь немало знакомых обличий;и лишь заядлый мизан- троп сумеет дочитать эту книгу до конца, сохранив прежнюю мрачность лица и осень в душе. Федор Чешко (Харьков) <<В канун Рагнаради>>. Ко- го только не встретит читатель на страницах этой книги -- первобытный охотник Хромой и опричник Че- кан, древнерусский воевода и китайский полководец- монах, бог Переплут и чащобный вовкулак, деревенс- кая ведьма и ученик престижного лицея... Зримые, выпуклые реалии самых разнообразных времен, динами- ка напряженного сюжета и тонкое понимание психоло- гии персонажей -- вот порука тому, что эту книгу захочется не только прочесть до конца, но и неодно- кратно перечитать. Как видите, в серии издательства <<Фолио>> пред- ставлен практически весь спектр современной фантас- тики, а мы, в свою очередь, постарались отобрать самые лучшие произведения современных авторов. На- сколько это удалось -- судить читателю. Мы сделали, что могли, пусть другие сделают лучше! Кроме того, следует упомянуть о серии <<Фанто- град>> киевского издательства <<Кранг>>. Сразу ого- воримся, что оформление трех вышедших в <<Кранге>> книг, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Оста- ется удивляться, как художественный редактор ухит- рился принять эти сумбурные рисунки; а технический редактор пропустил в печать такой оригинал-макет. Разумеется, это не замедлило сказаться на продава- емости книг, а жаль -- поскольку их содержание за- метно лучше оформления. Итак, серия <<Фантоград>> киевского издательства <<Кранг>>: Марина и Сергей Дяченко (Киев): <<Ритуал>>. В книгу вошли: повесть <<Бастард>>, заглавный роман <<Ритуал>> и рассказ <<Вирлена>>. Повесть в общем, неплоха, с яркими героями, не без юмора и динамики сюжета. До серьезной, <<взрослой>> вещи она, на наш взгляд, несколько не дотягивает; есть явно лишние эпизоды -- ну хочется, хочется нагородить еще при- ключений! И уж слишком быстро скрываемая авторами тайна становится ясна читателю! Хотя, в принципе, повесть хороша -- но ориентирована скорее на подро- стков. Чего никак не скажешь о романе <<Ритуал>>. Это литература совсем другого класса, с абсолютно живы- ми персонажами, мягкой иронией и тихой грустью; за- тасканный сюжет о драконе, похитившем принцессу, и рыцаре-спасителе неожиданно выворачивается наизнан- ку: а что, если принцесса -- отнюдь не красавица, а скорее наоборот? Что, если рыцарь и не думает ее спасать? Но его к этому вынуждает... дракон! А что, если... Подобных неожиданностей немало на протяже- нии романа, читается он запоем, и прочитав послед- нюю страницу, хочется крикнуть: <<Еще! Хочу даль- ше!>> Но потом понимаешь,что дальше -- это уже сов- сем другая история... Остается искренне поздравить Марину и Сергея с несомненной удачей. Перед нами весьма талантливые авторы, всерьез заявившие о себе. Что же до расска- за <<Вирлена>>... Прочитаете -- оцените. А прочи- тать советуем. Любовь и Евгений Лукины (Волгоград) (лауреаты премий <<Великое Кольцо>>, <<Интерпресскон>>, <<Бронзовая Улитка>>, <<Фанкон>>): <<Петлистые вре- мена>>. Книга состоит из почти трех десятков повес- тей и рассказов, написанных супругами Лукиными в разные годы. Не все они равноценны, не все одинако- во хороши, кое-что уже устарело -- но в большинстве это весьма оригинальные вещи, с неповторимой <<лу- кинской>> манерой повествования. Не смеяться, читая их, просто невозможно, а когда углубишься в серьез- ную повесть типа <<Стали разящей>>, то нет-нет, да и подкатит к горлу комок, когда герои неожиданно