| Fantik #07 |
|
Дмитрий Громов - Рухнувшая Стена (обзор фантастики 1995-96 г. г.).

ДМИТРИЙ ГРОМОВ, ОЛЕГ ЛАДЫЖЕНСКИЙ
(ГЕНРИ ЛАЙОН ОЛДИ) (Харьков)
Р У Х Н У В Ш А Я С Т Е Н А
(обзор фантастики 1995-96 г. г.)
Возможно, кто-то позволит себе не согласиться с
нами, но мы утверждаем: возведенная издателями сте-
на, столько лет отделявшая отечественных писате-
лей-фантастов от читателей, имела честь рухнуть! Не
будем предполагать, чьи имена в результате напишут
на обломках самовластья, а также не возведут ли из
старого стройматериала стену новую; также ни к чему
задерживаться на приснопамятных временах застоя,
когда одних не печатали по идеологическим, других
-- по клановым соображениям. Лишь припомним на ходу
<<эпоху перестройки>>, когда сквозь рушащееся зда-
ние старой комсомольской номенклатуры проросло и
расцвело буйным, но недолгим цветом пышное древо
ВТО МПФ (Всесоюзное творческое объединение молодых
писателей-фантастов). Книг оное <<ВТО>> и впрямь
успело напечатать немало, причем в основном --
сборники нашей, отечественной фантастики; и неправ-
да, что <<ВТОшники>> печатали сплошную макулатуру
-- макулатуры хватало, но ведь издавали же Вершини-
на и Лукиных, Кудрявцева и Манову, Брайдера с Чадо-
вичем и Лукьяненко, чьи произведения весьма достой-
ны внимания, и современному читателю фантастики это
хорошо известно.
Тем не менее, в первых рядах и в первую очередь
дружно печатали шаг матерые графоманы, но увы и ах!
-- с окончательным развалом СССР развалилось и ВТО,
потеряв дешевые источники <<комсомольской>> бумаги
и прочие льготы, а также не выдержав конкуренции с
коммерческими издательствами, завалившими рынок за-
рубежной фантастикой в канареечных обложках.
А у читателя, с <<легкой>> руки ВТО, создалось
устойчивое мнение: вся наша фантастика -- серая,
нудная и <<совковая>> в худшем смысле этого слова;
редкие прорывы за грань обыденности лишь подтверж-
дают общее правило.
И наступила Эпоха Зарубежной Фантастики, в тече-
ние нескольких лет издававшейся в совершенно не-
вообразимых количествах. Господа, она покупалась!
Читатель вовсю голосовал рублем, купоном и другими
денежными знаками. Вскоре были изданы и переизданы
практически ВСЕ лучшие доконвенционные произведения
англо-американских фантастов, а также пиратски ук-
радено большинство постконвенционных -- до чего ус-
пели дотянуться. Не находя больше шедевров или хотя
бы просто приличных произведений (все выгребли под-
чистую!), у издателей <<пошла руда>> -- такая же
макулатура, как перед этим у ВТО, но зато импортно-
го производства! Разве что в ВТО превалировали тол-
пы гениальных ученых и набившие оскомину полеты к
<<братьям по разуму>>, а в мутной волне <<Звездных
войн-138>> и <<Конана против трех поросят>> --
монстры с бластерами, космические империи, черно-
белые маги с разноцветными драконами, клыкастые
упыри и воины с двуручными мечами и мышцами вместо
мозгов (разумеется, мелькали время от времени и на-
ши авторы, выгребая против течения или приноравли-
ваясь к нему -- но в любом случае то была капля в
море).
В результате многочисленные издатели всего этого
ширпотреба (заодно печатаемого в совершенно безгра-
мотных, сделанных на скорую руку переводах) сами
вырыли могилу себе и своей продукции: читателя за-
тошнило от магов и Конанов, лазерные мечи и драко-
ньи хвосты встали поперек горла, мешая глотать оче-
редные порции межзвездно-мистического мордобоя -- в
итоге народ спрятал рубль в карман и пошел покупать
детективы. Единицы упорно занимались <<конанизмом>>
-- в семье, как говорится, не без урода! -- но
большинство...
Фантастику поставили в угол -- стали считать
<<некоммерческой>> литературой. Бум схлынул, часть
издателей, не успевших вовремя остановиться, прого-
рела, кто-то начал издавать справочники и английс-
кие самоучители, кто-то вообще стал торговать авто-
мобилями; кто-то гнул прежнюю линию, поскольку
спрос на фантастику хоть и упал, но не до нуля...
А кто-то с удивлением обнаружил, что у нас (име-
ются в виду все страны на территории бывшего СССР)
тоже есть свои писатели-фантасты. И не только гра-
фоманы-халтурщики, занимающиеся изготовлением
третьесортных калек со второсортных американских
боевиков, но и целая плеяда талантливых авторов,
чьи произведения заслуживают всяческого внимания и
как остросюжетная, сиречь <<коммерческая>> литера-
тура, и как Литература вообще (именно так, с боль-
шой буквы!), в самом широком и глубоком смысле это-
го слова!
