Lprint #13
01 августа 1997 |
|
┌----------------------------------------┐ │░░░░░░░░░░░░░░ SHADOW RAM ░░░░░░░░░░░░░░│ └----------------------------------------┘ (C) Hamer MDM 221-8365 Недавно я, сначала у Никифорова, а за- тем и у себя сделал маленькую, но очень удобную вещицу, называемой Теневое ОЗУ. За основу была взята схема, опубликован- ная в 17-ом Spectrofon'е. Там рассказано о подключении 2-х килобайтных ОЗУ'шек, но нам этого показалось очень мало и мы ре- шили установить себе аж 32 кг. В Spectro- fon'е кстати рассказывалось о подключении этого прибамбаса совместно с COVOX'ом, но так как эти COVOX'ы имеют далеко не все то схемку пришлось немного доработать. Итак, схемка: ТМ2 ┌───┐1 _____ 4┌─┬────┐ 3│1 ├──── A14 RESET ──────┤R│ │ BLOK ┌─┤ │2 2├─┤ Q├──── │ │ ├──── A15 A7 ──────┤D│ │5 │ └───┘ 3├─┤ │ │4┌───┐ ┌──┤C│ _│6 └─┤ 1│6 ______ ___ │ 1├─┤ Qo────────┐ 5│ ├──── CS_RAM MAG ───┼──┤S│ │ └──┤ │ │ └─┴────┘ ЛЛ1 └───┘ │ ┌───┐12 ┌───┐9 ____ │ 11│1 ├───┐8│1 ├──── IORQ └───┤ │13 └─┤ │10 │ ├──┐ │ ├──── A2 __ └───┘ │ └───┘ RD ──────────────┘ ┌───┐1 _______ 3│1 ├─── BLOK CS_ROM0 ───┤ │2 ______ │ ├─── CS_ROM └───┘ Сигнал BLOK служит для блокировки об- ращения к ПЗУ во время работы теневого ОЗУ. Сигнал /CS_ROM подключается к про- воднику, ведущему к 20-ой ноге микросхемы ПЗУ, которую (ногу) нужно отделить от платы, сигнал /CS_ROMO заводим на отор- ванную 20-ую ногу ПЗУ'шки. Если TR-DOS у вас прошита в той же ПЗУ, что и BASIC то вам повезло, иначе с ПЗУ'шкой TR-DOS'а придется проделать тоже, что и с основной (добавив еще один элемент ИЛИ). Если же в вашем компе предусмотрена возможность блокировки ПЗУ'х через системный разъем, или еще как-нибудь, то не надо будет уста- навливать дополнительную микруху ЛЛ1. В Profi это 6-ой вывод переключателя ПЗУ'шек на верхней плате, но для его ис- пользования необходимо, что бы все 64K ПЗУ находились в одной микрухе на нижней плате, тогда, кстати, колодку на верхней плате можно использовать для нашей ОЗУ'шки. В Байте такая возможность тоже есть, но я не помню, какая это нога сист. разъема. Теперь об самих ОЗУ'шках. Приведу ри- сунок микросхеммы на 32к: ┌--┬┬--┐ A14 -┤1 └┘28├- Vcc A12 -┤ ├- /WE A7 -┤ ├- A13 A6 -┤ ├- A8 A5 -┤ ├- A9 A4 -┤ ├- A11 A3 -┤ ├- /OE A2 -┤ ├- A10 A1 -┤ ├- /CS A0 -┤ ├- D7 D0 -┤ ├- D6 D1 -┤ ├- D5 D2 -┤ ├- D4 GND -┤14 15├- D3 └------┘ В микрухе на 16K не используется 1-ая нога. Сигнал /OE нужно завести на сигнал процессора /MREQ (19 нога процессора, или B18 в сист. разъеме Profi). Сигнал /CS - на сигнал /CS_RAM в схеме этого девайса. Сигнал /WE - на сигнал процессора /WR (22 нога процессора, или B21 в сист. разъеме Profi). Выводы A0-A13 и D0-D7 к соответс- твующим выводам процессора, или сист. разъема. Если же вы счастливый обладатель 32K ОЗУ, то вывод A14 ОЗУ'шки следует за- вести на A14(27 нога) ПЗУ'шки, в которой прошит 128-ой BASIC, или к A31 сист. раз- ъема Profi и теперь у вас есть возмож- ность переключать банки теневого ОЗУ так же, как и банки овычного 128-ого ПЗУ че- рез 4-ый бит порта #7FFD. Но все это туфта, если нет возможности влететь в теневое ОЗУ по MAGIC'у культур- но и без глюков. А весь прикол заключает- ся в том, что этот девайс не успевает пе- реключать память с приходом сигнала /NMI. Для этого еще одна схемка: MAGIC+ ___ ┌╥┐ ┌------- NMI ║/ │ / │ ___ ┌------/ ---o------- MAG -┴- │ ┌---┐ │ │/│ ____ +5V o-┤ ├-o-┤ ├--- WAIT └---┘ ││ 1ОкОм КД5O2 Диод можно не ставить на тех машинах, на которых сигнал /WAIT не вырабатывает- ся, например на Пентагонах, но на Profi он желателен. Кстати на Profi лучше будет если на верхней плате сигнал /NMI отре- зать от схемы на самом системном разъеме. Теперь о схемах: микрухи ТМ2 и ЛЛ1 можно брать любой серии (155, 555, 1533) Сигналы, обозначение в тексте со значком "/" инверсные. Микрухи ОЗУ - 32K: 43256, 51256, 62256 , 16к - 62128 и т.д. Теперь о программировании этого при- бамбаса: включается теневое ОЗУ командой IN A,(#FB) , а возвращается в исходное состояние командой IN A,(#7B) (как в ZX-LPRINT III) И в заключение о ПО. Всем известный Александр Никифоров уже адаптировал под это дело CONVER COMMANDER (only 32k RAM), PERFECT COMMANDER, MONSTER COMMANDER, FPM COMMANDER, STSS.1 (16k RAM) и продолжает дальше заниматься адаптацией. Поддержива- ет теневое ОЗУ и демка OVER THE TOP , куда она размещает COVOX PLAYER, для более чис- того звука.
Other articles:
|
|
|
|
|
|
|
Similar articles:
В этот день... 21 November