влипают в очередную передрягу -- ибо беззаботной уверенности в счастливом конце у читателя не возни- кает! Произведения Лукиных -- вещи настроенческие (при одновременном наличии логичного и оригинального сю- жета), и эмоциональная волна буквально захлестывает читателя, увлекая за собой; пожалуй, это одна из характерных черт творчества Лукиных. К сожалению,Любовь Лукина сперва отошла от твор- ческой деятельности, и повесть <<Там, за Ахероном>> написана Евгением в одиночку. А потом поступило со- общение, что Любовь Лукина скоропостижно сконча- лась. Приносим Жене свои искренние соболезнования. Сергей Лукьяненко (Алматы): <<Отложенное возмез- дие>>. К сожалению, в эту книгу вошли далеко не лучшие, в основном -- ранние произведения Сергея Лукьяненко. Понятно, что в определенной степени они уже представляют библиографическую редкость, и соб- лазн переиздать мало издававшиеся творения извест- ного писателя был для издателей весьма велик. Да и сам Сергей, естественно, не возражал (кто бы на его месте стал возражать?!). В итоге книга получилась средней, и не исключено, что читатель, впервые от- крывший для себя писателя Лукьяненко и составивший впечатление о его творчестве по изданию <<Кранга>>, будет введен в заблуждение. А жаль. Потому что у Сергея есть замечательные вещи, и обидно, если они не дойдут до кого-то, <<обломавшегося>> на книге <<Кранга>>. Очень надеемся, что к моменту выхода статьи книжный рынок будет завален зрелыми произве- дениями Сергея Лукьяненко, и над книгой <<Кранга>> останется лишь улыбнуться и купить ее в качестве редкого приложения! Короче, рискнем дать совет: перед тем, как чи- тать <<Отложенное возмездие>>, возьмите знаменитых <<Рыцарей сорока островов>>, за которых Сергей по- лучил премию <<Странник>> (кстати, он также лауреат <<Интерпресскона>> и <<Старта>>),или его новую кни- гу, недавно вышедшую в издательстве <<Локид>> (Мос- ква). И наконец, с нашей стороны было бы просто невеж- ливо не упомянуть о единственном (!) в Украине ре- гулярно выходящем журнале, который в КАЖДОМ номере печатает фантастику отечественных авторов. Это жур- нал <<Порог>>, издаваемый в Кировограде на средства МЧП <<Антураж А>> его бессменным главным редактором Алексеем Корепановым. Возможно, кто-то захочит воз- разить нам и вспомнит другие журналы. Но какие? <<МиФ>> (<<Молодежь и Фантастика>>, Днепропетровск) и в лучшие-то годы выходил от случая к случаю, а теперь, похоже, тихо почил в бозе -- жаль! <<Одес- сей>> (Одесса) загнулся после второго номера. Киев- ский журнал <<Наука и фантастика>>, несмотря на название, фантастику игнорирует, а то, что изредка печатает, просто стыдно читать! Не знаем, правда, как там дела у <<Кентавра>> (Днепропетровск), но, по-видимому,и он дышит на ладан,выходя эпизодически и чем дальше -- тем реже.А больше журналов, печата- ющих фантастику, мы в Украине и не упомним! Вот и остался один <<Порог>>, выходящий регуляр- но, раз в два месяца, с 1992 г. (почти пять лет -- согласитесь,в наше время для журнала срок немалый!) и в каждом номере обязательно печатающий фантасти- ку! Так что нам остается поблагодарить дирекцию МЧП <<Антураж А>> и главного редактора <<Порога>> Алек- сея Корепанова, пожелать журналу выходить и дальше с той же регулярностью -- и откланяться. Надеюсь, мы не очень вам надоели? 7(С) Дмитрий Громов, Олег Ладыженский,ноябрь 1996 г.
Другие статьи номера:
Дмитрий Громов - Рухнувшая Стена (обзор фантастики 1995-96 г. г.). |
Похожие статьи:
В этот день... 4 декабря