Вот тогда-то (точнее, в середине 1995 г.) упомя-
нутая нами в начале этой статьи стена наконец дала
трещину! Начали создаваться проекты серий отечест-
венной фантастики, подписывались первые договоры с
авторами, выплачивались (о чудо!) первые авансы:
издательства <<Аргус>> и <<Локид>> (Москва), <<Па-
раллель>> (Нижний Новгород), <<Фолио>> (Харьков).
Стена качалась, но еще стояла. Первые ласточки ще-
бетали вовсю: серии <<Современная российская фан-
тастика>> московского издательства <<Локид>> (Э.
Геворкян: <<Времена негодяев>>, Е. Лукин: <<Там, за
Ахероном>>, С. Иванов: <<Ветры Империи>>, книги К.
Булычева, М. Успенского, Ю. Брайдера и Н. Чадовича,
С. Лукьяненко, А. Лазарчука, В. Васильева, А. Зе-
ленского и И. Рясного), <<Хрустальный шар>> нижего-
родского издательства <<Параллель>> (А. Тюрин:
<<Падение с Земли>>, А. Мирер: <<Обсидиановый
нож>>, О. Ларионова: <<Сотворение миров>>, А. Гро-
мов: <<Мягкая посадка>>, Г. Л. Олди (Д. Громов и О.
Ладыженский): <<Путь Меча>>, В. Михайлов: <<Восточ-
ный конвой>>); <<Новая русская фантастика>> харь-
ковского издательства <<Фолио>> (Г. Л. Олди:
<<Восставшие из рая>>, А. Лазарчук: <<Жестяной
бор>>, В. Рыбаков: <<Дерни за веревочку>>, Б.
Штерн: <<Остров Змеиный>>, Г. Прашкевич: <<Шкатулка
рыцаря>>, А. Корепанов: <<Найти Эдем>>, Г. Л. Олди:
<<Войти в образ>>, Е. Манова: <<Феномен двойни-
ков>>, А. Щупов: <<То, что хуже чумы>>, А. Дашков:
<<Странствия Сенора>>).
Следом в <<гонку за лидером>> (сиречь в издание
русскоязычной фантастики) включились московское
<<АСТ>> и питерская <<Terra Fantastica>> с совмест-
ной серией <<Далекая Радуга>> (книги О. Ларионовой,
С. Иванова, Д. Трускиновской, А. Столярова, А. Ска-
ландиса, Е. Хаецкой, Э. Раткевич, С. Лукьяненко, Г.
Л. Олди и т. д.), а также внесерийными изданиями:
<<Время учеников>> (Миры братьев Стругацких) и мис-
тико-фантастической эпопеей <<Око Силы>> харьковча-
нина А. Валентинова. Сразу оговоримся, что изда-
тельства мы расставляем не по старшинству или зна-
чимости, а просто по реальному времени выхода
реальных книг, поэтому обиды или амбиции не имеют
смысла; отметили -- и пошли дальше. Московское из-
дательство <<ЭКСМО>> открыло серии <<Абсолютное
оружие>> (Е. Гуляковский, В. Михайлов, В. Голова-
чев, В. Ильин, И. Стальнов, А. Гласьев, Б. Иванов и
Ю. Щербатых, А. Щупов, М. Ахманов, В. Звягинцев и
т. д.) и <<Абсолютная магия>> (Н. Перумов, Г. Л.
Олди, А. Дашков, Ю. Брайдер и Н. Чадович...). Ека-
теринбургский <<Тезис>> издал книги А. Щупова, Г.
Прашкевича и С. Слепынина, барнаульский <<Полигра-
фист>> выпустил трехтомник Г. Л. Олди, ростовский
<<Феникс>> -- сборник <<Эпоха игры>>, киевский
<<Кранг>> -- книги М. и С. Дяченко, Л. и Е. Луки-
ных, С. Лукьяненко; московский <<Аргус>> наконец
порадовал Л. Вершининым, Г. Л. Олди, А. Тюриным.
Идем дальше. Московский <<Центрполиграф>> -- А. Тю-
рин, В. Головачев, Е. Ворон; опять же московская
<<Армада>> -- серия <<Фантастический боевик>> (Гу-
ляковский, Головачев, Басов, Калугин, Корнюхина, Н.
Перумов в соавторстве с П. Каминской, С. Снегов и
др.); московская <<Терра>> -- В. Шефнер, В. Ильин,
И. Эренбург, А. Максимов, И. Панкеев, Е. Замятин,
Б. Жужунава; питерская <<Азбука>> -- Н. Перумов и
С. Логинов, вместе и поодиночке, М. Семенова, А.
Мазин, И. Мороз, А. Бушков, О. Григорьева, Л. Бутя-
ков, Ю. Латынина, О. Авраменко, Н. Подольский; пи-
терская же <<Лань>> -- А. Тюрин, В. Рыбаков и А.
Легостаев; московское <<ТП>> -- В. Васильев, сара-
товская <<Труба>> -- Ю. Латынина...
Список можно было бы продолжить! Даже рижский
<<Полярис>>, давно и последовательно издающий иск-
лючительно собрания сочинений зарубежных мэтров,
решился выпустить не издававшийся ранее роман по-
койного ныне Сергея Александровича Снегова <<Дикта-
тор>>. Разрабатывают программы издания русскоязыч-
ной фантастики киевский <<Альтерпресс>>, харьковс-
кие <<Око>> и <<Рубикон>>, донецкий <<Сталкер>>,
калининградский <<Янтарный сказ>>, ростовский <<Фе-
никс>>, смоленский <<Русич>>, ряд других изда-
тельств Украины и Росии...
Так что сами видите: даже просто перечислить все
издания последних двух лет было бы весьма затрудни-
тельно, а уж сколько-нибудь подробно охарактеризо-
вать их -- и подавно! Посему остановимся лишь на
русскоязычной фантастике, выпущенной в Украине за
последние два года тиражами не менее 10000 экз. (На
украинском языке фантастика в Украине практически
не издается, т. к. большая часть тиражей реализует-
ся в России.)
1995 г. был еще все-таки беден на серьезные кни-
ги, которые можно пересчитать по пальцам одной ру-
ки: <<Пришествие цивилизации>> Виталия Забирко,
<<Привратник>> Марины и Сергея Дяченко; третья (без
номера) антология серии <<Перекресток>> под назва-
нием <<Книга Небытия>> и авторский том Бориса Штер-
на <<Записки динозавра>>.
Книга Забирко <<Пришествие цивилизации>> (МП
<<Отечество>>, Донецк, 1995), прошедшая как-то не-
заметно мимо большинства читателей, являет собой
классический образец <<старой доброй>> научной фан-
тастики. Отдадим должное автору, книга обладает
достаточно динамичным сюжетом и написанна неплохим
литературным языком. Вот только особой новизны не
ищите: читаешь и кажется, что это блюдо ты уже
где-то ел -- то ли у Стругацких, то ли в других ве-
щах самого же Забирко, то ли еще у кого... Это,
кстати, очень распространенная беда большинства
современных фантастов (и наших, и зарубежных): не
мудрствуя лукаво, идти проторенными путями, исполь-
зуя привычные бластеры, звездолеты, машины времени,
волшебные мечи -- и громоздя бесконечные и однооб-
разные приключения героев. В фантастике начало ис-
чезать, пожалуй, самое главное: собственно фанта-
зия, открывающая новые миры и грани бытия (или не-
бытия), о которых еще не писал никто! Неправда, что
все темы давно исчерпаны; зато правда, что многие
писатели стали стесняться принадлежности к цеху
фантастов, громоздя термины, аки фиговые листки:
турбореализм, киберпанк, магический реализм, пост-
модернистский роман... что не мешает получать лите-
ратурные премии именно за фантастику.
Впрочем, к книге Забирко это уже не имеет непос-
редственного отношения. Добавим лишь, что она впол-
не читабельна, хотя шедевром ее не назовешь.
Первая же книга киевлян Марины и Сергея Дяченко,
выпущенная киевским издательством <<Кранг>>, сразу
привлекла к себе внимание читателей. Написана она в
редком для нас жанре <<серьезной Fantasy>>, где
приключения героев (достаточно интересные и сами по
себе) отнюдь не являются самоцелью, а лишь средст-
вом передать внутренние переживания, проследить
развитие характеров и подвести читателя к некой фи-
лософско-сакральной сущности романа, которая, не-
сомненно, присутствует в <<Привратнике>>. Книга эта
умная и интересная, с оригинальными стилистически-
-языковыми ходами и неожиданными поворотами сюжета,
зримыми образами героев... Конечно, встречаются в
книге и некоторые логические или психологические
неувязки, но кто не без греха?! Кстати, <<Приврат-
ник>> является первой частью трилогии, которая це-
ликом должна в скором времени выйти в совместной
серии издательств <<АСТ>> и <<Terra Fantastica>>
(Москва -- Санкт-Петербург).
Далее -- последний (пока, во всяком случае) вы-
пуск серии <<Перекресток>>: <<Книга Небытия>>
(<<Сатия Юга>> (Днепропетровск) -- <<Око>> (Харь-
ков)).
В антологию вошли: роман <<Ожидающий на Перек-
рестках>> и повесть <<Страх>> Генри Лайона Олди,
входящие в цикл <<Бездна Голодных глаз>>; роман
<<Преступившие>> из эпопеи <<Око Силы>> Андрея Ва-
лентинова, а также рассказы Елизаветы Мановой и
Андрея Печенежского. Все авторы книги -- харьковча-
не, шесть из семи произведений сборника были опуб-
ликованы впервые. Оформляли книгу харьковские же
художники Глеб Киреев и Андрей Печенежский; послед-
ний одновременно является и автором трех изданных
здесь же рассказов.
За невозможностью говорить подробно о каждой
книге, заметим только, что произведения ВСЕХ авто-
ров <<Книги Небытия>> вошли в номинации премий
<<Бронзовая Улитка>> и <<Интерпресскон>>, а роман
<<Ожидающий на Перекрестках>> (почему-то номиниро-
вавшийся в рубрике <<повесть>>!) занял третье место
по итогам общего голосования. И дадим слово питерс-
кому критику Сергею Бережному:
<<... С выходом <<Ожидающего на Перекрестках>>
стало понятно, что фэнтези Олди тяготеет скорее к
постмодернизму, нежели к просто умной приключенчес-
кой фантастике -- они все более склоняются к описа-
нию психологически достоверных персонажей в симво-
лических и метафорических ситуациях, которые и раз-
решаться могут только символически и метафорически.
Что-то подобное (да и то в применении не к фэнтези,
а к science fiction) мне попадалось только у Элли-
сона и Балларда. Сами по себе рассказы Мановой и
Печенежского неплохи... А. Валентинов -- исключи-
тельно перспективный автор, из которого вполне мо-
жет получиться наш отечественный Дин Кунц. В общем
и целом, <<Книга Небытия>> заслуживает самого прис-
тального внимания читателей. >>
Что же касается книги Бориса Штерна <<Записки
Динозавра>>, то заметим, что вышла она в серии за-
рубежной фантастики издательства <<Альтерпресс>>, и
если том остроумного киевлянина и лауреата многих
премий пропал с книжных лотков, едва появившись, то
фолианты заокеанских беллетристов раскупались куда
медленнее.
Возможно, в 1995 г. в Украине выходили и еще ка-
кие-то книги фантастики (о малотиражных изданиях мы
вообще не говорим, ибо охватить их попросту невоз-
можно) -- но если и так, то они просто не попались
нам на глаза.
Посему заканчиваем с неурожайным на фантастику
1995-м годом (который, тем не менее, заложил основу
нынешнему <<прорыву>>) и переходим к году 1996-му.
Наиболее заметным явлением на рынке изданной в
Украине фантастики (и одним из самых ярких в масш-
табах СНГ) стала серия <<Новая русская фантастика>>
харьковского издательства <<Фолио>>. Рассказывая об
этой серии, мы испытываем определенные морально-э-
тические затруднения, ибо именно мы (Дмитрий Громов
и Олег Ладыженский) являемся ее редакторами-соста-
вителями. Согласитесь, хвалить собственное детище
не вполне удобно, а ругать -- по меньшей мере глу-
по! И все же попробуем.
В первый пятитомник <<НРФ>> (а книги в этой се-
рии выходят <<блоками>> по пять томов) вошли:
Генри Лайон Олди (Харьков): <<Восставшие из
рая>>. Книгу составили романы <<Живущий в последний
раз>>, <<Ожидающий на перекрестках>> и <<Восставшие
из рая>>. Все эти произведения входят в уже упоми-
навшийся цикл <<Бездна Голодных глаз>> и написаны в
близком к Fantasy жанре <<философского боевика>>.
Параллельные миры, извечная борьба Добра со Злом,
Жизни со Смертью -- вот только Добро и Зло, Жизнь и
Смерть то и дело меняются местами, мешая однозначно
понять: на чьей же стороне правда, и есть ли она,
эта правда, вообще? Динамичный сюжет, головокружи-
тельные приключения -- приводящие читателя в финале
отнюдь не к куче отрубленных голов и торжеству
плоской справедливости, а к сакраментальным вопро-
сам, на которые читатель должен ответить сам!
(Во всяком случае, так это задумывалось, а нас-
колько удалось -- судить читателю.)
Андрей Лазарчук (Красноярск): <<Жестяной бор>>.
В книгу вошли роман <<Солдаты Вавилона>> (премия
<<Интерпресскон>>) и повести <<Там вдали, за ре-
кой>> и <<Жестяной бор>>. Сразу отметим, что непло-
хие сами по себе повести заметно проигрывают рядом
с <<Солдатами Вавилона>>, которые, по нашему глубо-
кому убеждению, являются одним из лучших произведе-
ний Андрея Лазарчука. Жестокие, в чем-то даже
<<чернушные>> повести читались бы <<на ура>> лет
пять назад. Разумеется, они в любом случае написаны
рукой мастера, но... время упущено! Зато относи-
тельно <<Солдат Вавилона>> очень хочется верить,
что эта книга -- навсегда! Многопластовая фантасма-
горическая композиция, где десятки параллельных ми-
ров (измерений? вероятностных реальностей?) борются
против общей опасности, не понимая толком, кто их
враг... Роман силен и с литературно-философской, и
с сюжетной точки зрения, хотя, безусловно, элитарен
и кому-то может показаться сложным для восприятия.
Перечитайте еще раз -- не пожалеете!
Вячеслав Рыбаков (Санкт-Петербург): <<Дерни за
веревочку>>. В книгу вошли романы <<Гравилет "Цеса-
ревич">> и <<Дерни за веревочку>>, а также рассказ
<<Носитель культуры>> и подборка стихов разных
лет. Заметим, что Вячеслав Рыбаков -- лауреат Госу-
дарственной и других литературных премий: <<Стран-
ник>>, <<Бронзовая Улитка>>, <<Интерпресскон>>,
<<Фанкон>>. На наш взгляд заслуженно премированный
<<Гравилет... >>, написанный в жанре <<альтернатив-
ной истории>> (Россия избежала революции 1917 г.,
коммунизм стал... религией (!), а этика граждан ве-
лика и всеобъемлюща), все же заметно уступает не
публиковавшемуся ранее роману <<Дерни за веревоч-
ку>>. Здесь почти нет внешней фантастики -- но не
это главное! Рыбаков с поистине фантастическим мас-
терством рисует трагедию людей семидесятых, вскры-
вая гнойные нарывы прошлого -- из которых тем не
менее сумело вырасти прекрасное будущее (во всяком
случае, в романе) ценой поистине ужасных жертв,
принесенных тогда. Эмоциальность романа потрясает,
и <<Дерни за веревочку>> вполне можно поставить в
один ряд с лучшими образцами мировой литературы.
Борис Штерн (Киев): <<Остров Змеиный>>. В книгу
вошла подборка рассказов и коротких повестей Б.
Штерна, часть из которых ранее не издавались. Наря-
ду с несомненными удачами автора, где тонкая груст-
ная лиричность сочетается с мягким юмором, а в зна-
комом нам с детства мире начинает твориться сюрреа-
листическая мистерия (<<Шестая глава <<Дон Кихо-
та>>, <<Безумный Король>>, <<Дом>>, <<Дед Мороз>>),
а также остроумной сатирой (<<Остров Змеиный>>,
<<Да здравствует Нинель! >>), в книге присутствуют
и более слабые вещи. Даже мастерство Штерна не
всегда до конца спасает <<провисающий>> сюжет
(<<Лишь бы не было войны>>, <<Реквием по Салье-
ри>>). Тем не менее, книга в целом читается запоем.
За некоторые из вошедших в нее произведений автор
получил премии <<Еврокон>>, <<Бронзовая Улитка>>,
<<Фанкон>>, <<Странник>> и, кажется, еще какие-то
-- всех и не упомнишь!
Геннадий Прашкевич (Новосибирск): <<Шкатулка ры-
царя>>. Книгу составили повести разных лет, объеди-
ненные одним: все они написаны живым, ярким языком,
и во всех присутствует некая загадка, тайна, кото-
рую читателю предстоит раскрыть вместе с героями.
Надо сказать, что запутанная детективная интрига
присуща практически всем произведениям Г. Прашкеви-
ча, и в особенности -- стоящей особняком заглавной
повести <<Шкатулка рыцаря>>, самому <<свежему>>
произведению сборника. Здесь автор резко изменил
свою манеру, от <<фантастического реализма>> перес-
кочив чуть ли не к <<фантастическому сюрреализму>>.
Впрочем, сей рискованный эксперимент вполне удался!
Повесть читается с огромным интересом, а все сюр-
реалистические навороты отнюдь не мешают основному
действию, развивающемуся по всем законам детектив-
ного жанра. Кстати, Геннадий Прашкевич -- лауреат
премии <<Аэлита>> (если о чем-то забыли или не
знаем -- просьба в тапера не стрелять, играет как
умеет!).
Во второй пятитомник <<Новой русской фантасти-
ки>> вошли:
Генри Лайон Олди (Харьков): <<Войти в образ>>
(романы <<Дорога>> и <<Войти в образ>>, повести
<<Страх>> и <<Витражи патриархов>>, а также цикл из
девяти объединенных общим героем юмористических
рассказов <<Герой Вашего времени>>). Вся <<крупная
форма>>, опять же, относится к циклу <<Бездна Го-
лодных глаз>>. Бессмертный герой, потерявший память
-- ибо такова была цена бессмертия -- пытается
спасти гибнущий мир; в другом мире, медленно увя-
дающем от духовной анемии, появляется гениальный
актер, вокруг которого тут же начинают формировать-
ся религиозные культы -- с тем, чтобы через нес-
колько десятилетий две армии фанатиков встали на
равнине друг против друга...
Да, Д. Громов и О. Ладыженский вслед за ТАСС
уполномочены заявить: Г. Л. Олди стал лауреатом
премий <<Фанкон>>, <<Старт>> и <<Великое кольцо>>!
Если про других пишем -- грех о себе забывать...
Алексей Корепанов (Кировоград): <<Найти Эдем>>.
Трудно понять, к какому из жанров относятся романы
<<Найти Эдем>> и <<Вино Асканты>>, а также повести
<<На сияющих вершинах>> и <<Без маски>>, вошедшие в
эту книгу, -- но оторваться от них, не дочитав до
конца, просто невозможно. Вселенские мусорщики спа-
сают Землю от... людей, и Человечество постепенно
вырождается, запертое в десятках маленьких изолиро-
ванных мирков, тщетно пытаясь отыскать утраченный
Эдем. Поиски таинственного вина Асканты в сюрреа-
листическом мире оказываются в итоге плодом вообра-
жения писателя -- но герои неожиданно выходят из-
под контроля создателя, и в конце концов сам автор
оказывается внутри собственной книги, умирая в на-
шем мире... Что это? Fantasy? Science Fiction?
Что-то еще? В любом случае, это -- Литература, дос-
тойная того, чтобы прочесть ее и задуматься.
Андрей Дашков (Харьков): <<Странствия Сенора>>.
Этой трилогии, первая часть которой вышла еще в
1993 г. в антологии <<Сумерки мира>> серии <<Перек-
ресток>>, читатели ждали уже давно. И дождались!
Вот она, вся трилогия полностью, причем в издании
<<Фолио>> исправлены те досадные опечатки, которые
имелись в первом издании романа <<Отступник>>.
Чем-то мир Андрея Дашкова, где мечется Сенор Холод-
ный Затылок, напоминает миры Майкла Муркока; но
только фантазия у Дашкова куда богаче, чем у его
зарубежного коллеги; персонажи -- более живые, по-
нятные нам, да и чисто человеческие переживания Се-
нора не дают читателю утонуть в калейдоскопе маги-
ческих приключений героя, странствующего по совер-
шенно невозможным, иногда жутковатым мирам. Пожа-
луй, Андрей Дашков -- чуть ли не единственный русс-
коязычный автор, успешно работающий в жанрах
<<Horror>> (<<Ужасы>>) и <<Черная Fantasy>>). Кста-
ти, в самом ближайшем времени две другие книги А.
Дашкова должны выйти в московском издательстве
<<ЭКСМО>>.
Андрей Щупов (Екатеринбург): <<То, что хуже чу-
мы>>. Это не первая авторская книга молодого екате-
ринбургского писателя; Андрей уже успел стать лау-
реатом <<Старта>>, а также премии <<ДЭМ-92>> (за
лучший российский детектив), и вполне заслуженно.
Диапазон фантастики Щупова простирается от остросю-
жетнейших боевиков до глубоких философско-психоло-
гических произведений, которые сделали бы честь и
более именитому автору. Включая все промежуточные
стадии. Но всегда Андрей остается верен себе: самые
мудреные вещи Щупова читать крайне интересно, даже
не имея степени магистра философии, а в зубодроби-
тельном боевике сквозь стрельбу нет-нет, да и прор-
вутся нетривиальные мысли, заставляющие читателя
всерьез задуматься. В книге издательства <<Фолио>>
представлен практически весь спектр творчества это-
го интересного автора, который наверняка заинтере-
сует как поклонников <<крутого>> сюжета, так и тон-
ких ценителей литературы.
Елизавета Манова (Израиль, до того -- Харьков):
<<Феномен двойников>>. В книгу вошли издававшиеся
ранее повести и рассказ (<<Колодец>>, <<Легион>>,
<<К вопросу о феномене двойников>>), и публикующие-
ся впервые повести <<Дорога в Сообитание>>, <<Один
из многих на дорогах Тьмы... >> и роман <<Побег>>.
Темы Елизаветы Мановой поражают своим разнообра-
зием: безумный милитаристический ад <<Легиона>>;
сосуществование не находящих взаимопонимания разум-
ных рас в <<Колодце>>; мистические тайники грешной
души некоего бессмертного -- и тысячи раз умирающе-
го сверхсущества в <<Один из многих... >>; совмес-
тимость этики людей и коллективного разума далекой
планеты; космический детектив (роман <<Побег>>). Но
во всех случаях герои Мановой вызывают искреннее
сочувствие читателя -- настолько мастерски они вы-
писаны, настолько человечны и близки нам их желания
и помыслы, независимо от того, где происходит
действие: в загробном мире, магическом измерении
или в неведомой галактике...
Сейчас запущен в работу третий пятитомник <<Но-
вой русской фантастики>>, и мы рассчитываем, что до
конца 1996-го года он успеет выйти в свет. Это:
Андрей Валентинов (Харьков): <<Овернский кли-
рик>>. Первый же опубликованный роман Андрея Вален-
тинова сразу попал в номинационные списки премий
<<Интерпресскон>> и <<Бронзовая Улитка>>. Однако
эта книга открывает совершенно новый качественный
этап в творчестве писателя, который, кстати, яв-
ляется еще и кандидатом исторических наук. Романы
<<Серый коршун>> и <<Овернский клирик>> переносят
нас, соответственно, на Пелопоннес XIII в. до н. э.
и в Европу XII в. (уже нашей эры). Запутанная,
практически детективная интрига, невероятные (но
при этом вполне логичные) приключения героев, с из-
рядной долей мистического ужаса -- и все это проис-
ходит на фоне абсолютно достоверной исторической
картины прошлого, что придает описываемым событиям
особую зримость.
Елена Хаецкая (Санкт-Петербург): <<Синие стреко-
зы Вавилона>>. Елена Хаецкая хорошо известна люби-
телям фантастики по книге <<Завоеватели>> и, конеч-
но же, по знаменитому роману <<Меч и радуга>>,
опубликованному издательством <<Се веро-Запад>> под
псевдонимом <<Мэделайн Симонс>>. В новую книгу во-
шел роман-цикл <<Синие стрекозы Вавилона>> и по-
весть <<Хальдор из Светлого Города>> (продолжение
романа <<Меч и радуга>>!). Обе вещи хороши по-свое-
му: романтические приключения <<Хальдора... >> ра-
зительно контрастируют с жестокостью <<Вавилонско-
го>> цикла, обильно сдобренной <<ненормативной лек-
сикой>>, которая, тем не менее, смотрится в тексте
вполне органично и отнюдь не вызывает отторжения.
Этот цикл отличается от предыдущих произведений
Елены и, по-видимому, является неким переломным
этапом в ее творчестве. Думается, он будет интере-
сен многим. Ну, а продолжение <<Меча и радуги>> --
как долгожданный и любимый гость!
Сергей Герасимов (Харьков): <<Искушение>>. Ро-
ман, повести и рассказы Сергея Герасимова, включен-
ные в эту книгу, написаны в манере <<психологичес-
кой фантастики>>. Автор исследует подсознательные
мотивы поступков героев, зачастую приводящих к фа-
тальным последствиям, действие разворачивается как
в реальном мире, так и в глубинах человеческого
<<эго>>. Следуя лучшим традициям, Герасимов удачно
совмещает реализм и фантастику с психоанализом, по-
лучая весьма оригинальный <<сплав>>,где философско-
фантастическая концепция постепенно проступает
сквозь напряженное действие -- а финал неожиданно
ставит все с ног на голову: Добро оборачивается
Злом, благодетель -- преступником, а маньяк-психо-
пат -- справедливым мстителем...
Юлий Буркин и Сергей Лукьяненко ( Томск -- Алма-
ты): <<Остров Русь>>. Трилогия, написанная двумя
известными писателями-лауреатами различных литера-
турных премий, подобна бокалу хорошего шампанского
-- она пенится пузырьками изысканного юмора,искрит-
ся радугой тонких намеков и аллюзий, аромат ее оди-
наково пьянит читателя, впервые обратившегося к
фантастике, и знатока <<фэндома>>, который увидит
здесь немало знакомых обличий;и лишь заядлый мизан-
троп сумеет дочитать эту книгу до конца, сохранив
прежнюю мрачность лица и осень в душе.
Федор Чешко (Харьков) <<В канун Рагнаради>>. Ко-
го только не встретит читатель на страницах этой
книги -- первобытный охотник Хромой и опричник Че-
кан, древнерусский воевода и китайский полководец-
монах, бог Переплут и чащобный вовкулак, деревенс-
кая ведьма и ученик престижного лицея... Зримые,
выпуклые реалии самых разнообразных времен, динами-
ка напряженного сюжета и тонкое понимание психоло-
гии персонажей -- вот порука тому, что эту книгу
захочется не только прочесть до конца, но и неодно-
кратно перечитать.
Как видите, в серии издательства <<Фолио>> пред-
ставлен практически весь спектр современной фантас-
тики, а мы, в свою очередь, постарались отобрать
самые лучшие произведения современных авторов. На-
сколько это удалось -- судить читателю. Мы сделали,
что могли, пусть другие сделают лучше!
Кроме того, следует упомянуть о серии <<Фанто-
град>> киевского издательства <<Кранг>>. Сразу ого-
воримся, что оформление трех вышедших в <<Кранге>>
книг, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Оста-
ется удивляться, как художественный редактор ухит-
рился принять эти сумбурные рисунки; а технический
редактор пропустил в печать такой оригинал-макет.
Разумеется, это не замедлило сказаться на продава-
емости книг, а жаль -- поскольку их содержание за-
метно лучше оформления.
Итак, серия <<Фантоград>> киевского издательства
<<Кранг>>:
Марина и Сергей Дяченко (Киев): <<Ритуал>>. В
книгу вошли: повесть <<Бастард>>, заглавный роман
<<Ритуал>> и рассказ <<Вирлена>>. Повесть в общем,
неплоха, с яркими героями, не без юмора и динамики
сюжета. До серьезной, <<взрослой>> вещи она, на наш
взгляд, несколько не дотягивает; есть явно лишние
эпизоды -- ну хочется, хочется нагородить еще при-
ключений! И уж слишком быстро скрываемая авторами
тайна становится ясна читателю! Хотя, в принципе,
повесть хороша -- но ориентирована скорее на подро-
стков.
Чего никак не скажешь о романе <<Ритуал>>. Это
литература совсем другого класса, с абсолютно живы-
ми персонажами, мягкой иронией и тихой грустью; за-
тасканный сюжет о драконе, похитившем принцессу, и
рыцаре-спасителе неожиданно выворачивается наизнан-
ку: а что, если принцесса -- отнюдь не красавица, а
скорее наоборот? Что, если рыцарь и не думает ее
спасать? Но его к этому вынуждает... дракон! А что,
если... Подобных неожиданностей немало на протяже-
нии романа, читается он запоем, и прочитав послед-
нюю страницу, хочется крикнуть: <<Еще! Хочу даль-
ше!>> Но потом понимаешь,что дальше -- это уже сов-
сем другая история...
Остается искренне поздравить Марину и Сергея с
несомненной удачей. Перед нами весьма талантливые
авторы, всерьез заявившие о себе. Что же до расска-
за <<Вирлена>>... Прочитаете -- оцените. А прочи-
тать советуем.
Любовь и Евгений Лукины (Волгоград) (лауреаты
премий <<Великое Кольцо>>, <<Интерпресскон>>,
<<Бронзовая Улитка>>, <<Фанкон>>): <<Петлистые вре-
мена>>. Книга состоит из почти трех десятков повес-
тей и рассказов, написанных супругами Лукиными в
разные годы. Не все они равноценны, не все одинако-
во хороши, кое-что уже устарело -- но в большинстве
это весьма оригинальные вещи, с неповторимой <<лу-
кинской>> манерой повествования. Не смеяться, читая
их, просто невозможно, а когда углубишься в серьез-
ную повесть типа <<Стали разящей>>, то нет-нет, да
и подкатит к горлу комок, когда герои неожиданно
влипают в очередную передрягу -- ибо беззаботной
уверенности в счастливом конце у читателя не возни-
кает!
Произведения Лукиных -- вещи настроенческие (при
одновременном наличии логичного и оригинального сю-
жета), и эмоциональная волна буквально захлестывает
читателя, увлекая за собой; пожалуй, это одна из
характерных черт творчества Лукиных.
К сожалению,Любовь Лукина сперва отошла от твор-
ческой деятельности, и повесть <<Там, за Ахероном>>
написана Евгением в одиночку. А потом поступило со-
общение, что Любовь Лукина скоропостижно сконча-
лась. Приносим Жене свои искренние соболезнования.
Сергей Лукьяненко (Алматы): <<Отложенное возмез-
дие>>. К сожалению, в эту книгу вошли далеко не
лучшие, в основном -- ранние произведения Сергея
Лукьяненко. Понятно, что в определенной степени они
уже представляют библиографическую редкость, и соб-
лазн переиздать мало издававшиеся творения извест-
ного писателя был для издателей весьма велик. Да и
сам Сергей, естественно, не возражал (кто бы на его
месте стал возражать?!). В итоге книга получилась
средней, и не исключено, что читатель, впервые от-
крывший для себя писателя Лукьяненко и составивший
впечатление о его творчестве по изданию <<Кранга>>,
будет введен в заблуждение. А жаль. Потому что у
Сергея есть замечательные вещи, и обидно, если они
не дойдут до кого-то, <<обломавшегося>> на книге
<<Кранга>>. Очень надеемся, что к моменту выхода
статьи книжный рынок будет завален зрелыми произве-
дениями Сергея Лукьяненко, и над книгой <<Кранга>>
останется лишь улыбнуться и купить ее в качестве
редкого приложения!
Короче, рискнем дать совет: перед тем, как чи-
тать <<Отложенное возмездие>>, возьмите знаменитых
<<Рыцарей сорока островов>>, за которых Сергей по-
лучил премию <<Странник>> (кстати, он также лауреат
<<Интерпресскона>> и <<Старта>>),или его новую кни-
гу, недавно вышедшую в издательстве <<Локид>> (Мос-
ква).
И наконец, с нашей стороны было бы просто невеж-
ливо не упомянуть о единственном (!) в Украине ре-
гулярно выходящем журнале, который в КАЖДОМ номере
печатает фантастику отечественных авторов. Это жур-
нал <<Порог>>, издаваемый в Кировограде на средства
МЧП <<Антураж А>> его бессменным главным редактором
Алексеем Корепановым. Возможно, кто-то захочит воз-
разить нам и вспомнит другие журналы. Но какие?
<<МиФ>> (<<Молодежь и Фантастика>>, Днепропетровск)
и в лучшие-то годы выходил от случая к случаю, а
теперь, похоже, тихо почил в бозе -- жаль! <<Одес-
сей>> (Одесса) загнулся после второго номера. Киев-
ский журнал <<Наука и фантастика>>, несмотря на
название, фантастику игнорирует, а то, что изредка
печатает, просто стыдно читать! Не знаем, правда,
как там дела у <<Кентавра>> (Днепропетровск), но,
по-видимому,и он дышит на ладан,выходя эпизодически
и чем дальше -- тем реже.А больше журналов, печата-
ющих фантастику, мы в Украине и не упомним!
Вот и остался один <<Порог>>, выходящий регуляр-
но, раз в два месяца, с 1992 г. (почти пять лет --
согласитесь,в наше время для журнала срок немалый!)
и в каждом номере обязательно печатающий фантасти-
ку!
Так что нам остается поблагодарить дирекцию МЧП
<<Антураж А>> и главного редактора <<Порога>> Алек-
сея Корепанова, пожелать журналу выходить и дальше
с той же регулярностью -- и откланяться.
Надеюсь, мы не очень вам надоели?
7(С) Дмитрий Громов, Олег Ладыженский,ноябрь 1996 г.
Другие статьи номера:
Дмитрий Громов - Рухнувшая Стена (обзор фантастики 1995-96 г. г.). |
Похожие статьи:
В этот день... 13 ноября